Теоретически вся эта возня вокруг Тайваня может привести к чему-то горячему. Чем больше руководство КНР будет убеждать всех, что на материковой части Китая и на Тайване живут одни и те же китайцы, и силовой сценарий неприемлем, тем меньше во все это будет верить мировая общественность.Скажете – а какая разница этой общественности, ну начнется заваруха, так полмира будет смотреть, роняя слюни с попкорном, как смотрели за Украиной или Сирией. Такова суть современного человека и ничего с этим не поделать.
Вообще разница есть, и некоторым странам, тем, в экономику которых инвестирует отнюдь не бедный Тайвань, вот им очень даже не все равно. И стран таких много. И в Африке, и в Океании. И некоторые совсем бессовестно пытаются дружить с обеими китайскими республиками.Однако у нас речь идет о несколько другом. О противостоянии в воздухе. Понятно, теоретическом, но тем не менее.Именно теоретически, хотя в США многие почему-то уверены в том, что от теории до практики одна дозаправка в воздухе, мы попробуем представить себе то, что может начаться в небе над Тайванем.Вообще последний конфликт показал, насколько важно превосходство в воздухе. Хотя бы превосходство, о господстве речь даже не идет, это сложно. Но многие страны уже сегодня крепко озабочены отработкой именно таких стратегий, подкрепляя это развитием своих военно-воздушных сил.Но если говорить начистоту, то успехов в развитии своих ВВС за последние десятилетия добились две страны: США и КНР. И в количественном, и в качественном отношении. Далее (но только далее) можно поставить Россию. И Индию, которая тоже очень хорошо поработала в этом направлении. У нас же в качественном отношении все весьма неплохо, а вот про количественное так не скажешь. Но нас небо Тайваня не трогает и не интересует, чего не сказать о других.Интересно, но в 21 веке так вышло, что авиационная техника КНР и США в воздушных боях друг против друга не встречалась. Да и вообще китайцы не сильно стремились воевать, несмотря на относительную агрессивность и желание поспорить с соседями за территории. И из этой пары мирной страной на 100% является именно Китай.Но из-за миролюбивой политики КНР сравнить боевые возможности американской и китайской воздушной техники не представляется возможным. Исключительно опять же теоретические выкладки на основании заявленных ТТХ, особенно в том, что касается китайской авиации. Так что все, что имеем – это гипотетический военный конфликт вокруг Тайваня.Почему в нем авиация будет играть много большую роль, чем, например, она играет в СВО? Все просто. Китайская республика Тайвань – это островное государство, так что рассматриваемый нами конфликт будет вариацией на тему десантной операции, основную тему в которой будут играть флот, доставляющий десант к месту высадки и авиация, которая станет прикрывать флот. С другой стороны будут сухопутные силы, флот и опять же авиация, которые станут препятствовать проведению такой операции. Все канонично.Тайваньский пролив, который отделяет остров от материка, вроде бы не такой уж и широкий: от 150 до 180 км. Но это вам не Ла-Манш, который в самом узком месте (пролив Па-де-Кале) 30-32 км. Через Па-де-Кале можно гаубичными снарядами швыряться просто легко и непринужденно, а вот через Тайванский пролив не всякая ракета перелетит. То есть, огневая поддержка гипотетической десантной операции, направленная на подавление всего, что может стрелять по десанту, она на плечах ВВС НОАК! Да, у сухопутных сил есть ракетные войска, у которых в наличии приличное количество баллистических ракет малой дальности (и все или почти все они почему-то расположены в районе Тайваньского пролива), но БРМД – это все-таки не оружие ежеминутного тактического применения. Это дорогое и штучное поражение очень важных целей, рубежи обороны пехоты на побережье или артиллерийские батареи или обстреливать не будешь.Есть еще у НОАК такое милое оружие, как РСЗО PHL-16, которая спокойно перекинет ракету на тот берег, но их опять же немного.