Морские глубины покоряет четвертое поколение атомных субмарин. Но что известно про современные фрегаты и эсминцы? Они представители какого поколения? X, Y или, может быть, Z?В отличие от подводных лодок, архитектура и компоновка надводных кораблей не подчиняются строгому набору ограничений. Тут возможны различные варианты размещения систем и вооружения. И ВМС каждой страны ориентируются на собственные приоритеты.Процесс строительства кораблей занимает долгие годы, что способствует еще большему разнообразию подсерий внутри одного проекта.И часто представители одного проекта сочетают в себе технологии разного времени.В мире не существует четкого деления на поколения среди крейсеров, эсминцев и фрегатов. Имеет смысл говорить только о принадлежности корабля к той или иной эпохе, судя по технологическим решениям в его конструкции.
Первые корабли с ракетным вооружением были потомками героев, сражавшихся в двух мировых войнахНо конструктивно не имели со своими предками ничего общего. Их размеры получились столь малы, что традиционная классификация корабельного состава утратила значение. Фрегат, крейсер или эсминец – теперь выбор обозначений зависел только от политического курса и амбиций.Здравый смысл запрещал ракетным кораблям увеличиваться в размерах. Их оружие получилось компактным. А излишняя концентрация вооружений на одном носителе порождала сомнения в эффективности крупных и перегруженных оружием конструкций.Однажды при закладке корпуса ракетного корабля были использованы чертежи корпуса артиллерийского крейсера Второй мировой. В нем поместились два ядерных реактора, 170 зенитных ракет средней и большой дальности, радиолокационный комплекс в составе 16 антенн и... образовалась 40-метровая пустошь в средней части. За отсутствием лучших идей, там приготовились разместить баллистические ракеты «Поларис». Но затею с «Поларисами» вскоре признали излишней для надводного корабля.Корпус принадлежал воину из другой реальности. И ракетный крейсер «Лонг Бич» до конца своих дней волочил 40 метров пустоты.  Этот и другие примеры были подробно рассмотрены в статье «Научно-техническая революция в области ВМФ».На этот раз мы обратимся к изменениям в облике флота, пик которых пришелся на конец 1980-х годов. Ревущие восьмидесятые. Кризис разрядки в отношениях сверхдержав. Программа СОИ, рейгановский «флот из 600 кораблей», морские инциденты в Персидском заливе и опыт войны на Фолклендах.Достаточно веские основания для изменений на флоте? Увы, все было иначе.Изменения, о которых пойдет речь, уходили своими корнями в далекое прошлое. Еще с середины прошлого века были определены направления роста боевых качеств, которым следуют и по сей день. Максимальная боевая уcтойчивость – при минимальном числе антенных постовПоявление зенитных ракет немедленно выявило слабое звено всей концепции корабельных ЗРК. Недостаточное число сопровождаемых и обстреливаемых целей – при угрозе массированного применения средств воздушного нападения.Первым ответить на вопрос попытался ЗРК «Тифон» – воплощение немыслимого. Установка, реализующая принципы активной фазированной антенны, созданная на основе радиоламп и электронной базы середины XX века. С десятками независимых радиоканалов для подсветки целей и управления зенитные ракетами.Неудивительно, что при таком исполнении система оказалась нежизнеспособна.Другим пришельцем из будущего стал радиолокационный комплекс SCANFAR. Невзирая на футуристический вид, его боевые качества даже в теории не слишком отличались от радаров с подвижными параболическими антеннами. Только к 1967 году удалось совместить функции обнаружения и сопровождения целей. Задачи по управлению выпущенными ракетами были возложены на группу радаров другого типа. Несмотря на противоречивые результаты, SCANFAR представлял особый интерес из-за технического устройства – совершенно нетипичного для 1950–1960-х гг. Восемь неподвижных плоских антенн (ФАР), объединенных в единую систему. По очевидным причинам SCANFAR не получил широкого распространения. Носителями экспериментального РЛК стали авианосец «Энтерпрайз» и упоминавшийся ранее «Лонг Бич». Как быть, если родился не в свое время? Делать это время своим! «Замволт 1957 года» не сумел поразить ни одну из воздушных целей в присутствии президента Кеннеди. После инцидента на корабль срочно вернули уже подзабытую 5-дюймовую артиллерию – чтобы крейсер имел возможность хотя бы стрелять в направлении противника.Главное, в чем были правы создатели чудо-крейсера – они угадали направление развития морских вооружений. Как станут выглядеть все корабли по прошествии многих десятилетий.Реальным итогом поисков стала система «Иджис» с многофункциональным радаром. Четыре плоские фазированные полотна шириной 4 метра взяли на себя все задачи по обзору воздушного пространства, сопровождению целей и частично – по управлению выпущенными ракетами. Но здесь ведется речь уже о самом конце 1970-х гг.О появлении советского аналога «Иджиса» американцам рассказали спутниковые снимки строящегося авианесущего крейсера «Баку» проекта 1143.4.Неслучайно именно этот корабль был представлен на иллюстрации в начале статьи, совместно с однотипным, но столь непохожим на него ТАВКР «Киев» (головной 1143). При размещении большей части вооружения под палубой и наличии многофункционального РЛК, четвертый ТАВКР серии 1143 получил многие признаки корабля XXI века. РЛК «Марс-Пассат» должен был обеспечить обнаружение, классификацию и сопровождение до 120 целей. Мы не станем заострять внимание на процессе рождения, достигнутых успехах и недостатках данного комплекса. Создателям «Марс-Пассат» требовалось время. Сколько заняло приведение в работоспособное состояние радиолокационного комплекса SPY-1 системы «Иджис»? Ответ – более 10 лет.  Вместе с появлением многофункциональных РЛК изменился принцип организации боевых информационно-управляющих систем (БИУС). Ранее посты ЗРК могли получать лишь первичное целеуказание от обзорных РЛС корабля. И далее были вынуждены действовать самостоятельно, используя приданые им радиолокационные средства – РЛС сопровождения и подсветки целей.БИУС нового поколения позволяли не только выделить приоритетную цель, но и выбрать наиболее эффективное в имеющейся ситуации оружие из арсенала корабля, подготовить данные для стрельбы и назначить пусковую установку. А запускать ракеты планировалось из-под палубы, прямо с мест хранения боезапасаНаибольшую известность приобрела установка вертикального пуска (УВП) Mk.41, принятая на вооружение в 1985 году. Восемь секций УВП (64 пусковые ячейки) обладали примерно такой же массой, как и предыдущая установка Mk.26 с двумя балочными направляющими и погребом на 64 ракеты. УВП не давал заметных преимуществ в плане компактности или увеличения боекомплекта. В свою очередь УВП создавала немыслимые ранее угрозы. Включавшийся под палубой ракетный двигатель становился источником экстремальных вибраций, температур и создавал проблему отвода реактивных газов. А вертикальный старт означал «возращение» ракеты на палубу при отказе стартового ускорителя. Падение ракеты на палубу немецкого фрегата Sachsen в 2018 году Преимущества УВП оказались слишком велики, чтобы обращать внимание на подобные инциденты. В конструкции УВП отсутствовала необходимость в механическом перемещении боеприпасов перед стартом. По сравнению с балочной ПУ, установка вертикального пуска имела в 10 раз меньшее энергопотребление и обеспечивала (в теории) в пять раз больший темп запуска ракет.Возможность гибко изменять состав боекомплекта, а также удобство эксплуатации предопределили выбор УВП на всех современных боевых кораблях. Это была грань, за которой стоял флот новой эпохиКорабельный состав западных флотов можно четко разделись на то, что вступило в строй до конца 1980-х. И на все, что строилось позднее.Первым, кто получил , стал ракетный крейсер «Банкер Хилл». Пятый представитель серии «Тикондерога», вступивший в строй в 1985 году.Продолжительная служба таких крейсеров в статусе «перворангов» часто подается как оправдание для продления службы их ровесников в составе ВМФ России. К сожалению, аргумент с «Тикондерогой» не подходит.За 40 лет их службы в мире так и не появилось кораблей, обладающих принципиально иными возможностями. Решения, которые используются в современных проектах, известны со времен холодной войны. Крейсер типа «Тикондерога» в кильватере японского эсминца (у кораблей 30 лет разницы в возрасте) Современные корабли становятся только слабее. Водоизмещение и боевые качества приносятся в жертву в борьбе за снижение их стоимости. Баланс смещен в сторону оборонительных качеств.Наличие сотни универсальных УВП позволяет «Тикондерогам» применять любые современные средства и боеприпасы. И для этого не требуется вносить изменения в конструкцию. Радар пережил свое время и до сих пор остается лидером среди корабельных РЛС дальнего обзора. Функционал радиолокационных средств непрерывно расширяется путем обновления версий ПО.Корабли более современных проектов выгодно отличает отсутствие РЛС подсветки воздушных целей с механическим наведением. Активные фазированные антенны основного радара теперь способны «вести» ракеты, подсвечивая для них десятки целей. А наиболее продвинутым ЗУР с активными головками наведения вообще не требуется какая-либо помощь и поддержка от корабля-носителя. Стоит заметить, что старинные крейсеры, вооруженные такими ракетами, вновь выходят на один уровень с самыми современными фрегатами и эсминцами. Но время не стоит на месте.В конструкции современных кораблей отмечается меньшая степень использования алюминиевых сплавов. Применяется модульность, адаптивный дизайн. Вместо избыточно мощных и прожорливых газовых турбин предпочтение отдается ЭУ комбинированного типа. Все это – правильные решения, снижающие стоимость эксплуатации. Но они не слишком сказываются на повышении реальных боевых качеств.В таких условиях корабли из 1980-х остаются вне конкуренции, сохраняя статус мощнейших боевых единиц – с самого рождения и до момента вывода из состава флота. Беспрецедентный случай в мировой истории. Стреляли лазером прямой наводкой – чтобы поджечь резиновую лодкуЗа последние десятилетия в мире не было заложено ни одного корабля с революционной конструкцией и возможностями. Наблюдаемые тенденции в военном кораблестроении указывают на кризис идей и полное отсутствие технологий, необходимых для совершения такого прорыва.Лазеры и рельсотроны: по правде говоря, в настоящее время никто не может объяснить, с чем связана необходимость в появлении такого оружия. При наличии широкого спектра высокоточных ракет любого калибра и назначения. В лучшем случае лазер – это попытка заглянуть в отдаленное будущее.Самые громкие из предложенных «инноваций» производят скорее комичный эффект.Возникшая на рубеже веков идея корабля-арсенала, носителя сотен крылатых ракет оказалось бессмысленной в своей сути. При нынешней стоимости высокоточных боеприпасов – имеет смысл потратиться на постройку полноценного боевого корабля.Суперэсминец «Замволт» проектировали умнейшие люди, и весь их ум был направлен на распил выделенного бюджета.Отсюда – неудавшееся возвращение корабельной артиллерии. Лупить по противнику болванками в любую погоду, не обращая внимания на ПВО, с минимальным временем реакции, засыпая берег огненным дождем. Преимущества артиллерии очевидны, но в тот раз стоимость артиллерийских снарядов зачем-то превысила ценники высокоточных ракет.Другой «инновационной» идеей было предложение разместить пусковые ячейки в ряд, вдоль бортов. Оснастив каждую УВП вышибными панелями на случай возникновения пожара или иной нештатной ситуации с ракетой.Опыт многолетней эксплуатации 100 с лишним кораблей с УВП по всему миру указывает на отсутствие явной угрозы от боекомплекта, требующей подобных мер безопасности. Все, чего добились создатели «Замволта» – было значительным сокращением ракетного боезапаса (на треть), по сравнению с крейсерами 1980-х годов.Французы совершили прорыв в создании корабля «нового века», упрятав в подпалубное пространство якорные брашпили и все палубное оборудование в носовой части. Так появился «стелс-фрегат» типа «Лафайетт», из-за отсутствия сколь-нибудь мощного оружия, способный лишь безучастно наблюдать за противником.Датчане построили гибрид эсминца и парома («Абсалон»).Итальянские зодчие вывели новую формулу корпуса, словно из-под днища фрегата вырос другой корабль! Фрегат типа PPA – высокий стиль. Но древняя «Тикондерога» (120 УВП) немало удивится, узнав о наличии всего 16 ракетных ячеек на современном фрегате, который лишь немногим уступает по водоизмещению старому крейсеру.Немцы невероятным образом построили 7 000 тонн пустоты. Огромный беззубый фрегат F125 «Баден-Вюртемберг».Будущее Королевского флота – Глобальный Боевой Корабль «Тип 26» не имеет отличий по вооружению от кораблей прошлого века. Его радиотехнические средства должны обеспечить плотный контроль за обстановкой в ближней зоне (в радиусе 60 морских миль). Поражение воздушных целей на больших дистанциях или перехват на околоземной орбите – явно не входят в список задач суперсовременного корабля. То, что умели делать корабли времен холодной войны. Самый современный китайский крейсер и японский эсминец из начала 2000-х. Кто есть кто – сразу и не поймешь. Наши восточные соседи – японцы, китайцы и корейцы на протяжении трех десятилетий «копипастили» идеи и решения американского эсминца «Берк» (проект 1985 года). Надо отдать должное Японии – за три десятилетия там появилось сразу несколько проектов «полноразмерных» и «уменьшенных» копий высокого качества, и каждая подсерия японских эсминцев заточена под определенный круг задач.