02:57
Израильская авиация и средства поражения «воздух-земля», задействованные в ударах по Ирану

Израильская авиация и средства поражения «воздух-земля», задействованные в ударах по ИрануВ свете последних событий у многих читателей «Военного обозрения» возрос интерес к израильским ВВС. Более того, ряд моих знакомых, являющихся посетителями этого сетевого издания, при личном общении задают вопросы о том, какие израильские самолёты непосредственно задействованы в воздушных атаках против Ирана и какие средства поражения они используют. Для страны площадью 22 072 км² с населением 10 027 00 человек Израиль обладает весьма мощными и современными Военно-воздушными силами с очень квалифицированным и мотивированным лётным и техническим составом. Военно-воздушные силы Армии обороны Израиля, воюющие практически непрерывно с момента своего образования в мае 1948 года, имеют богатую историю боевого применения и большой опыт организации дальних рейдов для уничтожения различных объектов на значительном удалении от своих аэродромов.



В июне 1981 года в ходе операции «Опера» был разрушен недостроенный иракский ядерный реактор «Осирис» в Ираке, в сентябре 2007 года самолёты израильских ВВС в ходе операции «Фруктовый сад» уничтожили сирийский ядерный объект в районе Дейр-эз-Зор. Относительно недавно наносились удары по объектам хуситов в Йемене. Структура, численность и места базирования ВВС ИзраиляСогласно справочным данным, по состоянию на 2024 год ВВС Армии обороны Израиля располагали 610 самолётами и вертолётами. На них летали, обслуживали и охраняли 34 000 человек, ещё 11 000 человек являются резервистами, призываемыми в случае возникновения военной угрозы. Во главе Военно-воздушных сил стоит командующий в звании генерал-майора. В состав административного командования, подчинённого командующему, входят шесть управлений, возглавляемых офицерами в звании бригадного генерала:- Управление штаба — занимается вопросами планирования и боевой подготовки и координирует совместную деятельность управлений ВВС. Глава управления является заместителем командующего ВВС.-Управление воздушных сил — занимается организацией учебного процесса и повседневной эксплуатацией.-Управление воздушных операций — отвечает за оперативное применение Военно-воздушных сил.-Управление содействия и вертолётного флота — занимается координацией действий ВВС с другими родами войск, а также вопросами эксплуатации и применения вертолётного парка ВВС.-Управление кадров. Помимо управлений, в составе ВВС имеются: Штаб сил противовоздушной обороны и Штаб контроля воздушного пространства, которым подчиняются учебные и строевые подразделения объектовой ПВО/ПРО, а также радиолокационные средства контроля воздушного и космического пространства. Израильские авиабазы обозначены синими точкамиНа территории Израиля имеется 10 авиабаз. Из них пять используется для базирования истребителей-бомбардировщиков и перехватчиков ПВО.Израильские перехватчики и истребители-бомбардировщики В 2024 году в строевых эскадрильях ВВС Израиля имелось 66 тяжелых истребителей McDonnell Douglas F-15А/В/С/D Eagle, которые в основном используются для контроля воздушного пространства, перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе. Истребители F-15А/В/С/D, именуемые в Израиле как «Baz» («Сокол»), имеют очень приличный возраст. Для продления срока службы и повышения боевых возможностей машин с достаточным для дальнейшей эксплуатации ресурсом в ходе проведения капитальных ремонтов силами местной авиационной промышленности они были доведены до уровня «Baz Meshupar» («Улучшенный Сокол»).Эти истребители, эксплуатируемые в составе 106-й и 133-й эскадрилий, размещаются на авиабазе «Тель-Ноф» в 27 км к югу от Тель-Авива, расположенной между Реховотом и Гедерой. Спутниковый снимок Google Earth: дежурные израильские истребители F-15 на авиабазе «Тель-Ноф». Снимок сделан в июне 2024 годаПостоянно на стоянке дежурных сил в повышенной готовности к вылету находятся четыре перехватчика. Другие самолёты спрятаны в высокозащищённых железобетонных укрытиях, что с учётом перманентной угрозы ракетных обстрелов и возможных атак беспилотников является вполне оправданным. Наиболее продвинутой версией является израильская версия «Ударного орла», имеющая обозначение F-15I Ra'am («Гром»). В настоящее время все 25 израильских истребителей-бомбардировщиков F-15I сведены в 69-ю эскадрилью, дислоцированную на авиабазе «Хацерим» неподалёку от города Беэр-Шевы.