Так что реально, утюжить передний край обороны противника придется самолетам. И вот тут мы переходим к цифрам, по которым сможем сделать определенные выводы о возможностях теоретических участников конфликта.Китайская Республика (Тайвань)Не знаю, о чем думали в Генштабе этой страны, но в плане ПВО у Тайваня все очень печально. С одной стороны, оно есть. С другой – настолько оставляет желать лучшего, что тайваньцев становится жалко. AIM-9 «Sidewinder», которая в строю с 1956 года, пусть и модернизируясь, получившая боевое крещение именно в небе над Тайваньским проливом в 1958 году – это печально. Ракеты нового семейства Sky Sword II идут на вооружение, но… Примерно так же и с РАС-3 «Пэтриот». Они есть, но как показало практическое применение в условиях Украины, «Пэтриот» больше хорош для обороны стационарных объектов в силу своей не очень хорошей мобильности.В общем, если измерить рамками СВО, то у Тайваня ПВО хватит дня на три, если хорошо взяться.ВВС Китайской республики тоже не блещут. Основная ударная сила – 145 истребителей F-16 различных модификаций, 20 из которых учебно-боевые. Поставлены в 1997-2001 годах, то есть, относительно свежие. Это приличный потенциал, к которому можно добавить еще полсотни французских Dassault Aviation «Mirage 2000D». Самолет неплохой, но устарел напрочь и стоит на вооружении не самых продвинутых ВВС типа Катара, Греции, Перу.Далее идут самолеты своей разработки, AIDC F-CK-1 «Цзинго». Количество около сотни. Это очень легкий двухдвигательный истребитель, одноклассник нашего Як-130, примерно с такими же ЛТХ и боевой нагрузкой. Ну а про доживающие свои последние дни AIDC F-5E, которые те самые F-5E, собранные по лицензии, мы даже не говорим.В целом, оценку ВВС Тайваня дать можно такую: это вполне боеспособные ВВС, оснащенные довольно прилично для обороны своих воздушных рубежей на протяжении какого-то времени. Все зависит от того, с каким противником придется сражаться. Против КНР, у которой наверняка в прицелах баллистических ракет все аэродромы – не очень долго.Китайская Народная РеспубликаВВС НОАК вызывают весьма смешанные чувства, когда начинаешь их пристально рассматривать. Начнем с бомбардировщиков. Их около 170 (около 60 машин в ВМС НОАК), это Ту-16, о котором у нас уже забыли, а китайцы, модернизируя и дорабатывая, притащили ветерана в 21-й век. Снабдив РЛС с ПФАР и другими современными полезностями. Но у материковых китайцев получается больше бомбардировщиков, чем у американцев. Далее штурмовик. Именно ему предстоит рвать в клочья передний край обороны, прикрывая высадку десанта. Xian JH-7, который «Летучий леопард». 120 самолетов в ВВС, 120 в ВМС. Итого 240.И, естественно, истребители. И тут все сразу становится сложно, потому что истребители ВВС НОАК можно смело разделить на два класса: современные и не очень.К первым мы отнесем, естественно, Chengdu J-20, который уже выпустили в количестве около 150 единиц, Су-35 (24 шт) и Су-30МКК (72 шт). И сюда же отнесем такой интересный самолет, как J-16. Это, скажем так, Су-30К2: китайский, второго поколения. Сделан J-16 на базе самолета J-11, которые представлял собой лицензионный (или не очень) Су-27. J-16 получил РЛС с АФАР, китайские двигатели WS-10В и всю номенклатуру китайского авиационного вооружения. И этих самолетов имеется около 250 единиц.Chengdu J-10. Это самолет одного класса с JAS.39 «Gripen», однодвигательный, легкий, дешёвый истребитель с современной авионикой и серьёзным вооружением. Его недостатками являются очень небольшой боевой радиус, меньшая грузоподъёмность и производительность на больших высотах по сравнению с тяжёлыми истребителями. Изготовлено более 550 единиц.На этом все, дальше идут не новые модели.Chengdu J-11. Это да, лицензионный Су-27СК, за счет местных модернизаций дошедший до уровня Су-27М. То есть – устаревший напрочь, как физически, так и морально. На вооружении ВВС НОАК более 200 этих самолетов.Chengdu J-7. Это сделано на базе МиГ-21 со всеми вытекающими последствиями. Совершенно неактуален, но этих самолетов в ВВС НОАК почти 300 штук.И заканчивая с истребителями, подытожим, что истребителей первого эшелона (не современных) у ВВС НОАК почти 500 единиц, и второго эшелона более 1 000 самолетов.