04:11
Германские субмарины в Мемеле

Германские субмарины в МемелеВ 1252 году рыцари Ливонского ордена основали в месте впадения реки Даугавы в Куршский залив, где проживали племена куршей (народ, родственный нынешним латышам), замок Мемельбург, вокруг которого возник город Мемель. В 1525 году Мемель вошел в состав Пруссии.Мемель в средние векаВ ходе Семилетней войны 1757-1762 годов город был занят российскими войсками (интересно отметить, что в 1758 году его военным комендантом был Александр Васильевич Суворов). Во время наполеоновских войн Мемель стал временной столицей Прусского королевства (1807-1808 гг.). 4-8 марта 1915 года город в очередной раз был занят русскими войсками, но их быстро выбили немцы.



Согласно статье 99 Версальского договора 1919 года, Мемельский край был выделен из состава Германии и перешел под управление Антанты, здесь расположился французский гарнизон. 10 января 1923 года Мемель был оккупирован литовскими войсками и в начале следующего года официально включен в состав Литвы под названием Клайпеда, но 19 марта 1939 года Германия предъявила Каунасу ультиматум с требованием возврата Мемельского края. Уже 20 марта правительство Литвы ультиматум приняло, и через два дня в Берлине был подписан договор о возвращении в состав Германии Мемельской области с портом Мемель.Министры иностранных Германии Риббентроп и Литвы Урбшис подписывают договор о возвращении Мемеля ГерманииЖители Клайпеды (Мемеля) радостно приветствуют немецких моряковНемецкие моряки у здания Драмтеатра — воссоединение с РодинойПрибывший по этому случаю на борту крейсера «Дойчланд» в «вернувшийся в лоно матери-родины» город Адольф Гитлер заявил, что Мемель станет базой германского флота и морской крепостью.А. Гитлер с балкона Драматического театра поздравляет жителей Мемеля с возвращением на РодинуВ окрестностях города началось строительство береговых и зенитных батарей ВМФ. Более подробно об этом можно прочитать в книге автора статьи «Корабли и история. Книга четвертая».Впервые немецкие U-боты появились в Мемеле в августе 1939 года в преддверии Второй мировой войны — около десятка малых субмарин типа II B кратковременно базировались здесь, готовясь к блокаде Польши и атакам ее кораблей и судов.Подводные лодки типа II в МемелеТри такие лодки после начала войны действовали в районе польского побережья, притом две из них претендовали на потопление субмарин противника, однако это не подтвердилось.Затем район боевых действий подлодок переместился на запад — в Северное море и Атлантику, а Южная Балтика стала районом испытания вновь построенных лодок и подготовки их экипажей, для чего были сформированы учебные флотилии (Unterseebootausbildungsflottille). Всего во время Второй мировой войны существовало 15 учебных флотилий различного рода.С июня 1940 года в Мемеле стала базироваться 24-я учебная флотилия ПЛ. Это соединение было сформировано в Данциге (ныне польский Гданьск) под названием «Учебная флотилия подводных лодок», в апреле 1940 года переименовано в 1-ю учебную флотилию ПЛ, а в июне — в 24. Unterseebootsflottille, которая просуществовала до марта 1945 года. Мемель служил базой этой флотилии (Flottillenstützpunkt) с июня 1940 по июнь 1941 года и с сентября 1941 до октября 1944 года.Немецкие подводники у своей школы в Мемеле, 1941 годВ этом здании в Мемеле обучались немецкие подводники, позднее здесь располагались Клайпедское мореходное училище — ныне Литовская морская академияОсновным заданием флотилии была подготовка будущих командиров субмарин в области торпедной и артиллерийской стрельб (Kommandantenschiesslehrgang), а также обучение тактике уклонения от атак противолодочных сил. Продолжительность курсов составляла 4 недели, одновременно в них участвовало от 10 до 12 кандидатов в командиры.Балтика, зимаЗа всё время существования флотилии в её состав входили 53 подводные лодки различных типов, в основном VII C, а также суда-цели и плавбаза. Судами-целями служили пассажирский лайнер “Goya” и рефрижераторное судно “Angelburg”, а функции плавучей базы выполнял “Lech”, бывший банановоз.Судно-цель «Ангельбург»Подводные лодки типа VIIC в МемелеПодводные лодки по типам, приписанные к 24-й флотилии:1. IIВ — 6 лодок;2. IIC — 1 лодка;3. IID — 5 лодок;4. VIIА — 4 лодки;5. VIIВ — 3 лодки;6. VIIС — 28 лодок;7. VIIС/41 — 3 лодки;8. IХА — 1 лодка;9. IХB — 1 лодка;10. Иностранные (трофейные) — UA, UD-4.С «Ангельбургом» связана гибель одной из лодок 24-й флотилии. 11 ноября 1941 года U-580 типа VII C под командованием обер-лейтенанта Ганса-Гюнтера Кюльмана (Oberleutnant zur See Hans-Günther Kuhlmann) во время учебных ночных торпедных стрельб столкнулась с судном-целью и затонула на глубине 38 метров. Из 44 членов экипажа погибло 12. В 2013 году литовские дайверы обнаружили останки лодки в 14 км от входа в Клайпедский порт.Останки U-580 на дне Балтийского моря, 2013 годА жертвой «Леха» стала U-34 (проект VII A). Ночью 5 августа 1943 года они столкнулись в районе Мемеля, подлодка затонула, погибли 4 члена экипажа, 39 морякам удалось спастись.В случае необходимости подводные лодки проходили ремонт на местном судостроительном заводе Lindenau Werft. В советское время там располагался Опытный судоремонтный завод Минрыбхоза.Наиболее известным командиром 24-й флотилии стал капитан 2-го ранга Карл-Фридрих Мертен (Fregattenkapitan Karl-Friedrich Merten, 1905-1993), командовавший ею с небольшим перерывом с марта 1943 до марта 1945 года.Карл-Фридрих МертенВ это время 24-я флотилия обзавелась новой эмблемой, на которой изображался герб Мемеля, который и сегодня служит в качестве официального символа города Клайпеда.Эмблема 24-й флотилииКарл-Фридрих вступил в Reichsmarine (ВМФ Веймарской Германии) в 1926 году. Интересно отметить, что тогда на 104 места претендовало 6000 желающих стать морскими офицерами. После прохождения необходимой теоретической и практической подготовки, включая 17 месяцев плавпрактики на борту крейсера “Emden” (18 октября 1926 – 24 марта 1928) во время его кругосветного похода, в 1930 году ему было присвоено звание лейтенанта (Leutnant zur See).Боевое крещение Мертен, уже будучи капитан-лейтенантом, получил в начале сентября 1939 года на борту учебного линкора «Шлезвиг-Гольштейн» (“Schleswig-Holstein”), участвуя в обстреле Вестерплятте и возглавляя десантную партию корабля в боях за польский полуостров Хель. За это он был награжден Железным Крестом 2-го класса.В 1940 году Карл-Фридрих добровольцем перешел в подводники, а в феврале следующего года вступил в командование принятой им с завода большой субмариной U-68 типа IX-C. На этой лодке Мертен совершил 5 боевых походов в Северную и Южную Атлантику, а также в Индийский океан, проведя в море 373 суток и пройдя 65 000 миль.Было потоплено 27 союзных судов общим тоннажем 170 248 GRT, что ставило Мертена в шестерку самых результативных командиров-подводников Кригсмарине. Гитлер вручил ему Рыцарский крест с Дубовыми листьями.Интересно отметить, что одной из жертв U-68 стал пароход “City of Cairo”, на борту которого среди прочих грузов находилось 2000 ящиков с серебряными монетами общим весом 100 тонн. В 2013 году британской экспедиции удалось обнаружить это затонувшее на глубине 5150 м судно и поднять с него около 20 т монет стоимостью 50 млн долларов.14 сентября 1984 года на борту крейсера-музея «Белфаст» состоялась встреча 17 выживших моряков с «City of Cairo», в качестве почетного гостя был приглашен Карл-Фридрих Мертен.