Бронетранспортёр Т17 первой итерации. По сути просто М3, который хорошо кушал. Среди всего того многообразия западной техники, которая попала в руки наших оппонентов в зоне СВО, оказались как вещи откровенно негодные в рамках текущего конфликта, так и вполне достойные и интересные образцы. Ко вторым можно отнести американскую БМП M2 «Брэдли». Машина показала себя вполне адекватным средством, как поддержки пехоты, так и её перемещения.
Кроме того, БМП показала вполне завидную, в сравнении с отечественными образцами, живучесть. И хотя любое описание М2 «Брэдли» почти всегда начинается с фразы о том, что создавалась она с оглядкой на БМП «Мардер» и БМП-1, в основе конструкции лежат принципы, которые американские военные сформировали для себя задолго до появления первых БМП.Полугусеничный грузовик Т5 в конфигурации эвакуатора весело катится по Форту Нокс, 1937 год. Армия США испытывала множество не бронированных полугусов, они так и не были стандартизированы, но находились в ограниченной эксплуатации и даже принимали участие в учениях. Одним из преимуществ для армии США на момент вступления страны во Вторую мировую войну было то, что её офицеры имели возможность несколько лет наблюдать за разгорающимся глобальным конфликтом и делать определённые выводы, ещё даже непосредственно не участвуя в происходящем. Касалось это и бронетранспортёров. В конце 1930-х американские военные вполне рассматривали в качестве средства перемещения пехоты и лёгкой артиллерии полугусеничные грузовики. Но с началом в сентябре 1939 года боевых действий в Европе, да в общем и до этого, наблюдая за немцами, американские военные пришли к убеждению, что пехота за танками должна перемещаться на полугусеничных броневиках, а в подразделениях на бронетранспортёрах артиллерия полевая и противотанковая также должна перемещаться бронированными полугусеничными тягачами. В 1940 году полугусеничный экспериментальный бронетранспортёр разведчик был стандартизован как бронированный артиллерийский тягач М2, а в том же году, немного удлинённый бронетранспортёр без зарядных ящиков был принят на вооружение армии как М3. В мае следующего 1941 года армия США получила первые уже серийные М2 и М3. Таким образом сложился дуэт, который станет основой для мотострелковых подразделений армии США во Второй мировой войне. Фото М2 от 23 июня 1941 года. Новая матчасть только второй месяц как поступает в армейские подразделения. М2 стал родоначальником семейства бронетранспортёров и машин на их базе, с которыми вооружённые силы США прошли Вторую мировую войну. Но что-то принципиально другое американские военные захотели почти сразу. Первые попытки принять на вооружение что-то принципиально иное, предпринимались ещё до вступления США в большую войну, когда армия только насыщалась бронетранспортёрами. В октябре 1941 года фирма Mack представила полугусеничный бронетранспортёр Т3. Машина была скомпонована принципиально по-иному, нежели уже классические к тому моменту полугусеничные бронетранспортёры, двигатель располагался сзади, спереди были колёса без привода на них и кабина, а управлялась машина при помощи бортовых фрикционов. Идея была в том, чтобы разместить большую часть веса бронетранспортёра над гусеничным движителем и сделать его максимальной длинны. У военных машина получила неофициальное название «три-четверти гусеничный» (Three-Quarter Track). Машина базировалась на узлах и агрегатах лёгкого танка М2 и военным в общем понравилась. На бездорожье она показала себя гораздо лучше, чем полугусы М2 и М3, да и везла больше. Тогда уже кто-то обратил внимание, что всё это в общем благодаря тому, что колёсного в машине стало меньше, а гусеничного больше. Но пока американские военные держались именно за полугусеничную схему. А единственный Т3 сперва хотели превратить в ЗСУ, потом переделали обратно в бронетранспортёр, но пока суть да дело, появились новые экспериментальные и, как тогда казалось, более перспективные машины, и проект тихо умер. Mack Т3. На раздетой машине хорошо видно установленный в корме двигатель и топливные баки. Также ещё до вступления в войну, просто проводя анализ событий в Европе, военные пришли к мысли, что крыша-то для машины вообще была бы вещью неплохой. Так, ещё в конце 1941 года началась разработка бронетранспортёра Т16. Машина получила изменённый гусеничный движитель, а главное крышу над боевым отделением. То есть боевое отделение было не полностью закрытым, а именно прикрыто крышей на довольно высоких стойках, что в теории позволяло покидать машину «через борта». В случае экстренной необходимости, по действовавшим наставлениям, часть десанта покидала машину через борта, столпотворение у задней двери иногда могло быть смерти подобно. Бронетранспортёр вышел на испытания в январе 1942 года и полностью их провалил. Добавившийся вес брони нивелировал все появившиеся благодаря новой подвеске преимущества по проходимости. По итогу машина стала даже менее проходимая, чем бронетранспортёры М2 и М3.Бронетранспортёр Т16 рядом с бронетранспортёром-тягачом М2, на базе которого он был сделан. Дополнительный вес бронированной крыши нивелировал все преимущества новой подвески. Вообще по итогу применения многих машин, военные приходили к одному и тому же заключению – открытые сверху машины, несмотря на явные преимущества в обзорности, откровенно страдали в защищённости, и последний фактор был важнее, чем обзор для экипажа. Так что к концу войны самопальные и заводские «крыши» появились, например, на американских истребителях танков М10 и М36. Был как минимум один бронетранспортёр в строевых частях, который обзавелся крышей. Это штабной БТР М3 генерала Паттона. Было это в 1942 году в Калифорнии, когда генерал командовал только сформированным танковым корпусом. Паттон вообще был большим любителем «прокачать» достававшийся ему транспорт, наверное, можно сделать отдельный материал о том, как генерал модифицировал доставшиеся ему бронетранспортёры и машины.Штабной М3 генерала Паттона, Калифорния, 1942 год. Генерал был большой затейник в плане «прокачки» служебного транспорта. В марте 1942 года на испытания вышли три машины, которые создавались по новым требованиям, утверждённым ещё в октябре 1941 года. Военным нужны были бронетранспортёры, обеспечивавшие круговую защиту от бронебойных боеприпасов винтовочного калибра (в техзадании фигурировал 30-й калибр), с экипажем 14 бойцов и перевозивший/тянувший больше, чем М2 и М3. То есть нужен был такой БТР на максималках, он же тягач для орудий калибром по 105 миллиметров включительно. Военным не нравилось, что бронетранспортёры М3, которые перевозили всего одно отделение, вечно были похожи на «цыганский табор», как выразился один американский генерал. Поэтому генералы хотели более вместительную машину, чтобы сократить их количество в роте и одновременно сделать так, чтобы их не завешивали своим скарбом мотострелки, повысив его вместительность. Т19 – идейный наследник Т3. Хотя компоновка с задним расположением двигателя давала преимущества по проходимости, это создавало проблемы с посадкой и высадкой десанта. На испытания вышли – Т19, по сути идейный наследник бронетранспортёра Т3 от того же Mack, Т16 (не тот, а новый) от Diamond и Т17 от Autocar. Все машины оснащались бензиновыми двигателями мощностью от 170 до 200 с небольшим лошадиных сил.Концептуально отличался от уже стоявших на вооружении бронетранспортёров только Т19. Две оставшиеся машины были в общем развитием идеи уже классического полугуса на максималках – больше, защищённее, мощнее. Т17 первого образца вообще, по сути, был просто увеличенным в размерах бронетранспортёром М3.Т16, не тот, а новый. В общем, просто большой полугус. Принципиально лучше на бездорожье показал себя только Т19. В случае с Т16 и Т17 все преимущества, появившиеся благодаря изменённому гусеничному движителю и более мощным моторам, скрадывала возросшая масса и габариты. Плюс все три машины так и остались открытыми сверху, и за счёт больших габаритов стали только более уязвимыми. Второй вариант Т17, испытывавшийся в 1943 году. Машине доработали броневой корпус, добавив хоть какой-то наклон броневых листов. Это не сильно что-то поменяло, машина стала чуть более устойчивой к огню стрелкового оружия, но так и осталась громоздкой, перетяжелённой, с плохой проходимостью. Всё же военные обратили внимание, что в случае с бронетранспортёром Т19 (как и ранее с Т3) наличие передней колёсной оси не даёт ни каких преимуществ машине, а по сути является фактором, снижающим проходимость. Плюс, в случае с Т19, передняя ось особо и не упрощает, и не удешевляет машину. На неё всё равно нет привода, бронетранспортёр по факту уже является не полу-, а на три четверти гусеничным, а гусеничный движитель используется от танка и управляется фрикционами. Увешанные солдатским скарбом бронетранспортёры раздражали некоторых американских генералов, и технику им хотелось другую. Но что поделать, войну пришлось заканчивать с тем, что было. Бронетранспортёр М3 15-го мотострелкового батальона 5-й бронетанковой дивизии армии США в Германии, февраль 1945 года. Тогда же в 1942 году началась разработка 13-тонного скоростного артиллеристского тягача М5 на шасси лёгкого танка М3. Это был тягач, в том числе для орудий калибром 105 миллиметров (дивизионные гаубичные батальоны), так что к мегаполугусам, как к тягачам для орудий дивизионной артиллерии, военные интерес потеряли. Ясно было, что войну надо будет заканчивать с тем, что есть – с бронетранспортёрами серии М2, М3, М5, М9, но тема полугусеничных бронетранспортёров для американских военных оказалась закрыта ещё в первой половине 1940-х. Американские генералы решили для себя, что «бронированная повозка» для пехоты далее должна становиться полностью закрытой и обязательно на полностью гусеничном шасси. Как должен выглядеть новый бронетранспортёр, американские военные примерно определились в 1944 году. На фото эскизный проект Armored Utility Vehicle T13, который должен был выпускаться на основе шасси танка М24. Проект так и не вышел за стадию эскизов, а вот его сменщик уже был воплощён в железе, но это уже совсем другая история.
Источник
|