Конечно, есть еще не менее важные самолеты ДРЛОиУ, РЭБ, заправщики, но вот то, что мы насчитали – это разменные монеты любого конфликта (кроме стратегических бомбардировщиков). Потеря одного самолета ДРЛО – это огромный ущерб. Потеря 4-5 истребителей таким ущербом не смотрится. Это, как говорится, нормальные потери.И нормально так ВВС НОАК могут бросить в бой 500 пусть и не самых современных, но боевых самолетов. Это больше, чем все ВВС Тайваня, включая даже учебно-боевые истребители. И, в случае конфликта, ВВС НОАК могут себе позволить любые потери, потому что за спиной у этих 500 самолетов первой волны будет еще 1 000 самолетов, заведомо превосходящих по ТТХ первую волну.Вкупе с не самыми современными (точнее, откровенно устаревшими) ПВО, все, на что может рассчитывать Тайвань – это на помощь своего союзника и покровителя. То есть, США. Но перед тем, как взяться за авиацию США, мы совершим одно действие.Посмотрим на театр военных действийИ вот здесь многие эксперты совершали такие ошибки, о которых хотелось бы сказать пару слов. Изучая тему, прочитал не одну статью с просто прекрасными разборами возможностей ВВС стран-участниц, но налетел на такую вещь: многие, в том числе один весьма уважаемый наш эксперт почему-то бросались сравнивать ВВС НОАК и… ВВС США! Серьезно, была не одна статья, в которой все ставилось именно так.Давайте посмотрим на ТВД и зададим один вопрос: а кто пойдет в бой в небо над Тайванем или прилегающими территориями? ВВС США? Конечно, нет! ВВС США в первую очередь представляют собой летные части, работающие с сухопутных аэродромов.Сейчас кто-то возразит: у США по всему миру куча военных баз, будут работать оттуда! Не будут. Единственная авиабаза, с которой могут подняться самолеты ВВС США и что-то такое изобразить – Гуам. И базирующиеся там В-52 и В-2. Вот они могут подняться, прилететь и далее по плану. Остальные базы, в Южной Корее, Японии, Сингапуре – увы, от Тайваня довольно далеко. Некоторые прямо на пределе дальности полета. Понятно, что можно подвесить танкеры и дозаправлять, но овчинка выделки (особенно в военное время) не стоит.Другой вопрос – перебросить авиацию на аэродромы Тайваня. С этим там весьма прилично: 17 гражданских аэропортов и 5 военных (два находятся на островах на удалении от Тайваня). Естественно, скрипя зубами, можно всегда приспособить гражданский аэропорт для базирования военных самолетов.Честно говоря – очень так себе вариант (см. про ПВО). Да, пригнать F-35 и F-15 можно легко, можно и пару транспортов организовать с боеприпасами, это все понятно. Но вот насколько все это можно делать под носом у Пекина? И не прилетит ли нечто большое по американским самолетам на китайской земле?Точно прилетит. Пекин считает Тайвань своей территорией, на которой живут свои люди, братья-родственники. Просто слегка того… с катушек съехавшие. Но не более. Примерно как мы с украинцами до 2013 года были.Так что размещение американских самолетов на аэродромах Тайваня – это будет сигналом к началу разборок. А там в Пекине особо не станут смотреть, к кому в огород прилетело. Так что если кто-то и бросится на защиту Тайваня, это будут все те же доблестные летчики морской авиации ВМС США. Мы недавно обсуждали возможности флота США и в целом пришли к выводу о том, что больше трех авианосцев ВМС США выставить не смогут ни при каком раскладе.Что могут американцыЗначит, исходя из возможностей и штатных комплектов, на помощь Тайваню смогут прийти около 200 самолетов F/A-18. Плюс какое-то количество бомбардировщиков с Гуама и все-таки не стоит списывать возможность перемещения некоторого количества самолетов на аэродромы Тайваня. Но на сухопутную авиацию реально не стоит рассчитывать, слишком это непростое дело - переместить, скажем, полк за полторы тысячи километров. Самолеты перелетят. А все остальное? Не стоит забывать, насколько сложным является авиахозяйство, начиная от тестирующего оборудования и до ремонтного. И на Тайване американцы этого не найдут, там нет ни F-15, ни F-16. Все придется