06:18
Недостроенный Пикалевский цементный завод и поражение в начале войны

Недостроенный Пикалевский цементный завод и поражение в начале войныПикалевский цементный завод в наши дниВ истории предвоенного промышленного строительства в СССР периодически попадаются случаи невероятного свойства. Непросто поверить, что такое было и что такое могло быть. Некоторые из них были рассмотрены ранее, а теперь история Пикалевского цементного завода – еще один пример масштабного вредительства с далеко идущими последствиями.


Для снабжения цементом ЛенинградаПикалево – городок на востоке Ленинградской области. Изначально крестьянский хутор, названный по фамилии владельца, потом деревня, затем разъезд на 244 км железной дороги Санкт-Петербург – Вологда. История этого края резко изменилась в 1930 году, когда в районе деревни и железнодорожного разъезда были обнаружены запасы известняка. Известняк – материал важный и необходимый для целого ряда отраслей промышленности: и в строительстве, и в черной металлургии, производстве соды, минеральных удобрений, стекла, бумаги и еще целого ряда продуктов. Наиболее экономически значимое применение известняка – в строительстве, как в виде негашеной извести, так и в форме компонента для производства цемента. Вместе с известняками в районе Пикалево также были найдены запасы глины, что позволяло организовать производство цемента. Местное сырье, железная дорога для подвоза топлива и вывоза продукции – условия для работы нового цементного завода были почти идеальны.В то время цементная промышленность была развита в других регионах страны: в Центральной промышленной области вокруг Москвы, в Саратовской области – Вольские заводы, на Северном Кавказе – Новороссийск, на Украине – Амвросиевка в 75 км от Донецка, тогда называвшегося Сталино. В районе Ленинграда с его крупными потребностями в цементе собственного цементного завода не было. Поэтому в Ленинград возили цемент с Украины, Северного Кавказа и даже из Сибири, где с 1934 года заработал Чернореченский цементный завод (ныне Искитимцемент) в 55 км от Новосибирска. Надо отметить, что столь дальние перевозки были весьма невыгодными. От Новороссийска до Ленинграда 1 764 км по железной дороге. Чтобы доставить вагон цемента, например, двухосный вагон на 16 тонн груза, требовалось израсходовать 516 кг угля, который еще нужно было добыть, доставить на железную дорогу и распределить по станциям на этом маршруте. Поэтому в начале второй пятилетки было принято решение о строительстве в районе Пикалево цементного завода, который снабжал бы Ленинград и других потребителей в Северо-Западном регионе, высвобождая транспорт от дальних перевозок. Более или менее построилиНачало строительства цементного завода в Пикалево – типичная история первых пятилеток. Территория, хотя и заселенная (в границах современного города Пикалево было около 30 хуторов и деревень), пересекавшаяся железной дорогой и шоссе на Ярославль, но довольно малоосвоенная. Приезжих строителей разместили в палаточном городке, а потом для них были построены деревянные бараки. В течение 1935 года велась подготовка площадки, рубка леса, планировочные и подсобные работы, а в 1936 году началось строительство собственно цементного завода. В дальнейшем историю строительства этого завода даже весьма осведомленные краеведы излагают с большими пропусками, так, что это маскирует тот факт, что к началу войны цементный завод фактически не вступил в строй. Сколько требуется времени, чтобы построить цементный завод? Полтора-два года. Пикалевский цементный завод был довольно крупным, но размерами особо не выделялся. По проекту он имел три вращающиеся печи, каждая на 80 тысяч тонн цемента в год или 240 тысяч тонн в год (иногда называют – 217 тысяч тонн в год). Завод проектировал Гипроцемент, основанный в 1922 году и существующий по сей день. Поначалу бодрое и даже местами героическое строительство завода стало постепенно обрастать всякими странностями. Например, площадка завода располагалась в 100 метрах от железной дороги. Было бы целесообразно построить небольшой разъезд с парой стрелок и путь до стройплощадки. Но Гипроцемент запроектировал строительство отдельного подъездного пути от ст. Пикалево, расположенной в 7 км от стройплощадки. Строительство железнодорожного пути до стройплощадки цементного завода. Вообще, удивительно, что путь строили так долго. На Магнитогорском металлургическом заводе подъездной путь 145 км соорудили всего за полтора месяца.Путь строили два года, и все это время грузы на стройку завозились гужевым и автомобильным транспортом, на что было истрачено 4,38 млн рублей. При том, что стоимость всего цементного завода составляла порядка 40 млн рублей, плохая дорога при возможности проложить короткий железнодорожный подъездной путь, скушала приблизительно 10 % его сметной стоимости. Сократить на 33 %Дальше – интереснее. В начале 1939 года, как писали в «Строительной газете», возведение основных сооружений завода было в основном закончено. Построены печной, угольный, цементный корпуса, велось строительство сырьевого цеха, клинкерного цеха и цементных силосов. На площадку привезли три разобранные вращающиеся печи, которые нужно было смонтировать. В этот момент на площадку прибывает комиссия Наркомата тяжелой промышленности во главе с директором Гипроцемента тов. Аксеновым, которая решила, что в 1939 году будет запущена одна печь, вторую печь надо перевести на производство глиноземистого цемента, хотя эта технология еще не была окончательно отработана, а третью печь вообще не монтировать. Эту третью печь вскоре после прибытия комиссии увезли со стройки. Потом оказалось, что финансирование строительства завода на 1939 год было столь мало, что в феврале 1939 года стройка остановилась, и началась консервация объектов, было уволено 275 рабочих. План по работам по состоянию на август 1939 года был выполнен на 16,7 %. Материалы, которые нужны были для монтажа и пуска печи, так и не поступили. Ученики ФЗО № 20 на экскурсии на стройплощадке. Эта ФЗО была создана в 1940 году, и в это время завод был еще далек от готовности.В итоге выяснилось, что даже на бумаге Гипроцемент сократил мощность Пикалевского цементного завода на 33 %. Что уже само по себе повлекло убытки 3,6 млн рублей от работ и материалов, вложенных в неиспользуемые объекты. Но на деле завод был сокращен на все 100 %, потому как, насколько можно судить, до начала войны завод так и не начал производство цемента. Это, кстати, было не только в Пикалево. В августе 1939 года в атмосфере постоянных жалоб строек на нехватку цемента, в «Строительной газете» напечатали краткий обзор того, как строится советская цементная промышленность. С 1929 года (!) в постройке было 9 заводов мощностью 9 млн тонн цемента, сметной стоимостью 347 млн рублей. В них было уже вложено 250 млн рублей, но запущено только 50 % их мощностей. Строительство шло ни шатко ни валко. Главцентроцемент за первое полугодие 1939 года сделал план на 29,7 %. Главвостокцемент – на 25,8 %. Стройки цементных заводов не были обеспечены стройматериалами. Их требовалось на 33 млн рублей, а было отпущено на 7 млн рублей, к примеру, из 94 тысяч кубометров круглого леса было выделено лишь 4 тысячи кубометров. Потребности строек Главвостокцемента в… цементе были удовлетворены лишь на 10 %. По ряду строек, не только в Пикалево, работы почти прекратились, а некоторые построенные заводы, как Ново-Брянский, не работали из-за отсутствия электроэнергии. Это при том, что крупнейшие стройки важнейших промышленных объектов недополучали цемента. Например, за 4-й квартал 1939 года Уралалюминьстрой имел фондов по цементу на 4 108 тонн, а получил лишь 2 890 тонн. Это была типовая ситуация. Завод в 1941 году, перед войной или уже в начале войны. Завод не работал, и на фото явные признаки незавершенных строительных работС началом войны строительство окончательно прекратили. Большинство строителей ушли в армию, а установленное оборудование в конце октября 1941 года демонтировали и отправили в Красноярск. В построенных вспомогательных цехах цементного завода разместили стационарную авиационную мастерскую САМ-139, по сути, небольшой авиационный завод, который восстанавливал поврежденные самолеты. В этом качестве недостроенный цементный завод принес больше пользы народу, отремонтировав за войну около тысячи самолетов. После войны в Пикалево весьма неспешно строили цементный и шиферный заводы, а потом начали строить глиноземный завод. Первый цементный клинкер был получен в 1949 году. Цементный завод в 1947 году.Впоследствии в Пикалево сложился комплекс из технологически взаимосвязанных производств: глиноземного завода, цементного завода, перерабатывающего нефелиновые шламы глиноземного завода, а также завода «Метахим», который из карбонатного раствора глиноземного завода производил соду и поташ. Это потом сыграло свою роль в истории города уже в наши дни. Вклад в поражение в войнеВернемся к началу 1939 года и этой странной комиссии, которая сократила цементный завод в Пикалево именно в тот момент, когда до его пуска оставалось буквально несколько месяцев. Летом 1939 года завод должен был дать первый клинкер. Острая нехватка цемента в условиях резко увеличенной на третью пятилетку строительной программы требовала скорейшего завершения монтажа вращающихся печей и начала производства. Решение сократить Пикалевский цементный завод – это было чистое вредительство. И оно было сделано тонко и в удобный момент. Дело в том, что Наркомат тяжелой промышленности СССР формально прекратил свое существование 24 января 1939 года, будучи разделенным на шесть отдельных наркоматов. Наркомат промышленности строительных материалов СССР, которому должны были перейти цементные заводы, формально был образован, но фактически еще не существовал. Организационный период, то есть хаос, в этом наркомате затянулся до лета 1939 года; его главки всю весну не могли устроиться в выделенном здании. Так что эта комиссия, имевшая полномочия уже упраздненного наркомата, прекрасно знала, что им ничего не угрожает и на их странное решение еще долго никто не обратит никакого внимания. За те несколько месяцев организационного хаоса стройка развалится, пуск цементного завода будет сорван и отсрочен на длительный срок. В случае чего можно будет сослаться на тысячу и одну организационную трудность, которые возникли в ходе грандиозной перестройки управления промышленностью. Нехватка цемента, созданная срывом строительства Пикалевского цементного завода, да и других, означала, что все другие стройки будут идти медленнее или даже остановятся, что в незавершенном строительстве будут омертвлены капиталы, что непостроенные заводы и фабрики не дадут вовремя продукции. Будут строиться медленно оборонные объекты: военные заводы, военно-морские базы, военные аэродромы, оборонительные сооружения и так далее. Ввиду того, что война в Европе была уже фактически на пороге, с большой вероятностью эти военные объекты не будут завершены. К чему это привело – мы уже хорошо знаем. Пикалевский цементный завод, если бы он работал с 1939 года или 1940 года, мог бы сделать большой вклад в строительство бетонных аэродромов в Западной Белоруссии, оборонительных линий и других военных объектов на западной границе. Но не сделал, потому что его не дали достроить и запустить. Так что срыв строительства Пикалевского цементного завода – это кто-то сделал свой вклад в поражение Красной Армии в начале войны. И этот кто-то точно был врагом советской власти.



Источник

Просмотров: 10 | Добавил: Dmitrij | Теги: войны, завод, поражение, цементный, Пикалевский, начале, Недостроенный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Август 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх