03:46
БМП, на которой бы я пошёл в бой

БМП, на которой бы я пошёл в бойЗа три года ведения боевых действий средней интенсивности на Украине в общественном мнении всё большую популярность приобретают идеи создания тяжёлой боевой машины пехоты (ТБМП). Давайте попробуем осмыслить, что эта идея и её воплощение в металле даст Вооружённым силам и от чего придётся отказаться, как изменятся логистические и бюджетные особенности содержания и применения частей и подразделений в мирное время и в боевой обстановке, какую роль на поле боя должна будет взять на себя тяжёлая БМП.Немного истории с примесью экономических возможностей страны, которую мы потеряли. БМП-1 создавалась в эпоху идей «ламаншизма» с перспективой, если понадобится, «вымыть солдатские сапоги в Индийском океане». Машина выпускалась с 1966 по 1983 годы в количестве более 20 тысяч. С 1968 по 1991 годы выпущено более 10 тысяч САУ 2С1 «Гвоздика». Но апогеем милитаризма, наверное, становится танк Т-72 в количестве около 30 тысяч в период с 1973 по 2005 год (пять танков за два дня в мирное время).



Корректность вывода далека от всеобщего «одобрямса», но на линии фронта количество стволов 122- и 125-мм вдвое превосходило количество БМП-1 со слабой 73-мм гладкоствольной пушкой, которые должны были зачищать участок прорыва после артподготовки и танкового удара, следовавших за применением тактического ядерного оружия. Ничего подобного в весовой категории 13-ти тонн БМП-1 и в мире, и в армиях вероятного противника в то время не было, если не считать немецкий БТР HS.30 (14,6 т) с 20-мм пушкой и американский БТР М113 (10,91 т) с 12,7-мм пулемётом.Первым, спустя пять лет, отреагировал битый во ВМВ и чутко держащий нос по ветру сумрачный германский гений. Опираясь на сеть автобанов и традиционно отдавая предпочтение хорошей броне, немцы не стали заморачиваться с амфибийностью и построили БМП «Мардер», сразу шагнув в весовую категорию 28,2 тонны. Но немецкие оружейники с огромным военным опытом поняли бесперспективность советского 73-мм гладкоствольного орудия с дальностью стрельбы до 1,3 километра и дозвуковой начальной скоростью гранаты 290 м/с (на указанную дальность она летела около 5 секунд). И в 1970 году БМП «Мардер» вышла в свет с превосходной 20-мм автоматической пушкой Rheinmetall Mk 20 Rh-202 (дальность стрельбы по наземным целям 2,5 км; начальная скорость снаряда 1044 м/с). Даже опираясь на послезнание, автору не совсем понятен такой выбор, ведь уже в те годы немецкому ВПК была доступна 35-мм пушка Oerlikon KDA (нам она более известна в составе ЗСУ «Гепард», поступившего на вооружение Бундесвера в 1973 году). С таким орудием тяжёлая БМП «Мардер» 1А3 (вес 33,5 т) была бы актуальна и по сей день. Всего с 1969 по 1975 год было выпущено 2136 единиц БМП «Мардер», из них 55 штук модели 1А3 поставлено на Украину.Франция начала создавать БМП для своей армии по факту появления первых серийных машин БМП-1 в Советской армии. БМП АМХ-10Р можно назвать клоном БМП-1 в алюминиевом корпусе. Их неспешно выпускали с 1972 до 1994 года (1750 ед.) и продавали союзникам (например, Саудовская Аравия – 570 ед., вот зачем саудитам плавающая БМП?). Но пушку французы поставили под однотипный с немцами патрон 20×139-мм.Боевая машина пехоты США M2 «Брэдли» создана во второй половине 1970-х годов с учётом опыта боевого применения советской БМП-1, конструктивных особенностей германской БМП «Мардер» в качестве лучше защищённой и вооружённой замены бронетранспортёрам M113. Принятая на вооружение в 1981 году БМП М2 «Брэдли» не отличалась излишним весом (22,3 т), она была на целых десять тонн легче последней модели немецкой машины и в то же время более чем на семь тонн была тяжелее новой советской машины БМП-2 (14,7 т), принятой на вооружение СА 15.10.1980 года.Сжатый, но информативный экскурс в историю создания БМП можно дополнить ещё одним фактом, подтверждающим важность принятой в государстве и ВС в целом концепции использования вооружения. С 1972 года в СССР появилась ещё одна «воздушная БМП» — ударный вертолёт Ми-24 по прозвищу «Крокодил». Машина с экипажем из трёх человек могла доставлять десант в количестве восьми полностью экипированных бойцов, а поднимаемый в воздух боекомплект значительно превосходил по весу боекомплект основного танка. Бронирование вертолёта из бронестёкол и навесных металлических бронепластин защищало кабину экипажа, двигатели и наиболее ответственные элементы конструкции от пуль крупнокалиберных пулемётов.Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борта, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта. К фатальным последствиям приводил и контакт с противотанковыми минами. Таким образом, «колесница ядерного Армагеддона», спроектированная и построенная по концепции лёгкой боевой бронированной машины, стала революционным прорывом в послевоенном вооружении сухопутных войск, но в то же время мало соответствовала реалиям конвенциональных конфликтов последней четверти 20-го века. Серия международных договоров ОСВ и СНВ несколько охладили накал гонки ядерных вооружений. И теперь нашим современникам, таким простым парням, как Серёжка с Малой Бронной и Витька с Маховой, реально требуется нечто другое.Прошло двадцать лет с момента появления боевой машины пехоты как класса боевых машин. В 1987 году в СССР принята на вооружение третья модель БМП. Германия вооружена БМП «Мардер», закончила их производство и переключила усилия на модернизацию машин. На пике горбачёвской перестройки и разоружения американский ВПК совершенствует и выпускает новые модификации БМП «Бредли». С выводом советских войск из Восточной Европы создают свои БМП FV510 «Уорриор» англичане и проектируют Strf90 нейтральные шведы. Впереди конфликты на Балканах и на Ближнем Востоке, Ирано-Иракская война и в Кувейте, Чеченские компании… А поменялась ли за четверть века концепция применения БМП-3 и изменились ли требования к боевой машине пехоты?Нельзя сказать, что ничего не изменилось. Алюминиевая броня и новый мощный двигатель, новая компоновка и комплекс вооружения, в очередной раз увеличен клиренс и появились водомёты. Но всё по-прежнему: «БМП-3 — советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою». Уже тогда, в середине 80-х, передовая военная наука начинает разработку нетрадиционной боевой машины «Терминатор». Да, по большому счёту судьба этой машины туманна до сих пор, но налицо попытка изменения концепции ведения общевойскового боя с помощью нового инструментария. Последняя версия «Терминатора» по весу и защищённости не уступает современным версиям российских основных танков, хотя первоначально даже превосходила их по этим параметрам. Специальная военная операция на Украине, заметьте, даже не война, заставляет пересмотреть концепцию применения и построения боевой машины пехоты. Чтобы создать нечто актуальное не на сезон, а на перспективу, придётся объективно переосмыслить созданное у нас, признав недостатки и достижения, изучить тенденции развития и мировой опыт и правильно оценить вероятного противника на будущем театре боевых действий. Далее подбор аргументов, доказательная база и методика решения неочевидных задач представляют собой только личное видение навеянной проблематики автором.Прежде всего необходимо определиться с весовой категорией предполагаемой тяжёлой боевой машины пехоты. Абстрактный российский основной танк в современности достиг психологического и символического предела в массе порядка 50 тонн с промышленными и кустарными доработками по защите, начиная от дополнительного обвеса динамической защитой, установки различных вариантов активной защиты, нештатных систем РЭП и заканчивая разнообразными «мангалами». Судя по опыту применения на Украине тяжёлых танков западного производства, вряд ли найдутся сторонники дальнейшего роста массы российского основного танка за пределы 50 тонн. С другой стороны, относительно свежий колёсный БТР-82А, обладающий исходным весом 15,4 тонны, во-первых, превосходит по этому параметру БМП первой и второй модели, что косвенно может говорить о некоторой лучшей защите экипажа и десанта при сопоставимом вооружении и подвижности, во-вторых, на фоне зарубежных аналогов он остаётся одним из самых лёгких. Один из свежих примеров, финский БТР «Патрия» 6×6 в базовой комплектации сохраняет возможность плавания до массы 21,5 т, а усиленная версия увеличивает этот параметр на 2 тонны. Иными словами, если вес танка условно ограничить 50 тоннами, то для класса БТР вполне приемлемо ограничение в 20 тонн. Таким образом, золотой серединой для российской ТБМП можно принять предел массы 35 тонн. Эта средняя весовая категория общей табели о рангах позволит и потребует разработки самостоятельной концепции создания и применения БМП. В этой весовой категории придётся наотрез отказаться от амфибийности машины и десантирования парашютным способом. Пусть вновь создаваемые воздушно-десантные (а точнее, аэромобильные) дивизии и дивизии морской пехоты преодолевают водные рубежи и десантируются на морское побережье. Существующие части и сейчас не обижены приспособленной для этого боевой техникой и вооружением. Сухопутные войска ничего не потеряют из боевых возможностей, если с постепенным уходом БМП-1 и БМП-2 на вооружение будут поступать плавающие БТРы весовой категории до 20 тонн. Зато появление тяжёлых БМП с соответствующей защитой, подвижностью и огневой мощью позволит командирам ротного звена меньше зависеть от взаимодействия с танками и артиллерией.