Патентное изображение промышленного образца «Машины управления на танковом шасси». Источник: new.fips.ruУральская броня для спецоперацииО применимости и эффективности тяжелых гусеничных бронетранспортеров в спецоперации говорить преждевременно. Просто потому, что ни одному из них так и не удалось повоевать. За исключением, разумеется, омской боевой машины огнеметчиков БМО-Т, которая мелькала в хрониках СВО.
Наверное, это одна из самых парадоксальных боевых машин в Российской Армии. Узкоспециализированный бронетранспортер предназначается для поддержки танковых подразделений в наступлении и обороне. Почему именно БМО-Т делегировали миссию перевозки огнеметчиков, до конца непонятно. Возможно, они могут эффективно поражать дзоты и доты противника – термобарические гранаты очень хороши для разрушения именно таких целей. Могут, но не менее успешно с этим справляются основные калибры танков и БМП-3. Тем более огнеметчики должны покидать машину для работы по противнику, что делает бессмысленным столь толстую броню БМО-Т. Подойти к линии фронта под ураганным, в том числе артиллерийским, огнем, чтобы десантировать бойцов на верную гибель? А подходить к противнику приходится действительно вплотную – прицельная дальность стрельбы огнеметом «Шмель» не превышает 200 метров. Интересно, что вторая машина огнеметчиков, ТОС-1А «Солнцепек», обладая гораздо большей дальнобойностью, для стрельбы не требует спешивания личного состава. Если отбросить специфику машины для огнеметчиков, то БМО-Т требует творческого переосмысления и адаптации под нужды спецоперации. Тяжелый бронетранспортер БМО-ТПоявление патента на промышленный образец «Машины управления на танковом шасси» является очень хорошей новостью. Заявка специалистами «Уралвагонзавода» в Федеральную службу по интеллектуальной собственности была подана 13 октября прошлого года, а открытой общественности эскизы машины были показаны в последний день января 2024 года. На первый взгляд изделие очень напоминает израильский «Намер», хотя и заметно отличается по функционалу. До конца непонятно, какого ранга командный состав будет перевозить изделие, но по опубликованным изображениям можно сделать предварительные выводы. Первое, что бросается в глаза – компоновочные решения заметно отличаются от БМО-Т. Патентное изображение промышленного образца «Машины управления на танковом шасси». Источник: new.fips.ruВнутреннее пространство гусеничного броневика из Нижнего Тагила явно объемнее, чем у машины огнеметчиков из Омска. Отделение управления, интегрированное с боевым и командным, смещено вперед. Механик-водитель машины управления располагается прямо между первыми двумя торсионами, в то время как в БМО-Т он отодвинут как минимум на метр назад к третьему и четвертому каткам. С точки зрения противоминной стойкости машине из Нижнего Тагила это ничего хорошего не сулит, но позволяет разместить в заброневом пространстве больше людей и оборудования. Броневик управления заметно выше омского изделия для огнеметчиков – судя по фото, габаритная высота может достигать 2,5 метров и более. Дабы не увеличивать чрезмерно итоговую стоимость бронетехники, общие компоновочные решения от материнского Т-72 инженеры оставили прежними – прежде всего, кормовое расположение МТО. Плюсы и минусыЖивучесть машины управления от «Уралвагонзавода», вероятнее всего, максимально возможная из всего бронетанкового семейства Т-72/90. Поспорить с этим может только БМПТ «Терминатор». На патентных изображениях видны развитые экраны по бортам, надежно прикрывающие динамической защитой с боковой проекции уязвимые части бронекорпуса. Моторно-трансмиссионное отделение прикрывают противокумулятивные решетки. Блоками динамической защиты закрыли даже заднюю часть бронированной машины. Отсутствие боекомплекта из снарядов ожидаемо повышает выживаемость экипажа и бронемашины при пробитии кумулятивными боеприпасами. Сейчас даже копеечный дрон-камикадзе с навешенной гранатой может отправить