везти, а это время. Но даже если взять весь состав ВВС США по данным такого издания, как «The Military Balance» за 2023 год, принять во внимание, что на вооружении (считая Нацгвардию и резерв) у американцев находится более 4 тысяч самолетов и вертолетов, даже с такой цифрой можно и нужно задать вопрос: а сколько из этого количества США смогут отправить на войну с Китаем? Какое-то количество самолетов все равно обязано остаться на аэродромах в США и на авианосцах, которые находятся не в процессе боевого развертывания. Кроме того, 39 военно-воздушных баз по всему миру – это тоже довольно приличное количество самолетов.Так что на самом деле, ни ВВС сухопутных сил, ни авиация флота США не смогут отправить в район острова Тайвань такого количества самолетов, чтобы противостоять НОАК. Да, разумно и прагматично оставить и определенное количество самолетов ВВС НОАК на аэродромах из тех же побуждений, из каких останутся американские.Но даже если оставить треть от общего числа, у ВВС НОАК останется «всего» около 1000 самолетов. Которые, несомненно, смогут пойти в бой. И это число явно будет превосходить все, что смогут выставить Тайвань и США.А уж если партия и товарищ Си скажут, что надо в бой… И здесь очень сложно судить о том, каким может быть финал. Многочисленность китайских самолетов – это только половина дела, вопрос профессиональной подготовки пилотов не менее важен. А как показывает практика, учения, маневры и прочие авиадартсы – это одно, а реальные боевые действия – совершенно другое. И эффективность ВВС напрямую зависит и от количественно-качественного показателя по самолетам, и от качества подготовки пилотов. Здесь американцы явно имеют преимущество. И в плане теории, и тем более, в области практического применения. Более того, в недрах ВВС США, подчиняясь политической ситуации, которую вообще сложно назвать контролируемой и предсказуемой, идет постоянная работа по совершенствованию.Кто, скажем, десять лет назад мог бы предположить, что США утратят первенство в мире по стратегическим бомбардировщикам? Да, уступили Китаю, с его не самыми современными Xian H-6/ТУ-16, но уступили же! И потом, Ту-16 – он как бы ровесник В-52, который в США считается «еще послужит». Вопрос опять же, в каком состоянии эти В-52.Что касается В-1В и В-2, то их в совокупности меньше, чем В-52, к тому же В-1В может очень условно считаться стратегическим бомбардировщиком, поскольку его перепрофилировали под несение неядерного вооружения. А если говорить об эффективности применения, то, пожалуй, только В-2А и могут считаться способными на роль такого самолета. Остальные будут аккурат на уровне Xian H-6. Которых у НОАК около 150 штук.Получается не очень красивая ситуация: истребителей в регион США не сможет пригнать столько, чтобы сравняться с Китаем. Бомбардировщиков тем более. Штурмовики… Хорошо, «Супер Шершни» смогут выполнить и эту роль. Вопрос опять же количества. Если глобально, что США не в состоянии обеспечить достаточное количество самолетов, чтобы контролировать Азиатско-Тихоокеанский регион. И даже если привлечь союзников типа Японии, Южной Кореи и Австралии – все погубят большие расстояния.Так что 4 тысячи американских самолетов – это большая цифра, но лишь небольшая часть из них может быть задействована против 2 тысяч (согласно Докладу о военной мощи КНР за 2022 год) китайских.У Америки мало самолетов?Получается, да. Мало кораблей, мало самолетов, мало всего, чтобы держать под контролем весь мир, в котором еще время от времени кто-то взбрыкивает и пытается составить конкуренцию мировому гегемону и его союзникам. Отсюда и лихорадочные усилия по постановке на крыло В-21, который в состоянии вернуть американской бомбардировочной авиации лидирующие позиции, и весьма ударный труд по производству новых самолетов.Последние семь лет американцы действительно очень хорошо работают над сборкой новых самолетов. В среднем от 70 до 80 истребителей в год – это сильно. А кроме истребителей еще строятся и самолеты различных назначений, от топливозаправщиков до самолетов РЭБ. Считается, что в среднем в США производится около 130 самолетов в год.Но в Китае тоже не сидят сложа руки, и тоже производят самолеты! Цифры несколько меньше, около 100 самолетов в год, из них 60-70 – боевые. И на Западе ожидают увеличения военного бюджета КНР в два раза к 2030 году. Что это означает? То, что после 2030 года Китай может запросто обогнать США в плане строительства новых боевых самолетов. В том числе и пятого поколения.Но не стоит забывать и о таком моменте, как списание старых самолетов. Про КНР совершенно ничего не известно в этом плане, а вот в США списание идет, причем, изрядными темпами. В этом году из состава ВВС планируется вывести 310 самолетов, в том числе 42 штурмовика А-10, 57 самолетов F-15C/D Eagle (а к 2028 году надо списать 260 самолетов этой марки), планируются к списанию даже F-22 Block 20 количеством 32 единицы. Вообще авиапарк ВВС США очень неприятно стареет и с этим американцам придется что-то делать.Это не значит, что у Китая будет больше самолетов, чем у США. Но силы США разбросаны по всему миру, а если мы говорим о точечном применении силы в тайваньском вопросе, то однозначно Китай сможет сконцентрировать намного больше самолетов и вертолетов на данном направлении.Если в КНР примут решениеЕсли в КНР примут решение о том, что Тайвань пора возвращать, можно не сомневаться – остров приплывет на Родину. Примерно, как Крым в свое время. Там тоже умеют считать, и тайваньские китайцы, так и не ставшие тайваньцами, предпочтут вернуться в Китай, нежели массово стать свободными неживыми тайваньцами. Последние выборы показали это очень четко.Конечно, соответствующие структуры в США уже давно проанализировали все возможные варианты развития событий. Министерство обороны США в своем ежегодном отчете перед Конгрессом за прошлый год очень четко указало все возможные действия КНР в отношении Тайваня: ракетные и авиационные удары не только по военным объектам Тайваня, но и по американским объектам и объектам их союзников в регионе. Плюс морская и воздушная блокада острова. Главная цель НОАК на этом этапе – завоевание превосходства в воздухе.Основной целью указывается уничтожение оборонительной структуры острова, блокада острова, в том числе и информационная и подавление морального духа граждан.Стоит заметить, что сценарий очень похож на ливийский. Только его приписывают Китаю. На самом деле, возможен совсем иной расклад, в указанном развитии событий американские эксперты как бы приписывают китайцам свои мысли, а на деле все может быть совсем по-другому.Другой вариант развития событий может иметь под собой сценарий, схожий с тем, который Китай использовал в конфликте с Вьетнамом за Парасельские острова. Моментальный удар с последующим наращиванием сил. В нашем случае – нанесение ракетных и бомбовых ударов по командным пунктам и узлам обороны с последующей десантной операцией с воздуха и моря, а также в захвате тайваньских военных объектов подразделениями китайского спецназа. То есть, роль авиации при таком развитии событий более чем важна. И как раз в плане авиации КНР будет иметь неоспоримое преимущество, так как сможет задействовать столько самолетов со своих аэродромов, сколько для этого потребуется. Наверняка такой вариант развития событий был просчитан американскими экспертами.Несомненно, варианты считали и в Пекине. До обугливания процессоров. И пришли к своим выводам. Но в любом случае обе страны, совершенно не скрывая того, работают над увеличением возможностей своих ВВС. Это касается как постройки истребителей пятого поколения, так и разработок и строительства новых бомбардировщиков. И вообще, любых самолетов, способных дать шанс склонить чашу весов на свою сторону.И вполне возможно, что мы с вами станем свидетелями того, как в небе над Тайванем (ну или неподалеку от него) станут проверять на деле, кто сильнее – F-35 или J-20. Хотя все-таки с большей вероятностью, если Тайвань поплывет в Китай, вытаскивать все будут F/А-18.Но вполне возможен и вариант, при котором американских самолетов вообще не будет. Но это уже больше зависит от политиков, чем от военных.
Источник
|