Чтобы создать нечто новое, нужное и эффективное, сначала неплохо бы определиться с критериями оценки и требованиями заказчика. Предлагается оцифровать качество машины для сравнения её с подобными образцами, отказавшись от обезличенного критерия «удовлетворительно и неудовлетворительно». За основу берётся простейшая формула из трёх компонентов, каждый из которых представляет собой отношение взаимосвязанных конкретных характеристик машины. Отношения в формуле применяются со знаком влияния на боевые характеристики машины прямо пропорционально или обратно пропорционально. Таковыми являются широко известные: удельная мощность (л.с./т), чем выше её значение, тем лучше разгонные характеристики машины, её подвижность на поле боя, скорость передвижения – зависимость прямая; удельное давление на грунт (кг/см2), чем выше значение, тем хуже проходимость по бездорожью – зависимость обратная. Третье отношение будет необычное – удельное бронирование (т/м), где в тоннах традиционно измеряется боевая масса машины, а вот в метрах – периметр, то есть удвоенное значение суммы длины и ширины объекта. Не открою истину, если напомню, что броня машины располагается, как правило, именно по периметру машины, где-то толще, где-то тоньше. Бронирование днища и верхней проекции машины обычно равномерно и сильно уступает в удельном весе лобовой и бортовой проекции, и в целом для машины можно принять их равномерно распределёнными по периметру. Смущение вызывает только то, что в каждом отдельном отношении присутствует весовая категория.Определившись с весовой категорией, следующим шагом логично будет обсудить габаритные размеры будущей ТБМП. Из приведённой ниже таблицы видно, что если сравнивать ровесниц БМП-3 и М2А1 «Бредли», то нетрудно заметить, что периметр отечественной машины на 1,5 метра больше, чем у американки. Здесь сказывается влияние давнишнего шаблона: стремление максимально сократить площадь лобового силуэта машины, который традиционно имеет наилучшую броневую защиту как за счёт толщины брони, так и за счёт выбора оптимальных углов её наклона по версии разработчиков советской школы танкостроения. Второй составляющей силуэта как лобовой, так и бортовой проекции и второстепенной по значимости всегда присутствует высота машины, но она одинакова для обоих сторон рассмотрения защищённости. Чисто теоретически, если увеличить массу БМП-3 на четыре тонны за счёт увеличения бронирования (что, собственно, и сделано при установке ДЗ и дополнительных бронеэкранов) и сравняться по массе с «Бредли», то всё равно за счёт большего периметра по параметру удельного бронирования наша машина будет уступать американке. Следовательно, надо сделать вывод, что на новой машине надо пересмотреть соотношение длины к ширине. Из всех образцов вооружения в таблице отношение длины к ширине больше, чем у БМП-3, только у родоначальницы класса БМП-1, что косвенно подтверждается наименьшим значением удельного бронирования. После согласования с железнодорожниками ширина отечественных основных танков увеличена по гусеницам до нулевой негабаритности, которая равна 3450 мм. Не упираясь в предельно допустимые параметры железных дорог, ограничимся выбором ширины тяжёлой БМП по гусеницам в 3400 миллиметров. Теоретически это позволит «упаковать» две машины в грузовую кабину транспортника Ил-76МД-90А. Одномоментно, чтобы не допустить роста периметра выше, чем у БМП-3, добровольно-принудительно сократим длину машины до 7 метров. Таким образом, по параметру удельного бронирования новая ТБМП уступит только последнему немецкому свежачку!Занять почётное второе место по удельному бронированию, уступив только прошлогоднему немецкому новичку с боевой массой в 44 тонны, в данном конкретном случае даже не выглядит поражением. Зато на поле боя и в прифронтовой полосе наша машина будет порхать как бабочка благодаря превосходной удельной мощности 34,2 лошадиных силы на тонну живого веса! Откуда такая прыть? Ну неприлично же который год держать под сукном отечественные наработки по двигателю для платформы «Армата». Российский четырёхтактный дизельный двигатель 12Н360 в простейшем варианте модельного ряда А-85-3А с мощностью всего 1200 л.с.Когда-то на танках не побоялись внедрения газотурбинных двигателей, менее удачно приживались двухтактные оппозитные дизеля, почему бы на новой тяжёлой БМП не обкатать 12-цилиндровый четырёхтактный Х-образный дизель в одном блоке с автоматической трансмиссией? Кстати, автоматическая трансмиссия уже применяется на основном танке Т-90 МС, который условно уже перешагнул красную линию весовой категории 50 тонн, и продолжает эксплуатацию очередной «улучшенной версии» 12-цилиндрового V-образного дизеля В-92С2Ф2 мощностью 1130 л.с.