Мертен сыграл важную роль в эвакуации гражданского населения, нередко вступая при этом в серьезные конфликты с гауляйтером Восточной Пруссии Эрихом Кохом. Так, в конце июля 1944 года, когда гауляйтер отдал распоряжение отправить в бой под Мемелем 6000 юношей местного Гитлерюгенда, Мертен организовал их эвакуацию в тыл на судах своей флотилии. От ярости Коха его спасло только вмешательство гроссадмирала Деница.В августе-октябре из Мемельского края в Пиллау, Данциг и Готенхафен на судах “Angelburg”, “Goya”, “Lech”, “Heinz Horn”, “Messina”, “Norland”, “Wilhelm”, “Wega”, “Wolta” было эвакуировано около 50 000 беженцев. В окруженном Красной Армией городе остались лишь воинские части, фольксштурм и специальные подразделения, державшие оборону до конца января 1945 года, и всего лишь около двух десятков мирных жителей (по другим данным, от одного до шести).Посмертно были опубликованы мемуары Карла-Фридриха Мертена под названием «По компасу. Воспоминания командира подводной лодки U-68» (Nach Kompaß: Die Erinnerungen des Kommandanten von U-68).В 1943 году некоторое время в Мемеле располагалась также 25-я учебная флотилия (до июля 1940 именовалась 2. Unterseebootsausbildungsflottille), которая собственных ПЛ не имела. Ее задачей было обучение экипажей торпедным стрельбам. Учебный курс составлял 4 недели.27 июня 1944 года в строй вступила первая подводная лодка XXI серии, поистине революционного проекта, на десятилетия ставшего прототипом для проектирования дизель-электрических ПЛ во всем мире. Ярким примером этого могут служить советские лодки проекта 613, самой многочисленной серии в истории нашего флота.Для лодок XXI проекта, оснащенных новейшим для того времени оборудованием, требовалось большое число высококвалифицированных специалистов. Для их подготовки в Мемеле в феврале 1944 года был сформирован 4-й учебный дивизион подводных лодок (4 Unterseeboots-Lehr-Division) под командованием капитана 3 ранга-инженера Феликса Миллера (Korvettenkapitän (Ing.) Felix Miller). Дивизиону была придана большая подлодка U-103 серии IXB.Эмблема лодки U-103Подводные лодки VIIC в Мемеле, 1944 годНо начиная с июля личный состав дивизиона постепенно начал использоваться на сухопутном фронте в составе армейской группы «Север», а в ноябре дивизион был расформирован.Свастики в мореходкеВо второй половине 60-х годов прошлого столетия автору этой статьи довелось обучаться в Клайпедском мореходном училище (в настоящее время — Литовская морская академия), где ранее располагалась школа немецких подводников. На полу коридора первого этажа все еще сохранялись выложенные из керамической плитки свастики.Источники:1. Вершинин Д. А., Еремеев Л. М., Шергин А. П. Действия немецких подводных лодок во вторую мировую войну на морских сообщениях. — М.: Воениздат, 19562. Патянин С.В., Морозов М.Э., Нагирняк В.А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. Москва, 20093. Джордан Воуз. Подводный Ас. История Вольфганга: Немецкие субмарины в бою. rulibs.com4. Йохан Бреннеке. Воспоминания участников боевых действий. 1939-1945 The Hunters and the Hunted. rulibs.com5. Газета «Клайпеда», 15-21 июля, 20136. Alejandro A. Vilches Alarcón. Operación Hanibal. El canto del cisne de la Kriegsmarine. Zaragoza, 20177. Axel Niestlé. German U-Boat Losses During World War II. Frontline Books, 20148. Ресурсы Интернета



Источник

Просмотров: 35 | Добавил: Dmitrij | Теги: Мемеле, Субмарины, Германские | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Август 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх