05:45
Курильские острова перед войной

Курильские острова перед войнойВ следующем 2025 году будет 80 лет с того момента, как Курильские острова стали советскими, а потом и российскими. Бои шли за остров Шумшу 18–22 августа 1945 года. Остальные острова, в том числе южные острова Курильской гряды, были заняты без боя. Советский десант принимал капитуляцию японских войск, а некоторые гарнизоны успели эвакуироваться в Японию. Всего было взято в плен 50,4 тысячи японских солдат и офицеров, захвачено более 300 орудий и минометов, уничтожено и захвачено 70 танков, захвачены автомобили, паромы, морские транспорты, баржи, склады с военным имуществом.


Курилы были японцами милитаризованы в очень большой степени. К началу боев на них находилось около 60 тысяч солдат и офицеров, тогда как мирное население четырех южных островов в 1945 году оценивалось в 17,2 тысячи человек и еще 2,2 тысячи человек мирного населения проживало на северных островах Курильской гряды. Иными словами, военных на островах было втрое больше, чем гражданских лиц. Это, кстати, ставит вопрос о том, зачем японцы держали столько войск на Курильских островах и какие задачи на них возлагались.Какая-то ценность для японцевСобственно японский период истории Курильских островов начался в 1875 году, когда по Петербургскому договору от 25 апреля (7 мая) 1875 года Россия передала Японии все Курильские острова к северу от острова Урупа в обмен на признание Сахалина владением России. Вплоть до сентября 1945 года эти острова были японской территорией.У обладания островами были, конечно, свои выгоды. Однако японская колонизация Курил шла медленно, главным образом из-за сурового климата. Из-за влияния зимних ветров с материка, замерзания Охотского моря и холодного Курильского течения (Оясио), текущего из Берингова моря к востоку от Курильских островов к Японии, климат был не так чтобы хорош. Летом – туманы и дожди (222 дня с дождями), зимой – обильные снегопады (140 дней со снегопадом), то есть практически непрерывные осадки. Зимой холодно, летом – не жарко, только август был без отрицательных температур. Поэтому простой люд туда на постоянное жительство не рвался, предпочитая заниматься сезонным рыболовством, промыслом морских котиков и китов. В 1893 году появилась первая постоянная колония на острове Шумушу (Шумшу). Эта колония была создана военно-морским капитаном Гундзи Шигедата, основавшим общество «Хокоугикай» (報效義会) для колонизации Курил. Однако попытка была не слишком удачной. В 1895 году жители этого первого поселка после тяжелой зимовки были эвакуированы. В 1896 году Шигедата сделал вторую попытку, на сей раз более удачную. В 1904 году, получив известие о начале войны с Россией, Шигедата сформировал отряд из поселенцев и напал на Камчатку. Война для него оказалась неудачной, часть его отряда погибла, а сам он попал в плен к русским и был отпущен лишь после завершения войны. В 1922 году Япония подписала Вашингтонское морское соглашение, один из пунктов которого запретил строительство укреплений и милитаризацию Курильских островов. Однако именно в это время усиливается гражданская колонизация Курил, очевидно, ввиду неизбежной, как представлялось японскому правительству, милитаризации островов. Чтобы там разместить более или менее многочисленные войска, требовалась хотя бы минимальная инфраструктура и хозяйство. Об этом периоде развития Курил, с начала 1920-х годов примерно по начало войны, даже в японских материалах осталось не так чтобы много сведений. Материалы по Карафуто, то есть Южному Сахалину, гораздо более многочисленны.Однако есть два интересных издания, которые отображают хозяйственное положение и отчасти планы в отношении Курил, по состоянию на начало войны. Первое – «Чишима кайхатсу кейкаку ан» (Черновой проект развития Чишима), изданный феврале 14-го года Сёва (1939) отделением префектуры Хоккайдо в Номуре. Второе – «Чишима чоуса гайёу» (Краткий обзор Чишима), изданный префектурой Хоккайдо в 17-м году Сёва (1942). Это издание имело гриф (по-нашему) «Для служебного пользования». Страница из обзора 1942 годаЧишима – это японское название Курильских островов. Полное название – Чишима реттоу (千島列島). Но японцы тоже любители сокращать, и часто пользовались всего двумя иероглифами 千島. По смыслу – «Тысяча островов». Это весьма интересно еще и потому, что, к примеру, в обзоре Курильских островов А. Соловьева, изданном