Испытания авиапушки истребителя пятого поколения Су-57. Изображение кадр из видеоролика, размещённого на youtube, автор: Александр ЛитвиновВойны ХХ века С начала ХХ века скорострельные пулемёты, а за ними и автоматические авиационные пушки (авиапушки) стали важнейшим элементом вооружения боевых самолётов. У них фактически не было альтернативы при ведении боёв «самолёт против самолёта», да и по наземным целям пулемёты и авиапушки применялись тогда регулярно.
Пик применения пулемётов и скорострельных автоматических пушек пришёлся на годы Второй мировой войны – истребители охотились на бомбардировщики и штурмовики противника, а также сражались в небе с себе подобными, штурмовики расстреливали с воздуха наземные силы, а бомбардировщики ощетинивались десятками стволов, пытаясь отбиться от атакующих их истребителей. Появление реактивных самолётов первоначально не повлияло на ситуацию – бои в воздухе в ходе войны в Корее по-прежнему велись из пулемётов и скорострельных авиапушек. МиГ-15бис – внизу носовой части видны стволы двух пушек калибра 23 мм и одной пушки калибра 37 ммВпервые необходимость в наличии на борту тактического боевого самолёта скорострельных авиационных пушек была поставлена в ходе американского вторжения во Вьетнам – новейший истребитель-перехватчик F-4 Phantom изначально был вооружён только ракетами «воздух-воздух» средней и малой дальности, стрелково-пушечное вооружение на этом самолёте отсутствовало.Как показала практика противостояния истребителей F-4 Phantom и советских истребителей МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, решение по отказу от пулемётно-пушечного вооружения было ошибочным – эффективность ракет «воздух-воздух» того времени не позволяла обеспечить гарантированное уничтожение самолётов противника на средней дальности, да и ракеты «воздух-воздух» малой дальности в то время также не отличались высокой эффективностью. По часовой стрелке – F-4 Phantom, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21Если в цифрах, то по результатам войны во Вьетнаме ориентировочная эффективность ракет «воздух-воздух» средней дальности А1М-7 составила всего 9,3%, ракет «воздух-воздух» малой дальности AIM-9E Sidewinder – 13,2%, ракет «воздух-воздух» малой дальности AIM-4 Falcon – 10,4%. В результате истребители часто переходили в ближний воздушный бой, в котором более маневренный самолёт, вооружённый скорострельной авиапушкой (авиапушками), зачастую одерживал победу. Впрочем, США быстро решили проблему путём установки на F-4 Phantom весьма эффективной шестиствольной скорострельной авиационной пушки М61А1 Vulcan, которая применяется на американских самолётах и по сей день. Американская авиапушка М61А1. Изображение commons.wikimedia.orgИменно противостояние F-4 Phantom с советскими МиГами зачастую используется как аргумент сторонниками автоматических пушек, хотя с тех пор уже много «воды утекло». Впрочем, есть и ещё один интересный боевой самолёт, не оборудованный скорострельной автоматической пушкой, – это высотный скоростной истребитель-перехватчик МиГ-25. Собственно, стрелково-пушечного вооружения не было ни на одной модификации МиГ-25, но у разведывательных модификаций МиГ-25 и вовсе не было вооружения, а бомбардировщику, предназначенному только для того, чтобы на огромной скорости и с огромной высоты метнуть термостойкие авиабомбы максимально далеко в тыл к противнику, а затем уйти на максимальной скорости, авиационная пушка тоже как бы ни к чему.Так вот, истребитель-перехватчик МиГ-25ПД участвовал в достаточно большом количестве воздушных боёв в ходе войны в Ливане со стороны Сирии, во время ирано-иракской войны со стороны Ирака и даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах (американская «Буря в пустыне»). МиГ-25ПД. Изображение testpilot.ruНа счету истребителя-перехватчика третьего поколения МиГ-25ПД такие боевые машины третьего поколения, как истребители F-4 Phantom и F-5E/F Tiger II, и четвёртого поколения – палубные истребители-перехватчики F-14 Tomcat, тяжёлые всепогодные истребители McDonnell Douglas F-15 Eagle, палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet, а также новинка из другой эпохи – американский самолёт-разведчик RQ-1 Predator (вроде и не самая сложная цель, но всё же).По часовой стрелке – F-5E, F-15, F/A-18, F-14В то же время противостоять МиГ-25ПД могли только истребители четвёртого поколения, но даже для них схватка с этим самолётом была непростой задачей. Характерно, что на отсутствие на борту МиГ-25 авиапушки никто не жаловался.Но всё-таки и по сей день скорострельные авиапушки имеются в составе вооружения большинства современных боевых самолётов класса «истребитель», включая самолёты пятого поколения. Из интересного можно вспомнить американский самолёт А10 Thunderbolt II с установленной на нём семиствольной автоматической 30-мм пушкой, а также советский фронтовой истребитель-бомбардировщик МиГ-27 с шестиствольной 30-мм пушкой ГШ-6-30А – оба самолёта вполне могли рыть с их помощью траншеи в земле, хотя в реальности работа пушечным вооружением несёт для самолёта крайне высокие риски уничтожения наземными средствами противовоздушной обороны (ПВО).А10 Thunderbolt II (вверху) и МиГ-27 (внизу)Можно также вспомнить истребитель-перехватчик МиГ-31 и его шестиствольную авиапушку ГШ-6-23 со скорострельностью, превышающей 9000 выстрелов в минуту. Предполагалось, что с её помощью МиГ-31 сможет эффективно сбивать крылатые ракеты, однако, к счастью, пока МиГ-31 этого делать не пришлось. Авиапушка ГШ-6-23М. Изображение commons.wikimedia.org / Vyacheslav BukharovПочему «к счастью»?К этому вопросу мы ещё вернёмся. А теперь перепрыгнем через десятилетия и посмотрим, насколько эффективно применялись авиационные пушки в войнах конца XX – начала XXI века. Войны ХХI века Несмотря на то, что американская «Буря в пустыне» произошла в 1990-1991 годах, во многих источниках её называют войной ХХI века, настолько разительно она отличалась по своему формату от тех войн и вооружённых конфликтов, что происходили ранее. На тот момент казалось, что только так и нужно воевать, что только так и можно побеждать с относительно малыми потерями. Эпизод «Бури в пустыне». Изображение commons.wikimedia.orgОсновной ударной силой в ходе «Бури в пустыне» стала авиация, сломившая организованное сопротивление вооружённых сил Ирака, обеспечившая уничтожение его основных сил и средств, а также почти беспрепятственное продвижение наземных сил США и их союзников. Несмотря на несопоставимость сторон конфликта по качеству и количеству боевой техники, военно-воздушные силы (ВВС) Ирака сдались не сразу. В ходе противостояния в воздухе было сбито некоторое количество боевых самолётов ВВС США, причём здесь отличились не новейшие на тот момент в ВВС Ирака истребители МиГ-29, а упомянутые выше высотные истребители-перехватчики МиГ-25ПД. Сколько раз в ходе боевых столкновений в воздухе, ведущихся в рамках операции «Буря в пустыне», использовались авиапушки?Судя по открытым данным, ни разу в ходе всех боестолкновений между боевыми самолётами не использовались ракеты «воздух-воздух».Причём иракские самолёты МиГ-25ПД умудрялись одерживать победы, используя далеко не самые современные советские ракеты Р-40Р/РД с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и Р-40Т/ТД с тепловой головкой самонаведения, принятые на вооружение в 1971 году, с дальностью полёта 35-60 километров для разных модификаций.Ракеты Р-40Р и Р-40Т Изображение commons.wikimedia.org / F l a n k e rОперации «Решительная сила» (бомбардировки бывшей Югославии странами НАТО), «Шок и трепет» (второе вторжение США в Ирак) и «Несокрушимая свобода» (вторжение США в Афганистан) прошли без столкновений боевых самолётов в воздухе, равно как и бомбардировки Ливии – по сути, это было «избиение» противника с воздуха, всё равно что Майк Тайсон против первоклассника. И вот началась российская специальная военная операция (СВО) на Украине. Несмотря на то, что преимущество в количестве и качестве авиационной техники однозначно на стороне России, ВСУ активно используют боевую авиацию, вначале советского производства, а теперь и производства стран Запада. Если исходить из открытых данных, то большая часть потерь боевых самолётов и вертолётов у противоборствующих сторон происходит от огня наземных средств противовоздушной обороны (ПВО) – зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Впрочем, на счету российской истребительной авиации тоже имеется немало побед над самолётами и вертолётами противника.Опять же, возникает вопрос, сколько раз за прошедшие три года авиапушки использовались в ходе сражений в воздухе? Ответ, скорее всего, будет тот же – ни разу! Истребители Су-35С и истребители-перехватчики МиГ-31БМ с ракетами Р-37 стали грозой украинской авиацииАвтору удалось найти один эпизод, когда истребитель Су-30СМ пытался сбить из авиапушки украинский вертолёт, но в конечном итоге тот вертолёт был сбит ракетой «воздух-воздух» малой дальности Р-73. Впрочем, у ВВС Украины есть опыт применения авиапушки против БПЛА-камикадзе большой дальности типа «Герань-2», в результате чего обломками сбитого БПЛА был уничтожен украинский же истребитель МиГ-29, использовавший авиапушку. Помните, ранее мы упоминали о том, что МиГ-31 «к счастью» не пришлось перехватывать крылатые ракеты с помощью авиапушки? Это как раз потому, что последствия для МиГ-31 при работе по крылатой ракете авиапушкой вполне могли бы быть теми же – обломки сбитой КР вполне могли бы просто уничтожить или повредить бы дорогостоящий самолёт. Размышления на темуЧто нас ждёт в будущих войнах? Будут ли востребованы авиапушки на самолётах тактической авиации в ходе ведения боевых действий в воздухе в обозримой перспективе? Высказывалось мнение о том, что снижение заметности в сочетании с работой средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) приведёт к тому, что боевые самолёты вновь будут вынуждены сближаться, переходить в маневренный бой. Испытания авиапушки истребителя пятого поколения F-35Однако, судя по всему, радиолокационные станции (РЛС) и оптико-электронные станции (ОЭС) боевых самолётов эволюционируют параллельно, а то и с опережением эволюции средств снижения заметности, в результате чего дистанция ведения боя между боевыми самолётами не сокращается, а, скорее, возрастает. Одновременно возрастает дальность ракет «воздух-воздух», которая уже перевалила за 300 километров. Даже при сближении шансов на переход самолётов тактической авиации в маневренный бой с использованием авиапушек не так уж и много, скорее всего, один из противостоящих самолётов, а может, и оба, будут сбиты высокоманевренными ракетами «воздух-воздух» малой дальности с тепловыми головками самонаведения. Истребитель F-15C ведёт огонь из пушкиВпрочем, шансы на ближний маневренный бой между истребителями могут возрасти из-за того, что на малозаметных самолётах пятого поколения ракет «воздух-воздух» во внутренних отсеках очень мало.А есть ли вообще смысл говорить о необходимости или отсутствии необходимости в авиапушке? Ну есть и есть, сколько она «съедает» веса у самолёта?Американская 20-мм авиапушка M61A1 весит 112 килограмм, M61A2 уже 92 килограмма, российская 23-мм авиапушка ГШ-6-23М весит 76 килограмм, а 30-мм авиапушка ГШ-30-1 весит всего 50 килограмм – казалось бы, это совсем немного, по сравнению с массой и грузоподъёмностью самого самолёта.Авиапушки ГШ-30-1 и ГШ-6-23МОднако установленная на F-22A авиапушка M61A2 с боекомплектом 480 снарядов калибра 20х102 мм будет весить уже порядка 200 килограмм, а с креплениями и другими вспомогательными приспособлениями масса авиапушки «в сборе» составит порядка 300-350 килограмм.Для истребителя МиГ-31БМ с его авиапушкой ГШ-6-23М с боекомплектом 260 снарядов масса авиапушки «в сборе», предположительно, составит порядка 200-250 килограмм, а для Су-35С с авиапушкой ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов 30х165 мм масса авиапушки «в сборе», предположительно, составит порядка 300-350 килограмм.Всё равно кажется, что не так уж и много, если не вспомнить, что одна ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-73 с тепловой головкой самонаведения весит всего 110 килограмм, то есть вместо одной авиапушки «в сборе» можно взять две-три ракеты Р-73, а эти «машинки» весьма эффективны и способны работать по цели на дальности до 40 километров.Ракета Р-73. Изображение commons.wikimedia.org / Kirill BorisenkoЕщё можно предположить, что вибрации, возникающие при стрельбе из скоростных автоматических пушек, не очень хорошо влияют на бортовое оборудование и даже прочность корпуса самолёта в целом.ВыводыТак почему авиапушки остаются в составе вооружения современных боевых самолётов?Все факты говорят о том, что их время, если ещё и не прошло, то уходит – результативные эпизоды применения авиапушек исчисляются и будут исчисляться долями процентов.Можно предположить, что для пилотов боевых самолётов авиапушка стала чем-то вроде «пистолета» или «кортика», который носится при себе «на крайний случай», ну и ещё неким «языком международного общения», когда предупредительная очередь из авиапушки показывает противнику, что ему пора «линять» или садиться на наш аэродром.Скорее всего, ВВС ведущих стран мира не откажутся от авиапушек в составе вооружения боевых самолётов тактической авиации, по крайней мере до тех пор, пока не получат взамен что-то иное, вопрос — что?Кстати, интересно, а как там с авиапушками в самолётах шестого поколения?
Источник
|