Датский броненосец "Рольф Краке"Когда взрослеет страна, она начинает хотеть иметь военно-морской флот. У Пруссии пубертатный период наступил в 1864 году. В это время пруссаки вели очередную войну с Данией и внезапно выяснили, что без флота делать это весьма затруднительно.
У датчан был достаточно неплохой броненосный флот, плюс союзный — австрийский. У Пруссии — пара корветов, которые в первом же столкновении неслабо огребли. А датский броненосец «Рольф Краке» без проблем выдержал 150 попаданий 24-фунтовых снарядов нарезных пушек немецких береговых батарей. Это стало прозрением: сильная страна должна иметь сильный флот. В своих силах носители пикельхаубов на этот момент не сомневались ни секунды, так что за дело принялись безотлагательно.Лирическое отступление:Собственно говоря, давным-давно у курфюршества Бранденбург свой флот был: немцы были не прочь подзаработать работорговлей и даже имели свою крохотную колонию в районе современной Ганы, но... в 1717 году Прусский Золотой берег был покинут, а в 1721 году продан голландцам. Насчёт флота... Фридрих Великий считал, что с Англией, Францией, Голландией или Россией Пруссии в этом плане всё равно не сравниться, так что незачем и деньги тратить! Лучше иметь самую сильную в Европе армию, чем самый слабый флот, считал он... На сем лирическое отступление закончено, больше говорить о старом прусском флоте смысла нет.ВильгельмсхафенДля начала в 1853 году Пруссия купила у Ольденбурга участок земли в пять квадратных миль на берегу залива Яде. Здесь была построена знаменитая впоследствии база Вильгельмсхафен. После победоносной войны с Данией в 1864 году у королевства появилась ещё одна ВМБ — в Кильской бухте. Получив базы, пруссаки стали потихоньку обзаводиться кораблями. Первая кораблестроительная программа была принята в 1865 году. Размениваться на мелочи типа равенства с второстепенными флотами любители гусиного шага не стали и решили строить флот, равный самым большим силам в Европе."Арминиус" - прусский ответ "Рольфу Краке"Стоит отметить, что первый броненосец, точнее монитор «Арминиус» (разработки того самого Купера Кольза, что спроектировал «Кэптэн»), пруссаки заказали англичанам ещё до войны, но к началу событий он банально не успел. Этот корабль делали с оглядкой на датский броненосец «Рольф Краке», он был вооружён четырьмя 210-мм орудиями в двух башнях конструкции Кольза и нёс броню толщиной 76–114 мм. Машина мощностью 1440 индикаторных лошадиных сил позволяла кораблю развить скорость в 11,2 узла. Вступил в строй корабль 22 апреля 1865 года, когда отсутствие флота стало пруссаков уже малость напрягать."Принц Адальберт" корабль не успевший на Гражданскую войну...Поэтому было решено купить готовый корабль. Выбор пал на почти достроенный броненосный таран «Хеопс», строящийся на верфи братьев Л'Арман в Бордо. Братья с кораблём откровенно встряли: он строился по заказу Конфедеративных Штатов Америки, но дела у конфедератов были к тому времени настолько плохи, что шансов на выкуп тарана не было никаких. Это был корабль полным водоизмещением 1560 тонн, длиной по ватерлинии 50,48 метра, шириной по миделю 9,92 метра, осадкой носом 4,94 метра, кормой — 5,02 метра. Его корпус имел железный набор и деревянную обшивку, в носовой части имелся сильно выступающий вперёд таран. По ватерлинии корабль защищал броневой пояс из кованного железа толщиной 127 мм, который крепился к тиковой подкладке. Скорость броненосца не впечатляла: на мерной миле он показал только 9,5 узлов.Корабль прибыл в Германию и удостоился длинной серии крепких прусских ругательств: построен таран был крайне некачественно: броня плохо закреплена, корпус протекал, а вооружён древними 36-фунтовыми пушками, шансы которых на пробитие брони были нулевыми. Почти год немцы допиливали покупку напильником, но уже в 1871 году «Принц Адальберт» (а именно так окрестили таран в прусском флоте) пришлось поставить на прикол, а через семь лет списать по ветхости."