Обычно класс «эскадренные миноносцы» выводят от миноносцев или «истребителей» — контрминоносцев. В случае с Россией это не так. Наши эскадренные миноносцы ведут прямую родословную от минных крейсеров. Дело в том, что потеряв флот в Порт-Артуре и при Цусиме, правительство Российской Империи срочно приняло решение о воссоздании его, но на новой материальной базе. В плане носителей минного оружия Морской технический комитет (МТК) на совещании решил прекратить строительство малых миноносцев, страдающих рядом неустранимых недостатков, таких как слабая мореходность и низкая живучесть, сосредоточившись именно на более крупных минных крейсерах.Сказать, что требования к новым минным крейсерам составлялись долго — ничего не сказать! По ведущим судостроительным предприятиям были разосланы письма с просьбой изложить своё видение новых кораблей. Проводились опросы моряков, участников недавней войны, мнения сравнивались в ходе острых дискуссий, под различные конфигурации ТТХ подводились более или менее грамотные обоснования, и вновь начинались дискуссии и согласования...
Турбина Парсонса — хайтек XIX векаПо двигательной установке особых прений не возникало. Вместо паровой машины с самого начала планировали установку паровой турбины. На тот момент это был «мегахайтек» — «парсонсовские турбины» фигурируют в фантастических романах Жюля Верна, а этот француз имел острый нюх на перспективные технические новинки. Первая турбина была установлена англичанами в 1899 году на экспериментальном корабле «Турбиния». Впоследствии опыт был повторен на миноносцах «Вайпер» и «Кобра»: кораблики водоизмещением в 370 тонн смогли разогнаться до невиданных на тот момент 30 узлов.Невезучий миноносец «Кобра»Отчего же тогда столь успешный опыт не был на тот момент масштабирован? Ну... с миноносцами всё получилось не очень хорошо. Чтобы достичь рекордной скорости, которую обещали новые двигательные установки, английские инженеры сильно переоблегчили эти весьма «энерговооружённые» корабли. В результате «Вайпер» сел на мель и переломился напополам, экипаж спасся в полном составе, включая двух котят — матросских любимцев. И ведь экипажу «Вайпера» ещё повезло: «Кобра» в шторм разломилась на волне, кормовая часть затонула сразу, носовая ещё некоторое время оставалась на плаву. 12 человек из команды сумели спастись на шлюпке, 65 — утонули. Между гибелью «Вайпера» и трагедией «Кобры» прошло всего полтора месяца, отчего флотская и околофлотская публика решила, что причина гибели кораблей — турбина. Кстати говоря, после этого случая англичане перестали называть корабли «змеиными» именами...Водотрубный котёл эсминца «Новик» (внизу для сравнения помещён аналогичный котёл итальянского миноносца)Но Русско-японская война всё расставила по своим местам, и новым минным крейсерам Российского Императорского флота (РИФ) предстояло бороздить просторы Мирового океана на турбинной тяге. Котлы для питания турбин паром было решено ставить водотрубные — они обеспечивали более полную отдачу энергии пара, высокую маневренность, меньший вес и размеры. Ну и к нефтяному отоплению водотрубные котлы были значительно лучше приспособлены, а минные крейсера нового проекта с самого начала предполагали делать нефтяными.С оружием было сложнее: насчёт отказа от неподвижных подводных торпедных аппаратов ясность была, но насчёт количества самих «труб» развернулись споры. Поначалу планировалось даже установить шесть двухтрубных поворотных торпедных аппаратов. С артиллерией споров было меньше, стало ясно, что ставить орудия калибром менее 4 дюймов смысла нет, осталось решить с количеством пушек. Необходимой частью корабельного оборудования признавалась и радиостанция.