Спуск аппарата Herne на воду, ноябрь 2024 г.Королевский военно-морской флот Великобритании проявляет большой интерес к автономным необитаемым подводным аппаратам (АНПА) всех классов, включая тяжёлые. Не так давно стартовала разработка первого британского тяжёлого АНПА, и к настоящему времени проект дошёл до стадии ходовых испытаний. Сейчас опытное изделие Herne XLAUV демонстрирует свои характеристики и возможности, а в будущем такая техника сможет найти своё место во флоте.
В тяжёлом классеК настоящему времени британская военная промышленность успела создать несколько АНПА лёгкого и среднего классов. Также разрабатываются приборы и технологии, используемые в новых проектах такой техники. Недавно было принято решение об применении накопленного опыта в проектировании первого тяжёлого подводного аппарата.Около года назад компания BAE Systems приступила к разработке первого британского «сверхбольшого автономного подводного аппарата» (XLAUV), получившего рабочее название Herne («Хён»). Его сразу создавали как средство военного назначение и в будущем планировали предложить КВМФ Великобритании.Компания BAE Systems выбрала специфический подход к проектированию нового изделия. Она заключила соглашение с канадской компанией Cellula Robotics, имеющей большой опыт в разработке подводной техники. Её наработки использовали при создании новой автономной платформы с требуемыми характеристиками. Получившийся аппарат оснастили новыми электронными средствами от BAE Systems.Разработка нового АНПА Herne завершилась не позднее лета 2024 г. После этого началось строительство первого опытного образца. Постройка была завершена осенью, после чего началась отладка приборов и подготовка к полноценным испытаниям. После завершения всех проверок аппарат был спущен на воду для демонстрации возможностей.Первый тестовый выход в море состоялся в ноябре. Изделие «Хён» под управлением автоматики, получив задание, прошло по заданному маршруту. Во время движения АНПА использовал установленные на нём средства наблюдения и разведки. В назначенное время аппарат вернулся в требуемую точку для встречи с испытателями и передачи собранных данных.Компания BAE Systems сообщает, что эти испытания завершились успешно. Новый АНПА и его автоматизированная система управления справились с поставленными задачами и подтвердили расчётные характеристики. Целевое оснащение, использовавшееся на этом этапе, тоже показало себя лучшим образом.Планы на будущееВ ближайшем будущем компании BAE Systems и Cellula Robotics намерены продолжить испытания нового АНПА. Эти мероприятия будут направлены на совершенствование конструкции, выявление и устранение недостатков. Также будут совершенствоваться системы управления, программное обеспечение и целевое оборудование.В дальнейшем новый подводный аппарат «Хён» планируется предложить КВМФ Великобритании с целью получения заказа на серийное производство и поставку. Кроме того, разработчики рассматривают возможность вывода этого аппарата на международный рынок вооружений и рассчитывают получить экспортные контракты. Насколько успешным в коммерческом отношении может быть аппарат Herne XLAUV, пока не ясно.Компании-разработчики уже определили сферы применения гипотетических серийных АНПА нового типа. Эти аппараты будут использоваться для патрулирования акваторий, мониторинга обстановки и поиска различных объектов. В зависимости от целей и специфики миссии, Herne XLAUV сможет нести различное оборудование военного или гражданского назначения.«Хён» готов к испытаниямНовые решенияС точки зрения общего облика и архитектуры новый британский АНПА почти не отличается от другой техники своего класса. Однако авторы проекта утверждают, что при его разработке использовались различные новые идеи и современные компоненты. Такой подход позволил улучшить технические характеристики и получить иные преимущества.Аппарат Herne построен в корпусе продолговатой формы с поперечным сечением, близким к квадратному. Носовая часть имеет округлую форму, а корма сделана сужающейся и плоской. Вблизи носа предусмотрены горизонтальные рули, в корме — Х-образный набор плоскостей.Габариты и водоизмещение аппарата пока не известны. При этом разработчики утверждают, что он помещается в стандартный 40-футовый контейнер. Это позволяет представить максимально возможные габариты «Хёна».Аппарат оснащён электрической силовой установкой на основе литий-ионных аккумуляторных батарей. Основными потребителями энергии являются два ходовых электромотора. Для экономии энергии они имеют ограниченную мощность и позволяют развивать скорость не более 5-8 узлов. Дальность плавания — до 2-3 тыс. морских миль. На одной зарядке аккумуляторов Herne может работать до нескольких недель.В проекте используется универсальная автономная система управления Nautomate, разработанная компанией BAE Systems. Она включает набор датчиков и исполнительных механизмов, связанных с центральным компьютером. Система способна выполнять заложенную программу, управлять подводным аппаратом и реагировать на изменения обстановки. Также система контролирует полезную нагрузку и выполняет с её помощью поставленные задачи.Внутри корпуса Herne предусмотрено несколько отсеков для размещения полезной нагрузки. Кроме того, снаружи корпуса могут устанавливаться дополнительные обтекатели для антенн и других устройств. В зависимости от характера миссии, аппарат может нести перископ с оптико-электронной станцией, радиолокатор и другие устройства.Одним из основных видов нагрузки станут гидроакустические станции (ГАС). Габариты аппарата и его внутренних отсеков позволяют разместить ГАС с носовой антенной, с более крупной антенной бокового обзора или буксируемую станцию. Именно ГАС будут решать основные задачи мониторинга, поиска и целеуказания.Изделие Herne XLAUV на данный момент рассматривается только как носитель специальной аппаратуры. Вооружать этот аппарат пока не планируется. Однако нельзя исключать, что в будущем, после соответствующих доработок, он сможет нести минное или торпедное вооружение.Без явных преимуществКомпании-разработчики дают своему проекту «Хён» высокие оценки и считают, что он имеет большое будущее. Подобные отзывы следовало бы ожидать, т.к. создатели проекта собираются рекламировать свой АНПА и пытаются заинтересовать КВМФ и других потенциальных заказчиков. При этом новому британскому аппарату можно дать более объективную оценку, причём даже на основе немногих доступных данных.Проект Herne XLAUV представляет интерес, прежде всего, по причине своей новизны. Это первый британский аппарат «сверхтяжёлого» класса, и его появление показывает прогресс в области автономного подводного флота. Компании-разработчики уже накопили определенный опыт в создании АНПА и теперь способны создавать не только малые и средние аппараты.Архитектура и возможности нового АНПАС точки зрения известных характеристик и возможностей, перспективное изделие Herne практически не отличается от других современных АНПА этого класса. Вновь речь идёт об аппарате большого размера и водоизмещения, способного двигаться с небольшой скоростью, работать в море в течение длительного времени, а также нести специальную аппаратуру.BAE Systems и Cellula Robotics сообщают, что Herne будет нести только средства мониторинга и обнаружения, тогда как установка вооружения не планируется. В этом отношении британский аппарат тоже не выделяется на фоне большинства иностранных аналогов.Впрочем, в проекте Herne XLAUV есть и любопытные моменты. Наибольший интерес представляет система управления Nautomate от BAE Systems. Это универсальный программно-аппаратный комплекс модульной архитектуры, предназначенный для использования на различных надводных и подводных платформах. Конфигурация комплекса определяется особенностями носителя и предполагаемыми задачами. Так, для нового АНПА сформировали собственную систему управления требуемого состава.В этом году система Nautomate успешно прошла испытания на надводном судне и показала приемлемые результаты. Сейчас она проходит испытания на необитаемом подводном аппарате. Если система успешно пройдет два этапа проверки на разных носителях, то она сможет получить дальнейшее развитие и найти применение в новых проектах.В узком кругуТаким образом, Великобритания теперь входит в узкий круг стран, сумевших разработать и довести, как минимум, до испытаний современный АНПА тяжёлого класса. Ближайшее время она потратит на разнообразные проверки и улучшение конструкции, а затем может принять новый аппарат на вооружение. Кроме того, изделие Herne XLAUV планируют вывести на международный рынок.На данный момент компании-разработчики хорошо отзываются о своем новом АНПА «Хён» и рассчитывают на дальнейшее его развитие и большое будущее. Сможет ли этот аппарат оправдать надежды, неизвестно. Но уже сейчас он помогает ведущей компании британской промышленности отрабатывать новые идеи и системы, а также накапливать ценный опыт.
Источник
|