Королевский флот переживает не самые лучшие времена в своей многолетней истории, и просвета пока не видно. Общеизвестные факты: из 11 фрегатов тип 23 реально боеспособны 7, остальные 4 под большим вопросом. Первый тип 26 вступит в строй в 2028 году, если не случится очередного форс-мажора. Первый тип 31 – в 2027 году.
Помимо общеизвестных проблем с количеством кораблей, не меньшие – судостроение и судоремонт. Если корабли предыдущего поколения (эсминцы тип 42, МАПЛ «Трафальгар») строились в среднем два-три года, то сейчас сроки выросли до 6–10 лет. «Глазго» фирма «БАЭ системз» обещает сдать в 2028 году, т. е. 11 лет. На серийных кораблях этот срок обещают уменьшить, но это ещё вилами по воде писано. Аналогично – проблемы судоремонта, если в нулевых капитальный ремонт с модернизацией фрегата тип 23 занимал в среднем полтора года, то сейчас около 3,5–4 лет, хотя бывает и больше. Практически весь период продления срока эксплуатации корабль пребывает в ремонте, после чего – его списывают. Порядка 100 млн фт. ст. летят под хвост корабельному коту. Сейчас такая ситуация сложилась с четырьмя фрегатами тип 23, находящимися в Центре обслуживания фрегатов в Портсмуте. Если они будут ремонтироваться четыре года, то выйдут из ремонта как раз к вступлению в строй «Глазго». Поэтому, скорее всего – их спишут и пустят на запчасти. ПЛАРБ «Венгард» стояла в капитальном ремонте 7 лет вместо положенных двух. И видимо, ремонт был не очень качественным, поскольку лодка уже три месяца находится у восточного побережья США для выполнения тестового пуска БРПЛ «Трайдент». Обычно это происходило намного быстрее. Теперь о том, чем будут заменяться нынешние корабли. У МАПЛ «Эстьют» и у эсминца «Донтлесс» в 2035 году истекают назначенные сроки эксплуатации. До 2038 года должны быть списаны все эсминцы тип 45. И если эсминцам при надлежащем ремонте и модернизации можно продлевать сроки эксплуатации, то с подводными лодками ситуация намного сложнее. При некоторых недоработках можно получить комиссию парламента по расследованию обстоятельств гибели корабля Его Величества. А уж адвокаты не упустят возможности снять последние портки с Адмиралтейства. Эсминцы тип 83 и перспективные МАПЛ существуют только в эскизах. Если их строительство начнут сейчас, что маловероятно, то они массово не успеют встать в строй в указанные сроки. Оба УДК типа «Альбион» пока пребывают в статусе «оперативно недоступный». Есть у англосаксов такая хитрая формулировка, которая вмещает в себя от «завтра поставим в капиталку» до «скоро спишем и забудем». Скорее второй вариант.Отсюда вытекает следующая проблема. Если нет УДК, то флоту не нужна бригада морской пехоты, поскольку три корабля типа «Бей» могут принять только два батальона с частями усиления. Как будет решаться эта проблема, пока неизвестно. Такая же проблема с универсальным транспортом снабжения «Форт Виктория». Пока что он стоит в ожидании ремонта, но чем закончится это ожидание, сказать сложно. А без него развертывание британских АУГ под большим вопросом, поскольку флотские танкеры типа «Тайд» могут принимать на борт и передавать в море на ходу некоторое количество твердых грузов. Однако проблема в том, что это количество небольшое. Тоже ситуация непонятная. Какими силами и средствами Королевский флот собирается в 2025 году идти в «Великий восточный поход», пока что тоже неясно. Ну и последняя по списку, но отнюдь не по важности – это личный состав. С 2000 года личный состав Королевского флота сократился на 24 % (по состоянию на 1 января 2024 года) и составляет 32 590 человек, в это число входят 6 000 морских пехотинцев, которые сейчас тоже под вопросом. По рядовому составу (по состоянию на 24 января 2024 года) – 19 470 матросов, 86 % от штатных потребностей флота. Хотя, если вычесть отпускников, заболевших и т. д., то процент соответственно уменьшится. Причем тенденция оптимизма не внушает. Ежегодно личный состав флота сокращается примерно на 1 %. Такова вкратце ситуация в Королевском флоте на начало 2024 года.
Источник
|