«Пароход Герона» – рисунок Ангуса Макбрайда«…или неизвестных новосозданных лютых зверей, или дышащих огненным дыханием, или извергающих клубы дыма…»
Книга Премудрости Соломона, 11:19Альтернативная история Древнего мира в художественных образах и картинах. Сегодня мы пропустим художественную часть нашего повествования, зато расскажем вам, уважаемые читатели ВО, сразу о двух вещах: возможном облике гипотетического «парохода» Герона и о том, как, если вы того пожелаете, сделать его модель.Начнём с того, что «турбина» Герона была высокооборотной и могла делать до 3500 оборотов в минуту. Во всяком случае, столько делают Современные макеты Геронова шара, построенные по его чертежам. Значит, гребные колёса на ось шара, которая является одновременно патрубком для подачи в него пара из котла, установить нельзя. А раз так, то и рисунок известного английского иллюстратора Ангуса Макбрайда вряд ли может послужить основой для модели «парохода Герона», поскольку слишком уж он фантастический. Значит, наша задача «убавить фантастики», но зато «добавить реализма». Но вот можно ли это сделать?В принципе это возможно, если… разместить вращающийся за счёт реактивной силы шар в корпусе судна не поперёк, а вдоль, причём всего на одном патрубке, который одновременно должен являться и осью его вращения. Сама ось должна выходить из шара с противоположной стороны – и вот на ней-то как раз и можно установить бронзовый «червяк», входящий в зацепление с шестерёнкой большого диаметра, надетой на вал гребных колёс. Передаваемое шаром усилие сразу же резко возрастет, так что при таком устройстве паровая турбина по идее вполне могла бы вращать гребные колёса. Хотя, разумеется, тут нужно всё рассчитать. Но как раз этого-то мы делать и не будем, а просто предположим, что данная система будет работоспособна.Паровой котёл и очаг под ним при этом должны находиться внутри корпуса. Топливом могли бы служить обычные дрова, однако можно предполагать, что в этом случае для интенсификации горения в очаге можно было бы применить искусственное дутьё. Поскольку меха для подачи воздуха в плавильные печи в то время уже давно применялись, а кроме того, горящие дрова вполне можно было бы ещё и поливать каким-нибудь маслом.Расположенное вдоль колесо эолипила обдавало бы перегретым паром всю палубу. Но при поперечном его расположении зона его воздействия была бы относительно узкой, так что изолировать от него экипаж вполне можно было бы щитами из металлических, скажем, бронзовых листов.Понятно, что червячная передача работала бы только для движения судна вперёд. В бою, таким образом, античные корабли как раз и таранили друг друга. Но как после тарана, имея на борту такой двигатель, можно было бы отойти назад? Для этого нужно было бы отключить привод гребных колёс, причём не «выключая» сам вращающийся шар. Выполнить это вполне возможно, сделав патрубок подачи пара в шар поворотным, а вал с «червяком» – достаточно длинным и опирающимся на некую, хорошо смазанную маслом опору. Достаточно было бы повернуть этот вал вместе с шаром влево или вправо, как произошло бы расцепление зубьев нашей червячной передачи, после чего гребные колёса вращаться бы сразу перестали. Правда, для движения задним ходом в этом случае пришлось бы использовать вёсла и гребцов, однако им вполне по силам было бы развить максимально возможный темп гребли и быстро отвести «пароход» от протараненного им корабля, после этого… опять отдыхать – и так до нового тарана. Ну а плавание в обычном режиме вполне могло бы совершаться и под парусами, что чаще всего и бывало, тогда как гребцов обычно использовали в бою. Конечно, следовало бы придумать, как управлять валом вращающегося шара, сдвигать и надвигать его на шестерню на валу гребных колёс. Но, думается, ничего особо сложного для механиков того времени в этом бы не было. Ведь сделали же они «антикитерский механизм», а уж в нём шестерёнки куда деликатнее, чем те, что могли бы стоять на «пароходе Герона».Ну а теперь мы расскажем о том, как сделать модель этого гипотетического «парохода», которая может стать и отличным занятием на досуге, и как его результат ничуть не менее интересным сувениром, и… наглядным пособием для кабинета истории. Выпускается же сборная модель «танка Леонардо да Винчи», хотя она в том виде, в каком он его нарисовал, тоже ведь… совершенно неработоспособна.Начнём с того, что основой для такого корабля в то время вполне могла послужить монера – римский боевой корабль с одним рядом вёсел, каждым из которых гребло по нескольку человек. Основой корпуса такого корабля является полуцилиндр с надставленными бортами, что сильно упрощает изготовление модели.Остов средней части суднаИзображённая на нашем фото деталь может быть сделана из чего угодно, включая упаковочный картон и нарезанные полоски плотной бумаги. Снаружи остов оклеивается палочками-мешалками для кофе в два ряда с использованием клея ПВА. Затем все внутренние крепления кроме концевых переборок удаляются, после чего корпус изнутри оклеивается полосками шпона шириной 2 мм.Формы оконечностей из пластилинаОконечности носа и кормы проще слепить из пластилина, затем заморозить их в холодильнике и, смазав маслом, залить растопленным парафином. Таким образом у нас получатся четыре формы, в которые нужно будет вдавить самополимеризующуюся глину (продаётся в тех же магазинах «Леонардо») и оставить до её полного затвердевания. Готовые оконечности склеиваются друг с другом, после чего приклеиваются к средней части корпуса.Средняя часть корпуса с оконечностями из самополимеризующейся глины. Хорошо видна внутренняя обшивка корпусаА это обшивка корпуса рейками снаружиПокраску обшитого корпуса лучше всего производить «Маслом для дерева с воском»Такое покрытие позволяет получить очень красивую фактуру и насыщенный цвет!Паровой котёл – половинка деревянного шарика, покрашенная под бронзу. Очаг – всё та же самополимеризующаяся глина…А вот так будет выглядеть наша паровая турбина. Баки, трубы от которых идут к топке, могут быть предназначены для жидкого маслаНаш корпус понемногу обрастает деталями…А вот это… дрова! Тонкие нарезанные веточки!Главная палубаГребные колёса и кожухи гребных колёсДетали боевых башен, так же как и гребные колеса, вырезаны из полистирола толщиной 1 мм на стенке с ЧПУ. Однако их совсем нетрудно вырезать и из тонкого картона, вплоть до поздравительных открыток и упаковок из-под чая! На готовых башнях полосками шпона имитируют бронзовые листы…Полностью собранный корпус корабля перед покраской. Обратите внимание на «бронзовые листы» ограждения эолипила и… сложенные возле них дроваПолностью собранная и покрашенная модель с установленной мачтой и парусамиВид сверху. Подставка – кусок ДСП, оклеенный полосками шпона. Палубный настил покрыт лаком. Перила и части корпуса – акриловая краска красного и синего цветаНа парусе эмблема – греческая буква «гамма» с крыльями под название корабля – «Герония»Сами стойки под модель – картонные конусы, вырезанные из упаковки для яиц, залитые эпоксидной смолой и раскрашенные под бронзу. Вёсла – китайские зубочистки. Перила – склеены из реек 2х2 мм. Красивые завитки на носовом фальшборте вырезаны из полистиролового веера, так же как и детали новогодней кареты, о которой здесь уже как-то рассказывалось. Глаза на носу нарисовать от руки представляется делом совершенно невозможным. Но их можно заказать в типографии, где делают термонаклейки, и перевести на место при помощи паяльника, поставленного на самый малый нагрев.Понятно, что будь это реальный корабль, к нему можно было бы придираться и придираться – и это не так, и другое не… эдак. Но рассматривать его нужно именно как иллюстрацию того, что мы называем «полётом фантазии», не более. Ну а ребятам, когда они будут изучать греческую культуру в рамках школьного учебника и знакомиться с Архимедом, совсем не помешает ещё и увидеть эолипил Герона и даже пофантазировать на тему: «А как бы это мог на самом деле выглядеть его корабль, если бы он всё-таки был бы построен?».
Источник
|