04:21
«Армии более не существует»

Освобождение территории Российской империи от неприятеля завершилось в день 14 (26) декабря, когда Р усская армия вошла в пограничные города Белосток и Брест-Литовский.

Общая ситуация

Планы французского императора удержать Вильно, создать линию обороны по Неману и границам герцогства Варшавского («Неприятель с бедными остатками бежал»), пока будет собрана новая армия, чтобы продолжить Русскую кампанию весной 1813 года, практически сразу были похоронены. Об отъезде Наполеона начальник штаба Бертье должен был сообщить армии только через 5–6 дней и одновременно распустить слух, что император идёт в Варшаву с австрийской армией. Однако отбытие Бонапарта не удалось сохранить в тайне. Солдаты, озлобленные последними несчастиями, кричали, что Наполеон бежал, как в Египте. Вся администрация в Вильне сбежала вслед за императором. Войска встретил только виленский генерал-губернатор Дирк ван Гогендорп. Войска больше не подчинялись приказам. Они только рвались в город, мечтая отдохнуть в тепле, найти хлеб и вино. Только некоторые части вошли 26 ноября (8 декабря) 1812 года в город в сравнительном порядке. За ними ворвалась охваченная хаосом 20-тысячная толпа. Город был потрясён жалкими остатками ещё недавно блестящей Великой армии. Горожане старались не выходить на улицы. К 9 декабря в Вильну вошло до 30 тыс. солдат. Только около трети войска сохраняло относительную боеспособность. Остальные солдаты были бродягами и оборванцами, которые захватывали магазины с продовольствием, пивом, вином и водкой. Они пили и ели, заняли дома и отказывались идти дальше. Запасы, которых хватило бы почти на всю зиму, были растащены и разгромлены. Русская армия продолжала методично гнать врага, громя его тылы. Передовой отряд Чаплица 24 ноября (6 декабря) нанёс новое поражение арьергарду маршала Виктора. Французы потеряли более 1 тыс. человек пленными и 7 орудий. Партизаны Кайсарова в ночь с 23 на 24 ноября (5–6 декабря) уничтожили магазины противника в Ошмянах, было захвачено в плен до 500 человек. 25 ноября (7 декабря) войска Чаплица завершили разгром арьергарда Виктора, заняли Сморгонь, захватив до 3 тыс. человек пленными и 25 пушек. Кутузов сообщает императору Александру Павловичу, что хочет остановиться в Вильне, чтобы дать армии отдых и получить подкрепления. Противника должны были преследовать передовые отряды армий Витгенштейна и Чичагова. 26 ноября (8 декабря) авангард Чаплица громил и захватывал в плен уже отступающие без арьергарда войска противника. В этот день было захвачено по разным данным от 2 тыс. пленных до около 4 тыс. человек, 61 орудие. 27 ноября (9 декабря) Чаплиц разбил новый арьергард неприятеля под началом Виктора (дивизия Луазона), было захвачено 1,3 тыс. пленных и 16 пушек. 9-й корпус, продолжая отступление, соединился с остатками баварского корпуса Вреде (до 2 тыс. человек с несколькими орудиями). Мюрат, который после ухода Наполеона возглавил армию, приказал Виктору как можно дольше удерживать позиции у Вильны. Но отряд Сеславина довольно легко сбил противника. Войска Виктора, потеряв 6 пушек, бежали к самой Вильне. Конница Сеславина ворвалась в предместье, но её вытеснили из города. В этом бою Сеславин был ранен.

