Броневик Cockerill i-X с вооружением в боевом положенииНесколько лет назад бельгийская компания John Cockerill Defense предложила оригинальный концепт многоцелевого бронеавтомобиля. В дальнейшем проект под обозначением Cockerill i-X получил развитие и дошёл до полноценных испытаний опытного образца. В условиях полигона опытный броневик демонстрирует свои характеристики, а также показывает потенциал использованных решений.
Концепт для выставкиВ марте 2022 г. в Саудовской Аравии прошла выставка World Defense Show. На этом мероприятии компания John Cockerill Defense представила свой новый интересный проект. По сути, речь шла о концепте перспективного многоцелевого бронеавтомобиля, в котором объединили несколько новых решений и технологий.В выставочном павильоне показали опытный броневик под названием Cockerill i-X. Литера «i» означала Interceptor («перехватчик»), а «X» указывала на возможность установки разного вооружения и оснащения для решения тех или иных задач. По задумке разработчиков, эта боевая машина должна «перехватывать», засекать и обстреливать разные цели на земле и в воздухе.Бронеавтомобиль отличался необычным футуристическим внешним видом. Кроме того, привлекли внимание некоторые компоновочные и технические решения. Утверждалось, это не дизайнерские изыски, а полноценные конструктивные нововведения.Машина необычного вида предсказуемо привлекла внимание посетителей выставки. Тем не менее, компания-разработчик не спешила выводить её на рынок и предлагать заказчикам. В ближайшее время планировалось провести необходимые испытания, внести коррективы и т.д.Впрочем, уже тогда в John Cockerill Defense делали весьма оптимистичные оценки. Предполагалось, что в будущем машина i-X или техника на его базе сможет найти свое место на международном рынке. Кроме того, новые идеи из этого проекта могли бы повлиять на развитие всего направления бронеавтомобилей.Потенциальные заказчикиВ 2022 г. опытный броневик i-X вышел на испытания. В условиях полигона он демонстрировал основные тактико-технические характеристики. Кроме того, на практике проверялись новые технологии и решения. Вероятно, на этом этапе удалось выявить и исправить недочёты конструкции.В феврале 2023 г. компания John Cockerill Defense показала доработанный броневик на выставке IDEX в ОАЭ. Тогда же объявили о начале сотрудничества с эмиратской компанией Nimr Automotive LLC. Две организации собирались совместными усилиями довести машину i-X до серийного производства и продвигать её на международном рынке.В мае 2023 г. стало известно, что броневиком i-X заинтересовалось министерство обороны Франции. В ближайшие месяцы опытную машину планировали отправить на французский полигон для проведения необходимых испытаний. Компания-разработчик рассматривала эти события в позитивном ключе и предполагала, что по результатам испытаний может поступить заказ.Французская армия провела необходимые мероприятия, но их результаты пока не публиковались. Какие выводы сделаны по итогам тестирования, и будет ли Франция закупать бельгийские бронемашины, неизвестно.В конце того же 2023 г. изделие i-X официально представили бельгийским вооруженным силам. Минобороны Бельгии проявило интерес и пожелало тоже провести испытания. Их собирались начать в ближайшие месяцы, после получения опытного броневика.В начале июня 2025 г. объявили о завершении испытаний. Бельгийская армия изучила предоставленную машину и теперь делает выводы. Какие решения будут приняты по итогам этого процесса, пока неизвестно. Компания John Cockerill Defense предсказуемо проявляет оптимизм, однако он может не иметь реальных оснований.Таким образом, с первой презентации броневика Cockerill i-X прошло чуть больше трёх лет, и за это время он сумел заинтересовать только двух потенциальных заказчиков. При этом в обоих случаях речь пока идёт только о проведении испытаний, но не о подписанных контрактах. Появятся ли заказы в ближайшем будущем, неизвестно.Новые решенияЦелью проекта Cockerill i-X было создание нового бронеавтомобиля, обладающего рядом особых возможностей и повышенными характеристиками. Предполагалось улучшить ходовые характеристики, повысить экономичность, а также обеспечить более высокие боевые качества в сравнении с существующей техникой этого класса. Практически для всех этих задач были предложены новые решения.Сообщалось, что основой броневика стал доработанный гоночный автомобиль неназванной модели, ранее участвовавший в ралли «Париж-Дакар». Компания Cockerill переработала силовую установку, усилила шасси и внесла другие изменения. Все это позволило получить необходимую грузоподъёмность и сохранить высокие ходовые качества.Опытный бронеавтомобиль получил бензиновый двигатель мощностью 750 л.с. Однако уже на первой презентации говорили о планах по внедрению гибридной силовой установки мощностью 800 или 1000 л.с. Полноприводное шасси получило независимую гидропневматическую подвеску с возможностью управления клиренсом.При помощи гибридной двигательной установки i-X сможет развивать скорость до 200 км/ч на шоссе или до 150-160 км/ч на местности по типу песчаной пустыни. Конструкция ходовой части даст высокую проходимость. Запас хода при работе двигателя внутреннего сгорания оценивалась в 600 км. На аккумуляторах — не более 50 км.В проекте i-X разработали оригинальный бронекорпус характерного внешнего вида. Он должен защищать экипаж от 7,62-мм автоматных пуль (2 уровень по STANAG 4569) и 8 кг тротила под колесом или днищем (уровень 3). Носовая часть корпуса вмещает основные агрегаты силовой установки. За моторным отсеком помещается двухместное обитаемое отделение, а остальные объёмы отдали под полезную нагрузку. Так, опытный броневик несет боевой модуль оригинальной конструкции.В рекламных материалах упоминаются некие «адаптивные стелс-технологии», использованные в проекте. К ним относят характерную конструкцию корпуса, отражающую электромагнитное излучение, убирающийся боевой модуль, возможность тихого перемещения на электрической тяге и т.д.Рабочее место командира-оператораКабина экипажа имеет всё необходимое оснащение для управления машиной и контроля за работой механизмов. Одновременно предлагаются и более смелые решения. Так, для экипажа предназначены очки дополненной / виртуальной реальности. На них может выводиться видеосигнал от камер по периметру корпуса или с боевого модуля. Такое решение резко улучшает обзор и ситуационную осведомлённость.Также броневик i-X может нести развитый комплекс электроники для навигации, управления огнём, связи с другими машинами или командованием и т.д. Точный состав оборудования должен определять заказчик с учётом своих потребностей.Высокая автоматизация машины позволила уменьшить экипаж до двух человек. Броневиком управляют водитель и командир-оператор. Необходимость в отдельном наводчике или других членах экипажа отсутствует.Броневик Cockerill i-X получил оригинальный боевой модуль. Его подвижное основание с приводами горизонтальной наводки помещено внутри корпуса машины. На основании находится качающаяся часть со ствольным вооружением и оптикой. Качающийся агрегат оснащен кожухом сложной формы. В походном положении модуль опускается внутрь корпуса, и его кожух ложится на крышу броневика.Броневик может нести пушку калибра 25 или 30 мм с боекомплектом до 120 снарядов. Также предусматривается пулемёт нормального или крупного калибра и ящики на 400-600 патронов. Боекомплект хранится под боевым модулем внутри корпуса. Для загрузки боекомплекта используется распашной люк в корму корпуса. При определенных доработках, на модуле могут быть установлены гранатомёты или ракеты.В поисках заказчиковТаким образом, бельгийская компания John Cockerill Defense несколько лет назад решила произвести революцию в сфере бронеавтомобилей. Она взяла за основу существующую концепцию такой машины, но существенно изменила её и реализовала с применением новых решений и компонентов.Результатом этого стал броневик i-X необычного вида с несколькими любопытными особенностями. Утверждается, что он может использоваться в разных сферах и решать различные задачи. При этом подобная машина должна показывать преимущества перед бронеавтомобилями других моделей.При помощи такого технического превосходства собирались привлечь потенциальных заказчиков и получить выгодные контракты. Однако особых успехов в этом пока добиться не удалось. За три года только две страны захотели испытать броневик i-X, и ни одна из них пока не вынесла окончательное решение.Вероятно, армии Франции и Бельгии заинтересовались обещанным ростом характеристик и получением новых возможностей. В то же время, они должны учесть значительную новизну проекта и соответствующие технические риски. Кроме того, потенциальным заказчикам нужно оценить, соответствует ли Cockerill i-X постоянно меняющимся требованиям к подобной технике.В предлагаемом виде броневик от John Cockerill Defense представляет определенный интерес, как минимум, технический. Однако практическая ценность такого изделия пока под вопросом, и она должна быть подтверждена различными испытаниями. Без этого машина i-X рискует остаться очередным концептом, не ушедшим дальше выставок.
Источник
|