Бальтазар в исполнении Анатолия Смиранина и Гутиэре – Анастасия Вертинская – арауканы по версии советского синематографаВ фантастическом романе Александра Беляева «Человек-амфибия» есть сцена, в которой индеец Бальтазар готовится вместе с испанцем Педро Зуритой поймать «морского дьявола».
«Он привёз не только водолазные костюмы и фонари, но и пару длинных, замысловато искривлённых бронзовых ножей.– Теперь уже не умеют делать таких, – сказал он. – Это древние ножи арауканцев, которыми мои прадедушки вспарывали животы белым — вашим прадедушкам, не в обиду вам будь сказано.»Реальные мапуче не столь фотогеничны«Арауканцы» Беляева – арауканы, как их называют испаноязычные латиноамериканцы, один из самых свободолюбивых народов обеих Америк. Его смогли завоевать только в 1883 году, после 350 лет кровопролитных «арауканских войн». От рук этого народа пало до 50 тысяч испанских солдат и никак не меньше их индейских союзников.Мапуче (слева) vs инки (справа)Впрочем, традиции независимости у арауканов, или как они сами называют себя «мапуче» – «люди земли», значительно дольше испанского владычества. Этот народ пытались покорить ещё инки. Столь же безуспешно, как и испанцы. Дело в том, что мапуче категорически не принимают принудительного труда. При том что работать они умеют: живущие в Андах племена, принявшие это общее название, издавна выращивали кукурузу и картофель, разводили лам и морских свинок (на мясо!), быстро научились обрабатывать медь и серебро, а продукция арауканских ткачих до сих пор продаётся в Чили по ценам выше, чем фабричная ткань.Палица (макана) мапучеМежду тем оружие у мапуче было гораздо примитивнее, чем у тех же ацтеков с инками: луки (достаточно слабые, но с отравленными стрелами), копья и длинные палицы «макана» (говорят, что удар макана разбивал испанские доспехи; учитывая, что вес одной из сохранившихся составляет 15 кг, в это можно поверить...). А вот традиционные чилийские изогнутые ножи «корво» к мапуче никакого отношения не имеют: их форма то ли от испанских сельскохозяйственных орудий типа серпа, то ли от боевых ножей инков...Педро де Вальдивия – завоеватель ЧилиНо сила арауканов-мапуче была не в оружии, а в общественной организации. Они жили кланами «лаф», каждые восемь кланов объединялись в «айльяреуэ». Клан в среднем мог выставить тысячу бойцов, айльяуреуэ, соответственно — 8 тысяч. Каждый клан возглавлял наследственный вождь – «лонко». Испанский конкистадор Педро де Вальдивия насчитал 40 айльяуреуэ и 320 кланов. Правда, армии больше 40 тысяч человек мапуче против него ни разу не выставили, так что оставим эти подсчёты на его совести.Попасть в плен к мапуче... Не лучший выбор Тем более что самому де Вальдивии и 40 тысяч мапуче вполне хватило: в битве у форта Тукапель его отряд был разбит, сам конкистадор попал в плен, и... дальше версии расходятся: от эпической (напоили расплавленным золотом) до вульгарной (отрезали голову), но смысл всех один — умер весьма неприятной смертью.Лаутаро – легенарный вождь мапучеНадо сказать, что отличительной чертой, позволившей мапуче так долго сохранять независимость, было умение учиться. Легендарный вождь-«токуи» Лаутаро был у де Вальдивии конюхом, сбежав к своим, он объяснил, что всадники — не боги, а просто люди, приручившие животных, а огнестрельное оружие — не страшнее луков (в 1550 году оно так и было). И... уже в XVI веке сначала вожди мапуче выезжают на бой конными, впоследствии кавалерийские эскадроны становятся важной составной частью войска, а любимым развлечением становится «малон» – конный набег с захватом фортов, скота и женщин. В том же веке местные мастера учатся от испанцев обработке железа, и пики «лансерос» и «пикерос» (по испанской терминологии) арауканов обзаводятся стальными наконечниками.Ничуть не хуже усваивали чилийские индейцы и тактические приёмы. Сначала эскадроны испанской кавалерии стали встречать фаланги пикерос мапуче: первый ряд имел копья длиной 4-5 метров, второй — 6-8 метров. Потом отряды пикерос стали чередовать с отрядами стрелков из луков. В конце концов, мапуче переняли построение испанской терции: квадрат из пикерос с «рукавами» («мангас») из стрелков.Особым образом арауканы готовили воинов. Комплекс упражнений, практикуемый с детства, назывался «колелауин» – «пояс муравья». Странное название? Индейцы считали, что у истинного воина фигура муравья — широкие плечи и узкая талия. И вообще, насекомое способное таскать груз больше собственного веса, сильно уважали.Палин – командная игра на манер хоккея на траве В состав комплекса входили: «палин» – игра типа хоккея на траве; «пильман» – игра с мячом типа «вышибалы»; «линао» – что-то вреде регби; «чойкейн» – бег на одной ноге; «лазу» – упражнения с лассо (кроме того — искусство связывания пленников)... Перечислять всё — слишком долго: там 22 дисциплины. Но большая часть из них — командные: молодого воина с детства учили — побеждает команда!Ещё одной особенностью боевой подготовки мапуче было жёсткое разделение обязанностей. Каждый воин с детства выбирал, какое оружие ему больше нравится: пика, палица или лук. После чего упражнялся только с ним. Алонсо де Эрсилья и Суньига в поэме «Ла Араукана» писал: «У каждого солдата только одно своё оружие, на котором он учится и с которым сражается. И это всегда то оружие, которое нравилось воину с детства; воин должен был пользоваться только этим оружием и не тратить время на овладение другим. Не должно играть с копьём лучнику, ни со стрелами — копьеносцу...»Способны были мапуче и удивить противника тактическими приёмами собственного изобретения. Так, тот же Лаутаро применил при захвате форта Тукапель хитрость — пустив вперёд воинов под видом слуг, несущих в испанскую крепость хворост. А после захвата форта, в бою с отрядом де Вальдивии пошёл на хитрость ещё более изощрённую. Он разделил войско мапуче на восемь отрядов и выстроил их друг за другом. Каждому отряду было приказано не стоять насмерть, но сражаться, пока хватает сил, после чего — отходить в тыл. Когда лансерос де Вальдивии разбили первый отряд, за ним они обнаружили второй. В общем, пока испанцы громили оставшиеся семь отрядов мапуче, первый успел отдохнуть, перекусить, привести в порядок оружие, пополнить запас стрел и встретить испанцев с новыми силами. Само собой, все отряды поступали так же. Когда после трёх часов боя кони испанцев стали валиться наземь от усталости, конкистадор понял, что надо отступать, но единственный проход в ущелье был уже занят арауканами...Учитывая, что Лаутаро в это время ещё не исполнилось 18 лет, можно констатировать, что умение думать головой у мапуче ценилось никак не меньше, чем владеть оружием. Кстати говоря, военного вождя, токуи, индейцы избирали, не глядя ни на древность рода, ни на возраст — только на заслуги. Лаутаро выбрали в 18 лет, и этому мальчишке беспрекословно подчинялись даже убелённые сединами воины.Кавалерия мапуче в атакеК 1620 году две трети войска мапуче было конным. В бою кавалерия, по примеру испанцев, защищала фланги боевого построения. Всадниками они были ничуть не хуже, чем испанские лансерос. Умение арауканов заимствовать касалось и доспехов: уже ко второй половине XVI века у воинов народа мапуче были кожаные доспехи, сработанные по примеру испанских: «прочные двойные куртки... поножи, нарукавники, оплечья и шлемы разных форм», — писал Алонсо де Эрсилья, сражавшийся с ними и попавший в плен.Огнестрельное оружие мапуче переняли у испанцев не быстро, а очень быстро! Уже в битве при Киапо в 1558 году они использовали трофейные аркебузы и пушки, которые устанавливали за частоколом. Пользоваться «огненными трубками» они научились у испанских пленных, но в дальнейшем старались не рассчитывать на них: со свинцом и порохом у мапуче были проблемы, а захват в бою — слишком ненадёжный источник пополнения.Ещё одним заимствованием у европейцев стала фортификация. Мапуче строили форты европейского образца: в виде квадрата, окружённого частоколом, с четырьмя башнями по углам. Перед фортом они выкапывали множество ям-ловушек, так что взять укрепление с налёту, не зная точно их расположение, было невозможно. Даже горстка воинов в таком форте могла долго сдерживать натиск большого вражеского отряда.С чем не срослось у арауканов, так это с флотом. Мапуче — «дети земли», вода в их мифологии — стихия смерти, так что они её изо всех сил сторонились. Да, для переправ через реки использовались долблёные каноэ, некоторые храбрецы могли даже пересечь на них пролив, отделяющий острова от материка, но в целом славы моряков они не стяжали. Правда, во время высадки на берег в 1578 году мапуче умудрились разгромить отряд самого Фрэнсиса Дрейка. Но то — на суше, здесь они чувствовали себя как дома и не любили незваных гостей...Уже в XVIII веке испанцев утомили постоянные арауканские войны, и в 1726 году они заключили с мапуче мирный договор. И его соблюдали обе стороны! Более того, после того как Чили объявило о своей независимости, мапуче вступили с чилийцами в войну в союзе с испанцами: старых врагов они, вполне справедливо, сочли менее опасными.Гальварино – символ характера мапучеВ чём была сила мапуче? Я бы сказал, что в их морально-деловых качествах. Про умение учиться и высоко ценившийся интеллект я уже написал, но была ещё одна история, которая говорит об их характере больше, чем всё остальное. Вождю мапуче Гальварино, после очередного восстания, испанцы отрубили кисти рук и отпустили домой. В своей деревне Гальварино приказал прикрутить себе к культям ножи и продолжил борьбу до тех пор, пока не был убит. Этот пример можно распространить на весь народ арауканов. Они не были непобедимыми воинами: испанцы достаточно часто покоряли их, строили свои города и крепости на этой территории. Но мапуче всегда находили достаточно силы духа для восстания. И именно после восстания 1723 года был подписан мирный договор 1726 года, практически признавший их независимость.Мапуче сегодня[i]P.S.Сегодня в Чили и Аргентине живёт порядка 0,9 миллиона мапуче. В Чили за ними закрепилась слава пьяниц и лентяев. Но они в этом плане не исключение — все индейцы имеют плохую устойчивость организма к алкоголю и не любят работать «на дядю»...
Источник
|