Попробуем аргументированно обосновать применение нового двигателя на ТБМП. Во-первых, компоновка новой ТБМП предполагает нетрадиционное расположение двигателя. Совмещённый силовой блок двигателя и автоматической коробки передач расположен в центре бронированного корпуса под дистанционно управляемым модулем вооружения (ДУМВ). Ширина погона для установки ДУМВ предусмотрена в размере 2005 миллиметров, что соответствует площади отверстия в 3,15 квадратных метра. Дизель А-85-3А, обладая компактными размерами (длина – 81,3 см; ширина – 130 см; высота – 82 см), по объёму меньше даже двухтактного собрата – знаменитого 6ТД2, и уж тем более меньше В-92С2Ф2. Из доступных источников известно, что замена двигателя танка «Леклерк» может быть проведена в течение 30 минут. Допустим, что на ТБМП эта же операция займёт 1,5 часа, из них 45 минут уйдёт на демонтаж и возврат на место боевого модуля. Но это будет значительным прогрессом, если учесть, что замена двигателя на Т-72 занимает у опытных техников до 10 часов. Во-вторых, как видно из таблицы, рекордная удельная мощность машины гарантированно предоставляет превосходство в скорости как на поле боя, так и на дорогах общего пользования, что выльется в тактическое преимущество как отдельного экипажа, так и подразделения в целом. Скоростные характеристики машины, которые будут сопоставимы со столь популярными сейчас не от хорошей жизни мотоциклами, квадрациклами и багги, в сочетании с броневой защитой, обеспечиваемой 35 тоннами металла, и огневой мощью на уровне лёгкого танка, в сочетании с непревзойдённой проходимостью обеспечат штурмовым подразделениям глубину и внезапность прорывов вражеской обороны с наименьшими потерями. В-третьих, именно благодаря компактности и мощности нового двигателя становится возможным создать боевую машину пехоты, способную обеспечить степень защиты экипажа и десанта на уровне лучших аналогов вероятного противника и оснастить её комплексом вооружения, способным противостоять всем существующим видам вооружения на современном поле боя.Теперь же подробнее рассмотрим ходовую часть и корпус тяжёлой БМП. Использование двигателя, который по мощности превосходит все серийные образцы отечественного танкостроения, очевидно, потребует от ходовой части новой машины не меньшей стойкости и надёжности, чем на основных танках, чтобы максимально реализовать возможно достижимые скоростные характеристики и уникальную проходимость. Чтобы не тратить финансирование на разработку ходовой с нуля, как нового образца бронетанковой техники, в условиях военной экономики предлагается творчески подойти к решению вопроса, используя, по возможности, серийно выпускаемые и освоенные предприятиями ВПК узлы и детали уже существующих основных танков Т-80 и Т-90. В качестве движителя отлично подойдёт гусеница 172.55.010сб-2 с повышенными ресурсом и сцепными свойствами, параллельными резинометаллическими шарнирами (РМШ), со штампованными траками, разработанная в ходе ОКР «Рамка-99» (БМПТ). Так как ТБМП будет значительно легче любого из двух основных танков, то разумная экономия веса должна только приветствоваться. В качестве первого и шестого опорных катков с каждого борта используем обычные опорные катки (не усиленные) от Т-90 диаметром 755 миллиметров и весом по 194 килограмма. На позициях 2-3-4-5 установим опорные катки от Т-80 диаметром 670 мм и весом по 120 кг. Столь необычное сочетание позволяет немного облегчить общий вес ходовой части и несколько снизить сопротивление качению гусеничного движителя в целом путём увеличения диаметра первых и последних опорных катков, как на английском танке «Валентайн». Из этих же соображений выбираем ведущие колёса на 14 зубьев и направляющие, хотя по последним возможна унификация с опорными катками от Т-80 по примеру танка «Леопард-1». На относительно узкий корпус БМП устанавливаем все двенадцать сравнительно коротких торсионов от Т-80, несмотря на то что они тяжелее и дороже торсионов Т-90. Зато экономим по цене на четырёх гидроамортизаторах и шести поддерживающих катках от Т-90. Балансиры на внутренние опорные катки устанавливаются родные, а вот на внешние, видимо, придётся изготовить новые из-за разных посадочных отверстий на торсионы. Такая комбинация существующих комплектующих и узлов от разных типов танков позволяет создать ходовую БМП примерно на 500 килограмм легче, чем у любого из упомянутых образцов танков, к тому же с минимальным расширением номенклатуры новых элементов.Корпус тяжёлой БМП по линейным размерам и периметру очень близок к значениям БМП-3. На этом сходство и заканчивается, потому как компоновка, материал и технология изготовления совершенно разные. Если для постройки корпусов машин предыдущих поколений использовались броневые листы от пяти до семи номиналов различной толщины, то в новой машине используются только четыре. Не умаляя достоинств алюминиевой брони и преимуществ разнесённого комбинированного бронирования, а также хайпа на рекламной кампании от продвижения столь высокотехнологичных изделий, не будем забывать про критерий «стоимость-эффективность». Если Советский Союз мог позволить себе выпустить в свет десятки тысяч БМП-1/-2, то современная Россия в настоящее время располагает примерно всего пятью сотнями машин БМП-3 различных модификаций. Зато Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) приобрели 390 машин, крошечный Кувейт разорился на 225 экземпляров, и даже небогатая Венесуэла обзавелась 123 единицами… На 2019 год цена на одну БМП-3 составляла 85 944 658 рублей. При этом, по оценкам военного аналитика Генри Шлоттмана, экспортная стоимость БМП-3 составляет $1 100 000, тогда как БМП-2 — всего $300 000. Так может быть, лучше иметь на поле боя четыре БМП-2 взамен одной БМП-3? Поэтому корпус ТБМП будет стальной, и жёсткость его никак не пострадает благодаря конструкции и компоновке.