04:02
«Армата» и Су-57 по-индийски: дружить надо с Россией!

«Армата» и Су-57 по-индийски: дружить надо с Россией!Индия вообще может служить примером того, как не надо делать в стиле «Свое – значит, лучшее в мире». Действуя таким образом, вообще можно далеко зайти и не суметь, например, в модернизацию «своего» самолета Су-30МКИ, о чем мы уже писали.Но у ВВС Индии есть свой «не имеющий аналогов в мире» истребитель «Теджас», его мы прибережем на десерт, поскольку этот летучий цирк с конями заслуживает отдельного повествования, как эпик.

И все-таки самолет – очень сложный механизм, и создать его не так просто, как танк или автомат. Хотя и с этим в Индии большие проблемы. В смысле – с автоматами и танками.Вообще техника высших порядков дается индусам с огромными проблемами. Да, они очень хотят делать все сами и ни от кого не зависеть. Это очень правильный подход с одной стороны, а с другой…Эпос об автоматеНу что автомат? Или штурмовая винтовка? Есть русский Калашников, есть американские М-15/М-16, есть бельгийский FN. Выбирай, покупай, производи.Нет, это слишком просто. Надо найти свой путь, как у мандалорцев, а каков он будет – это уже третий вопрос.До определенного момента армия Индии вооружалась бельгийской продукцией, с которой проблем не было. Но с бельгийскими винтовками ни у кого не было особенных проблем, а уж про тех, у кого на вооружении были АК, мы молчим, потому что проблемы были исключительно у противников. И вот индийские военные решили, что кровь из носу, но нужно свое. Такое, чтобы на параде кровь из глаз от патриотизма и в бою врага стальной метлой выметало.Но просто взять и начать производить по лицензии – это не карри, потому решили сделать так: взять несколько образцов от мировых лидеров и на основании их соорудить что-то такое, свое. Сказано – сделано, взяли образцы и начали ваять.Уже то, что было взято, должно было вызвать недоумение:- автомат Калашникова. Тут понятно, надежность, технологичность, цена;- израильский «Галил». С этим вообще не совсем все понятно, потому что «Галил» делался на основе финского автомата Valmet Rk 62, который в свою очередь был лицензионной копией АК;- британская L1A1. Ну тут вообще все странно, видимо, историческая ориентация на британских хозяев сказалась, не иначе. Но так как L1A1 сама была создана на базе ставшей классикой FN FAL,В общем, все это добро свалили в одну кучу и начали вокруг танцевать зажигательный индийские танцы с песнями. И танцевали не много, ни мало, а целых 17 лет. Именно столько времени прошло с момента, как первый образец, получивший имя INSAS увидел свет в середине 80-х годов прошлого века на государственном арсенале Indian State Ordnance Factory Board.17 лет – это вроде как не очень быстро, но тут, видимо, сыграл индийский менталитет. Они же вообще не очень поспешные ребятки, смысл куда-то нестись, сломя голову, если впереди еще бессчетное количество перерождений? Карма – штука непростая для понимания, но колесо Сансары вертится, а значит – все идет согласно тысячелетним установкам.Так что 17 лет для индуса – это как 17 мгновений апреля. Быстро, но ненапряжно, а потому, протанцевав столько лет, в 1998 году индийское Минобороны торжественно (а как иначе?) объявило о принятии на вооружение системы «Indian National Small Arms System» — индийской национальной системы стрелкового оружия. INSAS просто шикарно смотрелась на индийских парадах, наверное, дикторы с восхищением говорили о том, что это первая индийская полностью отечественная система стрелкового оружия, не имеющая аналогов в мире. Но вопросу перевооружения своей армии на отечественное оружие был в большом приоритете у индийских военных, так что целый год Индия наслаждалась наличием новой современной винтовки INSAS в своей армии.