Израильский многоцелевой истребитель F-15I «Ra'am»Двухместные F-15I являются весьма продвинутыми машинами как в возможности ведения воздушного боя, так и в части нанесения ударов по наземным целям. По ряду характеристик они превосходят американские истребители-бомбардировщики F-15Е. Модернизированный в Израиле многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-15I имеет максимальный взлётный вес 36750 кг. Два двигателя Pratt & Whitney F100-PW-229 с тягой на форсаже 129,45 кН на высоте 11 000 м способны разогнать самолёт до 2655 км/ч. Крейсерская скорость – 920 км/ч. Практический потолок – 18200 м. Практическая дальность с ПТБ – 5745 км. Истребитель вооружен 20-мм шестиствольной пушкой М61А1 Vulcan с 512 патронами. На девяти внешних узлах может быть размещена полезная нагрузка массой 11113 кг. Первоначально для ночных ударов подвешивались контейнеры наведения Sharpshooter, разработанные для F-16, но они были менее эффективны, чем контейнеры LANTIRN, используемые на американских F-15E. В связи с чем Израиль купил 30 контейнеров LANTIRN. Кроме того, на F-15I установлено продвинутое электронное оборудование израильского производства. В частности, используется система РЭБ Elisra SPS-2110, улучшенный радар, системы навигации и связи. Для замены части парка устаревших и изношенных истребителей F-15 ранних модификаций Израиль заказал 25 самолётов F-15IA, являющихся адаптированной версией многоцелевого истребителя Boeing F-15EX Eagle II. Также в этот вариант планируется переделать все имеющиеся F-15I. Наиболее многочисленным типом боевого самолёта являются модернизированные в Израиле американские «Сражающиеся Соколы»: F-16C/D Barak 2020 и F-16I Sufa. Всего на вооружении в 2024 году имелось 174 таких истребителя. В 1988 году США продали Израилю 60 самолётов General Dynamics F-16C/D Block 40 Fighting Falcon («С» — одноместный, «D» — двухместный), получивших после доработки название «Barak II» («Молния»). В 2011 году стартовала программа модернизации стареющих истребителей до уровня F-16C/D Barak 2020, завершенная в 2014 году. После модернизации самолёты Barak 2020 по своим возможностям приблизились к более свежей модификации F-16I Sufa.Истребитель F-16C Barak 2020Основная часть истребителей F-16C/D Barak 2020 служит в составе 1-го авиакрыла в 101-й, 105-й и 109-й эскадрильях на авиабазе Рамат-Давид в 20 км к юго-востоку от Хайфы. На этой авиабазе самолёты размещаются в больших подземных укрытиях, имеющих несколько ворот, где они скрываются после каждой посадки и которые имеют несколько входов и выходов. Укрытия защищают от ракетных обстрелов и не позволяют с помощью БПЛА и спутниковой разведки контролировать расположение авиатехники на базе. Постройка наземных укрытий признана необходимой в связи с тем, что расстояние до Сирии и Ливана составляет всего 50-60 км. Во время Войны Судного дня в 1973 году эта авиабаза была единственной, куда попадали арабские ракеты.Хотя многие самолёты F-16C/D Barak 2020 провели в воздухе более 6000 часов, своевременный ремонт и обслуживание позволяют поддерживать их в хорошем техническом состоянии. В настоящее время истребители данной модификации используются для вспомогательных целей, рассматриваются в качестве оперативного резерва и по мере израсходования ресурса списываются. Спутниковый снимок Google Earth: списанные истребители F-16C/D Barak 2020 на авиабазе Рамат-ДавидСписанные самолёты, предназначенные для утилизации, не размещают в подземные укрытия, а хранят на поверхности.