Не горы, не овраги и не лес,Не океан без дна и берегов,А поле, поле, поле, поле Чудес,Поле Чудес в Стране Дураков!(Булат Окуджава)Пусть никого да не смутит обращение к сказке Алексея Толстого про Буратино, нет. У нас речь пойдет скорее про сказку Карло Коллоди 1881 года издания, про Пиноккио. Тот еще трэш, надо сказать, но поучительный. Вот и у нас тоже будет поучительный трэш, причем с историческим экскурсом по полной программе.
8 июня текущего года начальник штаба ВМС Италии адмирал Энрико Кредендино подтвердил, что служба рассматривает возможность приобретения своего первого атомного авианосца, заявив, что это является частью более масштабных усилий по противодействию развивающимся морским угрозам и удовлетворению энергетических потребностей. Энрико (чуть не сказал - Базилио) Кредендино - тот что слева, дальнейшие цитаты - из его выступленийПотребность в увеличении мощности на борту для борьбы с беспилотными летательными аппаратами и беспилотных катеров делает «потенциально ценными возможности ядерных силовых установок». Вопрос в том, что с атомной энергетикой у Италии дела обстоят так себе: с 1959 по 1970 год в стране были построены четыре АЭС на американских энергоблоках, но в 1987 году, после Чернобыля, народ Италии проголосовал за отказ от атомной энергии, и все четыре станции были закрыты. Более того, отказ был подтвержден на всенародном референдуме в 2011 году (после Фукусимы) еще раз. А коль в стране нет атомной энергетики, откуда возьмутся разработки?Вообще в Италии есть целый Национальный институт ядерной физики, и там работает 2 тысячи человек, плюс еще столько же корреспондентов в разных университетах вовлечены в различные программы под патронажем института. Однако это уважаемое заведение занимается всем: от исследований в области ядерной физики до физики элементарных частиц и астрофизики.Смогут ли в институте в компактный ядерный реактор надлежащей мощности – вопрос.Авианосец с ядерной силовой установкой по-прежнему находится на этапе концептуального проектирования и оценки целесообразности, хотя закупка такого корабля соответствовала бы развивающейся стратегической доктрине, которая делает акцент на необходимости постоянного глобального развёртывания, повышенной готовности к выполнению задач и более тесной интеграции с союзными силами на широком спектре театров военных действий.Однако... Для Италии таким основным ТВД была акватория Средиземного моря, но аппетит обычно приходит во время еды. Италия собралась в мировое урегулирование проблем демократии.Но вот способность итальянской промышленности самостоятельно разработать и построить авианосец с ядерной силовой установкой по-прежнему вызывает серьёзные сомнения, поскольку единственная предшествующая попытка европейцев построить такой корабль привела к серьёзным проблемам с производительностью и перерасходу средств. В результате был построен французский военный корабль «Шарль де Голль», который имел (да что там говорить, большая часть недостатков никуда не делась) серьёзные недостатки. Атомная промышленность Италии в сравнении с Францией (57 действующих энергоблоков) не развита, и вполне вероятно, что программа строительства авианосца с ядерной силовой установкой будет зависеть от значительной поддержки и передачи технологий со стороны Франции или Соединённых Штатов. То есть вариантов немного: купить готовый реактор и вокруг него построить корабль, либо купить готовый атомный авианосец.Французский авианосец «Шарль де Голль» и американский авианосец класса «Нимиц» меряются... палубамиВ прошлом только Франция и Соединённые Штаты производили атомные авианосцы. Справедливости ради стоит отметить, что в свое время Советский Союз заложил один авианосец с ядерной силовой установкой, «Ульяновск», который не был достроен. Военно-морские силы Индии и Королевский военно-морской флот Великобритании входят в число служб, которые ранее рассматривали возможность приобретения таких кораблей, прежде чем сосредоточить внимание на кораблях с обычной силовой установкой. "Зато я могу станцевать!"