Розница не сдаётся. И не продаётсяРеально розничный рынок бензина, как бы его под себя не подминали нефтяные гиганты, всё-таки существует. Как ухитряются выживать крохотные провинциальные сети, располагающие порой десятком, максимум двумя АЗС – тема для отдельного исследования, но именно они не дают зарываться тем же «Роснефти» или «Лукойлу».
Впрочем, ни для кого не секрет, что одиночные заправки в глухих углах представляют собой что-то вроде офшоров под крышей тех же крупных компаний и ещё сами понимаете кого... Но если это позитивно отражается на цене бензина и дизеля, так тому и быть.Разбросанные по городам и дорогам АЗС за время пандемии и СВО показали поистине завидную стойкость. Закрылись за это время очень немногие, хотя очень многие вставали на паузу порой сразу на месяц-два. Потом возвращались, перейдя к новым владельцам или как-то иначе уйдя из-под груза долгов. При регулярных скачках оптовых цен именно розницу стоит благодарить за относительную стабильность сценами для простых водителей. Но нельзя не поблагодарить и тех, кто нефть в стране добывает и кто ввёл против нас санкции.Здесь и сейчас или уже никогдаПотолок цен поначалу только немного сбил активность экспортёров нефти. Однако очень скоро пришлось перестраиваться, так как это только со спросом из Китая, Индии и откуда там ещё всё по-прежнему в полном порядке. По всем иным параметрам – проблем просто множество.Всё новые и новые сложности в логистике, системах расчётов, страховых и прочих юридических и вроде того делах возникают чуть ли не ежедневно. А снижать под всё это уровни добычи, да ещё согласуя тот или иной шаг с ОПЕК, с которой дружба у России крепнет просто день ото дня, не только не хочется.Это просто грозит перспективой потери колоссальных прибылей уже не на месяцы, а на годы вперёд. Вряд ли кто-то в той же ОПЕК или на Западе вообще представляет, сколько в России скважин, которые надо вырабатывать по принципу – либо здесь и сейчас, либо никогда.Обернуться и вернутьсяОбернуться к внутреннему рынку заставляет сама жизнь, и здесь сразу речь заходит про наши НПЗ. Белорусские – в Мозыре и Новополоцке, которые на порядок лучше российских, поскольку изначально были ориентированы на экспорт качественных нефтепродуктов, даже рассматривать не станем. Да, они теперь и в Россию стали продавать своего товара куда больше, чем до обострения с санкциями. Но вы бы слышали, как в первые дни сентября завопили отраслевые «всёпропальщики» по поводу удара украинского БПЛА по НПЗ в Капотне. Неужели кто-то всерьёз верит в то, что даже с учётом многодневного пожара на хранилище ГСМ в Ростовской области, потеря, ещё только потенциальная, единственной ректификационной колонны в Капотне способна обрушить российский рынок топлива? Порой в России закрывается на профилактику по пять-шесть НПЗ одновременно, но рынок держится. И, кстати, наши ракеты всё, что только можно и нельзя на Украине, кроме, разумеется, мостов на Днепре, низвели до состояния «ничто», но вражеские танки как-то ухитрились доползти чуть ли не до Курской АЭС. Куда придётся наш очередной удар возмездия после «чёрной ночи» на 10 сентября? И остановит ли это врага? Есть не просто сомнения, есть ответ – увы, нет. Но мы не об этом, а о ценах на бензин у нас в России.Они всегда умели держаться в отрыве от опта, причём в полном отрыве. И в отрыве от мировых цен на «чёрное золото». Про потолок цен и эмбарго вовсе нет слов. И хотя ещё ни разу сколько-нибудь реального снижения цен на заправках рядовой потребитель так и не дождался, он не может не замечать снижения цен в конвертируемой валюте. И может, правда, пусть она себе растёт?У нас же внутри страны на цены в магазинах влияют только внутренние цены на бензин. А инфляцию разгоняют вовсе не высокие зарплаты уходящих на СВО, а тарифная политика монополистов, ненасытное ЖКХ, налоги и кредитные ставки, прежде всего ключевая от ЦБ РФ, как бы нам оттуда ни твердили совершенно обратное. Никто не платит за всёЕдва ли не главное в том, почему бензиновые цены, вопреки всем опасениям, не растут, а если и растут, то не сильно и не быстро – то, что никто сейчас не боится падения спроса. Впереди уборочная, там платят все, впереди – продолжение наступления и почти наверняка контрнаступление под Курском, и там тоже заплатят за всё.Настоящим негативным фактором, который в любом случае может заставить розничные цены рвануть вверх, остаётся курс рубля, про который мы вообще-то напрасно обмолвились – пусть, мол, растёт. Вовсе нет, для цен на бензин стабильный рубль лучше любого якоря. Поэтому раздражают заявления некоторых экономистов о возможности, а порой даже о необходимости небольшой девальвации рубля. Во-первых, если она небольшая, то это уже не девальвация, а просто снижение курса. А во-вторых, даже небольшая в итоге обязательно окажется большой, так как подзаработать на ней захотят слишком многие. Которые вовсе не заслужили дополнительных доходов, да ещё и на чужой беде. В который раз вспомним, что бензин в России дорожает как при растущем, так и при падающем курсе рубля. Но ваши авторы не устают критиковать и тех, кто готов успокаивать народные массы сентенциями про то, что в долларах бензин у нас дешевеет. Сами мы данный факт не оспариваем, но особо позитивным его не считаем. А вот то, что на СВО никто не торопится сжигать всю солярку сразу, даже ради освобождения Курской области, фактор всё-таки позитивный. И вообще военный фактор на розничную торговлю топливом влияет лишь косвенно. Дефицита бензина и солярки, чтобы там ни голосили наши оппоненты, в России нет и не будет, по крайней мере, в обозримом будущем. Ну и конкретных цифр в данном обзоре не ждите – и не потому, что они слишком часто меняются. Сообщается, что растут оптовые цены, но существенного роста цен в рознице ждать придётся как минимум до первых холодов.
Источник
|