Гораздо более новые двухместные лёгкие истребители F-16I Sufa («Шторм») являются доработанной в соответствии с израильскими требованиями F-16D Block 52. Первые самолёты этого типа прибыли в Израиль в 2004 году. Всего компания Lockheed Martin поставила 102 истребителя F-16I Sufa. Впоследствии в авариях и катастрофах было потеряно четыре машины и один истребитель сбит ракетой сирийского ЗРК С-200ВЭ. Истребителями F-16I вооружены три эскадрильи 25-го авиакрыла: 119-я, 201-я и 253-я, размещённые на авиабазе Рамон в 50 км к югу от Беэр-Шевы. Истребитель F-16I SufaОт американских «Сражающихся соколов» истребители «Суфа» отличаются высокой долей электронного оборудования израильского производства. По информации, опубликованной в англоязычных источниках, заменено примерно 50% авионики. На самолётах F-16I вместо американской аппаратуры буксируемых ложных целей AN/ALE-50 используется местное изделие аналогичного назначения. Комплекс РЭБ включает системы предупреждения о радиолокационном облучении и постановки помех Elisra SPS 3000. В распоряжении пилотов имеется нашлемная система целеуказания, разработанная Elbit Systems, индикаторы на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи, сопряженные с израильской системой управления огнём. Истребители F-16I вооружаются ракетами «воздух-воздух» ближнего боя Python 5 от компании Rafael и оснащены разработанными в Израиле конформными топливными баками, благодаря чему дальность полета увеличивается на 50%. Компоновка конформных баков также даёт возможность освободить стандартные узлы от подвесных топливных баков, что существенно увеличивает ударные возможности. Наличие на борту второго члена экипажа, выполняющего обязанности оператора вооружения и штурмана, позволяет разгрузить пилота и улучшить информационную осведомлённость. На истребителе F-16I используется двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Pratt & Whitney F100-PW-229, унифицированный с F-15I. Максимальная взлётная масса достигает 15200 кг. Максимальная скорость на высоте – 2132 км/ч, у земли – 1480 км/ч. Практический потолок – 18500 м. Боевой радиус без дозаправки – 1500 км. Перегоночная дальность – 4500 км. Истребитель вооружен встроенной 20-мм пушкой M61A1 Vulcan, на внешних узлах подвески может нести боевую нагрузку массой 5420 кг.Самым современным типом боевого самолёта в Воздушных силах Армии обороны Израиля является F-35I Adir («Могучий») производства компании Lockheed Martin. Истребитель F-35I AdirЭта машина обладает малой радиолокационной заметностью, оснащена различными датчиками и новейшими системами приёма, передачи и обработки информации в реальном режиме времени, что позволяет существенно повысить ситуационную осведомлённость и боевую эффективность. При взаимодействии с другими боевыми самолётами «Адир» способен работать как ретранслятор и передовой пункт управления. Два истребителя 5-го поколения F-35I прибыли в Израиль 12 декабря 2016 года. Через год боеготовыми были признаны девять самолётов. 22 мая 2018 года командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин сообщил, что Израиль стал первой страной в мире, которая применила F-35 в боевых действиях в ходе нанесения ударов по объектам в Сирии. 15 марта 2021 года истребители F-35I сбили два иранских беспилотника, что стало первым перехватом реальной воздушной цели, осуществленным истребителем F-35. 23 октября 2023 года «Адир» сбил крылатую ракету, запущенную в сторону Израиля хуситами, что стало первым в мире перехватом крылатой ракеты самолетом F-35. В июле 2024 года F-35I участвовали в ударах по Йемену, в 1700 км от израильской территории.Израиль сумел добиться от США возможности адаптировать F-35 под собственную боевую концепцию, включающую использование национальных систем связи, РЭБ и управления вооружением. Это делает «Адир» уникальной версией, отличающейся от стандартных экспортных F-35A. Помимо желания обеспечить работой национальный военно-промышленный комплекс и использовать собственные авиационные средства поражения, лучше подходящие для местных условий, израильское руководство постаралось снизить зависимость от США в части использования сложного американского оборудования и программного обеспечения. Существенным отличием «Адира» стало внедрение в состав его БРЭО израильской авионики, включая систему управления вооружением, шлем пилота, сопряженный с системой целеуказания, и собственную архитектуру обмена данными. Израиль получил доступ к исходному коду, что дало возможность интеграции собственного программного обеспечения и создания резервных каналов управления.