Ожидается, что Народно-освободительная армия Китая начнёт использовать атомные авианосцы в 2030-х годах и близка к введению в эксплуатацию своего первого авианосца с обычным двигателем, «Фудзянь». Несмотря на то, что Министерству обороны страны было представлено несколько проектов российских атомных авианосцев, ни один из них не был утвержден для дальнейшей проработки. Помимо авианосцев, атомные подводные лодки производят Россия, США, Франция, Великобритания, Индия и Китай. Ожидается, что Северная Корея начнёт строить такие корабли в 2030-х годах. Россия также располагает единственным в мире надводным боевым кораблём с ядерной силовой установкой — крейсерами класса «Орлан», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». Ядерные силовые установки имеют ряд недостатков, в том числе значительные затраты на производство и обслуживание. Однако они обеспечивают значительно более высокую мощность для бортовых систем, позволяя кораблям развивать высокую скорость и не нуждаясь в дозаправке при дальних рейсах, обеспечивают просто прекрасную автономность. Плюс не надо таскать за собой канистру с топливом в виде пары танкеров и рисковать кораблями в случае потопления противником этих танкеров.Но сможет ли Италия построить авианосец сама, опираясь на предыдущий опыт?Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо в очередной раз сходить в историю и оценить так называемый опыт постройки Италией авианосцев. Надо признать, что опыт действительно так называемый.Первый блин комом – это «Aquila» («Орёл»), авианосец, переоборудованный из бывшего трансатлантического лайнера «Roma». Работы были начаты в июле 1941 года на верфи Ансальдо в Генуе и продолжались в течение двух лет. В 1943 году, после заключения перемирия, работы были прекращены, и авианосец остался недостроенным со степенью готовности 80%. В сентябре 1943 года корабль был захвачен немецкими войсками в Генуе, а 16 июня 1944 года был повреждён союзной авиацией. Вскоре «Аквилу» навестили итальянские боевые пловцы, которые весьма сильно повредили корабль. В итоге немцы затопили недостроенный авианосец от греха подальше. В итоге корабль был поднят и разобран на металл в 1952 году.Не лучше получилось с проектом переоборудования лайнера «Август» в авианосец «Спарвиеро» («Ястреб-перепелятник»). Переоборудование было начато в 1942 году под названием «Фалько», но так и не было завершено, и корабль так и не был передан Королевскому военно-морскому флоту Италии. «Спарвиеро» потопили немцы в 1944 году, чтобы перекрыть вход в гавань Генуи. Корабль был поднят в 1946 году, его начали разбирать на металлолом в 1947 году, и процесс был завершён к 1951 году.Еще был проект переоборудования в авианосец тяжелого крейсера «Больцано», но там тоже не сложилось: сперва крейсер получил серьезные повреждения от попадания авиабомбы, затем в ходе своей последней операции получил торпеду от британской подлодки «Unbroken». Пока корабль ремонтировали, Италия в войне как-то закончилась.И наступила долгая пауза на целых 40 лет. После поражения во Второй мировой войне Италии было запрещено иметь авианосцы.Постройка нового корабля, который получил имя «Джузеппе Гарибальди», была начата в марте 1981 года, корабль был спущен на воду в 1983 году, введён в состав флота в 1985 году.Это был не полноценный авианосец. Водоизмещение корабля составляло 13 800 тонн при 180 метрах длины. Сравнивать итальянский корабль можно было бы с эскортными авианосцами США времен Второй мировой войны. Те корабли имели водоизмещение 10-12 000 тонн и несли авиагруппы 24-28 самолетов.Эскортный авианосец USS Hamlin«Джузеппе Гарибальди» был классифицирован как авианесущий крейсер, хотя крейсерского вооружения не нес, но того требовали наложенные на Италию ограничения. Изначально на корабле базировались только вертолёты «Аугуста», но корабль мог принимать самолёты, так, во время учений НАТО на палубу приземлялись самолёты «Харриер» союзников. После отмены ограничений в 1989 году «Джузеппе Гарибальди» получил свои собственные штурмовики «Харриер». Максимум авианосец мог нести 16 самолётов или 18 вертолётов.1 октября 2024 года корабль был снят с вооружения и исключён из боевого состава флота.И вот последнее достижение итальянского судостроения: «Кавур».Авианосец заложен 17 июля 2001 года, спущен на воду 20 июля 2004 года, официально передан ВМС 27 марта 2007 года. Введён в состав флота с 10 июня 2009 года.Это уже авианосец. Легкий, но авианосец. Его водоизмещение 29 700 тонн стандартное и 35 000 тонн – полное. Для сравнения, российский ТАВКР «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение 46 500 тонн стандартное и 59 100 тонн полное. То есть, итальянский корабль даже меньше российского.Очень хорошо показаны размеры «Джузеппе Гарибальди» на фоне «Гарри Трумэна».Авиационное вооружение под стать: 10 самолетов F-35B и 12 вертолетов. В целом практически вдвое меньше, чем у российского корабля, но, кроме самолётов и вертолётов, «Кавур» может перевозить десант в количестве 415 человек, до 100 единиц колёсной техники или 24 основных боевых танка или 50 тяжёлых боевых бронированных машин.В целом больше как-то похоже на УДК, чем на полноценный авианосец. Но вполне приличный по количеству десант с тяжелой боевой техникой «Кавур» высадить сможет, сможет и поддержать десант авиационной ударной группой из самолетов и вертолетов.В общем, неплохой корабль для выполнения отдельных задач в небольшом локальном конфликте, и не более того.Но тут к нему стоит добавить новейший УДК, вертолетоносец «Триест», который флот Италии получил в 2024 году. Это корабль еще больший по размерам, чем «Кавур» (38 000 тонн стандартного водоизмещения), способный взять на борт 600 человек десанта с приличным количеством техники. Авиационная группа состоит из 30–34 вертолетов Agusta Westland AW101 и американских истребителей F-35В в различных комбинациях.В общем, два этих корабля могут представлять определенную боевую ценность, например, на островах в Адриатическом море или где-то на побережье Средиземного моря.Однако у нас на повестке дня некие операции в Тихом океане! А это совершенно другой расклад по всем статьям.Во-первых, до конца не ясно, зачем ВМС Италии это пресловутое развертывание сил в Тихоокеанском регионе. Были бы силы, как говорится, было бы что разворачивать, но флот Италии далеко не из тех, что представляют собой нечто внушительное.Давайте оценим беспристрастно.Новый легкий (я бы сказал – легчайший) авианосец. Новейший УДК. Две дизельных подводных лодки немецкого проекта 212А. Шесть свежих фрегатов. И всё!Остальные силы ВМС Италии – подводные лодки, эсминцы, фрегаты и корветы – они все родом из 80-90-х годов прошлого века! То есть ни о каком активном использовании в акватории Тихого океана речь не идет. Есть мнение, что далеко не все туда доберется своим ходом.В принципе, можно сделать вывод о том, что в АТР зачем-то очень хотят ВВС со своими F-35, с которыми они устраивают какие-то движения совместно с японцами.Такое дело имеет место: не надо забывать, что Италия и Япония под патронажем Великобритании участвуют в создании нового самолета 6-го поколения, Tempest который. Так что потепление на теме авиации – оно есть. «Италия стала лидером в Европе по приоритетному развёртыванию вооружённых сил в Тихоокеанском регионе в рамках более широкой стратегии по поддержке европейскими государствами инициативы «Поворот к Азии», возглавляемой США, с целью сохранения баланса сил в регионе в пользу Запада. 4 августа 2024 года страна впервые развернула F-35 в Японии, когда F-35A прибыли на авиабазу Комацу Сил самообороны Японии в префектуре Исикава для участия в учениях с японскими военно-воздушными подразделениями. Далее вооружённые силы Италии начали второе развёртывание F-35 в Японии в августе 2024 года, когда восемь самолётов F-35B были размещены на авианосце «Кавур» в рамках турне по Тихому океану». Министр обороны Италии Гвидо Крочетто посетил Японию и поднялся на борт «Кавур», где заявил о планах сотрудничества с военно-морским флотом Японии: «Мы говорим о кораблях и самолётах из разных стран, которые готовятся к действиям в случае необходимости, как если бы они были частью одних и тех же сил».Крочетто сказал, что операции «Кавура» в Тихом океане «не были направлены на то, чтобы послать сигнал Китаю или Северной Корее», подчеркнув основную причину, по которой, по мнению экспертов, было принято решение о развёртывании, а также вероятные будущие инвестиции в атомные авианосцы. Или в один авианосец.Итак, могут ли построить в Италии атомный авианосец?Теоретически — да. Это будет посудина по образу британского в плане корпуса и французского в плане силовой установки. То есть трамплинная схема, обусловленная тем, что F-35 катапульты не нужны, да он на них и не рассчитан.Смогут ли построить? Господи, деньги на бочку, и Fincantieri построит всё, что будет угодно. Построили же «Кавур», построят и больших размеров, тут вопросов не возникает. Grand Princess, круизный лайнер, построенный Fincantieri, вытесняет 109 000 тонн воды, так что размерами итальянцев не напугать.Радары, РЭБ, вся остальная электроника — Leonardo, тут тоже всё понятно. Даже с самолетами нет проблем, ибо F-35 уже итальянцами эксплуатируются.Слабое звено – реактор. На самом деле, это то, что может вообще поставить под сомнение весь проект, ведь реактор – это сложнейший комплекс, который надо не просто зарядить (что тоже весьма непросто) и правильно эксплуатировать, но еще и обслуживать. Все это требует не просто подготовленных специалистов, а правильно подготовленных грамотных специалистов. Где такие возьмутся в Италии, которая более 25 лет не эксплуатирует ядерные реакторы, а значит, не готовит соответствующих инженеров – вопрос на миллион евро.Сколько это займет времени — тоже вопрос. Ядерный реактор — это не то место, куда можно поставить человека с некими краткосрочными курсами повышения квалификации, если вот так грубо сказать. Если посмотреть на список аварий и катастроф атомных подводных лодок СССР/России, США, Великобритании и Франции, а также атомных авианосцев США и французского кошмара «Де Голль», то можно сделать вывод о том, насколько это сложное дело — ядерный реактор на корабле.Желание итальянцев встать в один ряд с США в «наведении порядка» в Тихом океане странно. Тихий океан — он как бы далековато в плане расстояний, да и интересы Италии всегда находились поближе, чем берега Китая или Северной Кореи. Но на самом деле у Италии нет ничего для реализации таких амбициозных планов: флот не способен создать более-менее вменяемую группировку кораблей, а потому постройка атомного авианосца с любыми перспективами смотрится странно. Смысл появления такого корабля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, если этот корабль некому будет защитить?Будущее АТР — это не только помпезные демонстрации возможностей этакого альянса сил, это и возможные конфликты. А конфликт — это не только пара десятков F-35B, летящих куда-то туда, это еще и полчища ракет и дронов, которые полетят оттуда. И кто будет оборонять новый корабль с итальянским флагом от них?Хорошо, там в регионе есть блок AUKUS, в который входят США, Великобритания и Австралия. Вполне себе приличный военный блок, хотя, конечно, возможности флота Великобритании смехотворные, в отличие от ВМС Австралии, которые хоть и невелики по своему составу, но состоят из новых кораблей. Но в случае кардинального развития событий, подозреваю, всем будет не до итальянцев.Почему? Да потому, что не так давно довольно бесславно для европейцев закончилась операция «Страж процветания», в которой участвовали корабли нескольких государств. Что можно сказать? Да ничего. Около десятка коммерческих судов получили повреждения различной степени сложности, и одно британское судно (Rubymar) затонуло. Да, можно уверенно сказать, что если бы корабли антихуситской коалиции не приняли на себя основной удар, потерь было бы больше. Но то были хуситы из Йемена, что будет, когда в дело пойдут китайские противокорабельные ракеты, запущенные с береговых установок, кораблей и самолетов, это будет очень показательно.Если посмотреть на весь расклад с высоты, то становится понятно: ну нет у Италии никаких реальных оснований для того, чтобы строить атомный авианосец. Даже если ну очень хочется, даже если США или Франция построят реакторы, толку от этого будет немного. Особенно если вспомнить надежность французских изделий, способных на ровном месте устроить Фукусиму в любой точке мирового океана.Есть только одно направление, которое может принести реальные дивиденды. И вот тут снова можно вспомнить шикарный фильм про Буратино, точнее, песенки из него, написанные Булатом Окуджавой: Покуда есть на свете дураки,Обманом жить нам, стало быть, с руки.Какое небо голубое,Мы не сторонники разбоя:На дурака не нужен нож,Ему с три короба наврешь —И делай с ним что хошь!Коррумпированность всего итальянского общества известна очень давно. И сравниться с итальянцами могут разве что украинцы, хотя эти могут и превзойти легко и непринужденно.Построить авианосец. Построить корабли, которые будут защищать его на переходе в Тихий океан, а это не одна тысяча миль. Построить корабли сопровождения: суда снабжения, плавучий госпиталь и так далее. Ведь никто еще даже не прикидывал примерно, во что обойдутся первоначальные расходы на проектировку корабля, реактора для него либо покупка реактора и все остальное.В любом случае заказ очень жирный и вкусный, а результат, сами понимаете, дело не совсем и обязательное. Потому можно только представить, как на волне общего повышения расходов на оборону в Европе потирают лапки Алисы и Базилио, готовые уже запустить их в итальянский оборонный бюджет.Создание такого отряда кораблей для не вполне понятных операций в Тихом океане – дело затратное, так еще и снарядить надо будет…Действительно, зачем нож, если можно еще раз прокрутить изрядно заезженную пластинку о красной угрозе (а флаг у Китая вполне себе красный) с Востока и… Все по классике.
Источник
|