в издательстве Севморпути в 1945 году, экономическое значение курильских ресурсов фактически отрицалось. Да и потом этим вопросом у нас не интересовались. Между тем даже беглый просмотр японских изданий показывает, что японцы находили на островах нечто для себя ценное и готовы были вложить немалые средства в экономическое развитие островов. Они получили острова, так сказать, в первозданном виде и довольно много на них построили. Сера как основа основ Статистические материалы не всегда объясняют, что и зачем нужно, но все же дают ключи к пониманию экономического положения. Исходя из того, что указано в проекте развития 1939 года и в обзоре 1942 года, японцы вовсе не собирались оставлять Курильские острова только лишь как базу для рыболовства. Хотя рыбный промысел занимал доминирующую роль в курильской экономике при японцах. В 14-м году Сёва (1939), как следует из краткого обзора 1942 года, общий объем производства на Курилах составлял 76,1 млн иен. В том числе: рыбы – 59,3 млн иен (77,9 %) и, неожиданно, продукции горнодобывающей отрасли – 14,4 млн иен (18,9 %).Причем наибольшую экономическую отдачу давали именно северные острова Курильской гряды, а не южные. На северные острова приходилось 54,4 млн иен продукции (рыба – 42,9 млн иен, горнодобыча – 11,5 млн иен) или 71,4 % производства всех островов, вместе взятых. В то время был развит китобойный промысел. Без изысков – тушу кита вытаскивали на берег и разделывали. Из альбома, изданного префектурой Хоккайдо в 9-м году Сёва (1934).Если с рыбой более или менее ясно – улов у северных островов Курильской гряды богаче, то вот горнодобыча требует пояснений. Японцы предметно занимались разведкой и добычей полезных ископаемых на Курильских островах, хотя сведений об этом не так много. О том, что на Курилах есть полезные ископаемые, было известно даже из морских лоций. У острова Буротон центральной части Курил и у островов Маканру, Арайдо, Парамушир и Шумушу северной части Курил отмечались сильные магнитные аномалии, требовавшие корректировки при прокладке курса. Это большие железорудные месторождения. По современным оценкам, ресурсы железной руды Курил составляют 273 млн тонн. Японцы, конечно, имели более скромные успехи в геологическом изучении островов, да и начали примерно в начале 1930-х годов. На Кунашире, например, уже в 9-м году Сёва (1934) работало разведочных партий: 11 – на золото, 4 – на медь, 7 – на свинец и цинк, 4 – на серу. Кое-что на Курилах из полезных ископаемых было найдено. К примеру, 1,6 млн тонн серы, 30 тысяч тонн медной руды с содержанием 3,5 %, 310 тысяч тонн железной руды с содержанием 35 %, а также 340 тысяч тонн железистых песков с содержанием 60 %. Найденные ресурсы тут же пускались в разработку, насколько позволяли местные условия. В 13-м году Сёва (1938) на Курилах работало восемь шахт, добывавших золото и серебро, серу, пирит, свинец и цинк, с общей стоимостью продукции 500 тысяч иен. В 10-м году Сёва (1935) на Курилах добывалось 7,5 тысячи тонн пиритов, 4 тысячи тонн серы, 719 тонн руды с содержанием золота, серебра и меди. Перед самой войной геологоразведочные работы на Курилах резко интенсифицировались. В 15 году Сёва (1940) на Курилах было 12 добывающих и 163 разведочных шахты, а также две россыпи в разработке. Курилы были весьма важны для японской военной экономики, хотя бы потому, что сера и серный колчедан (пирит) шли на производство серной кислоты, без которой невозможна военная промышленность, в частности, получение порохов и взрывчатки. Серная кислота используется для получения азотной кислоты. Судя по стоимости продукции горнодобычи и ее значительной доле в экономике Курил, во время войны разработки полезных ископаемых, в первую очередь серы, должны были резко увеличиться. Пока не удалось найти конкретных сведений, но, скорее всего, в военные годы Курилы были одним из основных в Японии поставщиков важного военно-промышленного сырья. Сельское хозяйство в промышленных масштабахДругое любопытное явление – настойчивое приглашение переселенцев на острова. В своем начале японская колонизация Курил была сопряжена с огромными трудностями и приключениями, но в конце 1930-х и начале 1940-х годов основные трудности были уже преодолены. В соответствии с кратким образом 1942 года, в 15-м году Сёва (1940) в целом на Курилах было 2 437 хозяйств, в которых проживали 12 209 человек. Большая часть из них