Вооружение. По прошествии полувека стало общепризнанным считать слабостью вооружение БМП-1 гладкоствольным 73-мм орудием. Зато в нашумевшем недавно сравнении БМП-3 с БМП «Бредли» комплекс вооружения отечественной машины выставлен чуть ли не единственным реальным преимуществом над изделием американского ВПК. На мой взгляд, нарезное 100-мм орудие/пусковая установка 2А70 не обладает никакими принципиальными преимуществами перед орудием 2А28 «Гром» и его удлинённой версией 2А41 «Зарница», кроме тех, что прилагаются к увеличенному калибру по определению. Последнее, с лёгкой подачи Википедии, вообще названо не гладкоствольным орудием, а гладкоствольным полуавтоматическим гранатомётом. В наше время эффективность 100-мм управляемых противотанковых снарядов из боекомплекта БМП-3 против современных танков значительно уступает 152-мм американским ПТУРам BGM-71F TOW IIB, а возможности модернизации ограничиваются тем самым калибром орудия/пусковой установки. И только благодаря креативной комбинации в одной башне двух орудий калибров 100 и 30 миллиметров с пулемётом винтовочного калибра поддерживается высокий рейтинг нашей машины.То, что комплекс вооружения БМП-3, разработанный в начале восьмидесятых годов прошлого века, придётся признать устаревшим и постепенно теряющим актуальность на современном поле боя, говорят факты, которые трудно не принимать во внимание. Уже существуют версии глубокой модернизации машины под названиями «Драгун» и «Манул». Косвенно это подтверждают и разработки на базе шасси БМП-3 «Деривация-ПВО» и «Спрут-СДМ1». Первая подчёркивает слабость заявленных возможностей как отдельных машин, так и подразделения мотопехоты противодействовать современным воздушным угрозам, а вторая – про необходимость поддержки в борьбе с современными танками, хотя по-прежнему считается, что комплекс вооружения БМП-3 до сих пор способен уверенно купировать возникающие угрозы. Радует только одно – в обоих случаях достижения большей эффективности конструкторы видят в увеличении калибра орудий: 57-мм в ПВО и 125-мм в ПТО.К подходу выбора вооружения тяжёлой БМП зайдём издалека. В интернете доступен противоречивый рисунок с подробным изображением бронирования БМП-1, но сравнением бронепробиваемости орудий БМП «Мардер» и БМП-2 (такая же пушка установлена и на БМД-3, и на БМПТ «Терминатор»).Если верить графической информации рисунка, снаряды западного орудия в семи случаях из восьми вариантов имеют лучшие показатели бронепробития в сравнении с отечественными боеприпасами. Вторым неутешительным выводом становится утверждение, что БМП-1 с расстояния менее 1000 метров вообще не имеет бронирования, предотвращающего проникновения в корпус и башню 20-мм бронебойных снарядов. Судя по параметру удельного бронирования, БМП-2 недалеко ушла от предшественницы в плане защищённости. А есть сведения, что орудие М242 на БМП «Бредли» 25-миллиметровым подкалиберным бронебойным снарядом способно пробить 75 миллиметров гомогенной брони под прямым углом. А если верить некоторым экспертам, о том, что лучшая точность орудия М242 в сравнении с 2А42 достигнута за счёт большего веса, жёсткого крепления, более толстого ствола, использования электропривода вместо газоотвода, установки дульного тормоза, то становится понятным, что сама концепция вооружения БМП-3 с использованием 100-мм орудия/пусковой установки с 30-мм пушкой 2А72 (уступающей по некоторым параметрам орудию 2А42) требует обновления и замены. Вынуждены признать этот факт и в Министерстве обороны РФ, которое с 2020 года приступило к модернизации БМП-2 до уровня БМП-2М путём установки универсального боевого модуля «Бережок» (Б05Я01), который может быть вписан и на шасси БМП-3.Комплекс «Бережок» состоит (в скобках указан боевой комплект): 30-мм автоматическая пушка 2А42 (500 снарядов); 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 в кормовой части башни (300 выстрелов); 7,62-мм пулемёт ПКТ (2 000 патронов); управляемое вооружение (4 ПТРК «Корнет») – всё это очень актуально было для Вооружённых сил Алжира 15 лет назад! Создавая и вооружая новую тяжёлую боевую машину пехоты на будущее СВ РФ, мы обязаны помнить, что начиная с БМП «Бредли» все западные образцы бронирования рассчитаны на противостояние советской автоматической пушке 2А42. Рассматривался вариант усиления огневой мощи БМП-3 за счёт установки на неё боевого модуля «Байкал» с нарезным 57-мм орудием. Но это же середина прошлого века, потому как из нового орудия предполагается стрелять боеприпасами образца 1953 года! К тому же 40 лет назад немцы тоже рассматривали вариант модернизации БМП «Мардер» с применением 57-мм орудия.В статье «Универсальный МПК или противолодочный корвет» автор уже затрагивал тему создания нового 75-мм орудия для ВМФ и его унификации с сухопутными войсками и ВКС России. Основная причина – отставание характеристик боеприпасов морских артиллерийских установок АК-726 и АК-176, разработанных и принятых на вооружение флота в 60-х годах прошлого столетия, от современных аналогов стран Запада. Опыт межвидовой унификации вооружения в России уже есть, его диктует и требует воплощения в жизнь экономика и логистика воюющей страны.Если вспомнить, что на дворе середина 2025 года, то можно с уверенностью предположить причину равнодушия командования видов ВС к инициативным разработкам промышленности орудия калибра 57 миллиметров, и, скорее всего, это можно объяснить отсутствием подвижек в разработке современных востребованных высокотехнологичных боеприпасов, которые могли бы наглядно продемонстрировать преимущества новой системы перед существующими. Поэтому предлагается начать разработку новой межвидовой артиллерийской системы калибра 75 миллиметров с подбора и определения номенклатуры и характеристик используемых боеприпасов. В изначальный боекомплект 75-мм орудия ТБМП должны войти прежде всего обычные осколочно-фугасные снаряды, по количеству они превзойдут боеприпасы программируемого (воздушного) подрыва английской аббревиатуры AHEAD и замкнут минимально необходимую троицу для ТБМП подкалиберные бронебойные снаряды с урановым сердечником.С лёгкой подачи политолога Соловьёва В.Р. стал популярен тезис о том, что надо воевать современным оружием, а не легендарным. Корабельные артиллерийские установки из таблицы вполне себе современны и востребованы флотами разных стран, в будущем могут получить и статус легендарных. А вот советская зенитная пушка и немецкий танк давно уже стали легендарными. В таблицу же они объединены как образцы вооружения калибра 75-76 миллиметров с выдающимися характеристиками для своего времени. И наша попытка создания орудия для ТБМП должна впитать всё лучшее из мирового опыта.Нельзя не упомянуть ставшую «легендой» тяжёлую БМП Т-15, впервые показанную на параде Победы в 2015 году. При весе в 55 тонн вооружение машины автоматической пушкой 57-мм калибра вызывает чувство дискомфорта, как если бы на БРДМ-2 основным вооружением был пулемёт калибра 5,45-мм! Были надежды, что автоматическое орудие и 2-4 ПТУРа то ли «Корнет», то ли «Атака» смогут вести борьбу с воздушными целями и основными танками… Планировался запас хода до 500 км и запас топлива более двух кубометров – зачем эта гигантомания?Концепция вооружения ТБМП должна быть рассчитана на скоротечный решительный бросок, ведение короткого боевого столкновения с любым возможным противником, в котором победа обеспечивается ультимативным превосходством характеристик вооружения и скоростью его применения, и столь же быстрым отходом за стационарные защищённые позиции для помощи эвакуированным раненым бойцам, пополнения боекомплекта и запасов ГСМ. То, что сейчас штурмовики «исполняют» на мотоциклах и багги без прикрытия брони и с носимым боекомплектом, без крупнокалиберного пулемёта, без автоматического гранатомёта, без ПТРК и ПЗРК, должно происходить под прикрытием брони ТБМП и с обеспечением огневого поражения неожиданно появляющихся или выявленных на маршруте угроз. Две тройки или три двойки десанта должны вступить в бой не измотанными на маршруте, а то и получившими контузии или ранения при сближении с противником в широкой серой зоне. Экипаж машины — четыре человека-профессионала, способные по максимуму использовать боевые возможности машины и вооружения: механик-водитель, оператор ДУБМ, оператор разведывательно-ударного БПЛА, командир.Основное вооружение новой ТБМП — это автоматическая пушка калибра 75-мм с высокими начальной скоростью и дульной энергией снаряда. Она должна быть оптимизирована на максимальную эффективность для борьбы с любыми целями на дальности до 2-3 километров. Угол вертикального наведения должен быть ограничен пределами от -5 до +25 градусов. При наклонной дальности 2,4 км поражение воздушной цели может быть обеспечено до высоты 1000 метров, а это, между прочим, граница между малыми и средними высотами по понятиям ПВО, и не следует отнимать хлеб у подразделений войсковой ПВО за счёт увеличения высоты башни ДУБМ ТБМП и ухудшения точностных характеристик. В этом случае предпочтительнее ввести в боекомплект машины ПУ ПЗРК «Верба». К тому же на дальностях выше трёх километров гораздо более целесообразнее применение ПТУР «Атака» со сверхзвуковой скоростью полёта на маршруте. Чтобы окончательно закрыть тему ПВО ТБМП, приоткроем некую интригу её вооружения. С крупнокалиберным орудием слева и справа будут установлены спаренные крупнокалиберные пулемёты «Корд», а десант на маршруте следования будет использовать два автоматических дробовика для предотвращения атак дронов, которые будут входить в боекомплект машины и храниться в ящике на крыше десантного отсека. Предполагая вопрос от поклонников создания универсального чудо-оружия на все случаи армейской жизни: а как же вести боевые действия в горах и при штурме высотной городской застройки? У командиров хотя бы среднего звена должно хватать здравого смысла не посылать ТБМП в горные ущелья и перевалы, а огонь по зданиям высотой до 200 метров (если кому такие встретятся) вести с расстояния не ближе полукилометра!