Наших заокеанских экспертов и их читателей, мягко говоря, порвало на звезды и полосочки. Это даже круче, чем на британский флаг, оказывается: на американском полосочек больше. Негодование с большой буквы: ну как это так, какие-то там китайцы выставили что-то, обозванное «истребителем шестого поколения», и смеют еще говорить, что оно типа летало!Учитывая, что аналогичные произведения от «Локхида» и «Боинга» все еще находятся в стадии рисунков или, как их теперь для внушительности обзывают, рендеров. Безобразие, конечно, у китайцев вообще чистая бумага должна была быть, а тут такое…
А тут «Байди» или «Белый император». Естественно, как и всё у соседей, название завязано с мифологией. Так вот, Байди — это один из пяти Небесных императоров, бог Запада. Давно дело было, но сегодня имя бога Запада носит китайский аэрокосмический истребитель, который имеет все шансы стать первым в мире именно аэрокосмическим истребителем.Есть у Китая такая программа, которую в США сразу обозвали «научно-фантастической». «Наньтяньмэнь» называется. Эта программа предусматривает постройку воздушно-космического летательного аппарата «Луаньняо». «Птица Феникс» (вольный перевод с китайского) – это носитель других летательных аппаратов, «Сюаньв» и… «Байди»!То есть фантастика фантастикой, но вот он, первый воздушно-космический аппарат по этому проекту. Или не первый.Тут с этим проектом вообще всё не так просто. Вдогонку (думаю, специально для нагрева публики) китайцы показали еще один аппарат, построенный в рамках «Наньтяньмэнь».Это патрульный аппарат «Ханьгуан». Он предназначен для применения в условиях низкой гравитации, таких, например, какие имеются на Луне и Марсе. С дальним, так сказать, прицелом. Основной его целью является выполнение задач патрулирования, поисково-спасательных операций, транспортировки и разведки. Понятно, что это тоже макетный образец, но тем не менее он существует. Сомнительно, что в Китае стали бы тратить время работников на создание просто макета «птички», способной только покрасоваться на выставке. Не та страна, не та партия у власти, чтобы так шутить.В китайских СМИ можно найти цифры, которые говорят о том, что «Луаньняо» будет весить 120 000 тонн. Вот здесь есть сомнения. Поднять в небо авианосец – в это веры как-то нет. 120 000 килограммов – еще куда ни шло. Это Ту-160 пустой. То есть штуковина, которая может летать. Учитывая, что с топливом и полезной нагрузкой Ту-160 весит около 275 тонн, то можно предположить, что и китайцы смогут запустить что-то подобное. Стоит, наверное, провести некое сравнение: МКС, очень крупное сооружение за пределами (почти) атмосферы Земли, весит 450 тонн, а самый крупный самолет Ан-225 «Мрия» имел максимальный взлетный вес 640 тонн.То есть ошибка перевода. «Луаньняо» если и будет иметь массу, то никак не более 200-300 тонн. Но да, он сможет взять на борт и достаточное количество топлива, и пару летательных аппаратов. Другой вопрос, что не совсем понятно, зачем. Но это уже вопрос к китайским военным, у них, очевидно, свое мнение на этот счет, и не нам его оспаривать и сомневаться в целесообразности, не так ли? Вторая вещь, которая смутила, — это то, что многие зарубежные СМИ обратили внимание на то, что в описании модели истребителя «Байди» на форуме в Чжухае указано: аэрокосмический самолет «Байди» прошел испытания в условиях вакуума и невесомости космического пространства. Более того, аппарат прошёл различные лётные испытания, такие как полёт в атмосфере, испытательный полёт на большое расстояние в космическом пространстве и испытательный полёт с применением вооружения.Полное впечатление, что весь мир пропустил что-то такое веселенькое. Самое интересное, что действительно никто ничего не видел и не слышал. Спутники всех разведок и военных ведомств смотрели куда-то не туда, пока «Байди» летал в космос. Странно. То, что в самом Китае никаких подтверждений, — это как бы привычно. Правда, был странный инцидент в октябре в провинциях Аньхой и Хэнань, где люди были озадачены и напуганы сериями очень громких звуков типа взрывов большого объема. Официальные лица в провинциях тогда заявили, что никаких взрывов не было, и никто ничего не видел. Впрочем, если в Китае официальные лица сказали, что ничего не было, значит, ничего не было.В целом, на фоне общих заявлений, получается, что концепция «интегрированного воздушно-космического истребителя» предусматривает возможность сверхзвукового полёта и преодоления земной атмосферы для космических операций.