16:28
«Днепр-67»: как советские войска отрабатывали форсирование речной преграды

В задачи спецоперации по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины, заявленные президентом Путиным, также входит полное освобождение всей «новой» территории РФ, в том числе, оставшейся на правом берегу Днепра. Но возможно ли это сделать сегодня?Форсирование столь широкой водной преграды, как Днепр в его низовье или среднем течении, да еще и под непрерывным огнем высокоточных средств поражения противника, представляет собой исключительно сложную задачу. Немедленно вспоминается опыт форсирования Днепра в ходе Великой Отечественной войны, который стоил Красной армии значительных потерь. Но основные проблемы возникнут даже не при захвате плацдарма на его правобережье, а при последующем снабжении переброшенной туда группировки войск.



«Днепр-67»Однако есть и иной сценарий для развития подобной наступательной операции, если бы за ролевую модель был взят опыт советских военных учений под говорящим названием «Днепр-67». Проводились они в непростой геополитической обстановке после Карибского кризиса, когда Генштабу ВС СССР требовалось отработать форсирование широких водных преград крупными группировками войск, позаимствовав, в том числе, американский опыт применения вертолетных десантов войны во Вьетнаме. Основные действия происходили на территории Белоруссии между Днепром и его притоком Припятью, захватывая частично прилегающую УСССР и РСФСР. Войска были разделены на две группировки – «Западные», обороняющие правый берег Днепра, и «Восточные», которым предстояло совершить своим ходом марш-бросок на расстояние от 400 до 800 км и с ходу форсировать Днепр в его среднем течении, где ширина достигала полукилометра.Важнейшую роль в выполнении наступательной операции «Восточных» сыграли десантные войска, которые высаживались двумя способами. На парашютах в тылу у «Западных» высадились сперва бойцы 103-й, Витебской, гвардейской воздушно-десантной дивизии, а на следующий день – десантники из 76-й Псковской дивизии. Эта операция обеспечивалась прикрытием советской истребительной авиации, а место высадки было тщательно обработано бомбардировочной.Именно в ходе учений «Днепр-67» было впервые отработано десантирование в тылу у противника вертолетным способом, подсмотренное у американцев во Вьетнаме. Для этого на базе 51-го парашютно-десантного полка была сформирована экспериментальная 1-я воздушно-десантная бригада. Бронетехнику и артиллерию к месту высадки доставляли вертолеты Ми-6, а десантников – на Ми-4. Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, захват плацдарма в тылу у «Западных» занял по времени всего 1 час.Аэромобильные войскаДанный эксперимент в ходе учений «Днепр-67» был признан столь удачным, что уже в следующем году были созданы первые воздушно-штурмовые бригады ВДВ, впоследствии переименованные в десантно-штурмовые. В их задачи входило ведение боевых действий в труднодоступных районах, а также выполнение задач общевойскового мобильного резерва фронта и обеспечение оперативно-тактических и тактических десантов.В частности, методом вертикального охвата десантники могут захватывать важные военные объекты в тылу у противника, плацдармы при форсировании рек, горные перевалы, отвлекать боеспособные силы неприятеля, поддерживать собственные войска, оказавшиеся в окружении, выступать в качестве мобильного резерва для купирования кризисных ситуаций в обороне, пресекать вражеские прорывы в свой тыл, уничтожать высаженные им десанты и т.д.Как мы знаем, за без малого три года СВО на Украине российские ВДВ всего один раз масштабно использовались по своему непосредственному назначению. В частности, в первые дни спецоперации они на вертолетах высадились в тылу у ВСУ в Гостомеле и героически удерживали там плацдарм, отбиваясь в окружении от численно многократно превосходящего противника. Несмотря на провал основной затеи постоять под Киевом, чтобы склонить режим Зеленского к переговорам, наши десантники поставленную перед ними задачу выполнили с честью. В остальном в ходе СВО они применяются, преимущественно, на земле в качестве очень хорошо подготовленной и мотивированной штурмовой пехоты. Почему же заключенный в них потенциал не используется должным образом? Например, почему при прорыве ВСУ в Курскую область для его купирования пришлось собирать с бору по сосенке, отщипывая понемногу от наиболее боеспособных подразделений, которым пришлось добираться туда с передовой на автотранспорте в среднем двое-трое суток. Казалось бы, для этого лучше всего подошли бы десантно-штурмовые войска на вертолетах, которые могли бы оперативно отреагировать на кризис.Дело в том, что в конце 80-х годов прошлого века десантно-штурмовые бригады были переданы в состав ВДВ, став воздушно-десантными, а их вертолетные авиаполки были переданы в армейскую авиацию Сухопутных войск. При этом сам способ десантирования живой силы и бронетехники парашютным способом с учетом развития современных средств ПВО, вызывает очень серьезную критику из-за опасности уничтожения военно-транспортных самолетов еще до осуществления десантирования.Переосмысление необходимости пересадки десантников на вертолеты началось еще до СВО на Украине, а именно, по результатам «Олимпийской войны» 2008 года. В следующем 2009 году новый командующий ВДВ Шаманов озвучил свое видение аэромобильных подразделений: Хотелось бы иметь все виды вертолетов. Для увеличения боевых возможностей войск нам нужны Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Для высадки тактических десантов на небольшую глубину вертолеты Ми-8. Для перевозки крупных подразделений в удаленные районы большие Ми-26. Мы хотим предложить в состав 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады включить вертолетный полк: 40 вертолетов Ми-8 и 20 вертолетов Ми-24. Подчеркиваю, в состав бригады… Пойдет нам навстречу Генеральный штаб или не пойдет — сложно сказать.Необходимость широкого использования ударных и транспортных вертолетов была в очередной раз установлена в ходе российской СВО в Сирии, начавшейся в 2015 году. В ходе учений «Восток-2018» был произведен эксперимент с высадкой личного состава одной из десантно-штурмовых бригад ВДВ с винтокрылых машин. Затем данный опыт был повторен на учениях «Центр-2019» и «Кавказ-2020». В конце февраля 2021 года Минобороны РФ заявило о планах по созданию аэромобильных батальонов ВДВ в каждой десантной дивизии. В феврале 2022 года стало очевидно, что они крайне необходимы. То, что полноценные Аэромобильные войска России нужны, не вызывает никаких сомнений. Остается надеяться на то, что они появятся именно в таком виде, составе и численности, какой наиболее соответствует вызовам времени.



Источник

Просмотров: 13 | Добавил: Dmitrij | Теги: как, форсирование, войска, «Днепр-67»:, отрабатывали, Советские, преграды, Речной | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх