Когда Договор о РСМД еще не канул в историю, как-то вместе с коллегой Ставером мы почти всерьез рассуждали о контейнере с ПУ крылатых ракет «Калибр» на пожарном понтоне посредине Чудского озера. Тогда это выглядело довольно смешно, но не лишено определенных оснований, поскольку с того озера крылатые ракеты запросто простреливали всю Европу.Сегодня это не смотрится претензией на юмор, потому что контейнер… обживают. Первыми это начали бойцы народного ополчения Донбасса, размещавшие в металлических кузовах грузовиков автоматические минометы «Василек», эстафету подхватили иранцы, создав пусковые аппарели для «Шахедов», затем была известная операция «Пайтина» в исполнении украинских сил, разместивших беспилотники в прицепах «дальнобойных» грузовиков.
И вот - Турция превращает грузовые морские контейнеры в пусковые установки для скрытого перемещения ракет.Обыкновенный с виду и необыкновенный изнутри, такой контейнер предназначен для транспортировки и (естественно) запуска шести ракет Kara Atmaca, каждая из которых способна достигать целей на расстоянии более 200 км.Что представляет собой это изделие?Kara Atmaca или «Черный ястреб» в переводе – это одно из свежих творений турецкого концерна Roketsan. Разрабатывалась с 2012 года, на вооружение принята в 2021-м.Неплохая такая ракета, с малой радиолокационной заметностью, устойчива к воздействию средств радиоэлектронного подавления и может применяться в любых погодных условиях. Согласно заявлениям производителя, компании Roketsan, оператор ракеты может менять координаты назначенной цели после ее пуска или вообще отменять полетное задание, используя имеющийся канал передачи данных. Ракета движется на предельно малых высотах относительно поверхности воды, что делает ее сложной целью для перехвата.Для наведения помимо канала связи с оператором оснащается инерциальной системой навигации и модулем GPS.Характеристики морской ракеты: длина - 4,8 метра, масса - 750 кг, дальность полета - 250 км, масса боевой части 220 кг. Сухопутная ракета имеет иные возможности: длина – 5,2 метра, вес 890 кг, дальность полета 400 км, масс БЧ – 250 кг. Ракета дозвуковая, максимальная скорость 0,8-0,9М.В целом, как видите, ничего новаторского и прорывного, обычный такой «середнячок», как, в принципе, и все виды вооружения, разрабатываемые в Турции. Единственное, что отличает от многих аналогов – размеры, которые действительно позволяют разместить ракеты в стандартном контейнере.И вот Турция представила новую систему вооружений, которая позволяет запускать ракеты из обычных морских контейнеров, предлагая мобильную и легко скрываемую ударную платформу, которая может использоваться на суше или в море.Система, разработанная турецкой оборонной фирмой Rocketsan, была представлена на оборонной выставке IDEF 2025 в Стамбуле.В принципе, нового ничего. Почему – станет ясно в конце статьи, но это действительно так. Пусковая установка помещается внутри стандартного 20- или 40-футового контейнера, что делает его визуально неотличимым от коммерческих грузов. Разместить контейнер с ракетами и командой операторов можно практически на любом коммерческом судне, и контейнер будет выглядеть как гражданский груз, ничем не отличаясь от десятков других контейнеров до определенного момента.Учитывая, сколько судов находится в классических «горячих точках» типа Красного моря или Персидского залива, небольшой каботажник с парой десятков контейнеров, один из которых (или не один) будут с «начинкой», там потеряется легко. А в нужный момент, как в операции «Паутина», упадут фальшивые стены и по морским расстояниям в упор (это 25-50 км) по ничего не подозревающему кораблю будет дан такой залп.Кто не уверен в эффективности – в историю, был такой не в меру самоуверенный экипаж крейсера «Сидней». Стоит вспомнить, чем закончилась его встреча с неким «Кормораном». Атака на минимальной дистанции может свести на нет все возможности современных систем защиты.Такие платформы обеспечивают определенную гибкость логистики и операций. Контейнеры могут перевозиться на грузовике, поезде или корабле без привлечения внимания и особенно ценны для береговой обороны, если речь идет о противокорабельных ракетах и стратегической мобильности и камуфляжа, если говорить о крылатых ракетах средней дальности.Вообще оружейные системы, основанные на сильно замаскированных мобильных платформах совсем не новость. Лучший пример из истории – кошмар генералов НАТО, советский БЖРК «Баргузин». И сегодня Россия могла бы быть на первых ролях, но увы, снова не сложилось. Сегодня военные специалисты рассматривают контейнеры как новый класс скрытых ударных возможностей, который может изменить традиционные правила ведения боевых действий.Просто обратимся еще раз к карте с трафиком морских судовУбедитесь сами, насколько легко будет в этом потоке отыскать тот самый корабль, с ракетными контейнерами на борту. И буквально пара-тройка таких кораблей могут наделать нешуточных дел и парализовать движение в отдельно взятом районе.Контейнер – идеальное средство маскировки на море. Просто потому, что огромное количество судов перевозят контейнеры. Соответственно, сокрытие пусковых установок в грузовых коммерческих контейнерах, дает несколько эксплуатационных преимуществ.Они уменьшают потребность в специально построенных носителях ракет (эсминцы, фрегаты, корветы), дорогих кораблях. Применение обычных коммерческих судов позволяет неожиданно развертывать ракетное вооружение в отдаленных районах, не привлекая внимания.Более того, размещение ракетных контейнеров на коммерческих судах или в прибрежной инфраструктуре (что так же не вызовет никаких подозрений, ибо что может быть более привычным зрелищем в порту, чем гора контейнеров?) они также могут использоваться для защиты гаваней или стратегических водных путей.Здесь еще вопрос в том, что целеуказание может производиться откуда угодно, от самолета или вертолета до другого корабля, находящегося на приличном расстоянии от контейнера.Мобильность и скрытность такой системы рассматриваются как главное преимущество. Поскольку контейнеры могут легко перемещаться железнодорожным, автомобильным или морским транспортом, ракетная установка может быть развернута быстро, не требуя специализированного транспорта. Конечно, коммерческий грузовик в плане проходимости не чета специализированному многоколесному транспортеру, зато обладает куда большей скоростью. Далее только вопрос выбора места для позиции и не более того.Такой подход позволяет гибко планировать миссии и затрудняет для противников прогнозирование или превентивное уничтожение разворачиваемых ракет. Точнее, может сделать реагирование просто невозможным, как в конфликте на Донбассе или последнем между Таиландом и Камбоджей, «Грады» вели огонь с остановки прямо на дороге. Упредить такие удары даже сегодня, при развитии БПЛА, непросто.Конечно, маскировка боевых систем под гражданскую инфраструктуру еще породит много споров, поскольку ожидаемо встанет вопрос о правомерности применения оружия с гражданских судов или при помощи коммерческого транспорта. Спутниковое наблюдение и наблюдение с БПЛА в реальном времени могут дать определенную информацию для наблюдающих, однако, грузовик на шоссе вдоль берега – это не повод запускать по нему ракету. А тем более, коммерческий контейнеровоз на оживленном маршруте.Юристам еще придется извести не одну цистерну чернил, но сегодня Турция спокойно декларирует свои разработки. Эксперты говорят, что такой подход действительно будет полезен для стран с длинными береговыми линиями или тех, кто сталкивается с угрозами со стороны моря.Ну а если мы говорим о «серых» зонах, то там и подавно такие пусковые установки могут играть весьма и весьма значительную роль.Современная война вообще смещается в сторону непредсказуемости, импровизации и скорости принятия решений на основе оперативно получаемой информации. Сегодня, когда каждый шаг может быть увиден с орбиты или камерами десятков парящих беспилотников, способность прятаться на виду, будь то на пирсе, грузовом судне или грузовом дворе, может стать критически важным активом для любой страны.И что самое печальное – мы действительно могли бы быть первымиПримерно в то время, когда мы рассуждали о контейнере с ракетами посередине Чудского озера (немного раньше того момента, как нас посетила эта мысль), как раз практически 15 лет назад, на выставке МАКС-2011, был представлен новый вид платформ для запуска крылатых ракет - стандартный 20 и 40 футовый контейнер. И в этом контейнере могли размещаться от двух до четырёх крылатых ракет «Калибр».Увы, по не совсем понятным причинам, такой метод размещения ракет был отвергнут Минобороны России, и до сих пор, даже на четвертый год СВО, к нему так и не вернулись.Само по себе это и не удивительно, в 2011 году было много больше «полезных» проектов, было куда потратить деньги. На парк «Патриот», на забавные игрища, на бесполезные выставки. А удары наносятся по объектам на Украине с относительно безопасного расстояния, давая время противнику подготовиться.Между тем, противник такими приемами маскировки, как мы все наблюдали, совершенно не пренебрегает. И наносит удары практически в упор.Немудрено, что турки сделали надлежащие выводы из СВО. И теперь их «Черные ястребы», которые, заметим, в подкрылки не годятся «Ониксам», могут оказаться не менее эффективны, потому что «Ониксы» будут запускаться с много большей дистанции, чем замаскированные турецкие «Ястребы».Теперь многим в мире придется задуматься, но факт: побеждает не обязательно сильнейший, иногда побеждает тот, у кого нет особых принципов.
Источник
|