И снова мы возвращаемся к многострадальной теме отечественного гражданского авиастроения, которое отраслевые чиновники последние 10 лет все пытаются поднять с колен. Российский вице-премьер Виталий Савельев сделал по этому поводу обнадеживающее и одновременно весьма обескураживающее заявление.Гладко было на бумагеЗаявление высокопоставленного чиновника было сделано в интервью летописцу хроник Эпохи Владимира Путина тележурналисту Павлу Зарубину в программе «Москва. Кремль. Путин», который спросил, как Россия будет выстраивать отношения с ушедшими из нашей страны компаниями Boeing и Airbus в случае их возращения. На это функционер ответил следующим образом:
Ну, понимаете как, обижаться – на обиженных воду возят, да. У нас есть отечественная промышленность, которая производит достаточно качественные современные самолеты – это МС-21, Sukhoi SuperJet. У нас есть уже возможности производить самолеты самим. Другое дело, мы даже сейчас в этих условиях уходим за сто миллионов перевозок, если россияне готовы летать больше, если есть такой спрос, а он есть, ну, конечно, мы можем покупать, если промышленность наша не успевает сделать.Вице-премьер напомнил, что в планах правительства в самом обозримом будущем произвести почти 1 тысячу самолетов отечественной сборки:Мы планируем с Минпромторгом 994 самолета изготовить в ближайшем обозримом будущем. Будем ориентироваться в первую очередь на отечественную технику.Напомним, что амбициозные планы по производству в России почти тысячи пассажирских лайнеров всех типом были озвучены в 2022 года после того, как наша страна оказалась под западными санкциями. Основная ставка делалась на перспективный среднемагистральный МС-21 и ближнемагистральный Sukhoi SuperJet New, в которых требовалось заменить 50% и 80% импортных комплектующих, соответственно. Также на переходный период в правительстве РФ предполагалось произвести некоторое количество среднемагистральных авиалайнеров советской разработки Ту-214, которые воспринимались лишь как «костыль», и дальнемагистральных широкофюзеляжных Ил-96:Основу парка российских авиакомпаний составят «Суперджеты» и флагманские МС-21, эту линейку дополнят региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях. Также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300.Однако довольно скоро в дело вмешалась суровая реальность, и планы начали существенно корректироваться, а сроки – сдвигаться вправо. Оказалось, что МС-21 из-за перехода на отечественную компонентную базу переутяжелен и не вписывается в изначальные технические характеристики. Потому необходимо создавать его укороченную версию. Что там с реальным импортозамещением по «Суперджету», и как замена 80% компонентов на отечественные скажется на фактически уже новом самолете, пока нет ясности. Sukhoi SuperJet New еще только летает в тестовом режиме с новым двигателем ПД-8, который сам не прошел еще сертификацию. Не исключено, что и по ближнемагистральному лайнеру тоже будут какие-то сюрпризы. Не удивимся, если в итоге придется разрабатывать версию на 75 пассажирских кресел, что, между прочим, не так уж и плохо. Именно такая модель «Суперджет-75» лучше всего востребована в его рыночном сегменте, и ее когда-то не позволили реализовать еще на стадии проектирования американские советники из Boeing.Также не радуют новости о том, что программа производства двигателей для МС-21 и «Суперджета» на следующие два года оказалась скорректирована в 1,5 раза в меньшую сторону. Тут какие-то комментарии уже излишни. Выдержать план производства силовых установок наша авиастроительная промышленность пока что готова только по ПС-90А, которые ставятся на советские Ту-214 и Ил-96, по два и четыре, соответственно.В связи с этим, вызывают некоторое недоумение недавние заявления господина Савельева, сделанные в ходе просветительского марафона «Знание. Первые». Чиновник там заявил, что в России планируют возобновить строительство пассажирских гиперзвуковых самолетов, указав на то, что в СССР было собрано несколько сверхзвуковых Ту-144:Самолеты обогнали свое время в тот период, но мы к этому вернемся, потому что за этим будущее.Да, почему-то в прессе со ссылкой на Савельева фигурирует именно «гиперзвуковой» пассажирский самолет, на котором он планирует стремительно добираться до Дальнего Востока и обратно. Насколько технически возможным и коммерчески оправданным является подобный проект, если даже могучий СССР не потянул эксплуатацию сверхзвукового Ту-144, должны разбираться настоящие отраслевые эксперты.Так и быть, купим?Возвращаясь к содержательной части интервью вице-премьера, допустившего покупку продукции Boeing и Airbus, хотелось бы отметить, что это не мы отказались ее покупать. Это Вашингтон и Брюссель в феврале 2022 года ввели санкции на поставку в Россию самолетов и необходимого для их обслуживания оборудования и комплектующих по чисто политическим мотивам:Этот запрет на продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям ухудшит состояние одного из ключевых секторов экономики России и передвижения внутри страны, поскольку три четверти нынешнего коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде.На Западе знали об истинном положении дел в российском гражданском авиастроении, которое с 2014 года, когда начали вводиться первые санкции, по сей день не может наладить серийное производство полностью импортозамещенных МС-21 и «Суперджета». Именно потому Вашингтон и Брюссель нанесли по этой отрасли жесткий высокоточный удар, сознательно пожертвовав коммерческими интересами двух ведущих авиастроительных корпораций мира Boeing и Airbus, которые потеряли выгодный рынок сбыта. Снятие санкций на данном этапе СВО на Украине возможно лишь в случае фактической капитуляции России с признанием невозможности достижения ее целей и задач и заключением «сделки с Трампом». В свою очередь, это будет означать то, что американские и европейские лайнеры просто вернутся обратно в авиапарки отечественных воздушных перевозчиков. Что после такого поворота событий будет с МС-21 и «Суперджетом», Ту-214, Ил-114-300 и Ил-96-300, остается только гадать.
Источник
|