120 лет назад, в 1903 г. была построена первая российская подводная лодка, впоследствии официально включенная в состав военно-морского флота. «Миноносец №150» или «Дельфин» практически сразу столкнулся с массой трудностей, и его судьбу нельзя было назвать простой. Однако этот корабль помог наработать необходимый опыт и позволил начать полномасштабную разработку и строительство подводного флота.
«Миноносец №113»В конце 1900 г., изучив иностранные разработки и успехи, морское ведомство Российской Империи приняло решение создать свою собственную подводную лодку. Проектирование поручили специальной комиссии, в которую вошли И.Г. Бубнов, И.С. Горюнов и М.Н. Беклемишев. Им предстояло дополнительно изучить иностранный опыт, а также разработать свой собственный проект подводного судна. Работы следовало завершить весной следующего 1901 г.Будущая подлодка получила рабочее обозначение «Миноносец №113» и создавалась с соблюдением необходимой секретности. За отведенное время комиссия сформировала и проработала облик корабля, а также организовала закупки необходимых комплектующих и агрегатов.В мае практически готовый проект представили заказчику в лице Морского технического комитета. Проект получил высокую оценку, и в начале июня (по старому стилю) разрешили готовить постройку полноценного подводного миноносца. Схема подлодки; указано расположение элементов энергетической установки. Графика Wikimedia Commons Через месяц вышел приказ о начале строительства. Руководителем работ был назначен И.Г. Бубнов. Заказ на техническое проектирование и постройку выдали Балтийскому заводу. Поставка металлических элементов и изделий поручалась Путиловскому и Обуховскому заводам. Электрические агрегаты заказали во Франции, а бензиновый двигатель – в Германии. Закладка корабля «№113» состоялась так же в июле. Для строительства подготовили специальный стапель.Пока начиналось строительство, М.Н. Беклемишев, отвечавший за электрическую и другие системы, отправился в США для ознакомления с опытом компании Holland. Там он осмотрел одну из строящихся подлодок, а также принял участие в испытаниях другой субмарины, в т.ч. с погружением. По итогам этой командировки российский специалист отметил, что отечественный проект, как минимум, не уступает иностранным разработкам.В феврале 1902 г. был сформирован первый экипаж будущей подлодки. В него отобрали десять добровольцев с необходимыми знаниями, навыками и личными качествами. Через несколько недель «миноносец» зачислили в списки ВМФ, причем с присвоением нового бортового номера «150».Тем не менее, строительство еще было далеко от своего завершения. Отсутствовала часть необходимых агрегатов, в т.ч. двигатель надводного хода от компании Daimler. Это изделие не сразу справилось с приемочными испытаниями, и его получили только в апреле 1903 г. В связи с этим было решено готовить подлодку к испытаниям только с электрическими системами. В ходе строительства Подлодка после аварии на ходовых испытаниях. Фото Allmines.net Подлодку без бензинового двигателя спустили на воду в мае 1903 г. и начали готовить к ходовым испытаниям в имеющейся комплектации. В начале июня корабль под командованием капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева впервые отошел от заводского причала и развил на электромоторах скорость 5 узлов. Также провели первое пробное погружение, во время которого из-за отсутствия опыта лодка ударилась о дно.По итогам первого ходового испытания было решено заменить гребной винт и увеличить горизонтальные рули. Кроме того, понадобился мелкий ремонт после столкновения с дном. На этом этапе в Санкт-Петербург прибыл двигатель «Даймлер», и его смонтировали на полагающемся месте. Подготовка к испытаниям в штатной комплектации продолжалась до начала августа.Вскоре испытания возобновились. В целом подлодка справилась с ними, однако показала необходимость тех или иных доработок. Выходы в море, доводка и отработка конструкции продолжалась до середины октября. Тогда же «Миноносец №150» приняли в состав Балтийского флота. Однако начало службы отложили на несколько месяцев. В связи с наступлением холодного времени года подлодку подняли на берег и поставили на территории Балтийского завода. Во время такой зимовки совершенствование конструкции продолжилось. «№150» на испытанияхТехнический обликПервая российская подлодка «№113 / №150» была достаточно компактной – размеры ограничили для упрощения строительства. Она имела длину ок. 20 м при наибольшей ширине 3,7 м. Надводное водоизмещение достигло 113 т; полное изначально составляло 125 т, но по мере доработок увеличилось до 135 т.Подлодку построили по однокорпусной схеме. Использовался прочный корпус веретенообразной формы с круглым сечением по всей длине. Корпус изготовили из стальных листов толщиной 8 мм, дополненных силовым набором с поперечными и продольными элементами. Конструкция была рассчитана для погружения на глубину 50 м с большим запасом прочности. Сверху на корпусе имелась цилиндрическая рубка с иллюминаторами и входным люком.Внутри прочного корпуса разместили три балластные и две балансировочные цистерны, а также шесть баллонов сжатого воздуха. Главный балласт принимался через кингстоны самотеком. При этом воздух из цистерн подавался внутрь корпуса, из-за чего погружаться приходилось с открытым рубочным люком и закрывать его только в последний момент.Вблизи центра корпуса разместили бензиновый ДВС надводного хода «Даймлер» мощностью 300 л.с. Позади него находился гребной электромотор французской фирмы «Сотерн-Гарле» мощностью 120 л.с., также выполнявший функции генератора. Двигатели вращали общий гребной вал, соединенный с гребным винтом через понижающий редуктор. На валу перед и после электромотора имелись кулачковые муфты, за счет которых силовая установка могла работать на нескольких режимах. Перед ДВС находилась аккумуляторная батарея из 64 элементов на 3600 А•ч.В надводном положении корабль должен был использовать бензиновый двигатель и мог заряжать батареи. В этом случае максимальная скорость хода достигала 9 узлов. Заряжать батареи при помощи ДВС можно было и без вращения гребного вала. Под водой использовались батареи и электромотор. Они давали скорость до 6 узлов. При экономической скорости 5 узлов лодка могла оставаться под водой до 4 суток и пройти до 60 морских миль, причем аккумуляторы обеспечивали не только движение, но и бытовые нужды экипажа. "Дельфин" у причала, 1904 г. Фото ЦКБ МТ "Рубин" Корабль в море, 1904 г. Фото Wikimedia Commons Вооружение подлодки состояло из двух наружных торпедных аппаратов системы Джевецкого. По одному такому изделию находилось по бортам палубы. Боекомплект включал две 381-мм торпеды Уайтхеда обр. 1898 г. Стрельба осуществлялась вперед по курсу. Дальность хода торпед – 8 кабельтовых.Штатный экипаж «Миноносца №150» включал десять человек: командир, его помощник, двое машинистов, двое рулевых и четыре минера. Подлодка не отличалась большими внутренними объемами, и условия работы оставляли желать лучшего. Тем не менее, внутри корабля удалось предусмотреть места для отдыха и даже диваны для офицеров. Лодка имела цистерну для питьевой воды, а также несла набор электроприборов для приготовления консервированной пищи. Подлодка на службеВесной 1904 г., когда позволили погодные условия, «Миноносец №150» вновь спустили на воду, и он начал свою службу. В конце мая подлодке присвоили новое имя «Дельфин». В течение нескольких недель экипаж готовил корабль к выходу в море для восстановления навыков и освоения техники.Однако вскоре произошла первая авария. В середине июня у причала Балтийского завода отрабатывалось погружение. Вместе с экипажем на борту присутствовали флотские специалисты – всего 37 чел. Командир корабля лейтенант А.Н. Черкасов не учел перегруз и не дал вовремя команду на закрытие рубочного люка. Внутрь корпуса попала вода, и лодка затонула. Погибло 25 чел., в т.ч. командир. Подлодки Сибирской военной флотилии, 1908 г. Крайняя слева - "Дельфин". Фото u-boat-laboratorium.com Через несколько дней «Дельфин» подняли и отправили на ремонт. После восстановления и замены агрегатов подлодка вернулась на службу. Вскоре ей предстояло впервые принять участие в реальной военной операции.В ноябре 1904 г. «Дельфин» погрузили на железнодорожную платформу и отправили во Владивосток для участия в войне против Японии. Перевозка и подготовка к службе на новой базе в составе Сибирской флотилии заняла несколько месяцев, и только в феврале корабль вышел на боевую службу. Вместе с несколькими другими вымпелами «Дельфин» охранял бухту Преображения. Встреч с противником не было, и экипаж не получил возможности использовать оружие.Вскоре, в начале мая, при проведении ремонта, несмотря на вентиляцию, произошло возгорание паров бензина. Взрыв привел к затоплению подлодки и убил одного из моряков. Подлодку попытались поднять, но несколько таких мероприятий срывались из-за новых взрывов и хлопков. Все это затянуло восстановление и возврат лодки в строй.«Дельфин» вновь начал службу только в конце 1905 г., после окончания Русско-Японской войны. В течение нескольких следующих лет шла обычная служба мирного времени. Экипаж под руководством разных командиров регулярно выходил в море и совершенствовал свои навыки. К счастью, в этот период обошлись без крупных аварий и потерь личного состава. Однако в декабре 1914 г. на подлодке произошел новый взрыв – на этот раз из-за выделения горючих газов при зарядке батарей. Подлодку вновь удалось отремонтировать и вернуть в строй. "Дельфин" во время службы на Севере. Фото Музей КСФ В 1916 г. было принято решение о переводе первой отечественной подводной лодки в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Новой базой стал порт Александровск (ныне г. Полярный, Мурманская обл.) Перевозка по железной дороге, по рекам и морю, а также последующая подготовка к службе завершились в сентябре. В течение нескольких следующих месяцев флотилия из нескольких подлодок, в т.ч. «Дельфина», защищала берега Кольского полуострова.В августе следующего 1917 г. командование решило списать первую отечественную подлодку. За годы службы, включавшие несколько аварий, корабль и его агрегаты выработали назначенный ресурс. Капитальный ремонт и восстановление механизмов уже не имели смысла ввиду появления подлодок новых поколений и типов. «Дельфин» разоружили и разукомплектовали. Пустой корпус оставили на берегу. В 1920 г. его разобрали на металл. Ценный опытПроект «Миноносец №113» или «Дельфин» был первой российской попыткой самостоятельно разработать и построить подводную лодку современного облика. Основные задачи этого проекта были успешно решены. Подлодку разработали, построили, провели через испытания и приняли в состав ВМФ. Более того, за время службы она даже успела поучаствовать в войне, хотя и не имела встреч с противником.При этом не все шло гладко. Отсутствие необходимого опыта, а также технические и технологические ограничения серьезно повлияли на проект и на эксплуатацию готовой подлодки. Конструкция корабля в целом и отдельных механизмов или систем не отличалась совершенством, а служба в составе флота сопровождалась регулярными авариями, в т.ч. с человеческими жертвами.Тем не менее, подлодка «Дельфин» показала, что российские конструкторы и кораблестроители способны разрабатывать и строить подобную технику, не уступающую современным зарубежным образцам. Кроме того, именно с нее начался длительный и плодотворный процесс развития и строительства отечественного подводного флота, продолжающийся до сих пор. И историческое значение миноносца №113 / №150 трудно переоценить.
Источник
|