По основным данным израильский F-35I Adir соответствует F-35А Lightning II. Максимальный взлётный вес составляет 29 900 кг. Двухконтурный турбореактивный двигатель Pratt & Whitney F135-PW-100 с тягой на форсаже 190 кН на большой высоте разгоняет самолёт до 1930 км/ч. Крейсерская скорость полёта — 850 км/ч. Практический потолок — 15 000 м. Боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе с ракетами воздушного боя — 1410 км. При выполнении ударных задач — 1230 км. Истребитель вооружён встроенной четырёхствольной 25-мм пушкой GAU-12А с боекомплектом 180 выстрелов. Общий вес боевой нагрузки, размещённой на внешних узлах и во внутренних отсеках, достигает 8200 кг. F-35I способен нести как американские, так и израильские авиационные боеприпасы. В состав номенклатуры вооружения истребителя входят планирующие авиабомбы семейства JDAM, а также ракеты класса «воздух-земля» AGM-88 HARM. Израильское военно-промышленное лобби активно продвигает интеграцию собственных боеприпасов, включая высокоточные УАБ семейства SPICE с интеллектуальной системой наведения, УР “воздух-воздух” Python 5 и средства борьбы с ПВО. По состоянию на апрель 2025 года израильские представители приняли 46 самолётов F-35I. Эти истребители, приписанные к 28-му авиакрылу, дислоцируются на авиабазе Неватим в 15 км к юго-востоку от Беэр-Шевы и стоят на вооружении 116-й и 140-й эскадрилий. Ещё одна 117-я эскадрилья находится в процессе комплектования и обучения лётного и технического состава. Один «Адир» имеется в 601-й лётно-испытательной эскадрилье на авиабазе Тель-Ноф в 5 км к югу от Реховота. Израильские самолёты-заправщики Даже с учётом того, что полёт израильских истребителей-бомбардировщиков, наносящих ракетно-бомбовые удары по иранским объектам, осуществляется по кратчайшему маршруту через воздушное пространство Иордании и Ирака, это было бы невозможно без дозаправки ударных самолётов в воздухе. Все израильские воздушные танкеры приписаны к авиабазе Неватим и входят в состав 28-го авиакрыла. В 131-й транспортно-заправочной эскадрилье имеется семь средних турбовинтовых заправщиков Lockheed КС-130Н Hercules. Во время иранских ударов по Израилю в апреле 2024 года один самолет этого типа получил некритические повреждения, но его нынешнее техническое состояние неизвестно.Израильский транспортно-заправочный самолёт КС-130Н Воздушные танкеры КС-130Н обеспечивают дозаправку в воздухе как тактических самолетов, так и вертолетов, а также быструю заправку на земле при использовании аэродромов подскока. Дополнительные выполняемые задачи включают доставку войск и грузов по воздуху, экстренное пополнение запасов в неподготовленных зонах и экстренную медицинскую эвакуацию.Самолёт с максимальным взлётным весом 79380 кг оснащён четырьмя ТВД Allison T56-A-15 мощностью до 4508 л.с. каждый. Максимальная скорость полёта — 620 км/ч. Крейсерская — 555 км/ч. Практический потолок — 10 050 м. Полезная нагрузка — около 19 000 кг. Дальность с максимальной нагрузкой — около 3700 км. Экипаж — 5 человек. При использовании в роли воздушных танкеров турбовинтовых «Геркулесов» они способны обеспечить дозаправку в воздухе не менее четырёх истребителей-бомбардировщиков на расстоянии до 930 км от своего аэродрома. 120-я эскадрилья укомплектована самолётами КС-707, которые в израильских ВВС имеют обозначение "707 Re'em". Израильский воздушный заправщик КС-707Как известно, США не поставляли Израилю специализированные воздушные танкеры КС-135, также созданные на базе пассажирского Boeing 707. Самолёты, эксплуатируемые израильскими ВВС, представляют собой приобретённые в 1979 году авиалайнеры Boeing 707-300 и переделанные компанией Israeli Aerospace Industries в заправщики путём установки съёмных ёмкостей для авиационного топлива, насосов, заправочных штанг и другого оборудования. Кроме обеспечения авиационным топливом, израильские самолёты 707 Re'em, оснащённые спутниковыми терминалами и аппаратурой специальной связи, могут использоваться для коммуникации и оперативной выдачи целеуказания ударным самолётам, совершающим дальние рейды. Спутниковый снимок Google Earth: самолёты-заправщики КС-130Н и КС-707 на авиабазе НеватимНа спутниковом снимке стоянок заправщиков КС-130Н и КС-707 видно, что эти машины стоят открыто и ничем не защищены. Впрочем, построить полноценные укрытия для самолётов такого размера является делом весьма накладным даже для Израиля.