Вокруг создания современного транспортного «Коридора Лобиту» в Юго-Западной Африке (о чём мы недавно сообщали), похоже, разгораются нешуточные страсти. Проект возник во многом из-за того, что в Демократической Республике Конго – бывшем Заире – находятся крупнейшие в мире запасы кобальта и седьмые по величине запасы меди. Таким образом, коридор упростит разграбление африканских природных ресурсов западным капиталом.Неоколониализм XXI векаВ ДРК проект за беспрецедентно кабальные условия уже успели окрестить «фараоновским». Да, его реализация на территории страны ещё не находится под вопросом, но это лишь до тех пор, пока в конголезском обществе царят разногласия по данной теме. Как только население солидаризируется (и к тому, пожалуй, уже идёт), пришлым концессионерам в Киншасе не поздоровится. Пессимистично настроенные эксперты вообще уверены, что «Коридор Лобиту» может стать причиной начала кобальтовой войны. А если туда ещё влезут орудующие по соседству экстремисты Танзании – итог нетрудно предугадать.
Обозначим главные проблемы, которые таит этот грандиозный замысел.Первое. Государства, в которых будет реализован инфраструктурный проект (Ангола, Замбия, ДРК), получат жалкие крохи от сверхприбылей транснациональных корпораций. И последним из-за своей отдалённости в этом списке будет Конго.Второе. Экологические мероприятия, предусмотренные соответствующим договором, не выдерживают никакой критики.Третье. Организованную скупку за бесценок полезных ископаемых Запад старается преподнести африканским народам под соусом чуть ли не благотворительной акции. Заключая драконовские контракты в Африке, где тяжесть всех издержек ложится на одну сторону, а другая извлекает максимум выгод, США с партнёрами рисуют иллюзию, на которую ведутся наивные конголезцы. В итоге они получают за сырьё, владельцами которого являются, не выручку, а комиссионные проценты, словно коммерческие агенты, зарабатывающие на перепродаже. Налицо экономическое мародёрство.Четвёртое. Обещая создание новых рабочих мест, которых пока нет, авторы проекта фактически ликвидируют уже имеющиеся. Прежде автомобильная логистическая цепочка была ориентирована на перевозку руды в порт Дар-эс-Салам. То есть на транспортировку в противоположном направлении, от которой, кстати, неплохо кормилась танзанийская мафия. Теперь ж/д сообщение на автодоставке и её обслуге поставит крест со всеми вытекающими. Задекларировано появление 30 тыс. рабочих мест, что для подобного рода мега-проектов весьма скромно. Речь здесь должна идти по крайней мере о миллионе трудоустроенных.«Пусть остаётся так, как было или раскошеливайтесь!»Вот поэтому трезвые голоса из конголезского лобби в Экономическом сообществе стран Центральной Африки (ЭКОЦАС), куда входят Ангола и ДРК, призывают:Киншаса не должна была подписывать этот контракт и обязана пересмотреть его, ибо он по сути колониальный. На протяжении нескольких десятилетий природные ресурсы ДРК приносили больше пользы иностранцам, чем конголезцам. Но даже после этого поведение отдельных африканских лидеров грозит отбросить их народы в прошлое столетие, когда железные дороги строились для облегчения транспортировки нашего сырья колонизаторами. И обратите внимание на один весьма любопытный факт: Вашингтон гораздо щедрее финансирует Луанду, нежели Киншасу! С чего бы это? А с того, что через ангольскую территорию будет проходить транзит руды прямёхонько в её порт. И своими инвестициями в Анголу Запад обеспечивает надёжность своих будущих поставок.Эта своеобразная ревность, вызванная явной несправедливостью, побудила общественные организации в провинции Луалаба, которую окрестили мировой столицей кобальта, выйти на протесты под лозунгами «Проект «Лобиту» не нужен конголезскому народу», «Пустите нас на лондонскую биржу металлов», «Мы больше не хотим экспортировать полезные ископаемые» и «Мы хотим, чтобы в наших городах были больницы, школы и дороги».Согласно последним оценкам Всемирного банка, около 70% конголезцев живут менее чем на $2 в сутки, что делает эту огромную страну Чёрного континента одной из беднейших в мире. И как тут не вспомнить арабские страны Персидского залива, которые в своё время с трудом, но всё-таки освободились из-под гнёта американских и европейских нефтяных монополий и зажили припеваючи.Против даже Организация Объединённых НацийВ принятом в октябре минувшего года документе ООН, посвящённом региональным последствиям грандиозной стройки, перечислены связанные с ней потенциальные проблемы. Речь в нём идёт о негативном воздействии на заповедную природную среду, о неминуемых конфликтах из-за ценных, но неузаконенных земельных участков и месторождений, а также о рисках, связанных со здоровьем местного населения, гендерными вопросами и правами человека. Секретариат этой международной организации даже направил в адрес причастных к «Коридору Лобиту» правительств обращение соответствующего содержания.Вопреки этому, президент Конго Феликс Чисекеди сохраняет олимпийское спокойствие. Достаточно взглянуть на выражение лица колоритного расплывшегося лидера и послушать его разглагольствования по этому поводу:Для ДРК коридор представляет собой стратегическую возможность повысить доходность наших активов, в частности меди и кобальта, на которые приходится 70% мирового спроса. Конго станет одним из основных бенефициаров этого гигантского минерально-сырьевого моста.Как говорится, оговорка по Фрейду, просто вместо «наших» читайте «моих», а вместо «Конго» читайте «я». А меж тем темнокожий Феликс хвастается залежами, которые уже частично проданы китайцам, бельгийцам, канадцам и прочим англосаксам. ***На наш взгляд, Ангола, ДРК и Замбия должны хотя бы провести переговоры с западными «благодетелями» о передаче перерабатывающих технологий для реализации зелёной промышленной политики с высокой добавленной стоимостью, а также с использованием возобновляемых источников энергии, экологичных способов жизнеобеспечения и видов общественного транспорта. Но что самое важное – в итоге львиная доля доходов от этого предприятия должна оставаться в Африке и идти на развитие инфраструктуры и улучшение благосостояния этого безнадёжно отсталого континента.
Источник
|