Понятие «прусский дух» в литературе различных жанров – научной, научно-популярной, публицистической, художественной – традиционно ассоциируется с королевством Пруссия и немецким национальным характером. Немецкий историк Георг Генрих фон Беренхорст как-то сказал, что «Пруссия – это не государство, которое располагает армией, а армия, у которой есть государство», подразумевая под этим, что прусский военный дух, характеризующийся дисциплиной, послушанием и чувством долга, пронизывал все аспекты общественной жизни. Действительно, военная мощь Пруссии, учитывая ее незначительные размеры и ресурсы, делали ее этакой Спартой современной Европы.Фридрих Вильгельм I (1713–1740), убеждённый кальвинист, был первым, кто вдохнул жизнь в прусский дух. Именно этот «король-солдат» создал государство, стабильность которого на протяжении полутора столетий поражала весь остальной мир; государство, пережившее бури истории; государство, центральное положение которого казалось геополитически невозможным. По иронии судьбы современное правовое государство породили не могущественные и технологически развитые страны вроде Англии и Франции, а отсталая и экономически неразвитая Пруссия [2].
По мнению философа и историка Макса Вебера, «подлинный прусский дух» воплощали в себе четыре генерала: Герхард фон Шарнхорст, Август Вильгельм фон Гнейзенау, Герман Людвиг фон Бойен и Хельмут фон Мольтке. «Подлинный прусский дух принадлежит к прекраснейшим цветам германства. Каждая строчка, которая дошла до нас от Шарнгорста, Гнейзенау, Бойена и Мольтке, дышит им так же, как дела и слова крупных прусских чиновников (правда, в значительной своей части родившихся за пределами Пруссии), осуществлявших реформу; нет необходимости даже называть их. И такова же грандиозная духовность Бисмарка» [3], – писал Вебер.Шарнхорст, Гнейзенау и Бойен были величайшими реформаторами прусской армии, которые после сокрушительных поражений от Наполеона при Йене и Ауэрштедте вместе с Карлом фон Клаузевицем реорганизовали прусскую армию, поэтому неудивительно, что Вебер высоко их оценивал. Но для нас важно четвертое имя – Хельмута фон Мольтке. Именно о нем и пойдет речь в данной статье. «Величайший полководец»Генерал-фельдмаршал Хельмут фон Мольтке (1800-1891) был военным героем, многолетним членом немецкого парламента (рейхстага) и человеком, который сумел превратить Германию в господствующую державу Европы. Он происходил из знатной, но обедневшей семьи и получил военное образование в Копенгагенской военной академии. Окончив ее, Мольтке некоторое время служил в датском пехотном полку, однако благодаря своему прусскому происхождению он смог получить назначение в 8-й пехотный полк в качестве лейтенанта.В течение первого десятилетия своей военной карьеры Мольтке продолжил изучение военного искусства в военном училище прусской армии, одновременно продолжая службу в своем полку, где зарекомендовал себя как хорошего штабного офицера. В 1835 году он отправился в Турцию как военный советник султана Махмуда II. Ему приказано было только помогать в модернизации турецкой армии, но в 1839 году он участвовал в кампании Хафиз-паши против египтян в Сирии. Турецкий военачальник потерпел поражение при Незибе 24 июня и вынужден был отступить. Мольтке лично командовал турецкой артиллерией, прикрывая отступление.Вернувшись в Пруссию, Мольтке написал о своей турецкой экспедиции книгу, имевшую большой успех. В следующие два десятилетия он работает в Генеральном штабе. Его помощь принцу Фридриху, его участие в подавлении мятежа 1848 года, его постоянная отличная штабная работа снискали ему доверие и награды со стороны прусского правительства. Мольтке быстро продвигался по службе, и в 1857 году его назначили начальником Генерального штаба.Мольтке принимал участие в трёх войнах: Датско-немецкой войне 1864 года, Австро-прусской войне 1866 года и Франко-прусской войне 1870–1871 годов. Хотя он был ответственен за победы во всех трех войнах, наибольшую известность ему принесла Австро-прусская война. Ему удалось очень быстро перебросить большое количество войск по железной дороге, и он лично возглавил войска в решающей битве при Кёниггреце [1].В отличие от войн с Данией и Францией, война с Австрией была нежелательной, поскольку многие воспринимали ее как «братоубийственную» и «гражданскую» войну. Вот почему успех Мольтке в той короткой войне считался особенно важным. Некоторые историки отмечают, что Мольтке не только выиграл битву при Кёниггреце, но и был «главным творцом победы Пруссии в 1866 году» [4].Кроме того, именно благодаря Мольтке Пруссия одержала победу при Седане над Францией. После побед при Кёниггреце и при Седане Мольтке стал пользоваться таким же авторитетом, как Бисмарк. После объединения Германии в 1871 году Мольтке пользовался всеобщим уважением и восхищением. На похоронах кайзер назвал Мольтке «одним из величайших полководцев всех времён» [1].Воплощение «прусского духа»Историк Франц Герре утверждал, что у Мольтке было две «души»: одна олицетворяла человечность, а вторая — силу, поскольку Мольтке говорил, что самый благородный поступок на войне — это привести ее к быстрому завершению. Мольтке воплощал в себе лучшие черты «прусского духа»: он был умным, но практичным, успешным, но скромным, идеалистом, но в большей степени реалистом — иначе говоря, настоящим дворянином. Историк Герхард Риттер, в свою очередь, отмечал, что Хельмут фон Мольтке был «идеальным типом» северного германца [1].Одной из самых сильных сторон Мольтке был его принцип разделения военной и политической власти. Во время войны 1870 года Мольтке сформулировал принцип, согласно которому канцлер и начальник генерального штаба должны быть равны и независимы друг от друга. Мольтке не хотел, чтобы политики вмешивались в оперативные вопросы. Мольтке иногда сравнивают с Эрихом Людендорфом, но Людендорф, напротив, размывал грань между военным и политическим, что привело к разрушительным последствиям. Если Мольтке считал, что вопросы должны решаться только военными, а политические решения должны приниматься исключительно политиками, то Людендорф постоянно вмешивался в политические дела [1]. Мольтке, как и Клаузевиц, считал, что войны должны иметь моральное и политическое обоснование. Клаузевиц отвергал идею «тотальной войны», поэтому Людендорф не только не считал себя последователем Клаузевица, но подчеркивал в первой главе своей книги «Тотальная война», что «сущность» войны изменилась с тех пор, как Клаузевиц написал свой трактат «О войне» [1]. Мольтке был умен, скромен, благороден и полностью предан делу Пруссии и Германии. Он олицетворял традиционный «прусский дух», но при этом быстро реагировал на вызовы времени. Мольтке воплощал в себе чувство ответственности и стремление к ясности и беспристрастности – в отличие от некоторых других генералов, тщеславие было ему совершенно чуждо.Использованная литература[1]. Christopher Adair-Toteff. Max Weber and the «Prussian “Geist”». Max Weber Studies, 2019. [2]. Baryshnikov V. N., Borisenko V. N., Plenkov O. Y. From the enlightenment to National Socialism. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2017, vol. 62, issue 1, pp. 91–105.[3]. Цитата по: Вебер Макс. Политические работы (1895—1919) / Пер. с нем. Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2003. [4]. См. Clark, Christopher. 2007. Iron Kingdom. The Rise and Downfall of Prussia 1600–1947. London: Penguin Books
Источник
|