Атаки беспилотников на военные корабли в последнее время часто появляются в новостях, открывая то, что, возможно, является новой эрой морских сражений, с которой даже самые мощные флоты мира, похоже, не готовы полностью противостоять в больших масштабах. По крайней мере, флот НАТО явно (в следующем материале на днях!) проигрывает хуситам, причем, по полной программе.В Красном море и вокруг него постоянные воздушные атаки беспилотников хуситов на корабли, в том числе надводные боевые корабли США и их союзников, нельзя не признать удачными. По крайней мере, уже несколько кораблей разных стран «пошли домой», потому что продолжать служить не могут. Но об этом чуть позже.
Но и в Черном море мы с вами были свидетелями успешного применения БЭК – безэкипажных катеров, относительно недорогих беспилотных систем, использование которых в морском контексте обычно рассматривается через призму их угрозы для военных кораблей. И они показали, что могут создать эти самые проблемы для вполне реальных боевых кораблей.Было смешно, многие называли БЭК «торпедами для нищих», но реально так и получилось: да, для этой «торпеды» не нужна подводная лодка, а все много проще и дешевле. А урон… ну ничуть не хуже. Но потенциал использования беспилотных летательных аппаратов более низкого класса для тех же военных кораблей, как в обороне, так и в нападении, возможно, не менее важен.Пока только начинается осмысление того, что происходит в Черном и Красном морях, как меняется вся концепция применения современного оружия, а она меняется просто катастрофически быстро и столь же кардинально.Тем не менее, те, кто уже испытал на себе атаки БЭК и БПЛА, уже начинают задумываться над необходимостью разработки стратегии и тактики противодействия новым противникам. Уже рассматриваются различные варианты в ряде стран, но здесь далеко не все так просто, как хотелось бы разработчикам.Если говорить о кораблях – они (за исключением авианосцев) не резиновые. В связи с очень ограниченным дополнительным пространством и отсутствием в настоящее время способа перезарядки ячеек системы вертикального пуска (VLS) в море на американских кораблях, сочетание вооружения и размер боезапаса на борту надводных боевых кораблей Америки, как настоящих, так и будущих, подвергаются глубокой переоценке уже сегодня.И здесь все очень разумно: получив уже несколько раз от хуситов, американцы первыми ринулись в разработки, ведь тут все прозрачно: надо уберечь свои корабли, и никто не против подзаработать на дооснащении оных.Это, знаете, не приказать пулеметы поставить на все корабли, тут подход иной.Здесь понятно, что теоретически было бы неплохо добавить больше очень дорогих, сложных и высокоэффективных ракет, вопрос – будет ли от этого польза? Возможен и другой вариант развития событий, это когда вместо больших и средних ракет пусковые трубы будут заполнены гораздо меньшими и более дешевыми воздушными беспилотниками, этакими дронами-перехватчиками для других дронов или, чем морской черт не шутит, БЭК. Вот это гораздо более осуществимо, и это может значительно повысить боевые возможности современного военного корабля.Извлечение отработанной кассеты из системы вертикального пуска эсминца на борту эсминца «Бенфолд». А сзади УВП очень важная система, о которой речь пойдет нижеМожно даже утверждать, что, по крайней мере, вооружение надводных кораблей кассетами с беспилотниками, стало столь же актуальным, как и запихивание большего количества ракет в пусковые. Здесь имеется в виду то, что дать возможность надводным боевым кораблям быстро запускать от одного беспилотника до целых роев недорогих, но эффективных беспилотников, которые могут пролететь приличное расстояние или оставаться в воздухе в течение нескольких часов. В этом скрывается весьма приличная разница с ракетами, которые, простите, реально одноразовые: назад их никто не станет возвращать. А вот беспилотник можно и вернуть, и повторно использовать. Да, в последнее время многочисленные события дают планировщикам многих стран, в том числе и ВМС США, много поводов для размышлений. Война на Украине, и особенно использование беспилотных надводных кораблей в этом конфликте, а также потенциальная надвигающаяся битва на просторах Тихого океана с Китаем, о которой постоянно говорят в США — это только два повода для размышлений. А так-то их значительно больше.Ну и продолжающийся кризис у берегов Йемена, в ходе которого коммерческие и военные суда неоднократно подвергались нападениям с использованием и беспилотников, и крылатых ракет, а также впервые были применены противокорабельные баллистические ракеты, вызывает, пожалуй, наибольший интерес. Это гораздо более компактная с географической точки зрения угроза, чем та, с которой ВМС США все планируют столкнутся в Тихом океане против Китая. По состоянию на середину февраля, американские надводные боевые корабли выпустили более 100 ракет серии «Стандарт» (SM-2 и SM-6) и, вероятно, других типов сверх этой цифры, по атакующим вооружениям хуситов. Сейчас это число заметно больше, потому что война, которая не совсем война, продолжается. И тут возникают сложности финансово-логистического характера, потому что пополнение этих вооружений становится определенной проблемой.И далеко, и дорого!А недорогие ударные беспилотники однократного применения стоят в разы дешевле противокорабельных ракет, но все же могут представлять серьезную опасность для кораблей. Мало того, что эти БПЛА могут поражать корабли, так еще ко всему прочему они также могут принимать на себя драгоценные ракеты-перехватчики, выпущенные с этих кораблей для обороны. И тут случай, когда цены цели и перехватчика просто несопоставимы.С другой стороны, подойдем вот с такого ракурса: если корабль ВМС США хочет поразить небольшую цель на большом расстоянии, его единственным вариантом в настоящее время является запуск крылатой ракеты BGM-109 Tomahawk или SM-6, которая опционально имеется на некоторых кораблях флота США. Но, по сути, «Топор» — это единственное оружие дальнего радиуса действия.«Топор» - оружие не дешевое, от миллиона долларов за штуку, кроме того, хотя некоторые варианты «Томагавка» могут преследовать и поражать морские цели, наряду с RGM-84 Harpoon, которая, стоит заметить, имеет весьма ограниченную дальность. Добавление в арсенал любого корабля дальнобойных барражирующих ударных боеприпасов может полностью изменить расклад сил.Вообще о пользе БПЛА в комплексе вооружений военного корабля уже сказано немало: это и разведка, и поисково-спасательные операции, и работа ретрансляторами связи или радиолокационной картинки. То есть, все то, ради чего поднимают в небо весьма дорогостоящие за час работы, вертолеты. Здесь же практически тот же комплекс заданий, только стоит дешевле и не подвергает рискам экипажи.Особенно это полезно в районах, где вертолет запросто может получить в борт ракету и прекратить выполнение задания. Помимо всего прочего, множество дронов могут находиться во многих местах одновременно. Вертолет может быть только в одном, да и не всякий корабль может содержать на борту и управлять несколькими вертолетами.Беспилотный летательный аппарат MQ-8C Fire Scout и вертолет MH-60S Sea Hawk выполняют одновременные полеты Добавление десятков небольших беспилотников дальнего радиуса действия к надводным боевым кораблям также может значительно расширить их оборонительные, коммуникационные и радиоэлектронные возможности.Но, естественно, в этом деле, как и в любом другом, есть нюансы. И вот о них мы сейчас поговорим.Как впихнуть невпихиваемое?Надводные боевые корабли – это не круизные лайнеры, каждый килограмм водоизмещения и кубический дециметр пространства на вес золота. И как не старайся, а найти место для нового оружия очень непросто.Если взять американские корабли, то уже стало притчей во языцех отсутствие там места для нового крупного оружия. Системы вертикального пуска (VLS) являются чрезвычайно ценным объектом на борту эсминцев класса Arleigh Burke и крейсеров класса Ticonderoga ВМС США, а также эсминцев класса Zumwalt и будущих фрегатов класса Constellation. Но изобрести место для чего-то еще практически нереально.Более того, добавление большего количества крупного вооружения в виде дополнительных традиционных ячеек VLS на существующем надводном боевом флоте США тоже не представляется реальным. А практика действий кораблей НАТО в Красном море уже показала, что много зенитных ракет просто не бывает. Их там не было даже достаточно.Есть вариант усиления в виде установки коробчатых пусковых установок на палубе, но они занимают много места и увеличивают вес, оперируя довольно небольшим количеством дополнительных ракет. Овчинка, как говорится, выделки не стоит.Проверка системы вертикального пуска MK 41 А вот об одноразовых и тем более многоразовых дронах с радиусом действия в сотни километров или около того, так не скажешь. Дроны, способные долго барражировать в определенном районе – это сегодняшняя действительность и многие из них запросто так используют общую пусковую трубу (CLT) или аналогичную систему, которую можно установить практически на что угодно — от багги до вертолетов и стратегических дронов. Итак, труба вертикального пуска – наше (и не наше) все? Да, из этих труб можно запускать различные типы беспилотных летательных аппаратов, оснащенные для разных миссий — некоторые из них несут боеголовку, некоторые — электронно-оптическую полезную нагрузку, третьи — средства радиоэлектронной борьбы, системы радиоэлектронного наблюдения или ретрансляции связи. Беспилотные летательные аппараты с такими разными конфигурациями могут быть плотно упакованы друг к другу в пакеты для залпового запуска из VLS. Пакеты можно сделать бронированными, что облегчит их размещение практически в любом месте палубы, где есть свободное пространство, любого размера и формы.Дрон Altius был запущен с CLT, размещенного на багги, на полном ходу Пусковые трубы внутри вертолетаCLT-массив на борту MC-130J Это означает, что американский или любой другой эсминец может быть быстро оснащен десятками беспилотников, способных выполнять несколько миссий, без переоборудования или огромных затрат. Эти дополнения могут быть размещены там, где есть место, и их не нужно объединять в одну оружейную систему. Головная боль будет исключительно у палубной команды, которая станет оснащать пакетами пусковые трубы.Например, пакет из 12 дронов может быть размещен на носу, еще один из 24 дронов может быть размещен на открытом месте за массивом системы вертикального пуска, а два пакета по 36 дронов могут быть размещены с каждой стороны надстройки на миделе. Меньшие упаковки, содержащие менее дюжины дронов, можно было бы даже подвесить к надстройке корабля. Возможности конфигурирования действительно обширны. Это может быть довольно гибкая концепция, которая может развиваться с течением времени. В качестве альтернативы, дополнительные дроны, упакованные в стандартизированные пусковые трубы в виде отдельных «снарядов», могут храниться в арсенале корабля и перезаряжаться по мере необходимости экипажем, поэтому потребуется меньше дронов наготове. Даже одна упаковка или пара, а также дополнительные предварительно загруженные в трубы на базе, могут справиться с большинством задач, включая запуск роя дронов. Более крупные рои могут быть запущены после перезарядки коробчатых пусковых установок.Коробчатые пусковые установки для небольших беспилотных летательных аппаратов с неподвижным крылом не являются чем-то фантастическим. Это концепт от AeroVironment, показывающий, как их дрон Switchblade запускается с одного из них. Дроны в пусковых трубах также могут быть упакованы в больших количествах в специальный контейнер, похожий на транспортировочный для ракет, и размещены на борту любого корабля поддержки. Это может дать кораблям поддержки любого флота возможность осуществлять запуск дронов с последующей передачей управления операторам, расположенным на других кораблях.Такая модульная концепция может сделать любой корабль с достаточным пространством на палубе многоцелевым кораблем-маткой для транспортировки и запуска дронов в ошеломительных количествах.Готов, но не к трудуИспользование готовой системы беспилотных летательных аппаратов, такой как Altius 600, которая может летать в течение четырех часов и пролетать около 400 км, имеет смысл, в том числе и финансовый. Стоимость будет только снижаться по мере того, как различные службы станут закупать все больше и больше аппаратов, естественно, это стимулирует разработку новых вариантов Altius, некоторые из которых будут иметь гораздо большую дальность полета, а другие дополнительно оптимизированы для полезной нагрузки, такие как мощный, но более дальнобойный Altius 700M.Дроны семейства Altius являются лишь примерами все более разнообразного рынка, на самом деле с предложениями от производителей сегодня проблем нет, от известнейших Raytheon (RTX) и AeroVironment до только недавно заползших на рынок. Здесь главное состоит в том, чтобы более или менее сделать универсальной саму концепцию бронированного транспортно-пускового контейнера для дронов. Нового в принципе ничего, в идее погрузки на корабль некоей пусковой установки, уже набитой дронами под выполнение определенной задачи – в этом что-то есть. А если сделать эту ПУ дозаряжаемой в процессе (а чего бы так не сделать?), то можно легко и непринужденно конфигурировать летучее стадо под выполнение определенных задач.Как набивается магазин для пулемета разными патронами, так и в нашем случае, в ПУ можно зарядить несколько видов дронов: ретранслятор, ударные, перехватчики. Как вариант. Сама концепция некоей бронированной коробчатой пусковой установки, где просто открывается крышка и дроны запускаются вертикально из своих сменных труб, интересна тем, что различные типы от разных производителей, и даже те, которые используют разные диаметры труб, могут быть легко добавлены по мере необходимости. Сменил трубу с нужным дроном – и вперед, за пульт.Беспилотник Coyote компании RTX был запущен во время испытанийНо и это явно не все. Возможной альтернативой коробчатой пусковой установке было бы использование самих ячеек VLS для запуска дронов. Вообще теоретически это вполне осуществимо: ячейка Mk 41 VLS имеет длину около 8 метров, так что 6-7 дронов могут быть запросто размещены в длине в своих трубах, даже с учетом наличия каких-то разделительных прокладок. В конце концов, ракеты упаковывают пачками, чем дроны хуже? Ну только тем, что более хрупкие.Учитывая, как вкладывают ракеты, дроны можно запихивать точно так же, а это значит, что в одну ячейку может войти четыре трубы и 20-24 дрона. Если задействовать четыре ячейки из 96 на том же Arleigh Burke Flight II, простите, это почти сотня беспилотников! Вот вам и рой…Конфигурация ячеек Mk 41 VLS и вооружение. Графика "Локхид-Мартин"В то же время это отняло бы ценные ячейки у гораздо более крупного и мощного оружия, а обслуживание или замена дронов при такой схеме была бы более проблематичной по сравнению с простой коробчатой пусковой установкой. Неисправности с одним дроном в стеке также могут помешать запуску остальных. С другой стороны, вертикальная упаковка небольших дронов в ячейку VLS является очень многообещающей идеей, которая потребует модификации только самой внутренней ячейки/контейнера и может быть привлекательной для кораблей, у которых уже установлены массивы VLS. Дроны могут быть добавлены по мере необходимости, при этом ячейка без проблем возьмет на себя обычную ракетную полезную нагрузку.Дрон на все случаи жизниОпять же, беспилотники могут использоваться для нанесения ударов, наблюдения, радиоэлектронной атаки и ретрансляции связи, а также служить в качестве ложных целей. И, уверен, не за горами то время, когда дроны станут лучшим оружием против дронов же, поскольку тратить на перехват беспилотника, стоимостью в 10 000 долларов ракету, которая стоит в 50 раз больше, смотрится не очень логично. Но сегодня тратят, потому есть о чем подумать на завтра.Отдельно о дронах-ретрансляторах. Очень полезное дело, особенно когда нет спутников, обеспечивающих управление стадом дронов с корабля. Могут, могут случиться такие ситуации. Ретрансляционная часть связи важна, потому что использование одного дрона в качестве воздушного ретранслятора означает, что другие дроны могут поддерживать прямую связь с кораблем на больших расстояниях без использования более совершенной воздушной ретрансляционной платформы или спутниковой связи, которые могут стать уязвимыми для атаки со стороны противника. Несколько дронов-ретрансляторов в цепочке могут работать на больших расстояниях для поддержания связи с дронами и другими системами, находящимися на значительных удалениях от корабля. Сеть из дронов-ретрансляторов может быть очень полезна при координации противолодочного поиска и еще один плюс, но он полезен только для НАТО: создание альтернативной сетки связи при подавлении основных систем.Почему для НАТО? Ну вообще все просто: у России есть «Мурманск», способный безобразничать со связью в Атлантике, а у НАТО такого кошмара нет.Вообще, думается, что скоро дроны получат настолько высокую степень автономности, что смогут выбирать себе цели при определенных обстоятельствах самостоятельно. Причем, даже без связи с командным центром. Конечно, это вопрос морали, насколько эффективно БПЛА сможет отличить военную цель от гражданской, но отличают же современные камеры людей от птиц, например?Если сложить эти различные возможности, когда одни дроны могут заниматься разведкой, другие уничтожать цели, третьи могут обеспечивать связь, а четвертые глушить ПВО противника, можно представить, насколько потенциально эффективными могут быть БПЛА, запускаемые с кораблей. Это все без кооперативного роения. Как только роение станет доступно, когда дроны смогут общаться и координировать операции друг с другом с некоторой автономией и динамически реагировать на окружающую среду, мы заговорим о совершенно другом уровне беспилотной войны, который, безусловно, скоро наступит.