Макет южнокорейской торпеды на выставке MADEX-2025. Фото Jane'sПромышленность Южной Кореи пытается самостоятельно разрабатывать новое вооружение для военно-морских сил и берётся за самые сложные проекты. Например, в течение нескольких последних лет ведется разработка сверхскоростной реактивной торпеды, использующей принцип кавитации. К настоящему времени этот проект дошёл до стадии испытаний. Кроме того, макет новой торпеды впервые показали публике.
Исследовательская стадияВМС Республики Корея давно интересуется темой сверхскоростных реактивных торпед. Не позднее начала десятых годов такой интерес привёл к запуску реального проекта. Агентство оборонных разработок министерства обороны (ADD) и неназванные организации военно-промышленного комплекса занялись соответствующими исследованиями.За несколько лет они провели необходимую научную работу, а затем разработали и построили торпеду-демонстратор технологий. С её помощью в лабораторных условиях исследовали явление суперкавитации. Также искали способы создания и использования кавитационной полости. Также шёл поиск необходимых технических решений.Все подробности южнокорейского проекта, по понятным причинам, неизвестны. В частности, неясно, какие технологии ADD и смежники создали самостоятельно. Нельзя исключать, что Южная Корея смогла получить от США данные по советскому проекту торпеды «Шквал», добытые разведкой в девяностых годах.О существовании нового проекта впервые рассказали в ходе военно-морской выставки MADEX-2017. На ней представили демонстратор технологий и некоторые сведения о проекте. После выставки работы продолжились, но в течение нескольких следующих лет никакая информация о них не публиковалась.На этапе разработкиВ конце мая 2025 г. в корейском г. Пусан состоялась очередная выставка MADEX. На ней ADD впервые показало прототип полноценной сверхскоростной торпеды, которая сейчас создаётся на основе ранее полученных наработок. Также раскрыли некоторые сведения о проекте и планах на будущее.Вид с другого ракурса. Фото Navalnews.comОбозначение боеприпаса пока не сообщается. Торпеда создается Агентством оборонных разработок совместно с неназванной военно-промышленной организацией. К настоящему времени они успешно выполнили порядка двух третей опытно-конструкторской работы и дошли до стадии первых испытаний.На данный момент торпеда проходит тестирование в лабораторных условиях. В специальном бассейне она показывает свои характеристики и общие возможности. Какие успехи демонстрируются на этом этапе, неизвестно. Испытания в бассейне продлятся до сентября. После этого ожидается переход к следующим мероприятиям.В течение нескольких следующих лет ADD собирается провести все необходимые испытания, в т.ч. на штатных носителях, а также завершить доводку конструкции. Затем торпеда сможет поступить на вооружение. Тем не менее, даже примерные сроки передачи готового оружия флоту назвать не могут.Предложен интересный вариант развёртывания новых торпед. Их носителями станут тяжёлые автономные необитаемые аппараты. Сейчас в Южной Корее разрабатывается несколько образцов такой техники, и некоторые из них в будущем пополнят состав ВМС. Ожидается, что ударный комплекс в виде АНПА и сверхскоростной торпеды по всем параметрам превзойдет существующие системы.Торпеда или ракетаВ рамках нового проекта ADD разрабатывается малогабаритная самонаводящаяся сверхскоростная торпеда. С её помощью планируется поражать надводные цели разных классов. Возможно, удастся обеспечить и успешную атаку подводных объектов. Для достижения высоких характеристик в проекте используется ряд особых решений.Южнокорейская торпеда построена в корпусе с длинным коническим носовым обтекателем и цилиндрической основной частью. Калибр изделия — 300 мм, длина — ок. 3 м. Масса не сообщается.Научно-технические подробности проекта. Графика ADD / Navalnews.comВ носовой части торпеды расположено устройство для создания кавитационной полости. Судя по внешнему виду, это газогенератор с форсункой и подвижным диском-кавитатором. Имеется привод для перемещения диска в вертикальной плоскости. В хвостовой части корпуса предусмотрены рули большого размаха.Утверждается, что торпеда получила систему самонаведения. При этом неясно, где и как удалось разместить гидроакустические приборы. Так, носовая часть торпеды занята газогенератором, а прочие участки корпуса не имеют признаков их присутствия.