Замок Лаутерштайн на макете железной дороги вместе с масштабными фигурками людейВ глубокой теснине Дарьяла,Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.«Тамара». М. Ю. ЛермонтовИстория и замки. Сколько всего в Европе построено замков? Точное их количество вряд ли кому-нибудь может быть известно, но вот количество замков в Европе, сохранившихся до наших дней, более или менее подсчитано – более двух тысяч. А ещё множество замков в количестве нескольких тысяч лежит в руинах.
В истории был период, когда ранее построенные замки разрушались до основания, и на их месте в лучшем случае оставалась лишь груда камней, которые местные жители затем растаскивали на собственные нужды. В этом видели что-то символическое. Во Франции, например, уничтожением замков особенно отличился кардинал Ришелье. К тому же в XVII веке жить в замке стало не модно, и знать начала переселяться в столицы поближе к королевскому двору, отчего многие древние строения были попросту заброшены и превратились в источник дешёвого камня для местных жителей. И понятно, что им, крестьянам, собственный коровник из камня или ограда сада с огородом были куда дороже истории своей родной страны. Более того, они на неё чихать хотели, потому не только разрушали замки, но и отбивали носы и руки от эффигий в аббатствах (а их тоже разрушали!), вскрывали склепы в надежде обогатиться, хотя по христианской вере даже самых богатых рыцарей хоронили в обычном холщовом саване. Правда, на месте некоторых древних замков из их же материала были построены новые укрепления уже в ренессансном стиле. Повезло тем замкам, в которых были организованы тюрьмы и казармы. Эти просуществовали до того времени, когда до людей дошло, что на старинных замках можно неплохо заработать, и начали их восстанавливать.Вот так руины этого замка выглядят сегодня…Интересное отношение к полуразрушенным или даже совсем разрушенным замкам существовало в Средние века. Существовала даже пословица: «Разрушенный замок – наполовину восстановленный замок». И понятно, почему было так. Ведь добыть камень, перевести его на место, приготовить известь, гравий для бутовки стен, дерево для перекрытий – всё это стоило огромных денег. И понятно, что владетельный сеньор, получая от короля или в качестве приданного ту или иную землю, всячески старался сэкономить на строительстве.Руины замка и… современный дом. Фото Йорга БлобелтаКак видите, осталось от замка совсем немного. И это в определённом смысле хорошо, так как открывает большой простор для фантазии реконструкторов! Фото Йорга БлобелтаВот, например, королевский замок Бомарис в Уэльсе. Строился на голом месте 18 месяцев с 1278 по 1280 год. И трудилось на его строительстве 2000 рабочих ежедневно! И по договору найма, заключённого с каждым рабочим, им полагалось по половине литра пшеницы, а это за шесть месяцев составило 1800 гектолитров! И это при том, что личные королевские владения давали столько зерна за… год! А ведь строился он не один! Мы знаем, например, что строительство замка в Дувре обошлось в огромные деньги: 4000 фунтов за донжон, 3000 за остальные строения, свинцовые водопроводные трубы, две часовни и жилые покои с гардеробными помещениями. Недаром король Генрих и его сын Ричард Львиное Сердце оплачивали его постройку 12 лет!Вид на замок в 1629 годуТак что нет ничего удивительного в том, что руины замка рассматривались их новым владельцем как подарок судьбы, и он старался с пользой для дела использовать каждый камень. Особенно, если он уже был резной и его можно было использовать для арки или… отхожего места, потому что проделать отверстие в камне – дело совсем не простое!Типичная картина эпохи романтизма! Музей земли Нижняя Саксония – краеведческий музей федеральной земли Нижняя Саксония, расположенный напротив Новой ратуши в ГанновереТуристическая фотография 1909 годаЕщё одно такое же фото 1909 годаНу а в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века началась эпоха романтизма, и объекты дикой природы, а также древние руины стали объектом пристального внимания художников и поэтов, которые принялись дружно воспевать их «дикую, но симпатичную» красоту. Со второй половины XIX века ряд замков был восстановлен, но понятно, что восстанавливать их все смысла не имеет. Но это отнюдь не означает, что древние руины не приносят сегодня никакой пользы. На них зарабатывают неплохие деньги, причём отнюдь не только за просмотр в качестве туристического объекта. Правда, за само лицезрение руин денег обычно не берут, это было бы уж слишком. Но зато рядом с ними может находиться гостиница, ресторан, сувенирный магазинчик, которые на них как раз и зарабатывают. А ещё находятся предприимчивые люди, которые превращают такие руины в… замок, правда, уменьшенный во много раз и для целей весьма специфических.Фото с видом на руины замка 1912 годаВот, например, замок Лаутерштайн, расположенный на гнейсовой скале в восточной части деревни Нидерлаутерштайн, над левым берегом реки Шварце-Поккау, примерно в 2 км к северо-западу от местечка Цеблиц и в 4,5 км к северо-востоку от Мариенберга.А на этой фотографии 1920 года развалины замка так спрятались за деревьями, что их и не видно!Археологические исследования 1970-х годов показали, что замок был построен во второй половине XII века, то есть он очень старый. Впервые он был упомянут в письменной форме в 1304 году, когда этим замком владел некий Йоханнис из семьи Эрдманнсдорф. Замок был построен в основном из камня, отсюда, вероятно, и название, оканчивающееся на -stein (штейн по-немецки камень). Целью возведения этого замка была защита средневекового торгового пути между Лейпцигом и Прагой, проходившего через Рудные горы. В то время это было типичное укрепление «рыцарского типа» – башни, стены, ворота с подъёмным мостом. А поскольку замок был построен на довольно высокой и крутой скале, то к нему было сложно подобраться.Теперь вокруг руин раскинулся живописный посёлок…Затем уже в XIV веке Лаутерштайном стала владеть семья Шелленбергов. Но владели они им недолго. В 1323 году маркграф Фридрих Храбрый победил бургграфов Альбрехта IV фон Альтенбурга и Отто I фон Лейснига, которые поддерживали аббатство, вместе с замком Лаутерштайн и городом Цкобелин (Цеблиц), и они его лишились.Замок Лаутерштейн, к железной дороге TT масштаб 1:20 (колея 12 мм). Фото AUHAGENЭтот же «домик» с противоположной стороны. Фото AUHAGENПлан «замка»Затем уже в 1434 году Каспар фон Бербисдорф из Фрайберга, владелец рудников и плавилен в Рудных горах, купил его у бургграфа Отто II из Лейснига и Альтенбурга Лаутерштайн за 4000 гульденов. Его потомки Бастиан и Мельхиор разделили земли и замок в 1497 году и получили сразу два владения: Оберлаутерштайн и Нидерлаутерштейн. В 1530 году сильный пожар повредил замок, но через несколько лет он был восстановлен. В 1559 году князь Август вынудил семью Бербисдорф продать ему замок Лаутерштейн за 107 784 гульдена и назначил саксонца Амта распоряжаться в этом замке.В своё время я собрал для дочери железную дорогу в масштабе ТТ, с картой местности и рельсами (купил в Москве в «Детском мире» в 1978 году), а потом много лет докупал для неё локомотивы, вагоны и дома. Но… замок этот мне тогда, увы, не встретился. Но зато я сделал для неё вот этот замок из бумаги и картона – склеил из готового набора. Интересно, что он цел до сих пор. Фото автораСогласно местной традиции, 14 марта 1639 года три шведских всадника подожгли замок. Он не был восстановлен и с тех пор так и остаётся руинами. Административная резиденция Лаутерштайна переехала в Мариенберг, а затем в Ольбернхау и Цеблиц. Казалось бы, история замка не этом закончилась навсегда, потому что особого смысла в его восстановлении никто не видел. Но тут руины замка «подвернулись под руку» производителю железнодорожных аксессуаров из Мариенберга – компании «Auhagen», которая стала производить макет этого замка, на основе изображения 1629 года в приблизительном масштабе 1:100.И не просто цел! Когда она выросла, мы подарили его 47-ой школе, и сейчас он активно используется на уроках истории. Учительница, с которой я недавно разговаривал, когда делал его фотографии, рассказала мне, что детям макет очень нравится, и что некоторые ребята, увидев его, сами пытаются смастерить себе похожий замок! А у нас всё ещё по старинке считают (и пишут об этом), что современные дети только тем и занимаются, что пялятся к экран мобильного телефона. Может быть, им в этом просто потакают взрослые? Чтобы самим с ними ничем не заниматься, а потом все недостатки воспитания свалить на школу? Вот так этот замок, кстати говоря, выглядит со стороны ворот. Фото автораТут надо заметить, что игрушечные железные дороги – вещь на Западе очень популярная, и там, скажем, в той же Германии, существует множество фирм модельной железнодорожной индустрии. Производятся локомотивы, вагоны, рельсы, стрелки, «гравий» (засыпать пути!), «траву», деревья, изгороди, автомобильчики, макеты зданий, мостов, и фигурки людей (включая целующиеся парочки с «ножкой-ап!» и даже… беременных мамочек!). Всё это делается в трёх международных масштабах: H0 (1:87), TT (1:120) и N (1:160). Удовольствие иметь такую дорогу не из дешёвых. В частности, у нас в России германский набор из одного современного локомотива и двух пассажирских вагонов стоит более 25 тысяч рублей! Но дороги и наборы домиков, которые (хотя их детали уже и окрашены, вернее, изготовлены из цветной пластмассы) надо склеивать самостоятельно, что требует немалого труда.Ещё один замок Лаутерштайн на макете. Фото AUHAGENИ вот как раз одним из таких «сборных домиков» и стал замок Лаутерштайн. Причём строение было разработано в качестве фоновой модели: она должна была располагаться на макете железной дороги «на второй линии» и поэтому может использоваться для всех типоразмеров H0, TT и N. Где-то он будет при этом «ближе», где-то… «дальше», но то, что он украсит железнодорожный пейзаж – несомненно! Вот какую пользу может принести, как оказалось, практически полностью разрушенный замок!
Источник
|