Максимальная техническая скорострельность орудия ограничена 15 выстрелами в минуту. Четырёх секунд вполне достаточно для автоматики, чтобы возвратить в боеукладку стреляную гильзу от предыдущего унитарного патрона, повернуть её согласно выбранного типа снаряда для очередного выстрела, дослать патрон и замкнуть затвор орудия. За это время сойдут на нет вибрации ствола и машины в целом от воздействия отдачи предыдущего выстрела, оператор сможет оценить его результаты и внести необходимую корректировку или начать перенацеливание орудия на другой объект. Теоретически орудие 2А42 из модуля «Бережок» может опустошить две ленты боекомплекта за минуту, чтобы закончился готовый к стрельбе боекомплект модуля «Кинжал», этого отрезка времени тоже хватит. Причём вес боекомплекта 30-мм снарядов составляет чуть более 400 кг, а БК 57-мм снарядов уже превышает 525 кг. В компактную карусельную боеукладку для 75-мм орудия, которая впишется в погон башни ТБМП диаметром 2005 мм, могут поместиться 30-32 снаряда различного назначения. И это могут быть даже снаряды, подобные немецкому образцу с диаметром фланца гильзы до 125 мм. На рисунке схематично и пропорционально изображена боеукладка на 16 снарядов.Автор отдаёт предпочтение размеру БК в 30 единиц при общем весе менее 375 кг и при технической скорострельности обеспечит ведение огня на две минуты. Такое решение исключит случаи, когда БМП-3 на ведение штурмовых действий снаряжается только снарядами в автоматизированной боеукладке (22 шт.), оставляя пустующим пространство на возимый боекомплект ещё из 18 снарядов во избежание их детонации в случае подрыва на минах.Если основным вооружением БМП является 75-мм орудие, то вспомогательным условно можно назвать два 12,7-мм пулемёта 6П49 и 6П51 «Корд» — танковые пулемёты с правосторонним и левосторонним питанием. Практически при одинаковых начальных скоростях пуль в сопоставлении с традиционным спаренным пулемётом ПКТМ энергия крупнокалиберной пули выше в пять раз по сравнению с пулей винтовочного калибра. На расстоянии в 600 метров это превосходство ещё более впечатляющее: скорость полёта крупнокалиберной пули выше на 150 м/с, а энергия превосходит уже в девять раз. Перечень целей, доступных для поражения крупнокалиберным пулемётом, а тем более парой, гораздо шире, чем у пулемёта винтовочного калибра, да и гарантия поражения выше. Два таких помощника-близнеца существенно облегчат жизнь экипажу и дадут возможность экономии боекомплекта основного орудия и его ресурса. Боекомплект на каждый ствол вполне разумно ограничить пятью сотнями патронов (общий вес БК около 135 кг). При наличии двух спаренных с основным орудием пулемётов, оснащённых электроспуском, появляется возможность опробовать вариант поочерёдной стрельбы каждого ствола при сохранении номинальной скорострельности, как у одного пулемёта. Это позволит решить проблему перегрева стволов, о чём заранее предупредили неравнодушные читатели.В сети нет-нет, да и вспыхивают споры о целесообразности установки на БМП так называемых курсовых пулемётов в передней части машин на гусеничных полках. Автор примкнёт к сторонникам этих автономных установок с пулемётами ПКТ. Наличие четырёх членов экипажа ТБМП предполагает расширения их функционала в различных боевых условиях с возможностью дублирования обязанностей в том числе и в управлении средствами поражения, разведки и связи. Например, мехвод и оператор БПЛА на переднем ряду отсека управления одинаково могут управлять либо каждый своей пулемётной установкой на своём борту, либо по очерёдности каждый сопряжённой системой сразу двух пулемётов. В крайнем случае, при их обоюдной загруженности, производится постановка на стопор по-походному, пулемёты превращаются в курсовые и могут использоваться для стрельбы механиком-водителем только в удобном случае. Также оператор БПЛА и находящийся за ним командир машины в случае необходимости могут перехватывать друг у друга управление «птичкой» или ПТУРом. Само собой, дублируется управление вооружением башни между оператором ДУБМ и командиром. Возвращаясь к автономным пулемётным установкам, на ТБМП есть возможность расширения углов обстрела за счёт применения на машине танковых гусениц шириной 580 мм (на БМП-3 это значение 380 мм), а значит, и более широких надгусеничных полок корпуса. В боевом положении пулемёты на БМП-3 имеют углы склонения и возвышения -5 и +15 градусов соответственно, в горизонтальной плоскости углы обстрела составляют: в сторону борта 5, от борта 30 градусов. На ТБМП, не меняя углы по вертикали, расширяем горизонтальные углы в сторону борта до 8 градусов и в сторону от борта до 34 градусов. Боекомплект пулемётов по 2000 патронов на ствол.