В 5:30 утра 25 марта 1941 года над бухтой Суда (Крит) разнеслись два мощных взрыва. Британский тяжёлый крейсер «Йорк» получил пару подводных пробоин – Вторая мировая война для корабля закончилась. Следующий взрыв оставил огромную пробоину в борту норвежского танкера «Перикл», при попытке отбуксировать судно на мель оно разломилось пополам и затонуло. Итальянские взрывающиеся катера типа МТМ успешно прошли боевое крещение...Безэкипажные катера (БЭК) – не современное изобретение. Еще в советском научно-фантастическом фильме «Тайна двух океанов» враг использует самонаводящиеся безэкипажные катера с секретной базы на острове Пасхи.
ИтальянцыИдея лежала на поверхности. Как показывал опыт применения эсминцев и торпедных катеров, наиболее результативными были самоубийственные атаки, когда командир корабля выводил за скобки выживание собственного корабля и, не обращая внимания на заградительный огонь, прорвавшись к объекту атаки на минимальную дистанцию, выпускал в него веер торпед. Так американский эскортный миноносец «Сэмьюэль Б. Робертс» торпедировал японский тяжёлый крейсер «Чокай», а английский эсминец «Акаст», прорвавшись сквозь град снарядов, всадил торпеду в немецкий линейный крейсер «Шарнхорст».Первыми окончательно и бесповоротно «вывести за скобки» сохранность атакующего катера догадались итальянцы. Итальянский флот, несмотря на выделявшиеся на него десятилетиями огромные средства, во Второй мировой войне проявил себя... Сказать, что плохо – ничего не сказать. Линейные и крейсерские силы «Реджиа Марина» терпели сокрушительные поражения от англичан в боях у Калабрии и мыса Спада, три линкора были потеряны во время налёта английской авиации на Таранто, в бою у мыса Матапан пошли на дно три прекрасных тяжёлых крейсера (итальянцы – отличные кораблестроители!) типа «Зара»...Отдуваться за всех пришлось Х флотилии MAS князя Валерио Боргезе. Обычно рассказ об этом соединении касается итальянских боевых пловцов, но в «группу надводных работ» флотилии входили и катера-брандеры типа МТМ (Motoscafo Turismo Modificato – моторный катер туристический, модифицированный). Это были оснащённые 95-сильным мотором лодки водоизмещением 1 тонна. Пилот выводил катер на боевой курс, заклинивал руль и прыгал за борт, стараясь как можно быстрее влезть на деревянный спасательный плотик – чтобы не получить гидравлическую контузию от взрыва. Катер на скорости 33 узла втыкался в борт цели, после чего пороховой заряд разрезал его на две части. Части тонули и, в носовой на нужной глубине срабатывал гидростатический взрыватель 300-кг боевой части. Такая сложная схема позволяла добиться нанесения пробоины ниже ватерлинии.Итальянские катера-брандеры успешно атаковали английский флот в бухте Суда, но уже следующая атака в гавани Ла-Валеты стала сокрушительным провалом. Англичане сделали правильные выводы из первой атаки и усилили несение вахты. Когда шесть катеров МТМ ворвались в гавань, их осветили прожекторами, после чего на итальянцев обрушился огненный шквал из пулемётов, зенитных орудий и автоматов. Итог операции – 15 погибших, 18 раненых и попавших в плен диверсантов.Почему такое внимание данным операциям? Слабые стороныВ них хорошо видны слабые и сильные стороны БЭКов. В первую очередь – слабые. Обнаруженный БЭК – обречён: небольшой катер легко уничтожается даже огнём из стрелкового оружия, живучесть у него – нулевая. В то же время грамотно спланированная атака БЭК на не ожидающего нападения противника – предельно опасна. В 1948 году катера МТМ, закупленные Израилем, потопили на рейде Тель-Авива египетский корвет «Эмир аль Фарук» и повредили тральщик.А потом для БЭКов наступили тяжёлые времена. Дело в том, что безэкипажные катера-брандеры – паллиатив. Это – диверсионное оружие слабого в войне с сильным, бедного – в войне с богатым. Сравним БЭК с торпедой. Торпеда – лучше по всем показателям! Она – быстрее, её невозможно засечь при помощи РЛС, торпеду не подбить из стрелкового оружия, торпеда имеет головку самонаведения. Торпеда наносит объекту атаки подводную пробоину, между тем БЭК для этого нужна достаточно сложная конструкция, на манер описанных выше итальянских катеров (а чем сложнее оружие, тем оно ненадёжнее). Собственно говоря, у торпеды, в сравнении с БЭК, только один недостаток: для её применения нужна подводная лодка. Поэтому страны-эксплуатанты катеров-брандеров, поднакопив жирка, обзавелись подлодками и прекратили разработку БЭК...РенессансРенессанс безэкипажных катеров начался во время СВО. ВМСУ были весьма оперативно выведены за скобки Черноморским флотом. И бремя борьбы с флотом России, по мнению некоторых СМИ (как обстоит дело в действительности будет ясно после окончания СВО), взвалило на себя... СБУ. Эта структура имеет в своём составе диверсионные подразделения, на вооружении которых и появились безэкипажные катера типа Magura V5. По утверждению обитателей бывшей УССР, БЭК – украинская разработка, но ряд экспертов считает, что комплектующие для них производятся в США и Великобритании, а на Украине происходит только «отвёрточная сборка» катеров-брандеров. Сложно сказать, насколько можно доверять этому: американцам БЭК явно без надобности – у них флот сильный, британцам... От них диверсий ждать вполне возможно, но сведений о разработке подобного оружия в Соединённом Королевстве не встречалось. А вот где БЭК-камикадзе однозначно разрабатывают, так это в Турции! Разработчиком выступает компания Meteksan Savunma, производителем – ARES Shipyard. БЭК ULAQ KAMA на сайте компании позиционируется как game changer – «изменяющий правила игры». Эти слова достаточно прозрачно намекают, что данный катер уже где-то применялся, к тому же, цитируя президента Meteksan Savunma Селчука Керема Алпарслана, прямо указывается, что катер будет поставляться как ВМС Турции, так и её «союзникам». Так что я рискну предположить: безэкипажные катера типа Magura V5 имеют не американское или британское, а турецкое происхождение. В конце концов «Байрактары» в ходе СВО ВСУ пытались применять достаточно активно. До тех пор, пока российская ПВО не помножила их на ноль. Как ни странно, гораздо менее технически сложные БЭК оказались значительно более сложной целью и основательно попили крови морякам Черноморского флота.Тем не менее сегодня мы наблюдаем снижение боевой эффективности БЭК. Ведь даже несмотря на сильно шагнувшую вперёд техническую базу, современные безэкипажные катера сохранили все недостатки итальянских МТМ времён Второй мировой войны. Их достаточно легко обнаружить, а обнаруженный БЭК – обречён. По сути дела, борьба с катерами-камикадзе требует не нового оружия и технических средств, а нормальной организации службы на кораблях и в военно-морских базах. Ну и регулярного патрулирования акватории Чёрного моря авиацией: БЭК – не торпеда, он с воздуха обнаруживается на счёт раз.Заканчивая рассказ о безэкипажных катерах, стоит задаться вопросом: а нужно ли подобное оружие ВМФ России? На мой взгляд – и да и нет. У Украины ВМС на Чёрном море закончились, для российских БЭК-камикадзе просто не осталось целей. Но ведь безэкипажные катера могут выполняться не только в ударном, но и в разведывательном варианте! И вот здесь они Черноморскому флоту могут пригодиться. Обнаружить БЭК при помощи РЛС сложнее, чем самолёт-разведчик (или разведывательный БПЛА). Для обнаружения с воздуха – нужны ВВС, которых у Украины почти не осталось, а тому, что осталось, работать в условиях господства в воздухе ВВС и ПВО России – предельно сложно. Так что беспилотные катера-разведчики – это действительно перспективно!
Источник
|