Значительную часть корпуса занимает двухрежимный твердотопливный реактивный двигатель. После запуска торпеды он должен создавать ограниченную тягу для движения с небольшой скоростью. Затем на втором режиме будет осуществляться разгон до максимальных скоростей.В ходе текущих испытаний ADD добивается устойчивого управляемого движения со скоростью 130 узлов (240 км/ч). Серийное изделие должно будет разгоняться до 200 узлов (370 км/ч). Дальность хода пока не раскрывается. Учитывая принцип действия торпеды, не следует ожидать, что она будет большой.Проект не предусматривает использование отдельной боевой части. Торпеда будет поражать цель прямым попаданием за счёт накопленной кинетической энергии. Ожидается, что скорость до 200 узлов позволит наносить самые серьёзные повреждения даже кораблям большого водоизмещения.В кавитационной полостиADD предложило оригинальный способ боевого применения новой торпеды. Он позволит максимально использовать технический потенциал изделия и получить наилучшие боевые результаты.Принципы старта и применения. Графика ADD / Navalnews.comИзделие будет применяться тяжёлыми АНПА, имеющими торпедные аппараты. Перед стартом оно должно получать предварительное целеуказание — данные о районе нахождения цели. Способ запуска и выхода из аппарата пока не уточняются.Отделившись от носителя, торпеда должна двигаться с ограниченной скоростью и идти в район цели. При этом система наведения будет искать заданный надводный объект. После обнаружения и взятия цели на сопровождение торпеда должна выйти на боевой курс и начать разгон до максимальной скорости.При переходе двигателя на второй режим должен запускаться носовой газогенератор. Большой объём газа, выбрасываемый перед обтекателем, и диск-кавитатор должны создавать вокруг корпуса изделия газовую полость. Суперкавитация исключает контакт торпеды с водой, что приводит к резкому сокращению сопротивления среды. Изделие получает возможность разгона до высоких скоростей.Производимый двигателем шум не позволит гидроакустической системе сопровождать цель. При этом система управления торпеды может сохранять заданный курс и глубину хода. При правильной работе всех средств и систем, торпеда на высокой скорости должна попасть в подводную часть корабля-цели.Массу южнокорейской торпеды можно оценить, как минимум, в сотни килограммов. При скоростях до 350-370 км/ч, кинетическая энергия торпеды будет достаточна для нанесения больших повреждений корабельным конструкциям. Впрочем, точные эффекты от попадания такой торпеды в конкретные цели пока неизвестны.По известному принципуИдея сверхскоростной торпеды с реактивным двигателем, использующей явление суперкавитации, появилась достаточно давно. Она привлекает внимание флотов и промышленности, однако не пользуется особой популярностью: за всё время было разработано лишь несколько таких комплексов. Первым из них был советский ВА-111 «Шквал» с торпедой М-5.Советская торпеда М-5 комплекса «Шквал». В носовой части видны газогенератор и диск-кавитатор. Фото Vitalykuzmin.suКонцепция реактивной торпеды подразумевает высокую боевую эффективность. Сверхскоростной боеприпас не оставляет противнику времени для реакции. Корабль-цель не сможет уклониться от атаки или эффективно применить противоторпедное вооружение. При этом с точки зрения эксплуатации «Шквал» или его аналоги принципиально не отличаются от торпед традиционного облика.Впрочем, концепция не лишена недостатков. В первую очередь, это высокая сложность. При разработке реактивной торпеды необходимо решить ряд особых научных и технических задач разного рода. Нужно создать систему создания полости, отработать поведение торпеды в ней, адаптировать изделие к существующим платформам-носителям и т.д.Кроме того, получившееся оружие сталкивается с объективными ограничениями. Например, отечественный «Шквал» имеет дальность хода всего 5-7 км и не имеет полноценной системы наведения.По всей видимости, южнокорейское ADD и смежники учли иностранный опыт и постарались избавить свою торпеду от возможных проблем. Для этого могли использовать те или иные технические решения. Кроме того, предложен оригинальный алгоритм боевого применения. Он позволяет более полно использовать потенциал торпеды и уменьшает имеющиеся ограничения.Предложенные решения выглядят интересно и, в теории, позволяют получить желаемый результат. Однако южнокорейская торпеда пока находится на стадии лабораторных испытаний и ещё не подтвердила все расчётные характеристики и возможности. Справится ли она с нынешним тестированием и оправдает ли ожидания, неизвестно. От итогов нынешних мероприятий зависит будущее всего проекта.
Источник
|