Виктор Мазуровский. «Возвращение Наполеона на Ошмянском тракте

Оборону Вильны возглавил храбрый маршал Ней, взяв под начало остатки дивизии Луазона и корпуса Вреде (вместе около 4 тыс. солдат). Маршалу также подчинили всех солдат, способных держать оружие из других «корпусов» – несколько сотен человек. Мюрат, видя, что город ему не удержать, что боеспособных войск осталась только горсть, упал духом. Он отдал приказ об отступлении и сам со штабом уехал в Ковно. 28 ноября (10 декабря) в 4 часа утра Мюрат с начальником штаба Бертье, Богарне, Даву, Мортье и другими командирами направились по Ковенской дороге. В конвое были остатки гвардии. По докладу маршала Бертье из всей императорской гвардии, насчитывающей при вторжении в Россию до 47 тыс. солдат и сократившейся до 19 тыс. ко времени вхождения в Москву, осталось не более 4–5 сотен человек. За ними потянулись толпы вооруженных и безоружных людей. Арьергард Нея, несмотря на все попытки, не смог выдворить из города всех солдат. Тем временем к Ковенской дороге вышел отряд Орлова-Денисова. Русская лёгкая конница сделала несколько рейдов на дорогу и захватила в плен более 1 тыс. человек. Также к Вильне вышли казачьи полки Платова. Город обстреляли из пушек, затем наши войска пошли в общую атаку. Французы были смыты и бежали, потеряв только пленными около 1 тыс. человек. У Понарской горы в 6 верстах от Вильны под угрозой атаки казаков были брошены остатки артиллерии (около 20 пушек) и обозы. Были утрачены и остатки казны. По словам барона Марбо, Ней приказал солдатам разобрать казну императора, чтобы не оставлять русским. В этот же день Русские войска вошли в Вильну. Чаплиц обошёл город с запада, перехватив дорогу на Ковно. Казаки и другие партизанские отряды перерезали все оставшиеся дороги. Затем отряды Чаплица, Сухозанета и Тетенборна вошли в город. Оставшиеся французы не сопротивлялись. Было захвачено в плен 7 генералов, 242 офицера и более 14 тыс. солдат (из них более 5 тыс. были больными и ранеными). Взяли большие трофеи. В Вильне и на дороге в Ковно было захвачено, по разным данным, от 70 до 100 пушек. В арсенале нашли 41 орудие и около 30 тыс. ружей. Также наша армия завладела большими запасами провианта.

Освобождение Вильны

Портрет Ефима Игнатьевича Чаплица мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего дворцаПортрет Александра Никитича Сеславина работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего дворца

29 ноября (11 декабря) 1812 года в город перенёс свой штаб Кутузов. В этот же день в Вильно прибыл царь Александр I. Врага преследовали казаки Платова и авангарды армии Чичагова. С 29 ноября (11 декабря) по 1 (13) декабря войсками Чаплица и Платова было захвачено в плен более 2 тыс. человек, это не считая погибших.Главная армия была остановлена у Вильны. В армии, которая в Тарутино имела около 100 тыс. человек, осталось около 42 тыс. солдат: более 27 тыс. – основные силы, авангард Милорадовича – более 6 тыс., а в других отрядах, резервной артиллерии и прочих частях – более 8 тыс. Ещё 48 тыс. человек было в госпиталях, 12 тыс. погибло в боях, умерло от ран и болезней (замёрзло). Большой урон понесла конница, которая вела преследование врага. В казачьих полках осталось по 150 бойцов, в регулярных кавалерийских – 60–150 сабель. В артиллерийском парке: в начале похода – 622 пушки, осталось 200. Остальные орудия бросили по дороге из-за нехватки лошадей или артиллерийской прислуги. 30 ноября (12) декабря остатки войск Мюрата вошли в Ковно. Здесь имелся 1,5-тысячный гарнизон из немцеы при 42 пушках. 13 декабря в город прибыл арьергард Нея (от 800 до 1 500 боеспособных солдат). Военный совет принял решение форсировать Неман и отступить в Пруссию. Отход прикрывал Ней. Всего через реку организованно переправилось около 1 200 человек при 9 орудиях. Это было всё, что осталось от Великой армии. 2 (14) декабря казаки Платова, отряды Чаплица и Орурка подошли к Ковно и открыли артиллерийский огонь. Отряд Нея оказал сопротивление. Казаки пошли в обход, на другой берег Немана, и французский гарнизон в Ковно оказался под угрозой полного окружения. В ночь на 3 (15) декабря отряд Нея бросился на прорыв и был разгромлен. Уцелело около 200 бойцов. «Храбрейший их храбрых» французский маршал выполнил свой воинский долг до конца и уцелел. В Вильковишки пришли только двое – Ней и Жерар. В ресторан, где обедали французские офицеры, вошёл бродяга в грязной одежде, со спутанными волосами, с бородой, закрывшей лицо, грязный, страшный и, подняв руку, сказал:

Ковно

«Я – арьергард «Великой армии», маршал Ней! Я дал последние выстрелы на Ковенском мосту; я потопил в Немане последнее оружие, я пришёл сюда, пробираясь лесами».

На севере прусские войска ушли на родину – в Пруссию, на южном фланге австрийцы и саксонцы без боя ушли за границу, в герцогство Варшавское. В конце декабря Русские войска без боя заняли Варшаву. 18 (30) января 1813 года с австрийцами был подписан секретный документ о перемирии «без определённого срока». Австрийская армия отступила в Галицию. Вена стала искать соглашения с антифранцузской коалицией. Русская армия решила задачу по изгнанию войск противника за границу. К концу декабря 1812 года наша армия вышла к своей западной границе, завершив контрнаступление. 14 (26) декабря 1812 года завершилось освобождение России от врага, наши войска заняли пограничные города Белосток и Брест-Литовский. В приказе по армии «спаситель Отечества» генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, князь Смоленский, поздравил войска с полным изгнанием врага из пределов России и призвал их «довершить поражение неприятеля на собственных его полях». Так завершилась «Гроза двенадцатого года».Кутузов писал Александру I:

В 1812 году. Пленные французы. Худ. И. М. Прянишников

Стратегическое поражение Французской империи

«Неприятель с бедными остатками бежал за границу нашу».

В его донесении говорилось:

«Наполеон вошел с 480 тысячами, а вывел около 20 тыс., оставив на месте 150 тысяч пленными и 850 пушек».

К около 150 тыс. «организованных» (в лагерях) пленных можно добавить ещё около 50–60 тыс. «неорганизованных» (шаромыжников-бродяг). «Великая армия» очередных западных захватчиков была почти полностью уничтожена, а её остатки изгнаны с Русской земли. В России сложили головы 552 тысячи человек, было потеряно более 1 200 орудий. Начальник штаба маршал Бертье докладывал императору французов:

«Армии более не существует».

Смогли сохранить боеспособность и уйти относительно целыми через западную границу России только саксонский, австрийский и прусский корпуса Ренье, Шварценберга и Йорка и одна французская дивизия из корпуса Макдональда. Ещё около 20–30 тыс. солдат смогли пересечь западную границу России в декабре 1812 – январе 1813 года, в основной массе безоружных и в самом жалком состоянии. Большинство из них дезертировало или умерло в госпиталях. Поэтому Клаузевиц сделал вполне справедливый вывод:

«Как бы критики ни отзывались об отдельных моментах преследования, надо приписать энергии, с которой велось это преследование, то обстоятельство, что французская армия оказалась совершенно уничтоженной, а большего результата себе и представить нельзя».

Историк середины XIX века М. Богданович оценил общие потери русской армии в 210 тыс. солдат и ополченцев. По мнению современных исследователей, общие потери русских в регулярной армии, ополчения, иррегулярных и казачьих войсках погибшими составляли от 150 до 200 тыс. человек, ещё около 150 тыс. было ранено. Резко изменилась военно-стратегическая ситуация в Западной Европе. Франция была серьёзно ослаблена. Пруссия и Австрия стали склоняться к союзу с Россией и другими членами антифранцузской коалиции.

Возвращение ратника домой. И. В. Лучанинов


Источник

Просмотров: 63 | Добавил: kravcov_stanislav | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх