03:15
Музей «Владивостокская крепость» расположенный на территории Безымянной артиллерийской батареи № 319

Музей «Владивостокская крепость» расположенный на территории Безымянной артиллерийской батареи № 319Самой легкодоступной для посетителей и лучше всего отреставрированной артиллерийской батареей в окрестностях Владивостока является береговая батарея № 319, также известная как «Безымянная». Она расположена недалеко от набережной по адресу: ул. Батарейная, 4А. На территории батареи, находящейся почти в центре столицы Приморского края, организован музей «Владивостокская крепость», где имеется большая коллекция разнообразного оружия и военной техники.Первая позиция с гладкоствольными пушками появилась на этой сопке в 1862 году – вскоре после основания Владивостока. В 1881 году здесь возвели береговую батарею с дерево-земляными укреплениями. По состоянию на 1883 год морскую акваторию с сопки Безымянной контролировало несколько 229-мм мортир образца 1877 года и 229-мм береговых пушек образца 1867 года. В 1892 году батарею усилили двумя 280-мм береговыми пушками образца 1887 года.



Ствол 229-мм орудия обнаруженный в ходе реставрации Безымянной батареиВ 1901 году завершилось строительство капитальных фортификационных сооружений, представлявших собой бетонный массив на девять орудийных барбетов и два отдельных орудийных блока, расположенных ниже. На вооружении батареи имелось девять 229-мм береговых пушек образца 1867 года и четыре 57-мм скорострельные пушки Норденфельда.9-дюймовые (229-мм) береговые пушки образца 1867 года на позиции Безымянной батареиЧасть бетонных укреплений, построенных в начале 20-го века, сохранилась до сих пор. Это позиция главного калибра с семью орудийными двориками и пороховыми погребами, а также один двухорудийный блок, где первоначально стояли 57-мм пушки. В советское время были утрачены дальномерный павильон, один блок для скорострельных пушек и два орудийных барбета с казематированными траверсами.После окончания гражданской войны безнадёжно устаревшие 9-дюймовые береговые орудия сдали на металлолом. В 1930-е годы фортификационные сооружения Безымянной батареи частично разрушили, а оставшиеся использовали в хозяйственных целях. Во время войны здесь располагалась зенитная батарея. В 1980-е годы это место хотели отвести под жилищное строительство, но в итоге было принято решение провести реставрационные работы и превратить сохранившуюся часть батареи в музей. Восстановительные работы начались в 1988 году, а в 1996 году открылся Музей «Владивостокская крепость». В настоящее время верхняя часть артиллерийских казематов для защиты от влаги покрыта рубероидом. Это позволяет частично защитить бетонный массив, чей возраст составляет 125 лет, от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов, но в то же время искажает исторический облик фортификационных сооружений. В экспозицию музея вошли материалы по истории Дальневосточного края, Владивостокской крепости и береговой обороне Приморья советского времени. Вне помещений выставлено минно-торпедное вооружение, ракеты, артиллерийские орудия и боевая техника разных исторических периодов. В связи с тем, что в музее имеется очень обширная экспозиция, вкратце попытаюсь рассказать о самых интересных образцах. В настоящее время вход в музей осуществляется со стороны набережной. Справа от входа на левом фланге, где когда-то размещались 57-мм скорострельные пушки, сейчас установлены советские универсальные 85-мм корабельные артиллерийские установки 90-К, реальных огневых позиций которых здесь никогда не было.Массовый выпуск универсальных 85-мм орудий 90-К начался в 1942 году на заводе №8 им. Калинина, который до зимы 1941–1942 года располагался в пос. Подлипки Московской области, а затем был эвакуирован в Свердловск. До 1954 года заказчик принял более 600 изделий. Первоначально в процессе проектирования 85-мм установку предполагалось оснастить электрическими дистанционными приводами наведения, что должно было обеспечить более эффективную стрельбу по данным центрального пункта управления огнём. Но в связи с трудностями военного времени на серийных артустановках электродвигатели не устанавливались, и все приводы были ручные, а в послевоенное время существенная модернизация не проводилась. Если не брать в расчёт невозможность дистанционного наведения, то универсальная установка 90-К вполне соответствовала своему назначению, она могла вести достаточно эффективный огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Артустановки этого типа получили широкое распространение в ВМФ СССР. Они входили в состав универсальной артиллерии лёгких крейсеров, эсминцев, сторожевиков и противолодочных кораблей, а также размещались на берегу. Стрельба осуществлялась унитарными боеприпасами, изначально разработанными для 85-мм зенитных орудий. Осколочный снаряд О-365 с дистанционным взрывателем массой 9,54 кг покидал ствол длиной 4435 мм (52 калибра) с начальной скоростью 795 м/с и мог поражать воздушные цели на высоте более 9 км. Максимальная дальность стрельбы — 15 500 м. Спереди и сбоку 85-мм универсальная артустановка была прикрыта противоосколочным щитом обтекаемой формы, толщина которого составляла 8-12 мм. Боевой расчёт из 8 человек обеспечивал боевую скорострельность до 15 выстр./мин. Углы вертикальной наводки: -5...+85°.Уже в конце 1950-х ввиду резкого роста боевых возможностей средств воздушного нападения противника корабельные артустановки с ручным заряжанием и невозможностью централизованной наводки признали устаревшими, и их стали выводить в резерв. Про 85-мм «универсалки», хранящиеся на складах, вспомнили в начале 1970-х, когда потребовались орудия при строительстве новых батарей Владивостокского оборонительного района. Эти пушки эксплуатировались в береговых укреплениях до начала 1990-х, после чего их окончательно списали. Напротив лестницы, ведущей на основную площадку батареи, установлена 76-мм корабельная артиллерийская установка АК-176, а рядом с ней бинокль с широким полем зрения, закреплённый на штативе, в который можно обозревать прибрежную акваторию. Универсальная корабельная автоматическая артустановка АК-176, предназначенная для вооружения кораблей малого водоизмещения и катеров, до сих пор стоит на вооружении ВМФ РФ. Выпуск АК-176 начался в 1979 году на Нижегородском машиностроительном заводе. Масса с боекомплектом на 152 выстрела составляет 13 100 кг. Благодаря безобойменному двухстороннему питанию и жидкостному охлаждению ствола, скорострельность может достигать 120 выстр./мин. Снаряд массой 5,9 кг в стволе длиной 59 калибров разгоняется до 980 м/с. Углы вертикальной наводки: от -12 до +85°. Потолок при стрельбе по воздушным целям (по самоликвидатору) – до 11 000 м. Дальность стрельбы по морским и наземным целям – 12 000 м. Расчёт – 2 человека. Неподалёку от АК-176 находится спаренная 57-мм зенитная установка СМ-24-ЗИФ, изначально предназначавшаяся для вооружения подводных лодок.Спаренная 57-мм зенитная установка СМ-24-ЗИФ в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»При массе 57-мм «спарки» 7900 кг она имела скорострельность 115 выстр./мин. По баллистическим характеристикам морская СМ-24-ЗИФ примерно соответствовала сухопутной 57-мм зенитке АЗП-57 (С-60). Снаряд массой 2,8 кг имел начальную скорость 1020 м/с, а досягаемость по высоте составляла 7400 м. Максимальная дальность стрельбы – более 12 000 м. Установку обслуживало 5 человек. Эта спаренная морская зенитка поступила на вооружение в 1955 году. Производство велось на заводе № 7 в Ленинграде. Однако объем выпуска был небольшим и с учётом опытных образцов составил всего 123 единицы. Уже в конце 1950-х все 57-мм двуствольные автоматы СМ-24-ЗИФ сняли с дизель-электрических субмарин пр. 611 и 613. Их эффективность против противолодочных самолётов нового поколения была сомнительной, но палубные зенитки увеличивали водоизмещение, ухудшали устойчивость в надводном положении и снижали скорость подводного хода. Однако морские «спарки» не порезали на металл, а направили на склады, где они находились до начала 1970-х. Впоследствии несколько десятков СМ-24-ЗИФ подняли с хранения и стационарно установили в береговых батареях Владивостокского оборонительного района. Помимо борьбы с воздушным противником, 57-мм спаренные скорострельные установки рассматривались как эффективное средство борьбы с живой силой, лёгкой бронетехникой и быстро перемещающимися морскими целями. Недалеко от входа на батарею у передней бетонной стенки каземата стоит 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Орудие оснащено новыми колёсами с неродными протектированными шинами и радует глаз свежей краской.