Целый год… А потом грянула очередная индо-пакистанская война, названная Каргильской. И вот тут начали вылезать наружу все недостатки винтовки, причем в таких количествах, что солдаты индийской армии реально поднимали бунты, требуя вернуть обратно автоматы Калашникова.Вообще не совсем понятно, как взяв такие прекрасные винтовки, как АК и FN FAL, можно было создать такое лютое и непригодное к употреблению. Осечка была бичом INSAS. Как это вышло, учитывая, что затвор копировали с АК, сказать очень сложно. Но факт: сравнение с АК-103 показало, что русский автомат дает 0,02% осечек, в то время как INSAS давала легко и непринужденно 3%. Это значит, что стандартный цинк на 2 000 патронов АК выпускал без единой осечки. И второй такой же цинк. И только на третьем, где-то в районе пятитысячного выстрела, АК мог позволить себе сделать осечку. INSAS согласно статистике из 2000 патронов засекал 60. То есть, осечка была на каждые 33 выстрела. Практически в каждом магазине.Представьте себя на месте индийского солдата. Насколько уютно можно чувствовать себя в бою, зная, что в каждом магазине сидит возможность осечки одного патрона, что может стоить вам жизни?Вот и у индийских солдат в Каргильской войне, хоть и выигранной, сложилось впечатление о полной боевой непригодности нового оружия.Неудивительно, что проплясав вокруг INSAS еще 10 лет в попытках хоть как-то улучшить работу винтовки, в 2010 году индийское Минобороны подписало договор с Болгарией о закупке у болгар АК местного лицензионного производства.Почему болгарские АК? Ну тут все просто: цена.Болгарская копия АК стоила 22 000 рупий. Российский АК обходился бюджету Индии в 25 500 рупий. Не то чтобы сильно дороже, но вот так решили индусы, в очередной раз сэкономить хоть на чем-то. Прикол в том, что «своя» винтовка INSAS, которая не стреляла по-человечески, обходилась бюджету страны более чем в 27 000 рупий.В 2015 году Министерство внутренних дел начало срочное перевооружение своих батальонов центральной резервной полиции (вы поняли, аналог Внутренних войск СССР) с INSAS на АК-103, так как чаша терпения лопнула и в МВД поняли, что все попытки сделать что-то вменяемое из INSAS проваливаются.Ну и дальше покатилось по наклонной, в итоге военные в 2016 году решили, что самое место для INSAS – это хорошо охраняемые склады. И в 2018 году была приобретена лицензия на производство в Индии АК-203.А INSAS в количестве около миллиона единиц была помещена на склады территориальной самообороны. Откуда ее извлекут ну в случае самого плохого расклада типа всеобщей мобилизации. И остается только сожалеть о потраченном времени и ресурсах типа 400 миллионов долларов, потраченных на создание этого шедевра. Зато теперь армия Индии будет иметь на вооружении вполне приличное оружие, единственным недостатком которого будет сборка индийскими руками.Эпос о танке-мутантеТут круче. Это вам не какие-то там два десятка лет, это история длится больше половины века. По меркам истории, конечно, не время, но тем не менее. И вот тут не совсем понятно, что было раньше, курица или яйцо, но с танком, который «Арджун» получилось все точно так же, как с автоматом, даже круче.Что хотели на выходе конструкторы «Арджуна», сказать сложно, возможно, относительная простота немецкого «Леопарда» (если сравнить с тем же «Леклерком») и нарезное орудие, как у «Челленджера», но явно «Лего», яркого и прикольного не вышло. Получился реально какой-то жуткий гибрид, собранный по принципу «я его слепила из того, что было». Тот случай, когда государственная концепция «Делай в Индии!», а это, надо сказать, не просто девиз, это государственная программа с выделением нешуточных средств, если что. И сегодня, спустя полсотни лет, история «Арджуна» выглядит таким распилом, что впору в Болливуде снимать сериал «Арджуна» серий так на пятьсот или даже больше, поскольку танк все еще болтается в «перспективных».Как наша «Армата».Но если Т-14 – реально перспективный танк, то каким образом таковым можно считать танк, которому за пятьдесят?Ведь работы по проектированию «Арджуна» в том далеком уже году, когда в Нижнем Тагиле начали собирать первые Т-72. Вот только Т-72 сегодня – заслуженный боевой ветеран, все еще актуальный на поле боя до «не могу», а «Арджун» все еще бегает в «перспективных».Причем, эта перспектива – она какая-то однобокая. На бумаге «Арджун» громит все известные танки мира, включая российские Т-72 и Т-90, которые стоят на вооружении армии Индии. Но как только в очередной раз в Кашмире или Ладаке начинается очередной конфликт, то тягачи тащат к тем районам именно Т-90 и Т-72. А в мирное время и на полигонах, если верить индийским военным, «Арджун» - это круче всех в мире.Вообще изначально планировалось создание обычного ОБТ, как стоявшие тогда на вооружении индийской армии британские и советские танки, только, естественно, лучше по всем параметрам. Проектированием занялась весьма известная «Организация оборонных исследований и разработок» (The Defence Research and Development Organisation, сокращенно DRDO). Первые машины планировалось поставить армии после 1980 года, а к началу 90-х вообще вытеснить все импортные машины из индийских танковых войск. А к 2000 году и вообще на смену «Арджун» должен был прийти какой-то новый танк следующего поколения…Но DRDO не справилась с этой задачей. С большим треском провалив все планы.Однако все не просто так и дело в том, что индусам создавать танк было особо не из чего. Тут эта программа «Делай в Индии!» сыграла очень непростую роль. С одной стороны, принцип «бери сове или умри» должен выполняться, с другой – а если брать нечего?Своего приличного производства бронебойных снарядов в Индии не было. Равно как и опыта разработки таковых.Своего мощного и надежного дизельного двигателя для танка не было.Своего производства композитной брони не было.Своего производства танковых пушек не было.А так – все хорошо, бери и делай танк для Индии! Хорошо, с пушкой помогли британцы. Очень уж они хотели выбить с рынка Россию. Дали с барского плеча экспериментальное 110-мм орудие. Немцы вызвались помочь с двигателем, трансмиссией и боеприпасами. Да и по лицензии от СССР уже начали производить танковый двигатель В-46, на котором катались «индийские» танки «Виджайянт».В общем, начало вырисовываться что-то такое, компактное, весом около 40 тонн, но вдруг ударил гром: Пакистан ведет переговоры о закупке в США «Абрамсов»! Если это так, что соседи, с которыми по жизни отношения были более чем сложные, получали бы огромное преимущество!Ну и как всегда в таких случаях: крик сверху «Все срочно переделать!»Переделали. Получился лютый кошмар весом в 59 тонн, с запасом хода в 200 км на 1610 литрах топлива, со старой английской пушкой 120-мм, с непонятной перспективой перемещения, поскольку индийская транспортная сеть была откровенно не готова к перемещению такого монстра.Зато все очень патриотично. Все «свое».Когда ударила новая информация, что Пакистан покупает у Украины Т-84У, истерика вспыхнула с новой силой. Но на радость танкистам, в этот раз «патриоты» проиграли «бизнесменам», которые купили лицензию на Т-90 у России.Вообще, если дать индийцу понимание того, что он должен делать, то есть, тупо производить детали и собирать из них танк, то он с этим вполне прилично справляется. Локализация у того же Т-72 достигла рекордных 93%, то есть, могут.Да, какое-то (124 штуки) количество «Арджунов» все-таки изготовили. Не совсем понятно, зачем так много, для парадов хватило бы и трех десятков с лихвой. Говорят, что есть еще один контракт аж на 118 танков, каждый из которых стоит почти три миллиона долларов, а весь контракт тянет на миллиард. Ну понятно, что кроме танков еще надо много всего выпустить.