Китайцы, наоборот, ударились в гигантизм, раздув американский эсминец до 10 000 тонн. С сомнительным результатом в плане боевых возможностей. По многим показателям новейшие корабли ВМС КНР уступают кораблям из 80-х годов. Корабли поколения ZДлительное отсутствие прорывов в области военного кораблестроения, как это ни странно, сыграло на руку ВМФ России. За пару прошлых десятилетий флот успел пополниться вымпелами, сочетающими в себе наиболее удачные решения, свойственные кораблям начала XXI века.Многофункциональный радар, УВП, БИУС, превращающая корабль в живой организм – все идеи, о которых говорилось выше, были переосмыслены и воплощены в облике современных корветов и фрегатов.Так по прошествии времени стало ясно, что максимальная унификация ракетных ячеек содержит проблему – габариты стандартной ячейки не позволяют развертывание тяжелых ракет. На российских кораблях (как и на многих западных) сейчас применяется сразу два типа УВП – для размещения ударного и зенитного вооружения. Архитектура надстройки позволила реализовать наиболее оптимальную (среди известных на сегодняшний день) схему размещения антенных постов.Движение обеспечивает ЭУ комбинированного типа – две газовые турбины полного хода и пара экономичных дизелей, используемых на остальных режимах. Высокая скорость, необходимая для ведения артиллерийских сражений, осталась в прошлом. Сейчас в приоритетах – продолжительность боевого патрулирования, продление ресурса механизмов и снижение эксплуатационных затрат.В конструкции заметно влияние технологии «стелс». Наклонные поверхности бортов, объединенные со стенами надстройки. Носовая часть палубы, скрытая за огромным фальшбортом. Укутанная в радиопоглощающий кожух артиллерийская установка. При этом фрегат 22350 оказался неожиданно зубаст и максимально вооружен – обладая весомым преимуществом над зарубежными ровесниками.   Теперь вы готовы заглянуть в недалекое будущее? Автор полагает возможными три основных направления.Первое и наиболее вероятное – совершенствование имеющихся конструкций с внедрением систем искусственного интеллекта, который позволит автоматизировать все задачи по сбору и обработке тактической информации. Решать вопросы боевого маневрирования, кораблевождения, применения оружия и дистанционного управления техническими средствами. Следом должно идти увеличение межремонтного ресурса всех корабельных механизмов и систем. Корабли и их экипажи (если таковые останутся) будут избавлены от необходимости проведения ремонтных работ в открытом море. Все техническое обслуживание будет производиться в базе – до начала и после завершения похода.Третий серьезный момент, которому в прошлом не уделялось внимания – автоматизация процессов погрузки боекомплекта, продовольствия, ЗИПа и расходных материалов при подготовке к походу. Все – для повышения коэффициента оперативного напряжения. Корабль должен провести максимум времени в открытом море.Вооруженный универсальными ракетами (подобными «Стандарт-6»), что способны бить по надводным и воздушным целям. С отделяемыми боевыми модулями – беспилотниками, способными сопровождать корабль по воздуху, на воде и под водой.Многое из перечисленного строится прямо сейчас. Встречайте – новое поколение японских фрегатов. Боевые надводные корабли второй половины XXI века  Согласно опубликованным данным, в проекте «Могами» (30DX) сочетаются композитный корпус, «прозрачный» мостик с технологией дополненной реальности и мачта с интегрированными антеннымии устройствами (известная мировая тенденция).Уровень автоматизации позволяет «Могами» обходиться экипажем всего из 90 человек – что в два-три раза меньше, чем на других современных кораблях похожего класса и назначения.Характерное для истории движение по спирали позволяет сценарий с возрождением идей из недалекого (или очень далекого) прошлого на новом технологическом уровне. Доказательством служит пример полного электродвижения, что используется в проектах новейших европейских фрегатов и эсминцев – по примеру турбоэлектрических ЭУ линейных кораблей 1910-х годов.Последний, чисто гипотетический момент связан с надеждой на появление технологий, о которых в настоящее время отсутствует даже малейшее представление: способных произвести подлинную революцию во всех областях техники. Какой облик получит флот через полвека – в 2073 году?Будущее покажет. 
Источник
|