Рассуждая на тему необходимости создания морской версии самого мощного российского ЗРК С-500, мы отметили крайне ограниченный круг кораблей, которые в принципе могли бы стать его носителями. Кандидатом номер один был то ли эсминец, то ли крейсер проекта 23560 «Лидер», так и оставшийся в виде макета. Кто же был вторым и последним в этом списке?Как ни странно, в качестве носителя зенитных противоракет «Прометея» всерьез рассматривался авианосец, точнее, тяжелый авианесущий крейсер проекта 23000 «Шторм», или «Шторм Э» (Storm 23000E) в гипотетической экспортной версии.
Небывалый «Шторм»Наша страна считается мировым лидером по количеству проектов перспективных авианосцев, и «Шторм» среди них занимает самое видное место как наиболее технически продвинутый, сложный и дорогостоящий и потому имеющий наименьшие шансы на практическую реализацию. Судите сами. При длине в 330 метров, ширине в 40 метров и осадке в 11 метров, крейсер должен получить полное водоизмещение до 100 тысяч тонн, что приближает его к самому современному американскому авианосцу типа «Джеральд Форд». При этом «Шторм» должен получить ледовый класс и иметь возможность действовать в суровых условиях Северного Ледовитого океана. Силовая установка у него должна быть атомная, которая обеспечит ему неограниченную дальность плавания при скорости до 30 узлов. Такая энергетика также должна была обеспечить работу четырех электромагнитных катапульт, пока еще не созданных, для запуска самых тяжелых самолетов с полной боевой загрузкой. Кроме того, на российском авианосце должен был сохраниться привычный по «Адмиралу Кузнецову» стартовый трамплин на носу. Авиакрыло у «Шторма» должно было стать очень внушительным: от 70 до 90 единиц летательных аппаратов, включая пока еще не созданные палубные истребители пятого поколения Су-57К, уже снятые с производства Су-33М и не существующие в природе палубные самолеты ДРЛОиУ Як-44. При необходимости его состав мог бы быть дополнен противолодочными или ударными вертолетами, а также разведывательными и ударными БПЛА. О проекте 23000 мы вспомнили потому, что именно на этом корабле предполагалось установить зенитные противоракеты С-500. Да, это на первый взгляд звучит очень-очень странно, поскольку в традиции англосаксов, съевших собаку на авианосной тематике, авианосец – это всего лишь большой плавучий аэродром, защищать который должны другие боевые корабли и субмарины эскорта. При всей кажущейся абсурдности идеи размещения ЗРК «Прометей» на гипотетическом «Шторме» она имеет и свою достоинства. Вопрос лишь в том, нужен ли ВМФ РФ сам «Шторм» в представленном виде?(А)ТАВКР ПВО/ПЛО/ПРО?Не секрет, что американские и советские авианесущие корабли довольно сильно отличаются внешне и по своим тактико-техническим характеристикам. Это было обусловлено целым комплексом причин.Первая и самая главная заключается в том, что ударные авианосцы ВМС США создавались как средство проекции силы за рубежом именно для действий флота против берега, а ВМФ СССР авианесущие корабли нужны были для прикрытия от атак вражеской авиации собственных надводных кораблей, оснащенных дальнобойными ПКР, и атомных субмарин, несущих МБР. То есть, от ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и самого технически продвинутого недостроенного атомного тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск» требовалось придание боевой устойчивости соединениям надводных кораблей, ракетным подводным лодкам стратегического назначения, морской ракетоносной авиации в районах боевого предназначения, отражение ударов палубной авиации противника и завоевание превосходства в воздухе, уничтожение соединений кораблей и подводных лодок противника. К вспомогательным задачам советских авианосцев относились обеспечение высадки морских десантов, перекрытие ракетных залпов противника самолетами РЭБ, обеспечение дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания для разнородных сил флота. Отметим, что все это остается актуальным и для ВМФ РФ!Для выполнения указанных задач крейсерам требовалось соответствующее авиакрыло, а вот с этим были большие проблемы. Палубные штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38 имели очень слабые тактико-технические характеристики. Сверхзвуковой СКВВП Як-141 стал настоящим прорывом, в чем-то опередив свое время, но не пошел в серию из-за развала СССР. Горизонтальный взлет с последнего отечественного ТАВКР «Адмирал Кузнецов», не имеющего стартовой катапульты, обычных тяжелых истребителей сопряжен с массой ограничений по боевой загрузке, а посадка порой приводит к ЧП с обрывом аэрофинишеров. Вдобавок к этому были известные ограничения по Конвенции Монтре, запрещающие проход через турецкие проливы для «чистых» авианосцев соответственного водоизмещения. Решение разместить на ТАВКР ракетное вооружение, превратив советские авианосцы в авианесущие крейсера, стало вынужденным компромиссом между желаниями и возможностями. И «Адмирал Кузнецов», и недостроенный атомный «Ульяновск» имели в носовой части по 12 пусковых установок ПКР П-700 «Гранит». Кроме ТАВКР, эти сверхзвуковые противокорабельные ракеты несли только атомные крейсера проекта «Орлан» и атомные подводные лодки проекта «Антей». Их боевая часть могла быть обычной фугасно-проникающей либо ядерной в тротиловом эквиваленте в 50 килотонн. Основным назначением «Гранитов» было уничтожение корабельных группировок противника, прежде всего, авианосных. Также они могли применяться по наземным целям. В ходе модернизации «Адмирала Кузнецова» вертикальные пусковые установки «Гранитов» предполагалось убрать, чтобы высвободить под палубой больше места для размещения в ангарах дополнительного количества самолетов и вертолетов. В целом, это рациональное решение с точки зрения превращения авианесущего крейсера в чистый авианосец. Все же главным оружием плавучего аэродрома является его авиация. Правда, тогда возникнет вопрос по поводу возможности захода его в Черное море через турецкие проливы, если такая потребность когда-нибудь возникнет. Напомним, что все советские ТАВКР строились в Николаеве. Но вернемся к тому, с чего начали. А что, если вместо противокорабельных «Гранитов» на авианесущем крейсере разместить зенитные противоракеты от «Прометея», как это предполагалось в проекте «Шторма»? Это дало бы ему возможность на расстоянии до 600 км сбивать вражеские самолеты ДРЛОиУ и РЭБ, ослепляя АУГ ВМС США. Напомним, на одном американском авианосце базируется до 4 палубных Grumman E-2 Hawkeye. Залп 12 дальнобойных ракет от С-500 – это минус 12 спутников-разведчиков противника на низкой околоземной орбите. Также боекомплект «Прометея» в морской версии позволил бы ему перехватить вскоре после старта от 6 до 12 межконтинентальных баллистических ракет, запущенных с АПЛ класса «Огайо» где-нибудь в Средиземном море. С учетом угрозы, исходящей от UGM-133A Трайдент II, это очень весомый вклад в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Если разобраться, то размещение С-500 на авианесущих крейсерах, которые тогда смогут выполнять задачи ПВО, ПЛО и даже ПРО, не такой уж и бред, как может показаться на первый взгляд. Вопрос лишь в том, нужен ли ВМФ РФ конкретно проект «Шторма» с его ледовым классом и водоизмещением в 100 тысяч тонн? Хватило бы модернизированной реинкарнации «Ульяновска».
Источник
|