Какие операции можно и нужно проводить в космосе — это, конечно, очень большой вопрос. И вопрос, я так понимаю, очень далекого будущего. Однако в наше время такой аппарат может быть более чем полезен в плане боевого применения. Например, рассекающий над Вашингтоном такой аппарат на высоте около 250 км и выше будет неуязвим! THAAD, единственный ракетный комплекс, способный перехватывать цели на больших высотах, имеет максимальную высоту перехвата цели 150 км. Сегодня этого более чем достаточно для того, чтобы сбить практически любую цель, причем даже кинетической боевой частью. То есть, лом, летящий с огромной скоростью, и ни грамма взрывчатки – вот что такое кинетический перехватчик.Чем США будет перехватывать такой вот самолет — большой вопрос, а вот что может «Байди» вывалить из космоса на Белый дом — не менее интересно. Ну хорошо, не на Белый дом, на Пентагон. Не менее достойная цель.Здесь вообще есть над чем подумать от всей души.Дело даже не в том, какая вместимость у оружейных отсеков «Байди», хотя об этом чуть ниже. Дело в том, что само по себе понятие границы космоса весьма размыто. Международная авиационная федерация в качестве рабочей границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км (так называемая «линия Кармана»). Выше вроде бы как уже космос.Астрономы из США и Канады измерили границу влияния атмосферных ветров и начала воздействия космических частиц. Она оказалась на высоте 118 километров, хотя само NASA считает границей космоса 122 км. Да вот хоть 142 км. Понимаете, да? Аппарат, который с бомбами и ракетами внутри, на высоте 200 км НЕ НАРУШАЕТ мировых законов и имеет право рассекать над всей территорией США и Канады. Ну как тот пузырь, который еле-еле сбили. И сбить его нечем, то, что самолет может подняться на высоту 15-17 км, при таком порядке цифр это добродушно посмеяться и не более того.И вот тут жирный вопрос операторам GBMD и THAAD: а успеете ли вы, парни, отработать по цели, которая появится внезапно в 150 км от вас? Одно дело — засечь на той стороне мира пуск межконтинентальной баллистической ракеты, вычислить ее траекторию и отработать по ней, и совсем другое — когда боеголовка/бомба/ракета появляется вот тут, у вас над головами?Это… несколько сложнее и менее оптимистично. А если «Байди» начнет швыряться чем-то, умеющим подруливать на гиперзвуковой скорости, а всё, что летит из космоса, имеет именно такую скорость, думаю, процессоры дымиться у баллистических компьютеров ПВО будут ярко, но недолго. Перспектива, конечно, не из блестящих. И главное — ну ничего пока такой тактике США противопоставить не смогут. А вот если еще и что-то типа УМПК с ФАБ-3000 да в контейнере, устойчивом к температуре, с раскрытием на высоте километров в 20…Сказал бы, что фантастика не для Джорджа Лукаса, а скорее для Уэса Крейвена, не покинь он этот мир.Но дальше будет интереснее. Дальше, как обещал, два шикарных момента, над которыми стоит задуматься всем. Момент первый: на информационной табличке рядом с «Байди» указано, что в последней модификации «увеличен размер внутреннего отсека для вооружения, чтобы можно было использовать более тяжёлые боеприпасы класса «воздух-земля».Неплохо так… Значит, была более ранняя модель, правильно? И у этого «Байди» отсек увеличили в пользу неких более тяжелых вооружений именно «воздух-земля». Или все-таки «космос-земля»?Но далее все там же говорится вообще просто потрясающая информация:«Истребитель «Байди» Type B претерпел значительные улучшения в плане авионики, дизайна кабины и оптимизации процессов технического обслуживания, что значительно повышает его готовность к развёртыванию и эффективность в эксплуатации».И вот тут уже другой вопрос: это лукавые китайцы всем по мозгам заячьей лапкой проходят, либо весь мир всё пропустил? Если принять на веру слова сопровождения выставочного образца, то «Байди» не просто летал — он проходил испытания! Потому что для того, чтобы что-то улучшить, надо сперва каким-то непостижимым образом понять, что надо улучшать! Хорошо, кабина и авионика (кабину особо не «светили», кстати) могут быть изучены макетно, допустим, насчет технического обслуживания тоже можно посуетиться вокруг полноразмерного, так что здесь запросто не обман, а… Ну просто с несколько иного ракурса подана информация. В общем, чем-то похоже на израильский подход к вопросу ядерного оружия. «У нас его нет, но если что — нам есть что применить». Так и тут, летал или нет — ну совершенно непонятно, но уже вторая модификация в макете. Зададимся вопросом: это макет-игрушка или за ним что-то все-таки скрывается?Вид у «Белого императора», конечно, авангардно-фантастический. Хищные, угловатые и в то же время обтекаемые формы – да, привлечет внимание по полной программе. С одной стороны, имеются формы, говорящие о том, что над малозаметностью думали, с другой – почти плоская нижняя часть (как у космических челноков) свидетельствует о том, что прорабатывались вопросы перехода из космоса в атмосферу.Единственный момент, который откровенно позабавил, – это двигатели. Если мы посмотрим на низ любого космического челнока, то увидим, что его поверхность полностью плоская. Челнок «лежит» дном на атмосфере. А тут – двигатели. На которые ожидаемо придется главная температурная нагрузка.Если бы у «Белого императора» двигатели разместили по бокам фюзеляжа, над крыльями, у хвостового оперения – всё прокатило бы. Но там, где они у самолета атмосферного, в космосе как бы не лучшее решение.Фонарь интересен. Он многогранный, из темного материала, как бы свидетельствующий о том, что его задача – защитить летчика от излучений. Природных, искусственных, не важно. Интересная форма, не очень похожая на классические формы фонарей современных самолетов.Фюзеляж толстый, но изящный. Намекает на то, что в нем действительно можно разместить много топлива и вооружений.Крыло… Крыло есть, оно компактное, но приличных размеров, дельтавидной формы. Понятно, что в космосе крыло ни к чему, кроме как для хранения топлива, его главная задача – вход и полеты в атмосфере. Для входа всё как-то сомнительно смотрится, а вот для полетов в атмосфере на сверхзвуковых скоростях крыло вполне подходит. Здесь как бы можно увидеть расхождение концепций Запада и Востока в плане истребителей шестого поколения. Западный подход вроде бы сформировался: это беспилотный летательный аппарат либо аппарат пилотируемый, но со стаей сопутствующих БПЛА различных форм-факторов и назначений.Восток в лице Китая обозначил свою линию развития – застратосферные летательные аппараты, способные на какое-то время даже выходить в космос.Понятно, что «Байди» — это концепт, даже не прототип, однако как пойдет дальнейшее развитие такой линейки аппаратов, предсказать пока сложно. Вообще, такой летательный аппарат, умеющий сверхзвуковой полет и маневренность в атмосфере и опциональный выход в ее самые верхние слои — это интересная концепция развития.Для оперирования в космосе, прямо скажем, «Байди» хлипковат. Плюс там нужны двигатели иного плана, на других видах топлива, что явно не для этого самолета. Все многоразовые челноки «Спейс Шаттл» взлетали на водороде с кислородом в качестве окислителя, а в космосе маневрировали на метилгидразине с тетраоксидом диазота (окислитель). Сегодня современные корабли Маска летают на парах жидкий метан/жидкий кислород и керосин/жидкий кислород. Где у «Белого императора», летающего на керосине, будут баки под жидкий кислород, пока не понятно. Возможно, на внешней подвеске. В общем, «интегрированный воздушно-космический истребитель, способный к сверхзвуковому полёту и прорыву земной атмосферы для работы в космосе» — это пока концепт весьма интересных форм, но не более того.Военные обозреватели пока сохраняют осторожность, отмечая, что «Байди» — это захватывающая концепция, его реальные возможности и дальнейшее развитие всё ещё остаются под вопросом. И не под одним, вопросов много, особенно к космической части аппарата.Некоторые всерьез предполагают, что этот самолёт может быть прототипом будущих самолетов ВВС НОАК, хотя официально это не подтверждено. Несмотря на эти неопределённости, появление «Байди» показывает, что, во-первых, у Китая прорабатывается своя оригинальная концепция аппаратов будущего, во-вторых – Китай реально претендует на одно из лидирующих мест в области аэрокосмических технологий и военных инноваций.Но разработать — это еще не значит освоить выпуск и построить в необходимых количествах, не так ли? «Сивулф», «Армата», «Замволт» — в мире более чем достаточно вроде бы революционных проектов, которые начали претворять в металле и которые сошли с дистанции. На то, что показывает Китай в рамках своего авиасалона в Чжухае, нужно смотреть внимательно и во все глаза, еще и осмысливая увиденное, но с изрядной долей скептицизма. Да, Китай сделал за последние 15–20 лет просто огромный рывок вперед, сумев освоить такие вещи, которые и не снились в самых радужных снах многим в мире. И наши соседи достойны уважения, потому что этот технологический рывок был сделан страной, которая 30 лет назад, все помнят, чем была знаменита. Массовым выпуском подделок. А сегодня покупка другими странами китайских систем вооружения — нормальная практика. Особенно, если бюджет не американский.А в космосе КНР вообще делает просто гигантские шаги вперед. Тут стоит не забывать, что сегодня Китай (вторая после СССР страна) обладатель национальной орбитальной станции. И космические амбиции Китая простираются очень и очень далеко. Показ сегодняшних концептов «космической боевой техники» — это не только обозначение вероятных направлений развития китайской военно-инженерной мысли и не более того. А если еще учесть, что у китайцев с незапамятных времен обмануть врага считалось высшим пилотажем, то вполне возможно, вся эта аэрокосмическая показуха так ею и останется. А на самом деле работы идут совсем в ином направлении.Впрочем, уверен, не многие удивятся, узнав, что всё именно так и обстоит. Китайцы — они такие…
Источник
|