в утиль танк, стоимостью в несколько сотен миллионов рублей. У операторов дронов есть возможность тщательно выбирать место и время удара по уязвимым частям танка, которых пока достаточно. Патентные изображения промышленного образца «Машины управления на танковом шасси». Источник: new.fips.ruСреди плюсов явно выделяется удобство посадки командного состава (десанта) через двухстворчатый кормовой люк. По доброй традиции добираться к нему приходится по моторно-трансмиссионному отделению. К достоинствам машины управления на базе Т-72 относится дистанционно-управляемый боевой модуль БМ-03 «Охотник». Назвать изделие новинкой нельзя – первые образца от НПО «Электромашина» были продемонстрированы еще в 2016 году. Модуль с 12,7-мм пулеметом «Корд» стабилизирован в двух плоскостях и оснащен системой наведения с каналом ночного видения, либо тепловизором. Также в комплекте БМ-03 установлен лазерный дальномер. Непосредственно на модуле размещается до 250 патронов 12,7х108 мм – общий же боекомплект может достигать тысячи и более патронов. Напомним, что БМО-Т оснащался простой открытой турелью с пулеметом «Утес» без каких-либо излишеств. На патентных изображениях обращает на себя внимание обилие антенн связи – на крыше машины можно насчитать сразу десять штук. Кроме этого, на корме размещаются шесть антенн систем «антидронной» РЭБ. Последнее является обязательным элементом всех современных бронемашин. Идеальной техники, тем более военной, не существует. Недостатков не лишена и «машина управления на танковом шасси». Начнем с вооружения. Размещение модуля БМ-03 с крупнокалиберным пулеметом практически запрещает вести огонь назад. Мешает частокол антенн, которые, даже будучи гибкими, все равно будут повреждены при стрельбе. В то же время сложно представить, какое решение могут выбрать инженеры для нивелирования такой особенности. Не поднимать же пулемет на мачту для полноценной круговой работы?Минная война, которая стала визитной карточкой спецоперации, уже должна оказывать влияние на конструктивные решения в новой бронетехнике. Разумеется, избежать всех угроз не получится, но малогабаритные катковые тралы должны стать золотым стандартом для любого танка и машины на его базе. Хотя бы для защиты от противоднищевых и противогусеничных боеприпасов. На патентных изображениях ничего такого не наличествует. Кто-то скажет, машина управления вряд ли пойдет на штурм в составе ударной группы. Это справедливо, но никто не отменял дистанционное минирование, в том числе в оперативной глубине фронта. Колесные роботы противника уже давно научились устанавливать минные шлагбаумы в самых неожиданных местах. Не далек тот день, когда противотанковые мины будут скрытно устанавливать в тылу тяжелыми дронами типа «Бабы-Яги». Учитывая, что в машинах управления будут работать почти сплошь офицеры, охота за ними со стороны противника обеспечена. Это, к слову, еще один минус платформы. Машина управления серьезно отличается по внешнему виду от остальной бронетехники, что не может не обратить на себя вражеское внимание. И вот тут начинаются сложности. Дело в том, что, кроме системы РЭБ, тяжелая гусеничная платформа ничем особо не защищена от атаки с воздуха. На изображениях крыша машины совершенно лишена блоков ДЗ. Этим, конечно, займутся в войсках, но почему бы на заводе не решить этот вопрос? Также отсутствуют пресловутые «мангалы», либо простые рамы для сеточного заграждения от дронов-камикадзе. Опыт спецоперации подсказывает, что подобные решения должны присутствовать на технике с самого начала проектирования. Тяжелый гусеничный бронетранспортер – это всегда хорошо. Любая дополнительная защита, пусть и ценой некоторого снижения ресурса с подвижностью, сторицей окупается спасенными жизнями. Поэтому видится вполне логичным продолжение темы «машины управления на танковом шасси» в вариации для транспортировки пехоты и ВДВ. Получится в итоге недешево, но такие машины очень ждут в войсках.
Источник
|