Целинная ротаСоветские годы всё дальше. Современное поколение воспринимает историю своей страны преимущественно по рассказам и публикациям тех, кто никогда не жил в СССР. Такие публицисты зачастую лишь обобщают известные факты и мифы, смешивая их в причудливый салат, имеющий мало общего с реальностью. При этом вокруг нас с вами, к счастью, осталось еще очень много тех, кто помнит быт Советского Союза и готов об этом рассказать. И этим просто нельзя не воспользоваться. В очередной части повествования, которое условно можно назвать «Воспоминания зампотеха», мы коснемся эпизодов взаимодействия Советской Армии с сельским хозяйством. Нередко это было взаимовыгодное сотрудничество, но чаще всего военных принуждали помогать хлеборобам. Впрочем, это касалось не только армейских структур, но и вполне гражданских. Достаточно вспомнить, кто собирал урожай хлопчатника в Средней Азии – школьники, студенты, учителя и простые служащие. Но обо всем по порядку.
Место действия – поселок Архара Амурской области. Временной период – вторая половина 70-х годов. 220-й мотострелковый полк 266-й мотострелковой дивизии. Повествование основывается на воспоминаниях Федорова Федора Уваровича, на тот момент капитана Советской Армии, заместителя командира полка по технической части. Времена тогда были неспокойные. В первую очередь это касалось взаимоотношений с Китайской Народной Республикой. Мягко говоря, тогда между двумя странами были прохладные отношения. Для понимания ситуации: в 70-х годах СССР, в связи с обострением ситуации, наращивал численность войск на приграничной к Китаю территории. Примерно то же самое сейчас происходит вблизи российско-финской границы. Но сейчас история немного не об этом, а о характере взаимоотношений совершенно несвязанных друг с другом структур – Советской Армии и Министерства сельского хозяйства. Начать стоит с целинной автомобильной роты, которую должна раз в год сформировать каждая дивизия. Например, только в 1970 году Министерство обороны выделило 102 тысячи автомобилей и около 210 тысяч бойцов для уборки урожая. Разумеется, никакого отношения к реальной боевой подготовке помощь сельскому хозяйству не имела. Бесплатная рабочая сила и условно бесплатная техника из состава Вооруженных Сил. Подготовка к уборочной кампании начиналась с ранней весны, и вся работа возлагалась на технические службы боевых подразделений. От полка требовалось предоставить от 30 до 40 грузовых автомобилей, то есть целый взвод. Машины должны были соответствовать определенным требованиям. Наращивали борта деревянными досками и уплотняли брезентом либо транспортерной лентой. Вынимались скамейки для личного состава – на определенное время «Уралы» и ЗиЛы должны были перевозить зерно, сено или силос. Целинные подразделения собирались с миру по нитке – часть с автороты, часть от хозвзвода, а часть с учебных подразделений. Подготовка машин для уборочной кампании ставилась в приоритет. Как вспоминает Федор Уварович, за срыв правительственного задания могли и с должности снять. Комплектация автомашины должна до последнего винтика соответствовать прилагаемому паспорту, что крайне редко встречалось в армии. Элементарные комплекты гаечных ключей приходилось собирать по всей дивизии. Купить в местном магазине недостающие комплектующие было невозможно – дефицит в Советском Союзе всем известен. Но дело государственной важности обязывало, и техника за несколько месяцев сбрасывала несколько лет нелегкой армейской жизни. Грузовики красили, обновляли резину, устраняли все неисправности и течи. По воспоминаниям зампотеха полка, на подготовку техники выделяли порядка 5000 рублей, приличную сумму для своего времени. Но где брать запчасти в условиях тотального дефицита, да еще и на Дальнем Востоке? Дело сложное, но решаемое. Например, можно было кооперироваться с самими колхозниками. Самой распространенной неисправностью в полку и дивизии было расплавление вкладышей коленчатого вала двигателя. Холодный мотор умельцы заводили с буксира, и итог был закономерен. Фактически новый мотор шел под списание со всеми вытекающими для зампотеха последствиями. Обычно лишали командира подразделения трети должностного оклада. И тут пришел на помощь главный инженер местного колхоза, у которого в штате имелось два сильно изношенных двигателя. Отдай, говорит, мне два своих «запоротых», а я тебе эту пару вручу. Твои все равно под списание, а я их расточу, и они уже несколько лет славно поработают. Никто номера сверять не будет. Сделка состоялась, а полк за услугу получил партию досок, которые использовали для подготовки грузовиков к уборочной кампании. Такой вот круговорот техники в природе. Битва за урожайОт каждой армии формировали автомобильный «целинный» батальон, который к концу лета грузили на эшелон и, вместе с личным составом, отправляли на работу, не имеющую никакого отношения к боевой учебе. Руководил батальоном обычно заместитель командира дивизии. Возвращалась техника также на эшелонах, но уже глубокой осенью – в начале ноября. И вот тут начиналось самое интересное и, одновременно, трагическое.Эшелон приходил на станцию Архара и представлял собой невеселое зрелище – каждый второй грузовик был недвижим. Как его загоняли на платформы на станции погрузки, остается тайной. Вероятнее всего, в дело шли лебедки, тросы, а то и краны. Техника после «битвы за урожай» приходила с запоротыми моторами, разбитыми кабинами и грузовыми платформами. Водители-срочники казенные машины не жалели. Немалую часть техники можно было прямо с вагонов отправлять на капитальный ремонт. Разумеется, ремонтные подразделения дивизии и, тем более, полка справиться с таким объемом работ были не в состоянии. Самые потрепанные грузовики просто стащили в темные углы боксов и оставили до лучших времен. Остальные пытались своими силами привести в рабочее состояние хотя бы к следующему лету. Чтобы снова отправить на убой в близлежащие колхозы и совхозы. Несложно представить, что за пару-тройку лет ни о какой боеготовности подразделений речи быть не могло. В живых останутся только боевые машины, БМП, бронетранспортеры и танки. Все это не могло не волновать военное руководство, тем более, когда события разворачиваются около не самого дружелюбного соседа – Китая.В преддверии очередной эпопеи подготовки целинного взвода зампотеху командира полка Федорову позвонили и сказали: «На станции Архара прибывает эшелон из Горького с ГАЗ-53. Прими и подготовь к уборочной кампании». Это было уже лучше – армейская техника пусть не вся, но останется в целостности. Грузовички прибыли либо с минимальным пробегом, либо вообще новые. Главное, что они были полностью укомплектованы ЗИП, что не могло не радовать принимающую сторону. Машины силами полковой службы оснастили наращенными бортами, уплотнили брезентом и в конце лета отправили на уборочную. Точнее, на верную погибель. Гражданская техника априори не такая живучая, как военная, и через четыре месяца горьковские грузовики вернулись убитыми. Пробежав 10–15 тысяч километров, «газоны» выглядели, словно разменяли вторую сотни тысяч. Но это были уже не проблемы зампотеха командира полка. Даже приблизительные подсчеты после всего вышеописанного заставляют ужаснуться объемам материальных ресурсов, которые впустую уходили в советское сельское хозяйство. Мало того, поддержка колхозов и совхозов негативно сказывалась на боевой подготовке солдат срочной службы. Впрочем, это встречалось сплошь и рядом. Упоминаемый в рассказе 266-й полк разворачивался до штатной численности не только силами привлеченного стройбата. Срочников привлекали к стройке и прочим видам работ, никак не связанных с боевой подготовкой. Но это уже немного иная история.
Источник
|