Щит гоплита: непроницаемая стена древнегреческой армииКлючевым элементом защитного вооружения древнегреческого воина был знаменитый щит — аспис. Этот важнейший компонент снаряжения прошёл долгий путь эволюции с микенской эпохи. Изначально щит имел форму восьмёрки с боковыми вырезами. К VIII веку до н. э. он трансформировался в круглый щит, известный как аргосский (аргивский) или гоплон. От этого названия и произошёл термин «гоплит» — тяжеловооруженный пехотинец, ставший символом греческой военной мощи.
Аргосский щит отличался от предшественников увеличенной выпуклостью и усиленным краем. Эти особенности придавали ему необходимую жёсткость для противостояния ударам в бою. Диаметр щита составлял около метра, а вес — 7-8 килограммов. Он защищал воина от подбородка до колен, а также частично прикрывал левый бок соседнего бойца в строю. Таким образом, щит служил не только индивидуальным средством защиты, но и важным элементом коллективной обороны фаланги.Щит гоплитов — аргосский гоплонНесмотря на внушительные размеры, щит был относительно тонким. Это делало его эффективным против ударов копий и мечей, но уязвимым для дротиков и стрел. Такая конструкция отражает стремление греков к балансу между защитой и мобильностью, что было критически важно для маневренности в строю фаланги.Крепление щита к руке осуществлялось с помощью бронзового браслета — порпакса. Его приклёпывали к внутренней стороне щита двумя пластинами. Воин просовывал предплечье через порпакс и захватывал рукой шнур, проходивший по всей окружности края щита. Этот шнур крепился к щиту заклёпками, расположенными через равные промежутки и скрытыми под внешним покрытием.Интересная деталь: спартанцы после окончания военных кампаний отсоединяли порпакс и хранили его отдельно. Это предотвращало возможное использование щита илотами в случае восстания. Такая практика подчёркивает, что щит был важен не только как часть вооружения, но и как символ гражданского статуса.Основу щита изготавливали из дерева, вероятно, орехового. В классический период его стали покрывать тонким слоем прессованной бронзы или воловьей кожей. В архаический период металлическое покрытие ограничивалось краями и умбоном по центру. В классическую эпоху центральный умбон исчез. На щиты наносили эмблемы, часто красного цвета на чёрном фоне, что хорошо видно на вазовых росписях.После первых столкновений с персами греки ввели дополнительный элемент — кожаный фартук на нижнем крае щита. Он служил для защиты от вражеских стрел и дротиков. Это нововведение демонстрирует способность греков адаптировать своё вооружение к новым угрозам.Щиты также служили средством идентификации и выражения принадлежности к определённому полису. Например, аргивяне славились своими белыми щитами, иногда украшенными изображением гидры. Об этих щитах упоминает даже Эсхил. В основном на щитах использовались геометрические узоры, изображения предметов и животных. Со временем появились специальные символы, обозначающие принадлежность к определённому полису: лямбда для Спарты, палица для Фив и так далее. Эти символы не только помогали идентифицировать воинов на поле боя, но и усиливали чувство единства и гордости за свой город-государство.Шлемы: защита и устрашениеШлем гоплита, как и щит, не отличался чрезмерной крепостью. Он не всегда мог выдержать удар меча, но его гибкость позволяла легко надевать, снимать и поднимать на лоб во время передышки. Основной проблемой шлема было отсутствие ремешков для фиксации на подбородке. Это создавало риск потери шлема в пылу сражения.Наиболее распространённым был коринфский шлем, известный с VIII века до н. э. Он постепенно эволюционировал и полностью закрывал лицо, оставляя лишь прорези для глаз, носа и рта. Однако главным недостатком такой конструкции было то, что она закрывала уши, затрудняя восприятие команд командира. Поэтому воины часто держали шлем поднятым до начала непосредственного столкновения. Это позволяло им лучше слышать приказы и оценивать ситуацию на поле боя.В V веке до н. э. появились новые модификации шлема, отражающие стремление к улучшению слышимости и обзора:1. Халкидский шлем с отверстиями для ушей и съёмными или фиксированными нащёчниками.Шлем халкидского типа из южной Италии, 2-я половина IV века2. Аттический шлем со съёмными нащёчниками и без наносника.Аттический шлем3. Фракийский шлем с приподнятым краем для защиты глаз и ушей, длинными нащёчниками, закрывающими рот, и небольшим гребнем на вершине.Разновидность фракийского шлемаПараллельно развивался и распространялся беотийский тип шлема. Он был более открытым и происходил от войлочного головного убора. По словам Демосфена, контингенты из Платей всё ещё носили такие головные уборы во время первого персидского вторжения. Беотийский шлем имел широкий козырёк, выступающий по всей окружности, особенно заметный на лбу. Это разнообразие типов шлемов показывает, как греки экспериментировали с дизайном, стремясь найти оптимальный баланс между защитой и практичностью.Внутреннюю часть шлемов обычно выстилали тканью. Некоторые воины дополнительно надевали под шлем тканевый головной убор для смягчения ударов. На вершине шлема часто располагался гребень из конского волоса. Изначально он служил для придания воину более внушительного вида, а позже стал знаком ранга. Гребень хранили отдельно от шлема в специальном ящике, чтобы сохранить цвета. Перед боем его прикрепляли к шлему с помощью вилок-крепежей или слегка изогнутого стержня.Вилка-держатель для гребня (правда, для римского шлема)Офицеры, подобно римским центурионам, носили поперечный гребень. Известно также, что таксиархи и стратеги нередко украшали свои шлемы гребнями со страусовыми перьями. Эти элементы не только выполняли декоративную функцию, но и помогали солдатам быстро идентифицировать своих командиров в хаосе битвы.Ещё одним отличительным знаком спартанских офицеров был бактерион — палка, которая могла быть прямой или изогнутой на одном конце. Её использовали для опоры тела под левой подмышкой. Проще говоря, это был посох или даже костыль. Бактерион служил не только знаком различия, но и имел практическое применение, позволяя офицерам сохранять силы во время длительных походов и сражений.Миниатюра, изображающая спартанского командира в шлеме с поперечным гребнем и с бактерионом в рукеДоспехи: от колокола к анатомииВ архаический период наиболее важные воины носили доспехи в форме колокола с горизонтальными кольцевыми пластинами, расширяющимися к талии. Этот громоздкий доспех, который мы можем представить на гомеровских героях, со временем эволюционировал в так называемый «анатомический» бронзовый доспех классической эпохи. Эта эволюция отражает общую тенденцию к повышению мобильности и адаптации к тактике фаланги.Анатомический доспех моделировали по форме торса и закрывали на талии. От него свисали полосы дублёной кожи, называемые птеругами. Их располагали в два слоя, причём второй слой закрывал промежутки, оставленные первым. Такое решение обеспечивало дополнительную защиту нижней части тела, не ограничивая при этом подвижность воина.Один из ранних вариантов анатомической кирасыПо сути, доспех состоял из двух бронзовых пластин, соединённых тремя шарнирами с каждой стороны — по одному на каждом плече и по два на боках. Обычно открывали и закрывали шарниры на правой стороне, закрепляя их булавками. В некоторых моделях для дополнительной фиксации использовали ремни под мышкой, крепившиеся к двум кольцам в месте соединения пластин. Такая конструкция позволяла воину легко надевать и снимать доспех, а также обеспечивала хорошую подгонку по фигуре.Более поздний (римский) анатомический доспех с ремешками и птеругами для бёдер и для плечСуществовал также другой тип доспеха, называемый «композитным». В нём бронзу покрывали льном или кожей для предотвращения ржавчины. Некоторые доспехи изготавливали только из нескольких слоёв дублёной кожи или льна (линоторакс). Льняной доспех ценили за его гибкость, лёгкость и низкую стоимость. Его толщина могла достигать полсантиметра. Соединение обычно располагалось на левом боку. Ещё один U-образный кусок отходил от центра спины, чтобы прикрыть плечи, с двумя концами, закреплёнными на груди.Под доспехи греческие воины надевали одежду. До середины V века до н. э. этой одеждой чаще всего был хитон — характерный для того времени предмет гардероба. Хитон обычно изготавливали из льна или шерсти. Он представлял собой прямоугольный кусок ткани, который оборачивали вокруг тела, драпировали и подпоясывали на талии. При этом верхний край отворачивали до пояса. Позже хитон заменили на эксомис — короткую льняную тунику без рукавов, стянутую на талии поясом. Защитное вооружение дополняли поножи, введённые с VII века до н. э. Мастера придавали им форму, соответствующую контурам икры. Благодаря этому они плотно прилегали к ноге, не требуя дополнительных ремешков для фиксации. Изначально поножи закрывали ногу от лодыжки до колена. Со временем их стали делать так, чтобы они защищали и колено, которое оказалось особенно уязвимым в бою. В некоторые периоды под поножи надевали что-то вроде чулок, чтобы избежать трения бронзы о кожу. Наступательное вооружение: копьё и мечИз наступательного вооружения копьё, называемое дору или дори, играло гораздо более важную роль, чем меч. Греки предпочитали копья с древком из ясеня, который обеспечивал оптимальный баланс между прочностью и лёгкостью. Хотя некоторые полисы импортировали древесину из других балканских стран, ясень в изобилии произрастал в горных районах полуострова. Длина копья составляла чуть менее двух с половиной метров, а вес — около килограмма.Процесс изготовления копья был довольно сложным и требовал высокого мастерства. Сначала брёвна раскалывали вдоль с помощью деревянных колотушек и клиньев. После выдержки куски дерева дополнительно обрабатывали, удаляя все слабые части. В результате получалось грубое древко диаметром около шести сантиметров. Затем специальный мастер, называемый дориксос («точильщик копий»), с помощью небольшого изогнутого ножа ксуэле придавал древку окончательную форму. Для финальной обработки поверхности древка использовали несколько методов: шлифовка с помощью абразивных камней или песка, полировка кожей или тканью, возможно, с добавлением масла, обработка металлическими скребками для достижения гладкости.После этого древко передавали другим мастерам, которые добавляли металлические части из железа или бронзы. Для соединений использовали смолу, а в некоторых случаях — железные кольца. На более острый конец насаживали собственно наконечник в форме листа. На более толстый конец крепили заднее острие, называемое стиракс («убийца ящериц»). Его использовали для втыкания оружия в землю во время отдыха гоплита. Завершающим этапом обработки было обёртывание центра древка квадратным куском ткани, который затем пришивали. Это обеспечивало воину надёжный захват.Что касается мечей, они были вторичным, но не менее важным оружием гоплита. Греческие мечи были преимущественно бронзовыми и существовали в различных типах. Гоплит носил меч в ножнах, подвешенных через плечо. Ножны изготавливали из дерева и обтягивали кожей. Такая конструкция позволяла быстро извлечь оружие в случае необходимости, особенно если копьё было потеряно или сломано в ходе сражения.КсифосНаиболее распространённым типом меча был ксифос. Он отличался характерной крестообразной рукоятью и прямым обоюдоострым клинком в форме листа, расширяющимся к рукояти. Длина клинка составляла около 75 сантиметров. Такой размер делал меч достаточно длинным для нанесения эффективных ударов, но не настолько большим, чтобы мешать в тесном строю фаланги.Интересная эволюция греческого клинкового оружия произошла с VI века до н. э. В это время распространились изогнутые однолезвийные мечи, вероятно, восточного происхождения. Эти мечи, называемые копис (не путать с египетским хопесом) и махайра, имели длину около 60-65 сантиметров. Их рукояти часто имели форму птицы или головы животного, а также выраженное закругление для защиты костяшек пальцев. Такая конструкция не только обеспечивала надёжный хват, но и придавала оружию дополнительную эстетическую ценность.МахайраПоявление этих новых типов мечей свидетельствует о культурном обмене и заимствовании военных технологий, что было характерно для древнегреческого мира. Кроме того, это демонстрирует готовность греков адаптировать и совершенствовать своё вооружение, используя опыт других народов.
Источник
|