Для замены устаревших воздушных танкеров КС-707, возраст которых перевалил за 50 лет, в 2020 году заказано восемь новых самолётов Boeing KC-46А Pegasus. Первые заправщики, построенные на базе авиалайнера Boeing 767, должны были поступить в 2025 году. Но имеются ли они в Воздушных силах Армии обороны Израиля, неизвестно. С учётом масштабов воздушных атак на Иран, расстояния до мест нанесения ударов и численного парка израильских самолётов-заправщиков вызывает сомнение их способность обеспечить в полёте топливом все задействованные в боевых операциях ударные машины. Хотя американское руководство заявляет о своём неучастии в ударах, наверняка Израиль получает от США оперативную разведывательную информацию, и возможно, что американские ВВС осуществляют дозаправку израильских боевых самолётов.Израильские самолёты дальнего радиолокационного дозора, радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбыПроведение столь масштабной и хорошо скоординированной воздушной операции против Ирана было бы невозможно без использования самолётов ДРЛО, РТР и РЭБ.В 1990-е годы перед командованием израильских воздушных сил встал вопрос замены выработавших ресурс четырёх самолётов ДРЛО Grumman E-2С Hawkeye, которые активно использовались с 1981 года. Американцы настойчиво предлагали улучшенные варианты «Хокая» и даже более крупные машины, такие как Boeing E-767 или Boeing 737 AEW&C. Однако с учётом местной специфики и в связи с желанием обеспечить заказами израильские компании, работающие в области электроники и авиастроения, было решено строить собственный самолёт ДРЛО, основываясь на относительно небольшой и лёгкой платформе. В качестве носителя перспективного радиотехнического комплекса был выбран относительно компактный двухдвигательный реактивный самолёт бизнес-класса Gulfstream G550. На тот момент это был новейший бизнесджет, в котором реализовались самые передовые достижения гражданского авиастроения. Благодаря хорошей аэродинамике и применению двигателей Rolls-Royce BR 710, имеющих высокую топливную эффективность, обеспечивались приемлемые дальность полёта и время нахождения в воздухе. Максимальная скорость — 926 км/ч, крейсерская — 850 км/ч. Платформа для самолёта G550 CAEW, собранная на американском предприятии компании Gulfstream в Саванне, штат Джорджия, впервые поднялась в воздух в мае 2006 года. После облёта самолёт передали израильской компании IAI Elta Systems.Ядром радиотехнического комплекса самолёта G550 CAEW является радиолокационная станция с АФАР EL/W-2085 с плоскими антеннами, смонтированными по бортам в средней части фюзеляжа. Вспомогательные антенны размещаются в носовой и хвостовой части, что позволяет создать круговой радиолокационный охват. Антенны пассивной системы радиотехнической разведки смонтированы под законцовками крыла.Израильский самолёт ДРЛО G550 CAEWМаксимальный взлётный вес самолёта ДРЛО G550 CAEW достигает 42 000 кг, при этом запас топлива составляет 23 000 литров горючего, что обеспечивает дальность полёта более 12 000 км и даёт возможность вести непрерывное патрулирование в течение 9 часов на удалении 200 км от своего аэродрома.В рекламных материалах, предназначенных для иностранных заказчиков, заявлено, что радиолокатор EL/W-2085 имеет максимальную дальность обнаружения 370 км и способен сопровождать до 100 целей, а аппаратура связи позволяет в автоматизированном режиме наводить одновременно более чем 12 перехватчиков. Достоинством израильской РЛС является высокая частота обновления информации – каждые 2-4 секунды. Это увеличивает точность измерения координат, особенно при работе по целям, имеющим высокую скорость полёта. Также имеется аппаратура радиотехнической разведки, но её возможности и характеристики не раскрываются. Для передачи радиолокационной информации в реальном режиме времени на борту G550 CAEW имеется многофункциональная мультичастотная аппаратура, работающая в аналоговом и в цифровом режимах, а также терминал спутниковой связи. В настоящее время ВВС Израиля располагают четырьмя самолётами G550 CAEW, которые базируются на авиабазе Неватим и входят в состав 122-й эскадрильи. Для радиолокационной разведки наземных и надводных целей, а также для ведения радиоэлектронной борьбы в ВВС Израиля имеется три самолёта G550 SEMA, построенные на одинаковой с G550 CAEW базовой платформе. Самолёт радиолокационной разведки G550 SEMAРаботы по созданию этой машины велись параллельно с проектированием самолёта ДРЛО G550 CAEW. Основным разработчиком радиотехнического комплекса для G550 SEMA также стала компания IAI Elta Systems. Основным разведывательным инструментом израильского G550 SEMA является радиотехнический комплекс EL/I-3001 AISIS. Антенна РТК установлена в каноэобразном обтекателе в передней нижней части фюзеляжа. Такое расположение антенны является характерным для радиолокаторов разведки наземных целей. Также на самолёте смонтирована аппаратура радиоперехвата и комплекс радиотехнической разведки, способный на большом расстоянии идентифицировать и определять координаты работающих радиолокаторов. Помимо РТК на борту имеется вычислительные средства обработки разведывательной информации, аппаратура линии передачи данных, спутниковая система связи, система отстрела тепловых и радиолокационных ловушек, а также станция постановки активных помех.Лётные данные G550 SEMA практически не отличаются от G550 CAEW. Максимальная скорость на высоте 10 000 м – 960 км/ч. Скорость патрулирования – 850 км/ч. Практическая дальность – 11 800 км. Экипаж 12 человек, из них 10 операторов РТК.Первый G550 SEMA был передан заказчику в 2005 году. Через год этот самолёт признали боеготовым, и он принял участие в операции «Литой свинец». На данный момент в ВВС Израиля в 122-й эскадрилье эксплуатируют три самолёта G550 SEMA.Израильское авиационное вооружение класса «воздух-земля»В авиаударах по Ирану израильская авиация в основном использует средства поражения большой разрушительной силы. Исключение составляют самонаводящиеся противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, предназначенные для уничтожения обзорных РЛС и станций наведения ЗРК. Первые «Хармы» были получены Израилем более 10 лет назад. Есть вероятность, что вместе с самолётами F-35I Adir поставлялись ракеты модификации AGM-88G AARGM с дальностью пуска с большой высоты до 300 км, оснащённые системами спутниковой и инерциальной навигации, а также радиолокатором миллиметрового диапазона, позволяющим самостоятельно наводиться на цель, в случае если противник отключает свой радар. Противорадиолокационная ракета AGM-88G AARGMПри длине 4,06 м ракета весит 467 кг, имеет диаметр 292 мм и оснащена осколочно-фугасной боевой частью массой 68 кг. Максимальная скорость полёта 980 м/с.В боекомплекте израильских истребителей-бомбардировщиков имеется противорадиолокационная аэробаллистическая ракета Rocks, разработанная компанией Rafael и впервые представленная на аэрокосмической выставке Aero India 2019.Израильский истребитель F-15 c ракетой RocksРакета Rocks создана на основе израильской высокоскоростной мишени Black Sparrow, используемой для отработки систем ПВО/ПРО. При этом Rocks оснащена системой наведения, аналогичной той, что используются на управляемых авиационных бомбах SPICE, включающей блок инерциально-спутниковой коррекции и комбинированную тепловизионно-телевизионную ГСН. Головка самонаведения использует разработанную Rafael оригинальную технологию запоминания образа цели. Также имеется вариант пассивной радиолокационной ГСН. Основные характеристики ракеты Rocks не раскрываются, оценочно дальность пуска с большой высоты может превышать 300 км.Для борьбы с относительно небольшими подвижными целями, такими как мобильные ЗРК и пусковые установки баллистических ракет, могут применяться малогабаритные крылатые барражирующие ракеты Delilah с телевизионной системой наведения.Крылатая ракета DelilahКрылатая ракета, принятая на вооружение ВВС Израиля в конце 1990-х, весит около 190 кг и имеет дальность до 250 км. Скорость на маршевом участке – около 830 км/ч. Высота полёта – до 8,5 км. Длина – 2,71 м, диаметр – 330 мм. Поражение цели происходит боевой частью массой 30 кг. Точность наведения – около 1 м. «Далила», запущенная с воздушного носителя и управляемая автопилотом, ориентирующемуся по данным спутниковой или инерциальной навигационной системы, способна следовать в район цели автономно и наводится оператором на конечном участке. Помимо обычной телевизионной камеры в тёмное время суток может использоваться тепловизор. Имеется возможность барражирования со скоростью около 400 км/ч, что облегчает поиск цели.В настоящее время в серийном производстве находится ракета «воздух-поверхность» Rampage, созданная компаниями Israel Military Industries и Israel Aerospace Industries. Первый случай боевого применения этой управляемой УР с дальностью стрельбы до 250 км произошел в апреле 2019 года в Сирии. Авиационная ракета класса "воздух-земля" Rampage При весе 570 кг ракета Rampage имеет длину 4,7 м, диаметр – 306 мм. Масса боевой части – 150 кг. Максимальная скорость – 910 м/с. Высота полёта: 900-12 000 м. Ракета оснащена комбинированной телевизионной камерой с ИК-каналом и двухсторонней линией связи с носителем. Для уничтожения крупных стационарных объектов может использоваться аэробаллистическая ракета Air LORA, разработанная компанией Israel Aerospace Industries.Авиационная ракета класса «воздух-земля» Air LORAРакета имеет дальность полета до 430 километров и КВО при использовании комбинации GPS и ТВ наведения не более 10 метров. Снаряженная масса составляет 1600 кг. Длина — 5,2 м. Диаметр — 624 мм. Возможна установка фугасной, кассетной или проникающей боевой части массой 570 кг.Израильские ВВС обладают значительным арсеналом управляемых авиабомб с лазерным наведением, массой 230, 450, 900 и 1800 кг и таких как GBU-12 Paveway II, GBU-16 Paveway II, GBU-27 Paveway III и GBU-28. Однако, судя по имеющейся информации, бомбы с системой наведения, требующей подсвета лазером от внешнего источника или со специального контейнера, в первые дни израильской воздушной операции не использовались. И потому рассматривать их подробно особого смысла нет. До сих пор в арсенале израильских истребителей-бомбардировщиков имеются корректируемые авиабомбы американского производства GBU-15, выпускавшиеся с 1975 года. Масса бомбы составляет 1110 кг. Длина – 3,9 м. Диаметр – 475 мм. Дистанция сброса от цели – до 27 км. Авиабомба GBU-15(V)21/BБоеприпасы этого типа собираются из модульных компонентов, которые крепятся либо к авиабомбе общего назначения Mark 84, либо к противобункерной BLU-109. Каждый боеприпас состоит из пяти компонентов — секции переднего наведения, секции адаптера боеголовки, модуля управления, компонентов аэродинамического профиля и канала передачи данных. Секция наведения крепится к носовой части и содержит либо телевизионную головку для дневного времени, либо инфракрасную систему для ночи. Аппаратура передачи данных расположена в хвостовой части. Оператор наводит бомбу на цель по радиоканалу.Соединённые Штаты поставляли Израилю комплекты JDAM для управляемых авиабомб калибра 1000, 2000 и 4000 фунтов. В частности, в распоряжении израильских ВВС имеются GBU-31 JDAM, созданные с использованием 907-кг свободнопадающих авиабомб Mk. 84.Авиабомба GBU-31 JDAMИсходная свободнопадающая 2000-фунтовая Mk. 84 содержит 429 кг взрывчатого вещества UWE, представляющего собой сплав тротила с алюминиевой пудрой в соотношении 80/20. Много это или мало, можно судить по тому, что при подрыве Mk. 84 в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 15–16 м и глубиной 9–11 м и пробивается железобетон толщиной 3,4 м, а радиус сплошного поражения не укрытой живой силы достигает 130 м. В 2012–2015 гг. Израиль закупил у Соединенных Штатов 7550 «малогабаритных» 110-кг (250-фунтовых) авиабомб GBU-39/B (SDB 1).Управляемая авиабомба GBU-39/B с раскрытыми аэродинамическими поверхностямиВ исходной версии эта бомба имела инерциальное управление с коррекцией по GPS. Также существует модификация с пассивной ГСН, наводящейся на источники высокочастотного излучения (радары, радиостанции и системы РЭБ). Масса авиабомбы составляет 110 кг, что позволяет подвесить под самолёт большее количество управляемых средств поражения. Боевая часть способна пробить 90 см железобетона, а система подрыва позволяет лётчику перед запуском также выбирать воздушный подрыв и задержку подрыва после попадания. При сбросе с высоты 10 км на скорости 900 км/ч дальность полёта составляет 110 км. Точность попадания — 5-8 м. Помимо американских средств поражения, Воздушные силы Армии обороны Израиля используют собственные управляемые авиабомбы MPR500, MPR1000 и MPR2000 калибра 500, 1000 и 2000 фунтов производства Israel Military Industries. Авиабомбы MPR500 на узлах подвескиИзраильские MPR500 активно применялись в первые дни бомбардировок Ирана. По принципу наведения они аналогичны JDAM и считаются оптимальными при боевом снаряжении истребителей-бомбардировщиков F-16I Sufa. По сравнению с американскими 500-фунтовками MPR500 являются более эффективными. Согласно рекламным материалам, опубликованным в англоязычных источниках, этот боеприпас способен поразить цель, прикрытую 1,5 м железобетона, и при воздушном подрыве образует около 26 000 убойных осколков, поражающих неукрытую живую силу на дистанции до 400 м. При использовании ИНС КВО составляет 13 м. Компания Israel Military Industries также производит крупнокалиберные планирующие авиабомбы MSOV с модулем коррекции по GPS. Планирующая авиабомба MSOVCнаряженный вес авиабомбы составляет 1050 кг. Масса модульной боевой части – 675 кг. Длина – 3,97 м. Размах крыла – 2,70 м. Дальность полета – 100 км.Для установки на свободнопадающие бомбы Mk.84 и Mk.83 калибра 1000 и 2000 фунтов компанией Rafael Advanced Defense Systems с 2017 года производятся управляемые комплекты SPICE. Планирующая авиабомба SPICE-1000Также существует 250-фунтовая авиабомба SPICE-250 массой 113 кг специальной разработки. На среднем участке траектории бомб, оснащенных комплектами SPICE, используется инерциальная система наведения, а на конечном задействуется оптоэлектронная система, в блок памяти которой загружается изображение цели с автономными алгоритмами сопоставления сценариев на базе технологий искусственного интеллекта, включающих в себя автоматическое обнаружение и опознание целей. Выбор цели и время замедления взрывателя может осуществляться на земле или программироваться в воздухе оператором вооружения. В ходе международной авиационно-космической выставки Aero India 2021 была продемонстрирована компактная планирующая бомба SPICE 250 ER (Extended Range — увеличенной дальности).Планирующая авиабомба SPICE 250 ERДля увеличения дальности полёта до 160 км SPICE 250 ER оснащена миниатюрным турбореактивным двигателем. При весе около 113 кг боеприпас несёт 75-кг осколочно-фугасную или проникающую боевую часть с программируемым взрывателем. Заявленное КВО – 3 м. ВыводыИсходя из всего вышеизложенного и доступной на данный момент информации, можно констатировать, что Воздушные силы Армии обороны Израиля, завоевав господство в воздухе и подавив наземную противовоздушную оборону, обладает достаточными возможностями для достижения ближайших оперативных целей. Таких как ликвидация значительной части иранского оборонного, промышленного и инфраструктурного потенциала, а также поражение центров управления и связи. Однако при наличии у руководства Ирана воли к сопротивлению и сохранения политической устойчивости режима, одной только даже самой успешной воздушной операции будет недостаточно. Более того, израильскими ударами без использования тяжелых противобункерных бомб GBU-57 массой 13 609 кг, заточенных под американские бомбардировщики B-2А Spirit, полностью нейтрализовать подземные предприятия, задействованные в иранской ядерной программе, по всей видимости, нереально.



Источник

Просмотров: 27 | Добавил: Dmitrij | Теги: ударах, задействованные, поражения, ирану, израильская, авиация, «воздух-земля», по, средства | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Июнь 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх