Douglas A-4 Skyhawk – американский палубный штурмовик был разработан в 50-х годах прошлого столетия. Самолет не отличался ничем экстраординарным. Он имел дозвуковую скорость, а также не был оснащен сверхсовременным оружием и системами. Между тем, как парадоксально это ни звучит, но именно вышеупомянутая простота позволила боевому самолету пережить своих ровесников. Более того, он умудряется летать и сегодня.
Начать стоит с того, что в середине прошлого века произошла революция в военной авиации. На смену самолетам с поршневыми двигателями стали массово приходить реактивные. Вместе с тем новые крылатые машины стоили кратно дороже морально устаревших предшественников, а выпускать их требовалось в больших количествах. В итоге решить данную проблему попытались в Douglas Aircraft Company. Конструкторы сосредоточились на том, как максимально упростить конструкцию реактивного самолета. Правда, их идеи пришлись не по душе командованию ВВС, которое ни в коем случае не соглашалось на то, чтобы американские истребители хоть чем-то уступали советским МиГам. В то же время предложения инженеров Douglas пришлись по душе командованию ВМС США, где нуждались в новом самолете для авианосцев. Так на свет появился A-4 Skyhawk, относительно дешевый, имевший предельно простую конструкцию, но крайне востребованный. В качестве примера упрощения конструкции можно привести крыло штурмовика, имевшее треугольную форму. Это была цельная деталь, которая пристегивалась к фюзеляжу снизу. Механизация крыла также предельно простая – большие элероны, вытянутые до самых законцовок, большие предкрылки без приводных двигателей, а также спаренные вместе закрылки и аэродинамические тормоза. Шасси самолет получил с одним колесом и удлиненной стойкой, чтобы под крыло, закрепленное в нижней части фюзеляжа, можно было подвесить вооружение. Сам фюзеляж также был максимально простой, с бронированной носовой частью. В качестве силовой установки использовался один реактивный двигатель с тягой 38 кН. На вооружении A-4 Skyhawk имелись две 20-мм пушки, различные неуправляемые ракеты и бомбы. Крейсерская скорость самолета – дозвуковая около 950 км/ч, а максимальная скорость достигала 1118 км/ч. Дальность полета палубного штурмовика достигала 1800 км. При этом он стал первым американским боевым самолетом, получившим систему дозаправки в воздухе. В итоге предельно простой и относительно дешевый самолет обладал отличными на то время летными и боевыми характеристиками. Кроме того, его обслуживание также не требовало больших затрат и не было трудоемким. Это и обеспечило штурмовику вышеупомянутое «долгожительство» и востребованность не только в США, но и других странах.
Источник
|