Гаубицы М-30 выпускались до 1955 года и, помимо Великой Отечественной, участвовали во множестве локальных конфликтов. Всего было произведено почти 20 000 экземпляров, и эти орудия активно эксплуатировались Советской Армией до конца 1980-х, а потом ещё примерно 20 лет в значительных количествах хранились на складах.М-30 является одной из наиболее удачных советских артсистем, созданных перед войной. Имея массу в боевом положении около 2500 кг, гаубица могла поражать цели на дальности до 11800 м. В горизонтальной плоскости сектор обстрела составлял 49°, в вертикальной: от −3 до +63°. Слаженная работа расчёта из восьми человек обеспечивала скорострельность до 6 выстр./мин. Осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг содержал 3,67 кг тротила, что позволяло эффективно разрушать деревоземляные укрепления и уничтожать живую силу противника. В первом орудийном дворике установлено 130-мм орудие Б-13-3с (всего в экспозиции три таких установки), о котором было подробно рассказано в предыдущей публикации данного цикла, а ниже него экспонируется 450-мм авиационная акустическая противолодочная торпеда АТ-1. При длине 3,93 м снаряженный вес торпеды составлял 550 кг. Масса боевой части – 70 кг. Энергосиловая установка торпеды включала электродвигатель постоянного тока и серебряно-цинковую батарею. Дальность хода на скорости 27 уз. – до 5000 м. У второго перестроенного орудийного дворика рядом с флагштоком стоят два 45-мм противотанковых орудия М-42 образца 1942 года. При массе в боевом положении 625 кг эти компактные пушки на поле боя перекатывались силами расчёта из 5 человек. Скорострельность достигала 25 выстр./мин. Противотанковая пушка М-42 была спроектирована на базе 45-мм пушки образца 1937 года Конструкторским бюро завода № 172 в Мотовилихе. Модернизация заключалась в удлинении ствола с 46 калибров до 68,6 и в усилении метательного заряда. Также был предпринят ряд технологических мер для упрощения серийного производства. В результате модернизации начальная скорость снаряда возросла с 760 до 870 м/с, а бронепробиваемость калиберным снарядом массой 1,4 кг на дистанции 100 м составила 71 мм. К середине 1943 года лобовая броня немецких средних танков стала 45-мм орудиям в большинстве случаев «не по зубам». Однако в какой-то мере ситуацию исправило внедрение подкалиберных снарядов с бронепробиваемостью 108 мм. В то же время, модернизированная «сорокопятка» могла успешно поражать средние немецкие танки обычным бронебойным снарядом в борт, и благодаря относительно низкой стоимости и хорошей мобильности использовалась до окончания боевых действий. Двигаясь дальше, посетители музея видят 152-мм орудие Б-38 (главный калибр крейсеров 68-К и 68-бис), а рядом со стороны казённой части 152-мм орудия – 30-мм скорострельную артустановку АК-230.152-мм пушка Б-38 с картузным заряжанием и длиной ствола 8935 мм вела огонь снарядами массой 48,5 – 55 кг, делая до 7 выстр./мин. При начальной скорости 950 м/с дальность составляла 30 150 м. Масса орудия с затвором – 12 000 кг. Спаренная 30-мм установка АК-230, используемая в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 «Рысь», поступила на вооружение в 1962 году. Основным её назначением являлось обеспечение ПВО ближней зоны на судах и кораблях различного класса – от ракетных катеров до крейсеров. Общая масса спаренной 30-мм установки составляет 1974 кг. Боекомплект – 500 выстрелов на ствол. Суммарный темп стрельбы – до 2100 выстр./мин. Осколочно-фугасный снаряд массой 354 г имеет начальную скорость 1050 м/с. Досягаемость по высоте – 4800 м. Углы подъёма стволов: от -12 до +87°. В бою установкой управляет один наводчик. В третьем дворике, который аналогичен второму, стоит 85-мм такая же корабельная универсальная артустановка 90-К, как на бывшей позиции 57-мм пушек Норденфельда.Ещё одна 85-мм универсальная артустановка в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»В четвертом дворике посетители музея видят всё ту же 85-мм артустановку 90-К и морскую 130-мм пушку Б-13-3с. В пятом дворике находится очередное 130-мм орудие Б-13-3с и 25-мм корабельная «спарка» 2М-3.В отличие от Советской Армии, использовавшей в буксируемых зенитных установках ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 «Шилка» 23-мм автоматы под патрон 23×152 мм, применявшийся в ходе Второй мировой для стрельбы из авиационной пушки ВЯ, советские адмиралы предпочли несколько более мощные зенитные установки под боеприпас размерности 25x218 мм, изначально разработанный для зенитной установки 72-К с обойменным заряжанием.