Кёниг Вильгельм" - несостоявшийся турокВдобавок к маломеркам «Принцу Адальберту» и «Арминиусу» в Великобритании был куплен «Кёниг Вильгельм». Этот корабль был спроектирован главным кораблестроителем Владычицы Морей Эдвардом Ридом для турок и изначально назывался «Фатих». Но на выкуп уже построенного броненосца у турок банально не хватило денег, и пруссаки перекупили корабль. Сделка состоялась в 1867 году, и «Кёниг Вильгельм» стал самым сильным кораблём Пруссии на момент начала франко-прусской войны. Он имел полное водоизмещение 10761 тонну, длину по ватерлинии 108,6 метра, ширину 18,3 метра, осадку носом 8,56 метра и кормой 8,12 метра, высота борта составила 12,94 метра на миделе. Нос корабля оканчивался тараном, выступавшим на 2,6 метра. Корабль имел бронепояс толщиной 127-305 мм и защищённую 203-мм бронёй батарею, кроме того, бронирована 30-100-мм плитами была боевая рубка, броня палубы была толщиной 12 мм. Вся броня была положена на подкладку из тикового дерева толщиной 90-250 мм. Паровая машина мощностью 8440 индикаторных лошадиных сил позволяла развить скорость 14,7 узла. Помимо неё броненосец нёс три мачты с полным парусным вооружением линейного корабля. На вооружение корабля поставили новейшие 210-мм крупповские стальные казнозарядные орудия в количестве 18 штук (англичане на тот момент ставили на корабли дульнозарядные пушки)."Фридрих Карл" - француз на прусской службеОдновременно с «Кёниг Вильгельм» во Франции заказали броненосный фрегат «Фридрих Карл». Корабль был заложен на верфи «Societe Nouvelles des Forges et Chantiers de la Mediaterannie» в Ла-Сейне близ Тулона. Стоит отметить, что отрицательный опыт с заказом «Принца Адальберта» дал о себе знать — за постройкой от начала и до конца надзирали немецкие эксперты. В январе 1866 года корабль был заложен, а уже 16 января 1867 года спущен на воду, 6 октября принят флотом и 12 числа того же месяца начал переход в Германию. 21 мая 1869 года корабль был введён в кампанию. «Фридрих Карл» и однотипный ему (но построенный в Англии) «Кронпринц» имели полное водоизмещение 6932 тонны, длину 91,13 метра по ватерлинии, ширину 16,6 метра по миделю, осадку 6,9 метра носом и 8,05 метра кормой, высоту борта 9,24 метра. Бронепояс имел толщину 114–127 мм, носовой и кормовой казематы, а также боевую рубку защищала 114-мм броня, палуба имела толщину 9 мм. Вся броня, так же как и у «Кёниг Вильгельма», укладывалась на тиковую подкладку. Паровая машина имела мощность 3550 индикаторных лошадиных сил, на мерной миле корабль показал скорость 13,5 узлов. Помимо машины броненосный фрегат имел три мачты с полным парусным вооружением. Вооружили корабль двумя крупповскими 210-мм/22 казнозарядными орудиями на поворотных платформах на верхней палубе и 14 210-мм/19 пушек в батарее.Но флот у Пруссии уже чесался, и в 1867 году была принята очередная кораблестроительная программа, предусматривающая строительство 16 броненосцев для «флота Северогерманского союза». Чтобы разглядеть амбициозность программы, следует понять, что своей судостроительной промышленности страна практически не имела, её ещё предстояло создать. Так же как и кадры: что с матросами, что с офицерами у короля (ещё не Кайзера!) Вильгельма всё было настолько плохо, что первый период существования прусского флота называют «генеральским».Альбрехт фон Штош - дедушка прусского флотаНазывают потому, что за неимением адмиралов рулить флотом поставили генерала от инфантерии Альбрехта фон Штоша. Он возглавил германское адмиралтейство в январе 1872 года и пробыл на этом посту до марта 1883 года. Стоит отметить, что выбор у Кайзера (да, с 1871 года Вильгельм I принял этот титул!) получился отменный. Этот сухопутный моряк заложил основы будущей морской мощи Германии. При нём была основана военно-морская академия, именно фон Штошу принадлежит решение, впоследствии сделавшее германский флот главным соперником Владычицы Морей: полностью отказаться от строительства броненосцев за границей — все строить только на отечественных верфях! Он стал учителем и духовным отцом Альфреда фон Тирпица. Если фон Тирпиц — отец германского флота, то фон Штош — дедушка.В 1883 году фон Штоша сменил второй генерал в кресле Главкома Кайзерлихмарине — Лео фон Каприви. Его назначение было интригой «железного канцлера»: фон Штош терпеть не мог Бисмарка, и это чувство было взаимным. Фон Каприви был настолько чужд флотским делам, что поначалу даже не разбирался в знаках различия своих подчинённых. Что не отменяет недюжинного административного таланта этого человека: он достаточно быстро вошёл в курс дела, пролоббировал постройку миноносцев, составлял пространные доклады в рейхстаг, но, по мнению нового кайзера Вильгельма II, был недостаточно агрессивен: фон Каприви считал, что флот должен играть исключительно от обороны, а кайзер уже закусил удила и готовился к сражениям с Роял Нэви. «Арминиус», «Принц Адальберт», «Кёниг Вильгельм», «Фридрих Карл» и «Кронпринц» стали последними кораблями Кайзерлихмарине, построенными за рубежом. Все остальные корабли немцы, по заветам фон Штоша, строили сами. И весьма преуспели в этом вопросе, но это — тема для отдельного рассказа...
Источник
|