Пока согласовывались примерные ТТХ будущего минного крейсера, в 1907 году была принята «Малая судостроительная программа». Минные крейсера нового типа в неё не закладывались, но на Чёрном море предполагалось построить 14 эскадренных миноносцев старого типа. Да, именно «эскадренных миноносцев» — именно в 1907 году минные крейсера получили новое название. Правда, со строительством на Чёрном море поначалу не спешили: турки были не самым грозным противником, но весной 1910 года они вознамерились купить три новых линкора, так что в 1911 году пришлось срочно принимать новый план с названием «Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота». Предусматривавший, помимо всего прочего, строительство для ЧФ девяти эсминцев нового типа. А в 1912 году была принята и «Большая судостроительная программа», предполагавшая завершить строительство новых кораблей к 1916-1917 годам. Согласно ей число эсминцев новых типов должно было составить 36 единиц только на Балтийском флоте. Исполнить полностью ни малую, ни большую программу Российская империя не успела, но проекты заложенных в неё кораблей прожили долгую жизнь!Впрочем, вернёмся к нашим эсминцам. Согласованные требования к кораблю были следующие: скорость — 35 узлов, мореходность — позволяющую выполнять боевые задачи при ветре 8-9 баллов и волнении моря 6-7 баллов, дальность плавания — 86 часов непрерывного хода со скоростью 21 узел, иными словами — 1800 миль. Вооружение корабля должно было быть представлено двумя двухтрубными торпедными аппаратами, двумя 120-мм орудиями длиной 45 калибров. Запасных торпед должно было быть 4 штуки, а снарядов — по 100 на каждую пушку. Вместить всё это планировалось в 1000 тонн водоизмещения. Отдельно оговаривалось, что силуэтом эсминец выделяться среди других кораблей не должен, в целях наименьшей заметности.Алексей Крылов — один из отцов «Новика»Получив требования, МТК принялся разрабатывать технические условия на «эскадренный миноносец 35-узловой скорости». Поскольку членами МТК на тот момент были такие выдающиеся кораблестроители, как Алексей Крылов (будущий академик) и Иван Бубнов — создатель первой русской подлодки с двигателями внутреннего сгорания «Дельфин», Александр Шершов (будущий строитель линкоров «Гангут» и «Полтава») и Густав Шлезингер (наблюдавший за строительством эсминцев типа «Финн»), то результат их работы не мог не быть выдающимся!Иван Бубнов знал толк в сопромате...Начнём с того, что повторять ошибок британцев, переоблегчивших «Вайпер» и «Кобру», русские кораблестроители не стали. Продольную систему набора корпуса и нормы допускаемых напряжений разработал Бубнов, и на проекте система впервые была воплощена в жизнь в полном объёме. Именно он в докладной записке на имя председателя МТК от 2 ноября 1907 года определил основные элементы будущего корабля, что можно считать первым документом, положенным в основу проекта 35-узлового эсминца. В 1908 году МТК разработал 5 вариантов технических условий, два из которых были отправлены в одну достаточно интересную организацию. Она носила название «Особый комитет по усилению военного флота на пожертвования».Адмирал Иван ДиковДело в том, что гибель военно-морского флота в Русско-японскую войну не оставила равнодушным народ Империи. По инициативе графа Л. М. Кочубея, обратившегося к согражданам через газету «Новое время», был начат сбор средств на строительство кораблей взамен погибших. Пожертвования были самых разных размеров: от крестьянского рубля до миллиона рублей, внесённого эмиром Бухарским, но денег было собрано столько, что потребовалось создавать специальный орган во главе с Великим князем Александром Михайловичем, заместителем которого стал генерал-адъютант адмирал И. М. Диков. Сбор был прекращён после того, как в кассе комитета оказалось более 17 миллионов рублей.Эмир Бухарский Сеид Абдулахад-хан — человек... На собранные деньги было построено 18 угольных минных крейсеров водоизмещением 550-600 тонн со скоростью 25 узлов: «Войсковой», «Доброволец», «Казанец», «Москвитянин», «Трухменец», «Украина», «Финн», «Эмир Бухарский», «Донской казак», «Стерегущий», «Страшный», «Генерал Кондратенко», «Амурец», «Забайкалец», «Уссуриец», «Охотник», «Пограничник», «Сибирский стрелок». Интересно, что та часть названий этих эсминцев, что не посвящена героям Русско-японской войны, дана в честь тех частей Империи, где были собраны деньги на постройку (эмир Бухарский удостоился «своего» корабля!). И на эти же деньги начал строиться первый из эсминцев нового типа......и пароход!Задача проектирования корабля простой не была. С одной стороны, требовалось сделать корабль узким и длинным — для достижения скорости в 35 узлов, с другой стороны — добиться необходимой продольной прочности, но без утяжеления элементов корабельного набора. В общем, задача в дождь проскочить между капель — не сильно проще! Но она была решена посредством предложенной Бубновым системы набора и применения судостроительных сталей высокого сопротивления.Паровая турбина эсминца «Новик»[/center]Отдельный вопрос стоял в выборе паровых турбин для нового эсминца. Заводу-изготовителю было дано право выбора из уже проверенных турбин Парсонса, Кертиса и Рато, для которых также можно было выбрать водотрубные котлы системы Ярроу, Торникрофта, Нормана или других типов. Для вооружения корабля был разработан оригинальный двухтрубный торпедный аппарат калибра 450 мм и новая 102-мм пушка с длиной ствола в 60 калибров. На палубе было предложено установить рельсы, обеспечивавшие удобство крепления и установки мин заграждения. В общем, к 1909 году технические условия были согласованы и отправлены на заводы, пожелавшие участвовать в конкурсе на проект эсминца: Адмиралтейский, Металлический, Невский, «Крейтон и Ко», Николаевский и завод «Ланге и сын» в Риге.Двухтрубный поворотный торпедный аппарат черноморского «новика» «Дерзкий»Больше всего понравился МТК проект Металлического завода. Именно в нём предлагалось установить на корабле шесть двойных торпедных аппаратов и 2х102-мм орудия. Впрочем, недостатков не был лишён и он: большая метацентрическая высота при малой осадке делали корабль недостаточно остойчивым. Вызывало вопросы и размещение нефти в бортовых отсеках: один снаряд, попавший в них, мог привести к гибели эсминца. В общем, все проекты вернули на доработку, при этом завод «Крейтон и Ко» выбыл из конкурса. Окончательный проект (представленный Металлическим заводом) был утверждён 30 сентября 1909 года. Но в него потребовали внести изменения: Морской Генеральный Штаб (МГШ) согласился на некоторое увеличение осадки...102-мм пушка на корме «новика» «Незаможник», бывшего «Занте»Постоянные переделки и доработки проектов кораблей вызывали резкую критику в прессе: деньги на постройку флота собрали гораздо быстрее, чем спроектировали сами корабли. В конце концов, 2 апреля 1910 года проект эсминца Металлического завода был утверждён окончательно. Он предусматривал строительство корабля с водоизмещением 1025 тонн, длиной 96 метров, шириной 9 метров, осадкой 2,76 метра. Правда, для Чёрного моря проект решили ещё малость переработать: установить вместо одного из торпедных аппаратов третью 102-мм пушку, а вместо турбины Рато — турбину «Кертис-АЕГ-Вулкан». Что привело к новому конкурсу: на проектирование эсминца для ЧФ. Он завершился 19 декабря 1911 года.Заказывать новый эсминец промышленности предоставили Особому комитету по усилению военного флота на пожертвования: у него с финансами было проще, чем у Морского министерства, не нужно было все расходы согласовывать с Государственной думой, а два миллиона из собранных 17 на счету ещё оставались. Строить корабль было решено на Путиловском заводе, сдача готового корабля на испытания должна была произойти не позже 1 июня 1912 года, а приёмка в казну — 1 августа того же года. Проблема была в том, что двигательную установку нового эсминца планировали заказать немецкой фирме «Вулкан», но она допустила ошибку в расчётах мощности механизмов по результатам испытания в опытовом бассейне модели корабля, так что строительство задержалось почти на год...Константин Александрович ТеннисонГлавным строителем эсминца был назначен Константин Теннисон, закладка корабля состоялась 19 июля 1910 года. В январе состоялась установка котлов и турбин, именно тогда и выяснилось, что «Вулкан» напортачил в расчётах, и котлы пришлось менять на более производительные. В остальном немецкое качество также оказалось не на высоте: в принятых Германским Ллойдом механизмах обнаруживались раковины — может быть, немцы сознательно гнали брак? В конце концов, то, что война на носу, ни у кого сомнений не возникало...Имя новому эсминцу, по предложению командующего силами Балтийского моря вице-адмирала Николая Оттовича фон Эссена, дали в честь погибшего в неравном бою с японскими крейсерами, знаменитого порт-артурского крейсера «Новик», которым сам Эссен командовал во время Русско-японской войны. Учитывая винтовой корвет «Новик», эсминец стал третьим кораблём этого имени в российском флоте. Само слово «новик» в Московском царстве означало дворянина или сына боярского, достигшего возраста 15 лет, но ещё не поступившего на службу, в общем — новобранца. В переносном смысле — нечто новое и современное. С названием согласился и Николай II, поставивший на предложении букву «С» — «согласен».Спуск «Новика» на водуКорабль был спущен на воду 21 июня 1911 года. Особых торжеств не было по той причине, что одновременно спускали на воду линкор «Полтава», так что все VIPы были там. Командиром достраивающегося корабля был назначен капитан 2-го ранга Дмитрий Вердеревский, впоследствии — морской министр Временного правительства. Достройка продолжалась до весны 1912 года. Одновременно в проект вносились очередные изменения: было усилено артиллерийское вооружение — установлены 4х102-мм пушки вместо двух по первоначальному проекту, а количество двухтрубных торпедных аппаратов снижено до четырёх (артиллерия у разных эсминцев типа «Новик» варьировалась от 3 до 5 орудий калибра 102 мм). 1 мая 1912 года над кораблём был поднят Андреевский флаг.Надо сказать, для своего времени корабль был уникально хорош! Соотношение веса корпуса к весу механизмов было чрезвычайно мало: благодаря новой системе набора корпус корабля был очень лёгок, но при этом — очень прочен. Для обеспечения непотопляемости он делился на отсеки водонепроницаемыми продольными и поперечными переборками. Три турбины (две в носовом и одна в кормовом турбинных отделениях), питаемые шестью водотрубными котлами, вращали три гребных винта. Мощность каждой турбины на валу составляла 10,7 тысяч лошадиных сил. Трубы у корабля было четыре, топливо хранилось в междудонных и бортовых цистернах, вода — в носовой цистерне. Инженеры Путиловского завода предусмотрели возможность боевых повреждений корабля, поэтому параллельно основному паропроводу был проложен дублирующий, так что при повреждении основного корабль имел возможность сохранить ход.Офицерская каюта одного из «новиков», скорее всего — эсминца «Десна»Корабль имел хорошую обитаемость: семь офицерских кают, буфет и кают-компания находились на верхней палубе в районе полубака. Матросские кубрики на 80 человек — на жилой палубе в носу и в корме. В корме на жилой палубе располагалась и шестиместная каюта кондукторов. Все жилые помещения имели иллюминаторы и отапливались паровыми грелками, для отдыха команды предназначались рундуки и подвесные койки.102-мм обуховское орудие эсминца «Сталин», в девичестве «Самсон»Вооружение для 1913 года было чрезвычайно сильным: 102-мм пушки «Новика» имели дальность стрельбы до 120 кабельтовых и хорошую кучность. 450-мм торпедные аппараты наводились на цель при помощи оптического прицела. Корабль был оснащён радиотелеграфной станцией, обеспечивающей дальность связи до 300 миль. На испытаниях корабль превзошёл заданную в технических условиях скорость, показав на мерной миле максимальную скорость в 37,3 узла. Таким образом, на момент начала Первой мировой войны это был лучший в мире эсминец.Эсминцы типа «Новик» на стапеле (судя по названию «Керчь» — в Николаеве)Вскоре началось строительство серийных кораблей типа «Новик». Всего в России построили 30 подобных кораблей, а ещё 28 к моменту Октябрьской революции стояли на стапелях. Шесть из них впоследствии были достроены уже в СССР. Сразу стоит оговориться: далеко не все эсминцы этого типа выдерживали стандарт, поставленный «Новиком»: во время войны качество постройки значительно снизилось, но это не мешало кораблям активно воевать и в Первую мировую войну, и в Гражданскую, и в Великую Отечественную. Горшков Г. В. «Эсминец «Новик» ведёт бой с германскими эсминцами V-99 и V-100 17 августа 1915 года»Интересно, что активное участие немцев в создании двигателей «Новика» привело к наличию «новиков» и в Кайзерлихмарине — вокруг котлотурбинных установок, заказанных Россией, в ходе войны было построено 8 эсминцев, сильно напоминающих «Новик» во всех деталях, кроме артиллерии: фирма «Блом унд Фосс» построила В-97, В-98, В-109, В-110, В-111 и В-112, а верфь «Вулкан» — V-99 и V-100. Разница в обозначениях смущать не должна: в Германии первая буква в номере корабля обозначала фирму, на которой он строился. Именно «новики» стали первыми в немецком флоте «зерстрорерами» — эсминцами. Все корабли до них носили название «торпедо-бот» — миноносец по-нашему.Итог вышеозначенного боя для V-99Не менее интересно, что «Новик» 17 августа в одиночку вступил в бой с двумя своими немецкими «клонами» — V-99 и V-100 в Рижском заливе. И вышел победителем! Русские 102-мм пушки оказались лучше немецких 88-мм орудий, стоявших на «зерстрорерах», V-99 получил повреждения настолько серьёзные, что лишился хода и был снесён на мины, после чего его история трагически завершилась. История остальных завершилась самозатоплением в Скапа-Флоу.Перуанские «новики» в Кальяо...А русские «новики» прослужили долго! Некоторые в Латинской Америке дослуживали ещё в 50-е годы. Да, было и такое: эсминцы «Капитан 1-го ранга Миклуха-Маклай» и «Автроил» после долгих приключений были проданы Эстонией (которой их отдали после Гражданской войны англичане, захватившие эсминцы) Перу за 400 тысяч долларов, где они получили имена «Альмиранте Виллар» и «Альмиранте Гуиссе». Корабли даже пару раз повоевали в местных междоусобицах и были списаны только в 1955 году.Ходовой мостик «Новика» сегодня...Ну а самому «Новику» повезло меньше: после революции его переименовали в «Яков Свердлов», под этим именем он и погиб во время Таллинского перехода. По первоначальной версии, эсминец прикрыл собой крейсер «Киров» от торпеды вражеской подлодки, но послевоенные исследования версию не подтвердили — корабль погиб на мине. Бывшему «Новику» не повезло: корабли этого проекта были на редкость живучими: эсминец «Забияка» 24 декабря 1915 года подорвался на плавающей мине в районе маяка Дагерорт, но остался на плаву, был отбуксирован и поставлен в ремонт. Служил до 1955 года под именем «Урицкий»; чтобы потопить старый корабль, понадобилась атомная торпеда — последней миссией «Забияки» стало участие в испытаниях боеголовки ядерной торпеды Т-5 21 сентября 1955 года. Тогда же пошли на дно ещё два «новика» — «Валериан Куйбышев» (в девичестве «Капитан Керн») и «Карл Либкнехт» («Капитан Белли»). Хотя, ну как на дно... «Куйбышев» и в самом деле затонул, а «Либкнехт» ядерный взрыв, произошедший в 1600 метрах, выдержал, был отбуксирован на мель, и впоследствии ещё долго служил плавпричалом в губе Белушья. Впрочем, вместе с «Новиком» в Таллинском переходе погибли «новики» «Артём» (бывший «Азард»), «Володарский» (бывший «Победитель»), «Калинин» (бывший «Прямислав»)... «Рогатая смерть» на палубе одного из «новиков»Боевые заслуги эсминцев типа «Новик» велики. В Первую мировую войну на выставленных ими минах погибли крейсер «Бремен» и эсминцы V-107, S-177, сторожевой корабль «Фрейя» (рельсы для мин на палубах стали отличным техническим решением!). Во время налёта на германский конвой в Норчепингской бухте они потопили несколько эскортных кораблей и 2-4 транспорта. На Чёрном море их добычей стали турецкие канонерки «Таш-Кайпрю» и «Чесгар», германская подлодка US-13, но главное — они прервали поставки угля из угольных копей Зонгулдака, перетопив большую часть угольщиков. В Гражданскую войну «новики» «Азард» и «Гавриил» пустили на дно английскую подлодку L-55. «Азард» и «Гавриил» топят подлодку L-55 в Копорском заливе», худ. Н. Е. Бубликов и Г. В. ГоршковК концу Первой мировой войны эсминцы типа «Новик» лучшими в мире уже не были: на английских и немецких эсминцах перешли на более крупнокалиберную артиллерию (120-мм), да и скорость у «новиков» уже не была рекордной. Тем не менее они успешно сражались и в Великую Отечественную войну! Стоит упомянуть «Незаможник», в девичестве «Занте» — один из самых заслуженных кораблей Черноморского флота, участвовавший в самых известных операциях, таких как «Феодосийская побудка» 28-29 декабря 1941 года. «Новики» Северного флота «Урицкий» и «Куйбышев» стали рабочими лошадками, охранявшими полярные конвои — отменная мореходность, заложенная в конструкцию кораблей, позволяла успешно выдерживать испытания штормовым Баренцевым морем. Одно слово — Легенда!
Источник
|