Общий вес установки без принадлежностей и боеприпасов составляет 1500 кг. Расчёт из двух человек по кругу защищала стальная броня толщиной 4 мм. Начальная скорость снаряда массой 281 г — 980 м/с. Досягаемость по высоте — 2800 м. Суммарный темп стрельбы — 600 выстр./мин. Ёмкость зарядных ящиков — 65 патронов на ствол. Морской зенитной установкой 2М-3 и улучшенной модификацией 2М-3М в ВМФ СССР вооружались артиллерийские, торпедные и ракетные катера, тральщики, десантные корабли, а также суда вспомогательного флота. Относительно недавно появились снимки импровизированной самоходной установки, используемой в зоне СВО, выполненной на базе легкобронированного многоцелевого гусеничного тягача, вооруженного 25-мм установкой 2М-3. При восстановлении батареи №319 реставраторы постарались воссоздать исторический облик оборонительных сооружений, и над дверью пятого каземата сохранилась надпись «1900 г.». В шестом дворике посетители музея видят 100-мм универсальное морское орудие Б-34-У и шестиствольную 30-мм артустановку АК-630.100-мм корабельная пушка Б-34 образца 1940 года разработана КБ завода «Большевик» в Ленинграде. По требованию заказчика, артсистема была модернизирована, после чего варианты Б-34-У/УСМ/УСМА до 1953 года выпускались на заводе №4 им. Ворошилова в Красноярске и на заводе №75 в Юрге. Всего было изготовлено около 300 орудий. Часть их установили в береговых батареях и эксплуатировали до начала 1990-х.Использование унитарных выстрелов и клинового полуавтоматического затвора позволило довести практическую скорострельность Б-34-У до 15 выстр./мин. Орудие массой 12 500 кг имело максимальную дальность стрельбы 22 200 м. Потолок – 15 600 м. Осколочный снаряд О-412 массой 15,8 кг содержал 1460 г тротила. Полузакрытое бронирование спереди, по бокам и сверху частично защищало артиллеристов от осколков. Расчёт установки – 9 человек. Шестиствольная 30-мм автоматическая установка АК-630 с вращающимся блоком стволов и её модернизированные варианты до сих пор стоят на вооружении российского флота. Основным назначением «шестистволки» является самооборона кораблей от авиации и противокорабельных ракет на наклонной дальности до 4000 м. Установка также может использоваться для поражения лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Стрельба с темпом до 5000 выстр./мин ведётся боеприпасами размерности 30×165 мм с непрерывной ленточной подачей. Основной боезапас — 2000 патронов. Масса установки — 3800 кг. Стрельбу осуществляет один наводчик. На заднем дворе музея также имеется ряд интересных экспонатов. По ходу движения расположена 45-мм универсальная пушка 21-КМ, о которой речь шла в публикации, посвящённой имеющимся во Владивостоке кораблям-музеям. Судя по смазанным подвижным частям, деталям и ухоженному внешнему виду, дееспособной является 57-мм автоматическая зенитная пушка АЗП-57 (С-60).Эта зенитка, принятая на вооружение в 1950 году, до сих пор применяется в боевых действиях на востоке Украины, но в основном ведёт огонь по наземным целям. Масса орудия в боевом положении составляет 4800 кг. Снаряд массой 2,8 кг разгоняется в стволе длиной 4850 мм до 980 м/с. Досягаемость по высоте составляет 5000 м, наклонная дальность по воздушным целям – до 6000 м. В боекомплект могут входить осколочные и бронебойные снаряды. Темп стрельбы – 120 выстр./мин. Практическая скорострельность – 70 выстр./мин. Расчёт – 8 человек. В музее имеется ещё один экземпляр АЗП-57, но эта зенитная пушка находится не в столь хорошем состоянии, как описанный выше образец.37-мм автоматическая корабельная артустановка 70-К, созданная на базе буксируемой 37-мм зенитки 61-К образца 1939 года, поступила на вооружение в 1940 году. Так же, как сухопутный вариант, она имела обойменное заряжание по 5 патронов, воздушное охлаждение ствола и механические приводы наведения. На первом этапе морская 37-мм установка размещалась открыто, и на ней не было защиты от пуль и осколков. Однако позже, с учётом боевого опыта, зенитка была прикрыта по кругу бронёй толщиной 6 мм, и после этого масса орудия превысила 1500 кг. При длине ствола 2510 мм осколочно-трассирующий снаряд, весивший 732 г, имел начальную скорость 880 м/с. Максимальная наклонная дальность стрельбы по самоликвидатору достигала 4000 м. Практическая скорострельность – около 110 выстр./мин. Расчёт установки – 5 человек.Так как корабельная артустановка 70-К была не всегда в состоянии обеспечить необходимую плотность огня и перегревалась при длительной стрельбе, вскоре после окончания Второй мировой на вооружение поступила морская корабельная «спарка» В-11, а в 1950-е годы — её модернизированный вариант В-11М. 37-мм спаренная зенитная артустановка В-11М на заднем дворе Музея «Владивостокская крепость» С самого начала В-11 имела бронезащиту, и её масса составляла 3150 кг. Качающаяся часть установки представляла собой два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, что позволяло вести длительную стрельбу. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки остались ручными. Практическая скорострельность увеличилась до 180 выстр./мин. Орудие обслуживало 10 человек. Установки типа В-11М эксплуатировались в нашем флоте до середины 1990-х. Некоторое количество башенных 37-мм зенитных «спарок» в конце 1960-х было отправлено во Вьетнам, где они, будучи установленными на капитальные бетонированные позиции, участвовали в отражении налётов американской авиации. В 1951 году для вооружения катеров и плавсредств небольшого водоизмещения была разработана спаренная 14,5-мм пулемётная палубная тумбовая установка 2М-7, способная вести огонь по воздушным и надводным целям. Спереди стрелок был прикрыт 8-мм щитом. Общий вес установки достигал 550 кг. Пуля массой 63,6 г разгонялась в стволе длиной 1350 мм до 980 м/с. Эффективная дальность по воздушным целям достигала 1500 м. Питание пулеметов ленточное, в ленте имелось 80 патронов, вес снаряженной ленты составлял 18,7 кг. Последние 14,5-мм установки 2М-7 у нас были списаны вместе с катерами в 21 веке. В советское время зенитные подразделения, приданные батальонам морской пехоты и береговой обороны, были вооружены буксируемыми спаренными зенитными установками ЗУ-2 под патрон 14,5х114 мм. Выпуск ЗУ-2 начался в 1955 году и продолжался до начала 1960-х. Эта установка, весившая в боевом положении 621 кг, сменила в производстве 14,5-мм буксируемую «спарку» ЗПУ-2, принятую на вооружение в 1949 году и имевшую массу около 1000 кг. По основным боевым характеристикам ЗУ-2 и ЗПУ-2 были одинаковы. Благодаря относительно небольшому весу ЗУ-2 можно было буксировать легким автомобилем повышенной проходимости ГАЗ-69, а на небольшие расстояния перекатывать силами расчёта из 5 человек. Снаряженные ленты находились в коробках емкостью 50 патронов. Суммарный темп стрельбы – 1100 выстр./мин. Эффективная дальность по воздушным целям – до 1500 м. Для прикрытия стационарных и подвижных артиллерийских батарей, береговых противокорабельных комплексов, радиолокационных станций и мобильных узлов связи до середины 1990-х использовались счетверённые 14,5-мм установки ЗПУ-4. Также до недавнего времени какое-то количество таких установок находилось на хранении. После принятия на вооружение в 1949 году установки ЗПУ-4 долго играли важную роль в советской войсковой ПВО, благодаря высокой огневой мощи пользовались популярностью у иностранных заказчиков и участвовали во множестве локальных конфликтов. Счетверённая 14,5-мм установка благодаря четырёхколёсному лафету и домкратам имела очень хорошую устойчивость при стрельбе. Но при этом её масса достигала 2100 кг, что соответствовало весу 37-мм зенитного автомата 61-К и снижало мобильность. Изначально для буксировки ЗПУ-4 использовались грузовые полноприводные грузовые автомобили ГАЗ-63. Наличие подрессоривания колес допускало движение со скоростью до 50 км/ч. Высокий темп стрельбы (2200 выстр./мин) и достаточно совершенные прицельные приспособления построительного типа, учитывающие скорость цели, курс и угол пикирования, позволяло достаточно эффективно применять ЗПУ-4 для поражения воздушных целей, летящих со скоростью до 300 м/с. Расчёт – 6 человек.Следующим экспонатом после ЗПУ-4 идёт плавающий колёсный бронетранспортёр БТР-60ПБ с выгоревшей до желтизны краской. Машины этого типа использовались советской морской пехотой с конца 1960-х до середины 1980-х. На момент создания БТР-60 в СССР не имелось подходящего двигателя для четырёхосной машины такой массы, и разработчики вынужденно использовали два двигателя от ГАЗ-51, что вызывало трудности в эксплуатации, обслуживании и ремонте. Силовая установка БТР-60 состояла из двух карбюраторных двигателей жидкостного охлаждения ГАЗ-40П, являвшихся форсированным вариантом двигателя грузового автомобиля и развивавших мощность 90 л.с. Оба мотора, имевших отдельную трансмиссию, устанавливались на общей раме в двигательном отделении вдоль оси машины и вращали по два моста каждый. Конструкция трансмиссии позволяла при выходе из строя или отключении одного из двигателей продолжать движение со скоростью до 60 км/ч.Бронетранспортёр массой около 10 000 кг на шоссе мог разогнаться до 80 км/ч. Но обычно скорость движения в колонне не превышала 50 км/ч. По пересечённой местности – до 25 км/ч. Скорость на плаву – 10 км/ч. Запас хода по шоссе – до 500 км. Броня толщиной 7-11 мм обеспечивала защиту экипажа и десанта от винтовочных пуль и легких осколков. Вооружение БТР-60ПБ состояло из спаренной установки 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ во вращающейся башне.Рядом с БТР-60ПБ стоит бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, из башни которой вместо штатной «спарки» 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ торчит какая-то тонюсенькая трубка.Основными задачами БРДМ-2 являлось ведение разведки и патрулирование. Также на базе этого колёсного броневика создавались мобильные ЗРК, ПТРК, звуковещательные станции и командирские машины.Боевая масса БРДМ-2 составляет 7 000 кг. Броня толщиной 5-14 мм защищает экипаж из 4 человек от пуль и осколков. Карбюраторный двигатель мощностью 140 л.с. обеспечивает скорость движения по шоссе до 100 км/ч. На плаву – 10 км/ч. Запас хода по шоссе – до 750 км. Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 с каждого борта установлены по два дополнительных пневматических колеса размером 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления — поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников. Эти колёса также, как и основные, являются ведущими.Внимание посетителей музея привлекает 130-мм береговая буксируемая артиллерийская установка СМ-4-1, производство которой велось с 1950 по 1958 год на заводе № 221 «Баррикады» в Сталинграде и Старокраматорском машиностроительном заводе в Донецкой области. Всего изготовлено более 230 установок.Двухосный лафет, выполненный по типу зенитного, помимо хорошей устойчивости, обеспечивал круговой обстрел. Углы вертикальной наводки: от -5 до +40°. В то же время такой лафет увеличивал массу системы в целом, и буксировка орудия СМ-4-1 весом 18 650 кг осуществлялась тяжелым гусеничным артиллерийским тягачом АТ-Т. Масса 130-мм установки в боевом положении составляла 17 800 кг. Для управления огнём артиллерийской батареи использовались оптические дальномеры и мобильные радиолокаторы, монтировавшиеся на прицепах. Для стрельбы из СМ-4-1 использовались боеприпасы с раздельно-гильзовым заряжанием, изначально разработанные для морской 130-мм двуствольной башенной установки СМ-2–1, которыми вооружались эсминцы пр. 41 и пр. 56. Осколочно-фугасный снаряд массой 33 кг содержал 2,49 кг взрывчатки. При длине канала ствола 7000 мм начальная скорость снаряда составляла 940 м/с. Максимальная дальность стрельбы – 27 400 м. В боекомплект также могли входить полубронебойные, осветительные, противорадиолокационные и зенитные снаряды. Специальных ПУАЗО в составе береговой батареи не имелось, и она была способна вести только заградительный зенитный огонь с темпом до 12 выстр./мин, используя внешнее целеуказание. Расчёт – 12 человек. В правой части территории музея рядом с гаубицами М-30 стоят ещё два 130-мм орудия СМ-4-1, находящиеся, как и 122-мм гаубицы, в плохом техническом состоянии и ожидающие очереди на реставрацию. Из общего ряда отечественных артиллерийских систем, имеющихся в коллекции музея, выбивается японская 75-мм полевая пушка Тип 38, принятая на вооружение Японской императорской армией в качестве стандартного полевого орудия в 1905 году. Эта 75-мм пушка по сути является копией немецкого 75-мм орудия образца 1903 года, созданного фирмой Friedrich Krupp AG. Лицензионное производство Тип 38 было налажено в Осаке. В общей сложности японская армия получила более 2600 полевых пушек этого типа.Полевая пушка Тип 38 имела обычную для своего времени конструкцию, в комплекте с передком и однобрусовым лафетом, простой гидравлической системой компенсации отдачи, поршневым затвором и броневым щитом для защиты расчёта от пуль и осколков. Масса орудия в боевом положении – 947 кг. Ствол длиной 2286 мм обеспечивал осколочной гранате массой 6,56 кг начальную скорость 510 м/с и дальность стрельбы 8350 м. Горизонтальный сектор обстрела составлял ± 4°. В вертикальной плоскости орудие имело углы наводки: от -8° до +16°. Поршневой затвор позволял делать 10-12 выстр./мин. Орудие транспортировалось упряжкой из шести лошадей. Расчёт – 8 человек.К сожалению, в пояснительной табличке, прикреплённой к щиту орудия, ничего не сказано про его боевую историю и то, как оно оказалось во Владивостоке.В коллекции Музея «Владивостокская крепость» имеется две зенитные ракеты: В-611 из состава ЗРК М-11 «Шторм» и В-601 из состава ЗРК М-1 «Волна».ЗУР В-601 из состава ЗРК М-1 «Волна-М» в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»Фактически ЗРК М-1 «Волна», принятый на вооружение в 1962 году, является морским вариантом очень удачного объектового противовоздушного комплекса С-125 «Нева». Максимальная дальность стрельбы ЗУР В-601 по воздушным целям составляла 20 км, потолок – 14 км. Максимальная скорость полёта ракеты – 730 м/с. Стартовый вес – 953 кг. Длина – 6093 мм, диаметр первой ступени – 552 мм, второй ступени – 379 мм. Размах крыла – 1,6 м. Комплексами семейства «Волна», которые помимо воздушных могли также поражать надводные цели, вооружались ракетные крейсера пр. 58 и пр. 1134, большие противолодочные корабли пр. 61, а также эсминцы пр. 56А/К/У и пр. 57. Универсальный ЗРК М-11 «Шторм» также был способен вести огонь по надводным целям. Этот комплекс впервые установили на противолодочном крейсере «Москва» пр. 1123, введённом в строй в 1967 году. Данный ЗРК разрабатывался исключительно для флота, и наземного аналога не существует. ЗУР В-611 из состава ЗРК М-11 "Шторм" в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»По сравнению с ЗРК «Волна» комплекс «Шторм» являлся более дальнобойным, дальность поражения воздушных целей достигала 55 км, потолок – 30 км. Стартовая масса ракеты В-611 составляла 1844 кг, длина – 6100 мм, диаметр – 655 мм. Размах крыльев – 2,2 м. Комплексами «Шторм» вооружались противолодочные крейсера пр. 1123 и 1143 и большие противолодочные корабли пр. 1134 А/Б.Помимо ракет класса «корабль-воздух» в коллекции музея имеются крылатые противокорабельные ракеты П-35 и П-500, а также противолодочная ракета-торпеда 85РУ. Крылатая противокорабельная ракета П-35 в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»ПКР П-35, предназначенная для вооружения береговых комплексов и надводных кораблей, являлась эволюционным вариантом развития ракеты П-5, созданной в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея. На маршевом участке полёт П-35 обеспечивался турбореактивным двигателем с нижним расположением воздухозаборника. Запуск происходил при помощи твердотопливных ускорителей. Ракета П-35 имела несколько режимов полета на высотах от 300 м до 7 000 м. В зависимости от высоты скорость полёта составляла 1300-1600 км/ч, а дальность — от 100 до 300 км. Помимо надводных целей ракета П-35, оснащённая «специальной» боеголовкой мощностью до 350 кт, могла поражать наземные цели. Масса снаряженной ракеты П-35 составляла 4 500 кг. Длина — 10 м. Диаметр — 900 мм. Размах крыльев — 2,6 м. Масса боевой части — около 800 кг. ПКР П-35 оснащались береговые комплексы «Редут» и «Утёс», а также ракетные крейсера пр. 58 и пр. 1134. Противокорабельная ракета П-500 комплекса «Базальт» продолжала линию развития ПКР П-35. Её принятие на вооружение произошло в 1975 году. Носителями П-500 являлись тяжелые авианесущие крейсера пр. 1143 и ракетные крейсера пр. 1164. С конца 1970-х до середины 1980-х на комплекс «Базальт» были перевооружены 10 АПЛ проектов 675МК и 675МУ, до этого являвшиеся носителями ПКР П-6.Крылатая противокорабельная ракета П-500 в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»Ракета П-500 имеет схожую с П-35 компоновку, но стала длинней и тяжелей. Сигарообразный фюзеляж оснащён складываемым треугольным крылом большой стреловидности и вертикальным стабилизатором под фюзеляжем. Запуск осуществляется из транспортно-пускового контейнера с помощью двух закреплённых в кормовой части (по бокам от стабилизатора) твердотопливных ускорителей. Дальность стрельбы может достигать 500 км и проходить в диапазоне высот от 50 до 5 000 м. Маршевая скорость в зависимости от высотного профиля составляет 2200-2900 км/ч. Масса боевой части: от 500 до 1000 кг. ПКР П-500 могла быть оснащена кумулятивно-фугасной или «специальной» боевой частью. В настоящее время комплекс «Базальт» снят с вооружения и заменен более дальнобойным комплексом «Вулкан» с ракетой П-1000.Для борьбы с подводными лодками предназначался универсальный противолодочный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б» с крылатой ракетой-торпедой 85РУ. Этим комплексом вооружались большие противолодочные корабли пр. 1134-А/Б и пр. 1155, а также сторожевые корабли пр. 1135 и крейсера пр. 1144. Крылатая ракета 85РУ в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»Твердотопливная ракета 85РУ в качестве боевой части несёт самонаводящуюся противолодочную торпеду УМГТ-1. Для стрельбы по надводным целям введён специальный режим, и в этом случае летит на высоте 15 м, а не 400 м, как это имеет место при стрельбе по подводным лодкам. Радиокомандная система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга или курса надводной цели. С целью уменьшения длины изделия основная боевая нагрузка размещена под корпусом ракеты. Противолодочная торпеда отделяется от ракеты в расчетной точке и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает подводную цель. При атаке надводной цели используется тепловая головка самонаведения, и она поражается прямым ударом. При стартовом весе около 4000 кг дальность стрельбы может достигать 90 км. Скорость полёта – около 1000 км/ч. Длина ракеты 7,2 м. Диаметр – 574 мм. Вдоль внешней стенки казематов ближе к выходу установлены торпеды: СЭТ-53М и 53-39ПМ.Торпеда СЭТ-53М в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»СЭТ-53М является 533-мм электрической противолодочной торпедой. Эта торпеда с пассивной акустической системой самонаведения принята на вооружение в 1964 году. От раннего варианта (СЭТ-53) она отличается серебряно-цинковой батареей большей ёмкости и усовершенствованной системой наведения. В боеготовом состоянии СЭТ-53М весит 1490 кг. Дальность при скорости хода 29 уз. составляет 14 км. Масса боевой части – 100 кг. 533-мм парогазовая торпеда 53-39ПМ поступила на вооружение ВМФ СССР в 1949 году и является усовершенствованным вариантом торпеды 53-39, активно применявшейся в ходе Великой Отечественной. В свою очередь, торпеда 53-39 создана на базе итальянского образца, приобретенного в 1932 году.533-мм торпеда 53-39ПМ в экспозиции Музея «Владивостокская крепость»Согласно данным, представленным на табличке рядом с торпедой, её снаряженная масса составляет 1820 кг. Длина – 7488 мм. Дальность хода на скорости 51 узел составляла 4000 м, на скорости 39 узлов – 8000 м.Также на внешней территории музея выставлены различные противолодочные бомбомёты, корпуса мин, свободнопадающих авиационных и глубинных бомб. Однако, дабы не утомлять читателей ненужными подробностями, оставлю их за рамками публикации.Вкратце расскажу о музейной экспозиции, расположенной внутри артиллерийских казематов. Здесь собрано множество экспонатов, имеющих отношение к военному делу с древних времен до наших дней: от луков и фитильных ружей до противотанковых гранатомётов, миномётов, современных образцов стрелкового оружия и авиационных пушек. В музее, помимо множества артиллерийских снарядов, гильз, мин и гранат, есть богатая коллекция клейменых кирпичей и печных заслонок середины 19-го и начала 20-го века, являющихся живыми свидетелями истории Владивостока.Впрочем, при осмотре внутренней экспозиции возникает ощущение, что для такого количества экспонатов имеющиеся помещения слишком тесные, и образцы разных временных эпох местами хаотично налезают друг на друга. В некоторых залах экспонаты размещены несистемно, и у некоторых образцов нет пояснительных табличек.В то же время в экспозиции представлены очень интересные раритеты, копии интереснейших исторических документов и тщательно выполненные макеты фортификационных сооружений Владивостокской крепости.Если не обращать внимания на тесноту и мелкие недостатки, можно констатировать, что в музее «Владивостокская крепость» хорошо ведётся научная работа, за сохранностью бетонных укреплений и экспонатов стараются следить, что в целом производит очень благоприятное впечатление.



Источник

Просмотров: 25 | Добавил: Dmitrij | Теги: 319, расположенный, артиллерийской, Музей, «Владивостокская, батареи, территории, безымянной, на, крепость» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Октябрь 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх