Не секрет, что СССР, будучи одним из крупнейших экспортёров бронетанкового вооружения в мире, всегда придерживался определённых ограничений, связанных с передачей тех или иных передовых технологий, которые могут попасть в руки вероятного противника. Иными словами, многие танки, поставляемые за рубеж, либо были упрощенными вариантами более современных машин, имевшихся в Советской Армии, либо являлись в некотором смысле морально устаревшими.
Практика, конечно, во многом обоснованная, но со стороны покупателя весьма неоднозначная. Впрочем, у инозаказчиков, из-за политической ситуации тех лет, другого выбора-то и не было. Однако с развалом Советского Союза ситуация, в частности для российских танкостроителей, в корне поменялась – наступали голодные времена и рыночные отношения, в которых, как известно, клиент всегда прав. Поэтому правилом экспорта, ограничивающим продажу современных танков, пришлось поступиться – и не зря.Ярким примером здесь может служить контракт, заключенный между правительством Индии и «Уралвагонзаводом» на поставку танков Т-90С. Сейчас о подробностях этого соглашения мало кто говорит, но изначально, ещё на заре 1990-х годов, тагильчане активно пытались выбить в Индии заказ на далеко не самые передовые машины в лице Т-72С (экспортная версия Т-72Б), но в конечном итоге получили твёрдый отказ, поскольку в соседнем Пакистане уже вовсю испытывались украинские доработанные Т-80УД.Заинтересовал индийскую сторону только «девяностый», как наиболее современный и в то же время неприхотливый в эксплуатации танк, который мог предложить «Уралвагонзавод». При этом по желанию заказчика машина была значительно доработана, в том числе за счёт установки тепловизионного прицела, поэтому за рубеж отправились Т-90, по боевым возможностям превосходящие своих собратьев, находившихся в Российской Армии.Результатом этого стало не только спасение «Уралвагонзавода» от окончательного банкротства, но и обеспечение финансового и технологического задела для производства обновлённой версии Т-90 – танка Т-90А, который до появления Т-90М имел статус наиболее боеспособного серийного танка России. Бизнес, как говорится, есть бизнес – главное искать выгоду и прибыль.К слову, и сам Т-90М, уже успевший прославиться в зоне проведения специальной военной операции на Украине, имеет в своём генеалогическом древе экспортную составляющую, уходящую своими корнями к Т-90МС. Обо всём этом подробно говорит историк, научный редактор отдела по связям с общественностью «Уралвагонзавода» Сергей Устьянцев. Видео с его рассказом, снятое в рамках проекта «Первый танковый», мы и предлагаем к просмотру.
Источник
|