На самом деле, до эпохи беспилотных носителей не так уж и далеко.Надводный боевой корабль может выставить свой собственный рой беспилотных летательных аппаратов, которые создадут в воздухе сеть, способную искать в широких районах океана такие вещи, как вражеские корабли и подводные лодки или сбитый экипаж самолета. Затем эта информация может быть передана обратно на корабль в режиме реального времени, а оттуда данные могут быть отправлены куда угодно, в распоряжении любых служб. В случае обнаружения вражеской цели, тогда могло быть принято решение атаковать ее с помощью беспилотника, входящего в состав роя, или путем запуска оружия с корабля, или другой платформы на театре военных действий. И опять же беспилотники смогут «подсветить» цель и дать дополнительное наведение на нее тем же лазером. Опять же – безболезненно в плане потерь от противодействия противника.И рой, рой тоже по сути своей – очень устойчив! Если несколько дронов будут потеряны, рой автоматически оптимизируется, чтобы максимально использовать все еще действующие аппараты. Обладая более высоким уровнем автономии, рой может сбить с толку, ошеломить и нарушить цикл принятия решений противника, преодолевая его защиту несколькими способами, прежде чем враг сможет полностью отреагировать и подавить/уничтожить его.Высокоустойчивый рой, работающий на обширной территории, будет иметь решающее значение для успеха в будущих боях на море. Смерть от удара топора или тысячи порезов?Хороший вопрос, потому что БПЛА пока не в состоянии взять и донести до цели боеголовку, как у противокорабельной ракеты. Но это совершенно не значит, что для крупных кораблей БПЛА безопасны. Да, они вряд ли потопят корабль или даже повредят его до невозможности восстановления, если использовать их в небольших количествах. Однако рассмотрим такой вариант развития событий: повреждение критически важных датчиков (антенны РЛС и связи, например), коммуникаций и инженерных компонент корабля. Мало того, что необходимое в бою оборудование будет выведено из строя, так еще и часть экипажа будет отвлечена на борьбу с повреждениями и последствиями.Не надо сильно заострять внимание на точечном выведении из строя антенн РЛС – корабль без них будет слепой и глухой, неспособный двигаться и управлять своим вооружением. Вопрос как вывести и что, не более того.Далее, при использовании в больших количествах, дроны, независимо от того, действуют они роем или нет, могут истощить защитный арсенал корабля, атакуя с нескольких направлений. У систем вооружения ближнего боя могут быстро закончиться боеприпасы, и им потребуется перезарядка, что приведет к ослаблению последнего рубежа обороны корабля и, таким образом, сделает корабль более уязвимым. Даже американским и союзным военным кораблям, противостоящим беспилотникам хуситов, приходилось использовать ближние системы вооружения, чтобы сбить их. Это факт, от которого не отвертеться. Вообще складывается не очень приятная перспектива: БПЛА, которые и так не очень хорошо видят радары, уничтожают РЛС, оставляя корабль практически беззащитным перед противокорабельными ракетами. И вот здесь уже можно говорить о том, что у корабля будет не так много шансов уцелеть.Получается новый формат морского боя: сперва отправляется туча дронов, которые максимально разряжают ПВО корабля и выводят из строя его системы Теперь отправка за кораблем стаи из десятков дронов, от которых нужно защищаться, может стать реальностью, а вот оборона - невыполнимой задачей, поскольку оборонительная система корабля будет перегружена, а боезапас имеет свойство заканчиваться. Учитывая количества дронов, которые можно будет задействовать, корабль может быть в состоянии легко защитить себя от ограниченного количества дронов, но одновременное нападение с разных направлений — это совсем другая история, тем более что некоторые из дронов могут быть использованы в качестве платформ радиоэлектронной борьбы и ложных целей, что еще больше осложнит оборону корабля.Одна противокорабельная ракета стоимостью 2 миллиона долларов может быть обезврежена одной противоракетой или даже ложной целью, но сделать то же самое с 40 беспилотниками с той же общей ценой было бы гораздо сложнее, особенно когда они могут быть запрограммированы специально для атаки таким образом, чтобы использовать слабые места в оборонительных возможностях корабля. Добавьте к этому компонент роя, где дроны работают вместе автономно в режиме реального времени, и защита от них становится только сложнее. Да и не каждый корабль имеет в своих ПУ такое количество ракет.Когда противокорабельный рой используется в сочетании с эшелонированной атакой, когда удар наносят не только БПЛА, но и крылатые ракеты, и даже баллистические ракеты, это может стать серьезной проблемой не только для одного из самых современных военных кораблей противника, но и для целой флотилии. Другими словами, беспилотные летательные аппараты могут обеспечить боевую массу: проблему динамического количества, которую необходимо решать баллистическим компьютерам атакуемого корабля, позволяя более эффективному оружию оказывать еще большее воздействие.Эсминец класса «Арли Бёрк» использует ЗРКТак что да, мы говорим об очень проблемном потенциале, который до сих пор хронически недооценивался. Военные корабли гораздо лучше оснащены для борьбы с передовыми противокорабельными крылатыми ракетами, чем против роя относительно небольших беспилотников.Защита от дронов с помощью дроновДа! Причем, не только от воздушных! Работа по противодействию атакам небольших безэкипажных катеров (БЭК), начиненных взрывчаткой, также является ключевой возможностью, которую может предложить корабельный запас воздушных дронов. Они могут часами барражировать в непосредственной близости от корабля и быстро выявлять и поражать любую приближающуюся вражескую надводную угрозу с ювелирной точностью. Их управление может быть интегрировано в боевую систему Aegis, чтобы наилучшим образом распределять свои атаки на основе наиболее актуальных угроз. Некоторые боевые корабли оснащаются ракетами вертикального пуска AGM-114 Hellfire для борьбы с малыми лодками. Но данные ракеты гораздо менее гибки и имеют много меньшую дальность, чем беспилотники, которые мы здесь обсуждаем. И опять же, ракету можно использовать только тогда, когда цель уже обнаружена. «Висеть и смотреть» ракета не умеет. А ведь некоторые из БПЛА могут быть оснащены радиолокационными головками самонаведения миллиметрового диапазона, аналогичными тем, которые используются Hellfire для этого применения, с привязкой к ним данных о назначении целей в режиме реального времени. Так у дронов даже появляется некоторое преимущество перед Hellfire.Ракета AGM-114L Longbow Hellfire запускается с ракетного модуля класса «земля-земля» с борта корабля USS Montgomery (LCS-8) в варианте «Индепенденс»Наконец, корабельные дроны могут работать для защиты от аналогичных беспилотных летательных аппаратов более низкого класса, выслеживая их и уничтожая кинетически или с помощью электронных атак. Как мы уже говорили давным-давно, лучшей защитой от дронов, по крайней мере, в некоторых случаях, являются другие дроны. То есть, времена, когда вместо вертолетного патруля на удалении от корабля будет летать патруль из БПЛА смешанного состава – они уже на пороге.Понимание того, какие небольшие надводные и воздушные угрозы существуют за пределами радиолокационного горизонта корабля, является сложной задачей. Отправка беспилотных летательных аппаратов на поиски в течение нескольких часов за этим горизонтом позволила бы заблаговременно предупредить о таких угрозах в районах повышенного риска, и они могли бы даже ликвидировать угрозы до того, как они будут представлять опасность для корабля. Ну вы уже поняли, о каких рисковых ситуациях идет речь.Вывод: беспилотные летательные аппараты могут значительно помочь кораблям уничтожать беспилотники противника (как морские, так и воздушные), причем, значительно дешевле, не тратя миллионы долларов на ракеты-перехватчики и не позволяя беспилотнику подойти так близко к кораблю, чтобы пришлось использовать артиллерийские системы. В настоящее время возник пробел в защите кораблей, что ярко продемонстрировали события в Красном и Черном морях. И этот пробел нужно ликвидировать, и не за счет установки анахронизмов типа дополнительных пулеметов со стрелками и без радарного наведения. Да, ракеты стоимостью в несколько миллионов долларов, пока имеют решающее значение для борьбы с воздушными целями, но у небольших беспилотных летательных аппаратов и, в конечном итоге, возможности развертывания их в большие совместные рои, станет столь же важным во многих отношениях, как и эти многомиллионные ракеты, нравится это командованию флотов, или нет.Вопрос в том, кто быстрее решит эту задачу и какие дроны засунет в свои вертикальные пусковые ячейки на боевых кораблях.* По материалам обзоров в американских и европейских СМИ: The Drive, The National Interest, The Telegraph, Die Welt.
Источник
|