Главным калибром дистанционно-управляемого боевого модуля тяжёлой БМП станут четыре 130-мм управляемые ракеты «Атака». Широкий спектр модификаций как самих ракет, так и их боевых частей обеспечивают надёжное поражение тяжёлой бронированной техники противника с применением тандемной кумулятивной боевой частью (чего нет на БМП-3), уничтожение укреплённых огневых точек, оборонительных сооружений гарантирует применение боевой части комбинированного — фугасного и объемно-детонирующего действия (точность управляемого снаряда выше, чем у 100-мм ОФС БМП-3); модификация ракеты со стержневой БЧ для поражения летательных аппаратов актуальна на дальности до 7 км (недосягаемы для средств ПВО БМП-3). Ракеты попарно располагаются в забронированном объёме башни модуля.Проведя непредвзятое сравнение противотанковых возможностей комплексов вооружения БМП-3 и новой ТБМП, надо отдать предпочтение сочетанию дальнобойных сверхзвуковых кумулятивных ПТУР «Атака» и неотразимой мощи на коротких дистанциях боя подкалиберных снарядов с урановым сердечником 75-мм орудия на новой машине. В комплексе с лучшей броневой защитой при сопоставимых габаритах и превосходящих подвижности и проходимости машина может претендовать на приоритетное оснащение штурмовых подразделений Сухопутных войск.Чтобы сформировать окончательный концептуальный облик новой тяжёлой БМП, нанесём последний штрих. Для всех трёх типов отечественных БМП запас хода определён по 600 километров. Для понимания, что это такое и откуда до куда, приведу конкретные цифры: расстояние от Севастополя до Донецка по трассе составляет 622 км, а по прямой – 502 км. Я, конечно, дико удивляюсь, но неужели кто-то в реальной жизни запланирует боевую операцию с переброской своим ходом любой из этих гусеничных машин на такое расстояние! В целях экономии заброневого пространства ТБМП и повышения устойчивости к возгоранию машины ограничим запас хода 300 км (расстояние от Севастополя до Мелитополя по трассе 326 км, а по прямой – 289 км). Такое решение хорошо коррелируется с аналогичной характеристикой танка Т-80, который считается «прожорливым» (запас хода по шоссе 350 км, по пересечённой местности – 250 км). То есть при совместных действиях танков и ТБМП логистика будет практически одинакова. Удельный расход топлива у двигателя 12Н360 ненамного, но меньше, чем у двигателя УТД-29 с БМП-3. Если Вы обратили внимание на рисунки ходовой и корпуса ТБМП, то должны были заметить, что запас топлива частично вынесен за пределы броневого корпуса. Четыре бака ёмкостью по 30 литров расположены между поддерживающими катками в пространстве между бортом и опорными катками малого диаметра. Это стало возможным благодаря большой ширине танковой гусеницы. Суммарный объём, конечно, не впечатляет, но для первоочередного расхода при выдвижении к линии боевого соприкосновения сбережёт топливо за бронёй, да и в плане дополнительного препятствия при попадании кумулятивного снаряда сыграет некоторую роль.Относительное уменьшение боекомплекта и запаса хода машины потребует от подразделений обеспечения, служб вооружения и тыла части более частых контактов с боевыми подразделениями. В этом плане есть смысл задуматься о создании универсальных транспортно-заряжающих машин, которые могли бы не только снабжать отдельно ГСМ, отдельно БК, отдельно техпомощь, а попытаться комплексно обеспечить все элементы технического и тылового обслуживания в точках соприкосновения. Отдельно потребуется рассмотреть вопрос переброски подразделений, вооружённых тяжёлыми БМП, на большие расстояния. Если стратегические передислокации традиционно обеспечат флот, железная дорога и тяжёлая военно-транспортная авиация, то в оперативно-тактическом плане необходимо будет создавать части или подразделения со специальной техникой и инфраструктурой, имеющие двойное назначение с коммерческой составляющей.Подобный простой, экономичный и надёжный автотранспорт должен появиться для гораздо более массивной и несколько более габаритной БМП. Кроме боевых машин, подобная техника запросто обеспечит доставку грузов в стандартных 20-футовых контейнерах с максимальной нагрузкой или модульное оборудование на их основе.



Источник

Просмотров: 23 | Добавил: Dmitrij | Теги: которой, БМП, Бой, пошёл, на, бы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Август 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх