"Ramb III"В 1937-1940 годах на итальянских верфях для государственной банановой монополии Regia Azienda Monopolio Banane были построены четыре однотипных рефрижератора-банановоза “Ramb I” — “Ramb IV”. Суда предназначались для доставки бананов из портов Итальянской Восточной Африки в метрополию и различных грузов в обратном направлении.
Банановозы имели водоизмещение около 5 750 тонн, два двухтактных главных двигателя фирмы «Фиат» суммарной мощностью 7 200 л.с. обеспечивали скорость 18,5 узла, хотя она могла быть значительно превышена (в некоторых источниках дается даже 22 узла).Для перевозки грузов служили пять трюмов, обслуживаемых пятнадцатью грузовыми стрелами грузоподъемностью от 1,5 до 30 тонн. «Рамбы» могли также принять на борт 12 пассажиров, для размещения которых служили комфортабельные каюты с системой кондиционирования воздуха, отдельные от экипажа прогулочная палуба, столовая и две веранды для курящих.В случае войны банановозы планировалось переоборудовать во вспомогательные крейсера, вооруженные четырьмя 120-миллиметровыми орудиями и восемью 13,2-мм зенитными пулеметами. Необходимые для этого вооружение, боеприпасы и прочее оборудование хранились на складах в Массауа и Неаполе (для двух судов в каждом порту).В момент начала военных действий “Ramb I”, “Ramb II” и “Ramb IV” находились в Красном, а “Ramb III” — в Средиземном море. За исключением “Ramb IV”, они были переоборудованы во вспомогательные крейсера. А “Ramb IV” стал госпитальным судном под новым названием “Aquileia”.Долгая и полная событий жизнь досталась на долю «Ramb III». После начала военных действий он был реквизирован ВМФ и стал вспомогательным крейсером, эскортируя конвои на Средиземном море. Кроме того, судно использовалось и по своему первоначальному назначению, перевозя продовольствие для итальянских войск из Италии в Ливию.«Ramb III» как вспомогательный крейсер, 1941 год12 ноября 1940 года «Ramb III» под командованием капитана 2-го ранга Франческо де Анджелиса принял участие в сражении в проливе Отранто. Вспомогательный крейсер входил в состав конвоя из четырех торговых судов и старого миноносца, следовавшего из Валоны (Албания) в итальянский порт Бриндизи.Ночью конвой столкнулся с британским соединением в составе трех крейсеров и двух эсминцев. Ночной бой длился всего лишь 23 минуты, были потоплены все транспорты, тяжелые повреждения получил миноносец. Английские радары продемонстрировали свою эффективность. «Ramb III», произведя по кораблям противника 19 залпов из 120-мм орудий, смог оторваться от врага без повреждений.Но 10 мая 1941 года кораблю не повезло: прибывший в ливийский порт Бенгази с грузом мяса «Ramb III» был торпедирован английской подводной лодкой, его носовая часть была сильно повреждена. Следуя кормой вперед, корабль добрался до Сицилии, а затем его отбуксировали на ремонт в Триест.Поврежденный английской подводной лодкой “Ramb III” в мае 1943 года буксируется на ремонт9 сентября 1943 года судно было захвачено немецкими войсками. Переименованное в “Kiebitz”, использовалось в качестве минного заградителя, выставившего на Адриатике около 5000 мин. В ноябре британская авиация потопила минзаг в порту Фиуме (ныне Риека).“Kiebitz”“Kiebitz” после атаки английской авиации, Фиуме, ноябрь 1943 г.Свою новую жизнь многострадальное судно начало в социалистической Югославии. В 1948 году его подняли с 22-метровой глубины, и в 1952 году после ремонта и модернизации на судоверфи в Пуле под названием «Galeb» («Чайка») стал учебным кораблем югославского ВМФ.Надстройка была удлинена, для сохранения мореходных качеств (остойчивости и т.д.) была добавлена балластная цистерна на 400 тонн. Для кадетов и преподавателей оборудовали новые каюты, кубрики, аудитории, столовые, клуб, лазарет, парикмахерскую, мастерскую по ремонту обуви.Учебный корабль «Галеб»«Галеб» в Сплите, 1970-е годы«Галеб» приглянулся посетившему его маршалу Иосипу Броз Тито, занимавшему в то время, кроме постов президента Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ, 7 апреля 1963 года переименована в Социалистическую Федеративную Республику Югославию) и генерального секретаря ЦК Союза коммунистов Югославии, также должности председателя Союзного исполнительного вече и министра народной обороны. На 27 лет, до самой смерти Тито в 1980 году, «Галеб» стал также президентской яхтой. Для маршала, его супруги Йованки и их гостей на корабле были оборудованы фешенебельные апартаменты, отделанные мрамором.Спальня Тито на борту «Галеба»Один из салонов «Галеба», 1960-е годыТито и Йованка Броз на борту «Галеба», 1950-е годыИосип Броз Тито в адмиральском мундире на борту «Галеба»Тито на борту «Галеба»На борту «Галебы» Тито провел в общей сложности 318 дней, за это время корабль прошел 86 062 мили, совершил 49 походов и посетил много стран. На его борту побывали важные государственные деятели 102 стран, в том числе Никита Хрущев, Гамаль Абдель Насер, Индира Ганди, Сукарно, Муаммар Каддафи.Интересно отметить, что «Галеб» был вооружен артиллерией и пулеметами, а позднее и ПЗРК «Стрела-2М», на переходах для охраны его сопровождал эсминец («Пула», «Котор», «Сплит» или «Триглав»). Хотя открытое вооруженное нападение на президентский корабль было весьма маловероятным, на нем неоднократно вводилось состояние боеготовности. Это было вызвано напряженными отношениями между Югославией и Францией во время войны в Алжире, когда ФНРЮ с 1957 года оказывала поддержку Фронту национального освобождения Алжира, включая тайные поставки оружия.В ответ на это корабли ВМС Франции приступили к инспектированию югославских торговых судов на Средиземном море в поисках оружия для алжирских повстанцев. Так, 7 августа 1957 года французские корабли у побережья Алжира обстреляли и принудили к остановке и досмотру югославское судно “Srbija”, на борту которого обнаружили 70 тонн оружия. Наибольший «улов» французов составил 148 тонн военных грузов на борту теплохода “Slovenija” (18 января 1958 г.).Кроме корабля охранения, в дальних рейсах «Галебу» с Тито на борту сопровождало грузовое судно обеспечения “Lovćen”. Кроме топлива (его главными потребителями были эсминцы эскорта, обладавшие малой дальностью плавания), пресной воды и продовольствия, на его борту перевозились шикарный маршальский «Кадиллак» с кондиционером и... подарки от глав посещаемых государств (гиппопотамы, слоны, шимпанзе, рентгеновский аппарат, автомобили и т.д. и т.п.).Свой первый зарубежный визит Тито (это был и первый визит главы соцстраны на Запад) на борту «Галебы» предпринял в Великобританию в 1953 году после разрыва с соцстранами и мировым коммунистическим движением в 1948 году. Его почетным гостем был Уинстон Черчилль.Тито, Черчилль и Иден. Лондон, 1953 г.Тито и королева Елизавета IIВ конце 1954 — начале 1955 годов был предпринят первый вояж «Галеба» и Тито в страны Третьего мира, ставший действительно историческим. Посещение Индии и Бирмы открыли глаза и мысли президента Югославии в сторону нового для него мира, а народы этих стран поближе познакомились с далекой и малознакомой Югославией.Тито и египетский президент Гамаль Абдель Насер на борту «Галеба», 1955 год, Суэцкий каналМногие критиковали предпринятый вояж как слишком затратный, длительный и опасный, на что Тито ответил следующее: «борьба за мир и утверждение социализма не могут быть затратными». Не зря «Галеб» получил прозвище «Голубь мира», а Тито стали именовать «Гражданином Мира».Этот и последующие визиты главы Югославии в страны Азии и Африки, кроме политических, преследовали и чисто прагматические цели. Они открыли их рынки югославскому экспорту, в первую очередь изделиям машиностроения и вооружению, фирмы ФНРЮ получали контракты на строительство промышленных предприятий, гидротехнических сооружений, больниц и т.д.Наиболее продолжительными стали два рейса «Галеба». С 23 декабря 1958 до 1 января 1959 года Тито посетил семь стран: Цейлон, Индию, Бирму, Эфиопию, Объединенную Арабскую Республику, Судан и Индонезию. А 14 февраля — 27 апреля 1961 года «Галеб» в сопровождении соединения боевых кораблей под командованием вице-адмирала Любо Трута посетил восемь африканских стран.«Галеб» в Джакарте, 1958 г.Сукарно, Тито и Йованка Броз на борту «Галеба» в Джакарте, 1958 г.Тито и император Эфиопии Хайле Селассие на борту «Галеба»Тито и президент Ганы Кваме Нкрума на борту «Галеба», 1961годПосле разрыва со странами социализма в 1948 году Югославия и ее Коммунистическая партия (с ноября 1952 года — Союз коммунистов Югославии — СКЮ) оказались в изоляции. Против сторонников СССР в КПЮ-СКЮ и среди беспартийных в 1948–1956 годах прокатилась волна жесточайших репрессий. Из 285 147 членов КПЮ, которые она имела в начале 1948 года, было исключено 218 379 человек, громадное большинство которых вынесло на своих плечах всю тяжесть борьбы против оккупантов и за социализм. Они были репрессированы и вместе с несколькими сотнями тысяч беспартийных прошли жернова жутких концлагерей — «Голого потока», «Святого Гргура», «Билеча», «Мермера», «Забела», «Углян», «Градишка», «Рамского Рита», «Главнячи».Тито и Сталин. Кремль, 1945 годТито с советским Орденом ПобедыТяжелое экономическое положение, вызванное послевоенной разрухой и разрывом связей с СССР и другими соцстранами, а также опасения военного вторжения с востока вынудили правительство ФНРЮ обратиться за экономической и военной помощью к странам Запада, в первую очередь к США. Однако американская военная помощь ограничилась поставками в 1951-1952 гг. вооружения, включая танки и самолеты, на сумму 60 млн долларов. Какие-либо военные союзы с ними югославские коммунисты категорически отвергали, опасаясь обвинений в сотрудничестве с западными империалистами.Однако в 1955 году ФНРЮ заключила с проамериканскими антикоммунистическими режимами Греции и Турции Балканский пакт, который предполагал, что нападение на одну из этих стран будет рассматриваться как нападение на все три страны. После смерти Сталина и последовавшего вскоре потепления советско-югославских отношений, увенчанного в 1955 году совместными визитами Тито и Хрущева, Балканский пакт тихо умер.Иосип Броз Тито и Н.С. Хрущев на борту «Галеба»Тем не менее, титовская Югославия продолжала лавировать между странами НАТО и Варшавского договора. Тито и возглавляемый им СКЮ также искали и свой третий путь, как во внутренней (самоуправленческий рыночно-плановый социализм), так и во внешней (внеблоковое Движение неприсоединения) политике.Тито и Йованка Броз с американскими кинозвездами Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртон на борту «Галеба», 1970-е годыВояжи «Галеба» с Тито на борту в страны Третьего мира и переговоры с их главами служили идее-фикс маршала — созданию в противовес военным блокам движения нейтральных стран, продвигающего идеи мирного сосуществования и содействия взаимному экономическому развитию.Движение неприсоединения было официально оформлено на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Его членами стали 25 стран, еще три имели статус наблюдателей, а первым председателем избрали Иосипа Броз Тито (1961-1964 гг.). В настоящее время членами Движения являются 120 стран, еще 19 стран, включая Россию, 9 международных и 2 национально-освободительных организации имеют статус наблюдателей.Страны-члены Движения неприсоединения (синий цвет) и страны-наблюдатели (голубой) в настоящее времяУмер Иосип Броз Тито 4 мая 1980 года. На его похоронах присутствовали 209 делегаций из 127 стран. Среди них: 31 президент, 4 короля, 5 наследных принцев, 6 вице-президентов, 7 председателей парламентов, 22 премьер-министра и 13 вице-премьеров, 47 министров иностранных дел. Прибыли также делегации 22 коммунистических и 36 социалистических партий, 15 национально-освободительных движений. В самый разгар холодной войны Тито хоронил весь мир.После смерти маршала Тито и до развала Югославии «Галеб» продолжал выполнять функции учебного корабля ВМФ СФРЮ. Затем корабль, формально находившийся в собственности Черногории, оказался практически заброшенным, потихоньку ржавел и разграблялся.«Галеб» в Риеке, 2019 г.В 2001 году «Галеб» приобрел греческий судовладелец, а в 2009-м за 150 000 долларов купил город Риека, а хорватские власти объявили его объектом национального наследия.Начались работы по ремонту и реставрации корабля с целью превратить его как в музей, так и в коммерческий объект (отель, бары, рестораны и т. п.). Работы в значительной мере велись с использованием предоставленного Евросоюзом гранта (около 10 млн евро). После окончания работ 80% помещений корабля будут доступны для посетителей, а остальные 20% будут использованы в коммерческих целях.«Галеб» в процессе реставрации, 2022-2023 гг.Сроки окончания работ по ремонту и переоборудованию «Галереи» неоднократно переносились (2021, 2022, 2023 и т. д.). Согласно последним публикациям в СМИ, доступ посетителям предполагалось открыть в первой половине 2025 года.Источники:1. Югославия в ХХ веке: Очерки политической истории / Ответственный редактор К.В. Никифоров. - М.: «Индрик», 20112. Улунян Ар.А. Балканский «щит социализма». Оборонная политика Албании, Болгарии, Румынии м Югославии (середина 50-х гг. - 1980 г.). Русский фонд содействия образованию и науке, 20133. Матонин Е.В. Иосип Броз Тито. Молодая гвардия, 20124. Ричард Уэст. Иосип Броз Тито. Власть силы. Смоленск, 19975. Интернет
Источник
|