Главная » 2025»Июнь»10 » Как устроен парусник XVI века: от киля до верхних реев
11:01
Как устроен парусник XVI века: от киля до верхних реев
В эпоху Великих географических открытий парусные корабли стали настоящим технологическим чудом, позволившим мореплавателям пересекать океаны. Один из таких кораблей – английская «Золотая лань», совершившая кругосветное плавание в 1577–1580 годах, – демонстрирует ключевые особенности судостроения того времени. Основой корабля служил массивный дубовый киль – продольная балка, к которой крепились шпангоуты, формирующие корпус. Доски обшивки толщиной до 10 см соединялись железными гвоздями, а щели конопатились пропитанной смолой пенькой для водонепроницаемости. Подводную часть покрывали смесью сосновой смолы, серы и китового жира, защищая от корабельных червей и обрастания.
Три мачты – фок, грот и бизань – удерживались системой стоячего такелажа: вант, штагов и талрепов. На высоте более 30 метров крепились реи с прямыми парусами, которые управлялись сложной сетью тросов. Чтобы поднять тяжелый рей, использовали систему блоков, а для регулировки парусов – мартин-гики и шкоты. Внутри корабля располагались трюмы с балластом из камней, кубрик для команды, пороховой погреб и капитанская каюта. На нижних палубах стояли чугунные пушки, стрелявшие ядрами весом до 5 фунтов на расстояние более километра. Якорь весом в тонну поднимали при помощи шпиля, вращаемого усилиями десятков матросов. Навигация в XVI веке оставалась сложным искусством. Широту определяли по солнцу и звездам с помощью астролябии, а скорость измеряли лагом – доской с привязанным грузом. Компас с магнитной стрелой помогал держать курс, хотя расчет долготы оставался неточным. В итоге, такие корабли, сочетавшие грубую силу и инженерную мысль, стали символом эпохи, когда технологии и отвага открыли человечеству новые горизонты.