проживала на Кунашире – 1 451 хозяйство и 7 377 человек; довольно много обитали на Эторофу – 750 хозяйств и 3 760 человек. На Шумушу было всего 87 хозяйств, в которых числились 209 человек. Во время сражения в 1945 году на острове дислоцировалось 8,5 тысячи солдат и офицеров, то есть Шумушу был одной большой военной базой. Если делать ставку только на рыболовство, то постоянное население на Курилах не нужно, либо оно должно быть очень немногочисленным. Но в свете развития горнодобывающего дела, лесной промышленности, а также военных баз, постоянное гражданское население становится необходимым. Скажем, японцы перед самой войной вынашивали планы бурного развития сельского хозяйства на Курилах, в первую очередь животноводства. Некоторое собственное производство сельскохозяйственной продукции уже имелось. Согласно плану развития Курил 1939 года, на момент составления плана производство продукции растениеводства составляло 56,4 тысячи иен, а продукции животноводства – 54,8 тысячи иен. Трудно сказать, насколько оно удовлетворяло потребности островов; в статистике данные обычно даются в стоимости, что не позволяет произвести примерные расчеты потребления. Хотя в убийственно точной японской статистике где-то наверняка сохранились и натуральные показатели.По плану продукция растениеводства должна была вырасти до 3,2 млн иен, а продукция животноводства – до 1,5 млн иен. В особенности стоит обратить внимание на лошадей. На момент составления плана на Курилах было 4,5 тысячи лошадей, а по плану поголовье должно было вырасти до 29,1 тысячи лошадей. Почему лошади? Это японцы, должно быть, увидели в Монголии. Лошадей можно разводить даже в экстремально холодном климате, а растительность, в том числе поедаемая лошадьми, на Курилах гораздо лучше. Этот вид животноводства они рассматривали как наиболее подходящий для условий островов.В общем, план развития сельского хозяйства предусматривал, образно говоря, переход от приусадебных участков к промышленному растениеводству и животноводству. Дороги. С точностью до сантиметраНаиболее удивительное на Курилах – это дороги. Японцы вложили немало труда в то, чтобы создать на Курильских островах собственную дорожную сеть. В 16-м году Сёва (1941), согласно обзору 1942 года, на Курилах было 1 099 км 451 метр и 9 см различных дорог. В этой статистике учтены только три южных острова: Кунашир – 213 км 614 метров и 55 см; Шикотан – 127 км 292 метра и 66 см, и Эторофу – 616 км 500 метров и 46 см. Трудно понять, для чего измерять протяженность дорог с точностью до сантиметра, но в японской статистике были даны именно такие данные. Однако, думается, что трудности прокладки дороги были настолько велики, что фактически дороги в значительной мере высекали в скалах, потому протяженность дорог реально измеряли сантиметрами. В плане развития Курил 1939 года указано, что в 13-м году Сёва (1938) на этих трех островах было 684 км 653 метра и 30 см дорог. Сравнение данных позволяет сказать, что велось весьма интенсивное дорожное строительство, и за три года было построено 414,8 км дорог. Также в плане было предусмотрено развитие дорожной сети. В графике 1939 года предполагалось строительство новых дорог: на Кунашире – 215,6 км, на Эторофу – 100,2 км, а также новое строительство простых дорог: на Шикотане – 5,9 км, на Эторофу – 180,6 км. Кроме этого, намечалось и улучшение дорог: на Кунашире – 136,6 км, на Шикотане – 54,5 км, на Эторофу – 183,1 км. Рыбакам дороги на острове не нужны; они живут там, где причалили. Да и остальному населению, которое тяготеет к бухтам, тоже нет необходимости в дорогах. На Курилах было хорошо развито каботажное судоходство, небольшие суда ходили по определенным маршрутам и по расписанию в каждую населенную бухту и рыбацкий причал. Также были судоходные линии, связывающие Курилы с Номура на Хоккайдо, с Токио и Осакой. Образчик судоходных коммуникаций на Курилах в то время. Парамушир. Из альбома, изданного префектурой Хоккайдо в 9-м году Сёва (1934).Бухта на Шимуширу, как видим, почти без оборудования. В условиях легкодоступного морского транспорта строить с большими трудами дороги – это требовало особо веской причины. Из альбома, изданного префектурой Хоккайдо в 9-м году Сёва (1934).Схемы из плана развития 1939 года. Схема судоходных маршрутов КунашираНо вот всем остальным отраслям курильской экономики, а также войскам дороги абсолютно необходимы. Причем для войск требовались хорошие дороги. Лес. Не вырубить и за сто летНаконец, японцы на Курилах широко использовали лесные ресурсы. В советском обзоре Курил 1945 года ценность курильских лесов отрицается: мол, древесина рыхлая, пористая, невысокого качества. Но японцы так не считали, вплоть до того, что устроили на острове лесоразведение. Про японцев часто пишут, что они будто бы хищнически эксплуатировали природные ресурсы. Вот и с лесным хозяйством может возникнуть мнение, что они курильские леса только рубили. Однако в плане развития 1939 года был целый раздел, посвященный лесному хозяйству. В нем был целый ряд мероприятий, таких как расчистка буреломов под временную распашку, прокладка в лесах противопожарных полос, естественное и искусственное лесонасаждение. Естественное – это участки леса, которые оставлялись под деревья, вырастающие самосевом. Искусственное – это питомники и лесопосадки. В 14-м году Сёва (1939) на Курилах было проведено искусственное ласонасаждение на площади 3 200 тё (3 174 гектара) и высажено 10,5 млн деревьев. 21 тё были отведены под питомники, в которых выращивалось 880 тысяч саженцев возрастом более года.Кунашир на схеме из плана развития 1939 года. Коричневым цветом обозначены поселения рыбаков, зеленым – водосборные леса ручьев и рек. Эти леса обозначали особо, от них зависело снабжение питьевой водой. Также другие элементы инфраструктуры: черная линия – дороги, кружок со знаком «Т» – почтовое отделение, кружок с крестиком – почтовая станция. Также обозначены две шахты.Еще одна интересная сторона японского лесного хозяйства на Курилах: прибрежные и противотуманные леса. Когда туман под ветром проходит через лес, происходит конденсация воды на листьях, и туман таким образом сильно прореживается или даже исчезает. Высаживание леса в определенных местах могло бы избавить многие курильские бухты от частых туманов и улучшить условия судоходства. Вот этот проект был бы очень интересен и сегодня.Прибрежные леса должны были защитить населенные пункты от постоянных ветров с моря, что несколько улучшало суровые условия жизни. Лесов на Курилах японцами было учтено в 14-м году Сёва (1939) 464,4 тысячи тё (460,5 тысячи гектаров), запасы древесины в которых исчислялись 217,2 млн коку (коку как единица измерения объема твердых материалов равна 0,28 кубометра; 60,8 млн кубометров). В использовании находилось 8,2 тысячи тё (8 132 гектара) лесов. Впоследствии, уже в кратком обзоре 1942 года запасы древесины указаны для всех Курил, и они оценивались 87,8 млн коку, в том числе 72 млн коку на южных Курилах (24,5 и 20,1 млн кубометров соответственно). Причины расхождения оценок неясны. Вырубка в 1942 году указывалась – 504,3 тысячи коку (141,2 тысячи кубометров). При такой интенсивности рубки леса хватило бы на 173 года. Это говорит о том, что в то время не выбиралась даже расчетная лесосека, то есть спелый лес, не говоря уже о сведении лесов на Курилах. Поэтому японцы планировали дальнейшее развитие лесного хозяйства. Если в 12-м году Сёва (1937) на Курилах производилось лесоматериалов на 1 670 тысяч иен, то план предусматривал увеличение до 4 666 тысяч иен. На Кунашире в 1942 году работало пять лесопилок, которые производили 15,4 тысячи коку (4,3 тысячи кубометров) пиломатериалов. Этого, конечно, было очень мало, и для местного хозяйства, и для войск. В отсутствие угля местное население и войска отапливались дровами, что уже само по себе требовало лесозаготовок. Кроме того, интенсивное строительство военных объектов требовало леса и пиломатериалов, которые старались заготовить на месте, чтобы не везти их морем из Японии или Кореи. Японцы перед войной вкладывали ресурсы в Курилы. В 13-м году Сёва (1938) ввоз на Курилы составлял 24,8 млн иен, а вывоз – 10,7 млн иен. В экономическом смысле Курилы для Японии были дотационной территорией, которой давалось больше, чем с нее получалось. Что за этим стояло? Планы индустриализации островов? Пока что это не очень ясно, поскольку доступные материалы освещают положение лишь фрагментарно. Использованный обзор 1942 года был составлен префектурой Хоккайдо, и в нем не получили отражение состояние и планы промышленных компаний и армии. Эти материалы предстоит поискать в другом месте.



Источник

Просмотров: 19 | Добавил: Dmitrij | Теги: войной, Курильские, острова, Перед | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх