Старый Дамаск Наверное, нет в нашей стране такого человека, который бы не слышал о Сирии.
Но мало кто из слышавших сможет показать на карте мира, где она находится. И еще меньше людей знакомы с историей этой удивительной страны, и уж совсем немногие знают, что Сирия является до сих пор не до конца исследованной сокровищницей мировой истории, и сохранила интересные факты (и сооружения) из истории мировых религий.Одну из этих историй я и хочу рассказать.Однажды, еще до войны, я гулял в центре Дамаска в районе, называемом «Старый Дамаск». Это исторический центр, где уж лет 100 запрещено строительство, и благодаря такому мудрому решению этот микрорайон сохранился в том архитектурном стиле (или точнее – в архитектурном хаосе), в коем пребывал лет 200–300 тому назад.И порой, бродя бесцельно по этим древним улочкам-закоулкам, где прогнувшиеся под давлением столетий старые кедровые балки поддерживают ветхие балконы, ты порой полностью теряешь связь с действительностью и ощущаешь себя путником XVII века.На фото попало множество орбов. Их часто можно встретить в древних зданиях городов Сирии. Но никогда мне не удавалось запечатлеть их в церквях и мечетях.В период моей молодости я очень любил такие неспешные прогулки по Старому Дамаску, когда ты идешь не как турист ради достижения какой-то заранее поставленной цели, а (как тебе кажется по наивности) бродишь по старинным улочкам просто так, бесцельно, по наитию. И, как всегда, вместе со мой бродил мой неизменный спутник – фотоаппарат.Однажды, возвратившись из очередной прогулки по Старому Городу, я показал отснятый материал моему другу, доктору Хусаму Сахли, который почти всю свою жизнь (не считая годы, проведение в Москве) проживал в Дамаске.– О… Я вижу, что ты гулял по Прямой улице… А ты знаешь, что она упомянута в Библии? Там еще неподалеку находится церковь святого Анании, ты ее видел?– Нет, не знаю (тут необходимо признать, что в те годы мои знания Библии были очень скудными). И никакой церкви я не видел, если бы она мне встретилась, то я бы обязательно её заметил.Мой друг лишь загадочно улыбнулся, и посоветовал мне на следующий день опять поехать в Старый Город, доехать на такси до Восточных ворот (Баб Тума), войти в них и сразу повернуть направо в переулок, который выведет аккурат к нужному мне месту. Из Савлов в Павлы Здесь необходимо сделать отступление и рассказать старинную легенду, в том ее варианте, каковой я когда-то услышал в Дамаске. Когда-то давным-давно в Иерусалиме жил человек по имени Савл. И знаменит он был тем, что люто ненавидел первых христиан, которых в те годы евреи считали вероотступниками, и поэтому жестоко истязали и часто забивали насмерть.И этот Савл, ранее преследовавший христиан в Иерусалиме, получил информацию, что в Дамаске эта «ересь» тоже пустила корни, и там существует христианская община.И вот этот неутомимый борец за «правильную веру» собрал карательный отряд таких же, как и он, фанатиков, и отправились они в Дамаск, чтобы непременно разыскать местных христиан и немедля предать их смерти.И вот в один непрекрасный для Савла день этот отряд под его командованием выдвинулся в Дамаск.Но на полпути произошла большая неприятность: в небе вдруг возникло яркое свечение, ослепившее всех участников данной экспедиции.После чего свечение пропало, а Савл обнаружил, что ничего не видит – ослеп.Затем сохранившие зрение спутники Савла посадили своего шокированного произошедшим командира на лошадь, и отряд в полном упадке боевого духа двинулся по направлении к Дамаску.Но до города они добраться не успели и остановились на ночлег. Сильно потрясенный произошедшей бедой Савл забылся в тревожном сне, где перед ним предстал человек, одетый, словно какой-то бродяга, и спросил он с укоризной: «Саул, зачем ты преследуешь меня и моих детей?»Затем приснившийся дал Савлу краткий инструктаж: ты должен прибыть в Дамаск, и на улице, что называется Прямой, найти дом человека по имени Иуда. Туда придет человек, которого зовут Анания, и он тебе поможет.Испуганный таким странным сновидением Савл проснулся, разбудил своих спутников и повелел им, не мешкая, отвести его в Дамаск в дом неизвестного ему Иуды.В ту же ночь глава общины христиан Дамаска по имени Анания увидел странный сон: ему привиделся какой-то человек в нищенской одежде с необыкновенно выразительными, словно не земными глазами, и молвил он: «Утром иди в дом Иуды, что живет на Прямой улице, там будет слепой, и ты должен возложить на него руки».Анания тут же проснулся в большом смятении чувств, умылся и, даже не позавтракав, проследовал в дом Иуды, где увидел группу вооруженных людей, явно недружелюбного вида.Один из них спросил: «Ты Анания»?После утвердительного ответа ему подвели мужчину, который объяснил, что ослеп, а потом ему приснился сон, где приснившийся человек велел прийти в дом Иуды и там ожидать какого-то Ананию.Подивившись такому совпадению снов, Анания положил свои ладони на голову этого незнакомого человека, и в тот же момент он прозрел.Затем Анания пригласил незнакомца к себе в дом, где они познакомились и потом долго беседовали, обсуждая удивительные для них обоих произошедшие события. В итоге Савл утвердился во мнении, что случилось чудо: его излечил человек, которого он собирался убить. И случилось это по воле Того, в чьем существовании Савл сомневался и против учения которого так яростно боролся.В этом состоянии сильного душевного потрясения и переустройства мировоззрения Савл возжелал немедленно стать христианином. И Анания в тот же день исполнил его желание: крестил его в своей небольшой подземной домашней церкви, и при крещении нарек Павлом.Вот так и произошел переход Савла в Павлы.Эта легенда вступает в противоречие с библейской историей, но, на мой взгляд, она в большей мере соответствует действительности, ибо настоящие чудеса обычно незатейливы, и в ней мы видим обычных людей с присущими им человеческими чертами: – заблуждением, ненавистью, страхом, сомнением, удивлением и утверждением в вере, а не каких-то мифологизированных отрешенных от действительности полусказочных персонажей.Впоследствии на основании осмысления этой истории возникло выражение «Из Савлов в Павлы», первоначально означающее внезапное перерождение хулителя христианской веры в её ярого проповедника, либо (позже) столь же кардинальную смену человеком каких-то своих главных жизненных принципов на диаметрально противоположные. Домашняя церковь Св. Анания На следующий день я последовал совету моего друга – поймал такси и поехал к Восточным воротам Старого Города. Затем прошел сквозь них, свернул направо в переулок, дошел до конца и уперся вот в эту стену:Затем вошел в калитку и попал на небольшой дворик, зажатый между несколькими двухэтажными домами. И начал осматриваться, пытаясь обнаружить здание церкви.Но его не увидел, мой взор не находил ничего похожего даже на небольшую часовенку.Увидав слева вход в небольшой магазинчик, я решил туда зайти и попросить продавца подсказать, где же находится искомая церковь.В те времена (не знаю, как сейчас) люди в Дамаске были очень приветливые и доброжелательные, продавец оставил свой прилавок и буквально за руку подвел меня к стене дома, где находились ступени ведущей вниз лестницы.В тот момент, еще не понимая зачем, я начал спускаться под землю и, отшагав два пролёта, попал в помещение, которое в моем представлении, основанном на величии наших русских православных храмов, совершенно не походило на церковь абсолютно ничем. Разве только развешенные на стенах многочисленные иконы подсказывали, что здесь находится христианский храм.Мы, живущие в России, привыкли к архитектурной красоте и внутренней роскоши наших православных храмов, величественно возвышающихся над землей.Здесь же мы видим противоположную картину: храм находится под землёй, это сравнительно небольшое помещение со стенами из небрежно отесанных камней и очень скромной внутренней обстановкой.Глубина свода (потолка) от уровня земли примерно около метра, стены – из положенных друг на друга камней.Храм состоит из двух небольших прямоугольных помещений, расположенных перпендикулярно по отношению друг к другу.В первом, представляющем собой подобие длинного коридора, на обеих стенах развешены в ряд иконы.В конце комнаты алтарь, на стене висит икона, а за ней сеткой отгорожено пространство, куда верующие после произнесенных молитв за здравие или за упокой помещают свои записки или фотографии родных и близких.Другое помещение большей площади, в нем проводятся службы. У стен расставлены скамьи для прихожан, на алтаре стоит стол.Над ним три иконы, изображающие эпизоды библейской истории, размещенные в хронологической последовательности, согласно правилу арабской письменности – справа налево: Обстановка, мягко говоря, очень сильно не помпезная, что в очередной раз заставляет нас вспомнить проповедуемый Иисусом Христом принцип главенства духовного над материальным.Точных данных о дате постройки этого сооружения не имеется. Согласно одной из легенд, это было какое-то храмовое сооружение, возведенное за много сотен лет до рождения Анании. И в момент его появления на свет оно уже находилось ниже уровня земли, и использовалось его родителями в качестве погреба.Впоследствии, когда он стал молодым человеком, принял христианство и был избран главой немногочисленной общины Дамаска, Анания использовал это подземелье для тайных собраний первой христианской общины Дамаска.Что в изложенном правда, а что вымысел, установить не представляется возможным, поэтому предлагаю просто осмотреть на фото внутренние помещения подземной церкви (храма), а потом вспомнить, что мы – всего лишь временные гости в этом мире…
Источник
|