Вообще «Арджун», как мне кажется, просто средство зарабатывания денег под маркой патриотического «Делай в Индии». Потому что в Индии реально сделали больше 2 500 штук Т-72 и еще более 1 000 Т-90, и это танки более боеспособные, чем «Арджун». По крайней мере, «Арджун» за 50 лет своего бытия не участвовал ни в одном бою, чего не скажешь о российских танках, которые применяются систематически и регулярно.Зато он, «Арджун», индийский и очень патриотично катается на парадах. Ну совсем как у нас «Армата». Но в бой пойдут более приспособленные для этого Т-90, потому что они надежнее и дешевле. Ну действительно, кто в здравом уме пошлет в бой танки, каждый из которых тянет на три миллиона долларов?Нет, вообще шанс был. В 2019 году, когда «загорелось» в спорном высокогорном регионе Аксайчин на индийско-китайской «линии контроля», индийские военные планировали переброску и использование там «Арджуна». Заодно и проверили бы в бою. Но выяснилось, что для действий в горах «Арджун» не приспособлен, довезти его туда сложно, а потому воевать пошли (ну тогда Китай и Индия не сцепились) все те же многократно испытанные, проверенные и надежные Т-90С и Т-72М1.Может, потому китайцы и передумали?В общем, «Арджун» оказался неспособен воевать в принципе, «танк будущего» по очередной индийской программе FMBT так и остался на бумаге, а вот в прошлом году индийцы опять объявили большой технологический тендер на создание «танка будущего»: Future Ready Combat Vehicle (FRCV). Это новое и сногсшибательное творение, которое в Индии называют «универсальным танком» должно полностью заменить Т-72М1… к 2030 году!!! Учитывая, что на дворе вовсю 2024-й, становится понятно, что нашим «старичкам» Т-72М1 уход на пенсию из индийской армии не светит. А вот еще полторы-две сотни увлекательного сериала мы увидим.Мини-эпос о бесполезном самолетеТанцы по созданию этого самолета идут не так долго, как с танком «Арджун», но не менее зажигательно. Все уже поняли, что речь идет о «Теджасе», многоцелевом истребителе из программы «Сделано в Индии».Однодвигательная бесхвостка, как списанная с «Миража», сегодня смотрится как визитер из прошлого века на фоне реальных современных самолетов. Ухнули на это аж полтора миллиарда долларов.Разработка этого чуда идет с 1983 года. Первый прототип выкатили из цеха в 1996 году. Выкатывали под гром оваций, потому что этот самолет мог нести вдвое больше вооружения, чем откровенно устаревавший на тот момент МиГ-21.Но Миг-21 продолжил летать и был отправлен на пенсию буквально недавно. А первый полет «Теджас» совершил только в 2001 году, то есть, через пять лет с момента постройки.Учитывая, что строили самолет тоже пять лет, возникают не очень удобные вопросы. Не крутовато ли – пять лет устранять недостатки? Простите, за такое время напильником до зеркального блеска можно отполировать, что там вообще было построено?Хорошо, в 2001 году «Теджас» полетел. Вопрос – как. Так, что индийцы упали в ноги своим друзьям из Израиля и слезно начали молить довести до ума это летающее недоразумение. Израильские спецы снизошли (я так понимаю – за пригоршню долларов) и еще через пять лет летало уже три прототипа.В марте 2012 года был подписан контракт на поставку ВВС Индии первых 40 истребителей. И уже в 2020 году, всего-то через 37 лет, первый «Теджас» был принял ВВС Индии.Если вспомнить, то именно в 2020 году в Индии окончательно умер игравшийся несколько лет горе-конкурс MMRCA. На его руинах решили-таки сыграть тендер на покупку 114 самолетов импортного производства, не оставлять же ВВС без самолетов? Тендер не доиграли, поскольку патриотизм снова победил, и 6 миллиардов долларов решили потратить на закупку не 114 импортных самолетов по 52,6 млн за штуку (это не самые последние модели F-16 или Су-30, если что), а купить аж 83 легких истребителя «Теджас». По 72,2 млн долларов за штуку. Это уже реально F-16 Block 70/72, F-15D, Су-30МК и так далее. То есть, самолеты, которые если и оставят от «Теджаса» мокрое место, то не очень большое по размерам.И, пока к 2028 году эта партия будет строиться, индийские конструкторы будут лихорадочно искать пути исправления всех недостатков «Теджаса».Болливуд уже снял фильм с участием самолета. Назывался «Теджас», так звали и главного героя. Фильм оказался шедевром, собрав 700 000 долларов при затратах на производство 8 800 000 долларов.С самолетом не сильно лучше. Вечно перспективные индийские ракеты класса «воздух-поверхность» все так же, как и танк «Арджун» пребывают в состоянии перспективных, а срочно закупленные французские AASM-Hammer почему-то отказываются дружить с индийскими системами наведения, хотя с «Рафалей» летают туда, куда им велено. ***В общем, танцы, песни, и распил. Когда смотришь, какие деньги улетают у индийских партнеров на развлечения типа создания чисто индийского оружия, понимаешь, что есть чему поучиться и позавидовать. Но с вот этой патриотической программой «Делай в Индии!» у них явный перебор. Хотя они в каких-то сферах реально молодцы, если взять тот же Су-30МКИ, он не зря стоит дороже стандартного, там они напихали электроники и французской, и израильской и как-то это заставили все работать с нашими блоками. Но и заложено там на откаты тоже нормально.Все эти метания и шарахания ожидаемо не приведут ни к чему приличному и эффективному. Индия несколько не та страна, которая богата исторической школой инженеров и конструкторов, тут понятно, что до середины прошлого века это была обычная британская колония, где развивать изобретательство было просто никому не нужно.Упорство, с которым индийцы пытаются создать что-то свое – оно, конечно, похвально, но ведь это «свое» - просто тупо скопированное британское или русское. Да еще и в копировании как-то в отличие от китайских соседей индийцы не преуспевают. И дальше не преуспеют, это несколько иной путь развития, который не заканчивается там, где начинается простое лицензионное копирование.Ну и плюс колоссальная индийская коррупция. На самом деле, воровство – оно, конечно, да, было, есть и будет. Вопрос только под каким флагом. И можно развлекаться разработками по несколько десятков лет «отечественных» видов вооружения, но при условии, что за спиной у разработчиков будет стоять армия, вооруженная вполне нормальным оружием. То, что откровенно убогий INSAS сменили на АК-103/203 – нормальный ход. Сколько еще будут танцевать вокруг «Арджуна» - вопрос, но есть Т-90 и Т-72, которые точно лучше того, что есть у Пакистана и Китая. «Теджас», конечно, можно потерпеть, потому что есть Су-30МКИ. И так далее.Выражу мнение, что наразвлекавшись с игрой в создание «своего» оружия, светлые индийские головы таки вернутся к закупкам в России и производством у себя. Собственно, к тому, что у них более-менее пристойно получается. А там можно и еще раз попробовать что-то такое создать, типа «Брамоса», весьма успешная работа была. Главное – не срываться, как они бросили проект истребителя FGFA. Вот это демонстрация самого подхода: нам не нравится, мы возьмем в другом месте, дешевле, может, не новое, но возьмем. И, отказавшись от разработки самолета «под себя», индийские деятели обрекли пилотов летать на МиГ-21, и вместо истребителя пятого поколения – «Теджас», которого реально в бараний рог может скрутить МиГ-29, который ничуть не эталон в небе.А вообще безопасность Индии лучше всего обеспечит крепкая дружба с Россией, подкрепленная хорошим количеством валюты. И голова болеть о завтра не будет совсем, и можно будет дальше развлекаться изобретениями индийского оружия, не имеющего аналогов в мире в хорошем смысле этого слова. Оно, чисто индийское, очень красиво смотрится. На парадах. А воевать лучше русским оружием. Оно для другого делалось, с ним надежнее.



Источник

Просмотров: 17 | Добавил: Dmitrij | Теги: надо, «Армата», по-индийски:, Россией!, Су-57, дружить | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх