04:50
«Оцепенение» — самодвижущиеся мины Российской империи

«Оцепенение» — самодвижущиеся мины Российской империиВроде бы первым обозвал свою мину торпедой Дэвид Бушнелл — создавший во время Войны за независимость США подлодку «Черепаха», вооружённую минами, которые и были названы в честь электрического ската. В 1777 году он даже подорвал таковой британский 64-пушечный корабль «Орёл». Потом изобретением несамоходных «торпед» баловался Роберт Фултон, а в ходе Гражданской войны в США «торпедо» официально стало обозначением зарядов шестовых мин (впрочем, якорные мины называли так же). Электрический скат «торпедо» — лучше не дотрагиваться!Сложнее с самоходной миной. Говорят, что в середине XIX (по некоторым данным, ещё в XVIII веке) века какой-то австрийский офицер морской артиллерии, имя которого история не сохранила, придумал управляемую с берега лодку-брандер с пороховым зарядом и стеклянными парусами (ради незаметности!), но это дело тёмное. А вот то, что, прочитав бумаги своего безымянного предшественника, первый прототип настоящей торпеды придумал другой австриец, фрегаттен-капитан Джованни Луппис — совершенно точно!



Фрегаттен-капитан Джованни Луппис«Salvacoste» Лупписа (сверху) и первая торпеда Лупписа-Уайтхеда (снизу)Лупис создал метровое устройство «Salvacoste» — «Защитник берега», оснащённое пружинным механизмом, вращающим гребной винт (возможно, он экспериментировал и со стеклянными парусами, но это не точно), и управляемое с берега при помощи рулевых тросов. В носу этого, напоминавшего небольшую лодку, устройства находился ударный взрыватель, который приводил в действие расположенный в корме пороховой заряд. Правда, недостатков у торпеды Лупписа было как блох у собаки, и в 1864 году он обратился за помощью к Роберту Уайтхеду, управляющему литейного завода Stabilimento Tecnico di Fiume в городке Фиуме.Роберт УайтхедУайтхед был опытным инженером и сразу оценил как недостатки устройства, так и его перспективы. Он коренным образом переработал проект Лупписа, разработав в 1866 году «Minenschiff» — «Минный корабль», торпеду, работающую на сжатом воздухе. «Мина Уайтхеда» была длиной 3,35 метра, диаметром 35,5 см, весила 120 кг и несла боеголовку в 8,1 кг чёрного пороха. Она бегала со скоростью 7 узлов на расстояние 201 метр, но виляла по глубине с амплитудой до 8 метров. Решение данной проблемы было найдено в 1868 году — Уайтхед установил на неё маятниково-гидростатическую систему стабилизации, а затем — гироскоп, права на который англичанин купил у изобретателя, австрийца Людвига Обри, что позволило увеличить скорость до 8-10 узлов, хоть дальность стрельбы и упала до 183 метров, зато боевая часть стала весить 18,1 кг, а «рыскание» торпеды после этого снизилось до 0,6 метра. Одновременно Уайтхед представил увеличенный вариант своей мины — калибра 40,6 см, с боеголовкой 27,2 кг. В 1870 году заряд чёрного пороха заменили на пироксилин. В 1891 году в Германии боеголовки торпед стали снаряжать открытым в 1863 году тротилом.Гироскоп Людвига ОбриНадо сказать, что величину заряда торпед Уайтхед брал не с потолка. Австрийцы построили для него специальный отсек, копировавший реальный отсек австрийского броненосного фрегата. Под отсек подвели 20-кг заряд в оболочке, по форме напоминающий боеголовку торпеды. После чего его взорвали, активировав по проводам гальванический взрыватель. Площадь пробоины в отсеке составила 9 квадратных метров. После испытаний Уайтхед увеличил заряд до 27 кг, чтобы быть уверенным в поражении даже «кораблей самой сильной конструкции».«Рыбка» Уайтхеда в разрезеТТХ торпед росли не по дням, а по часам: Уайтхед не уставал совершенствовать своё детище! Если первые торпеды ходили со скоростью 7-10 узлов на дистанцию в 180-200 метров, то уже в 1875 году торпеда Уайтхеда шла со скоростью 18 узлов на 500-600 метров. 381-мм «Модель 1882 года» была снаряжена боеголовкой весом 42,1 кг и шла на 700-800 метров со скоростью 21 узел. 356-мм Мк.V 1886 года с 26,3-кг боеголовкой шла на 600 метров со скоростью 24 узла. А 457-мм Мк1В в 1890 году несла 90-кг «голову» на 800 метров со скоростью 30 узлов.Торпеда Уайтхеда в компании торпедного аппарата его же конструкцииТорпеда не используется сама по себе, поэтому изобретателю пришлось сконструировать и торпедный аппарат. Сначала это был просто наклонный жёлоб, по которому торпеда съезжала в воду с вращающимися винтами. Но использовать такую конструкцию на боевых кораблях не представлялось возможным, поэтому Уайтхед изобрёл и торпедный аппарат, конструкция которого до сего дня не сильно изменилась: он имел трубу, переднюю и заднюю крышки, курковой зацеп, включавший во время выстрела двигатель торпеды и резервуар со сжатым воздухом, при помощи которого и производился пуск. Бравые аргентинцы с миной Уайтхеда в Фиуме, 1888 годУайтхед решил продать своё изобретение австрийскому правительству за 50 тысяч фунтов стерлингов. Сумма показалась австриякам завышенной, и они внесли контрпредложение: 20 тысяч и право продажи изобретения зарубежным странам. Уайтхед согласился, таким образом торпедное оружие появилось практически одновременно во всех уважающих себя военно-морских флотах. Первыми за право проводить испытания на своей территории 2000 фунтов стерлингов заплатили англичане в 1870 году. На испытаниях в старый блокшив с дистанции 130-150 метров выпустили торпеду. Через 25-30 секунд последовал взрыв, отправивший блокшив на дно: после подъёма мишени была измерена площадь пробоины — 22 квадратных метра! Кстати говоря, в тот же день по тому же блокшиву была выпущена и вторая торпеда, но на этот раз цель прикрывала противоторпедная сеть. Торпеда взорвалась в сети, не причинив мишени никакого урона, так что средство защиты от торпед появилось практически одновременно с ними!Иван Фёдорович Александровский — автор отечественной торпедыПараллельно с Лупписом проект своей торпеды разработал и русский изобретатель Иван Александровский. Он разработал и построил подводную лодку с машиной, работающей на сжатом воздухе, а параллельно с ней в 1865 году — «торпеду», повторявшую в миниатюре устройство механизмов подводной лодки. Морское министерство признало торпеду Александровского несовершенной, и изобретатель переработал её, создав к 1868 году проект торпеды со скоростью в 8 узлов и дальностью 700 метров. В общем, из-за бюрократических проволочек и сложностей с организацией производства «в железе» торпеда Александровского появилась лишь в 1874 году, а к тому времени «мины Уайтхеда» уже покоряли Европу. В итоге в России тоже приняли на вооружение мину Уайтхеда, но неофициальное название «торпеда» взяли у Александровского (официально торпеды назывались минами до 1917 года)...Адмирал Степан Лесовский — «лоббист» торпеды УайтхедаРоссии Уайтхед сделал предложение о продаже секрета своей торпеды (главной частью «секрета» был гидростат, стабилизирующий движение снаряда) в 1873 году, запросив 15 тысяч стерлингов — сумму не маленькую, но вполне подъёмную. Но русское Морское министерство в это время занималось экспериментами с торпедой Александровского, поэтому вопрос о покупке «секрета Уайтхеда» завис. Морской министр Н. Краббе был сторонником торпед Александровского, но в 1875 году он заболел, а на его место пришёл С. Лесовский. На горизонте маячила война с Турцией, и новый морской министр опасался, что связавшись с «доводкой» торпед Александровского, Россия может к началу войны остаться без торпед вовсе. 13 октября 1875 года был создан «Комитет по вопросу приобретения самодвижущихся мин Вайтгеда и применению их к судам флота». На первое заседание комитета пригласили Александровского, в его присутствии Лесовский сделал доклад по ходу испытаний торпеды русского образца и задал вопрос: «Следует ли нам приобрести секрет мины Вайтгеда для применения к действию с судов флота?». Адмирал А. Попов имел своё мнение по данному вопросу (с которым был согласен генерал-лейтенант В. Пестич, начальник артиллерии Кронштадта и член Конференции Николаевской морской академии). Он считал, что накануне самостоятельного решения этого вопроса Александровским... даже оскорбительно для русского самолюбия обращаться к Вайтгеду.Но к «беспокойному адмиралу» не прислушались. Комитет постановил: Теперь же приобрести от Вайтгеда секрет его изобретения и заказать пятьдесят мин последнего образца для применения их к действию судов флота.Моряки XIX века с тогдашним хайтекомПоначалу «мины Уайтхеда» Россия закупала у самого Уайтхеда: с 1872 по 1881 год было закуплено 250 торпед. Для сравнения: Великобритания в то же время закупила 254, а Франция — 218 торпед. Но в 1884 году производство было начато в Санкт-Петербурге, на заводах Лесснера и Обуховском. За патент и 100 торпед Уайтхеду заплатили 9000 фунтов стерлингов. Требования Комитета были достаточно жёсткими: 183 метра торпеда должна была проходить со скоростью 22 узла, 750 метров — со скоростью не менее 16-18 узлов, 2000 метров — на скорости не менее 12-14 узлов; заряд — 40 кг взрывчатого вещества и контактный взрыватель, безопасный при пуске мины; длина — не больше 6 метров, диаметр — не более 450 мм, вес 360-400 кг; воздушный резервуар — должен выдерживать не менее 105 атмосфер, при этом снаряжённый на 75 атмосфер, не должен в течение 4 часов терять более 4 атмосфер давления; при движении на дистанцию 183 метра отклонение по вертикали должно быть не более 30 см и 3 метра — по горизонтали. Цену одной торпеды определили в 400 фунтов стерлингов, а все 100 единиц должны были быть предоставлены в течение 2 лет со дня заказа. Первые две мины должны были поступить на склады Морского министерства России к 31 марта 1876 года, последние 25 — 1 января 1878 года. Уайтхед контракт выполнил: первые две мины поступили через 20 дней после подписания контракта. Они были обмеряны, взвешены и прошли пристрелку на полигоне завода-производителя.Здесь делали первые отечественные торпедыВ то время, когда в Фиуме с изобретателем подписывали контракт, в Кронштадте и Николаеве срочно создавали торпедные мастерские. К лету 1878 года мастерские приступили к работе, 31 июня Кронштадтскую посетил Александр II. В ходе посещения были проведены торпедные стрельбы и продемонстрировано действие противоторпедных сетей. Теперь дело было за малым: организовать производство торпед в России.Завод ЛесснераПервая отечественная торпеда была сдана в казну осенью 1878 года. «Мина» ничем не уступала сделанным на заводе Уайтхеда, но обошлась в полтора раза дешевле. К концу года в Кронштадте в производстве находилось 20 торпед, а в Николаеве налаживалось производство, но... флоту нужно было больше! И с Уайтхедом был подписан второй контракт — ещё на 150 торпед. Одновременно конкурс на производство торпед был проведён среди российских предприятий, в нём приняли участие: Общество Франко-Русских заводов, компания Санкт-Петербургского Металлического завода и завод Лесснера. За первые 5 лет в России произвели 422 торпеды, каждая из которых обходилась казне в 3500 рублей без гидростата и 3750 — с гидростатом. До конца XIX века у нас в стране производилось в год 160-200 торпед.Суровые русские матросы на суровых русских торпедах...Следом за первой торпедой образца 1876 года, на вооружение катеров Российского Императорского флота в 1880 году была принята укороченная версия этой торпеды. Затем последовала торпеда образца 1886 года — калибра 381 мм, с 80-кг боеголовкой и дальностью хода 600 метров на скорости 25 узлов, но главное — с гироскопическим прибором, значительно более совершенным, чем применяющиеся ранее гидростаты. Затем... А затем новые образцы торпед ставились на вооружение каждые 3-5 лет! К началу Русско-японской войны на кораблях РИФ стояли 381-мм торпеды образца 1898 года «Л», со скоростью в 30 узлов, а на вооружение в 1904 году были приняты 450-мм торпеды с максимальной скоростью 33 узла. В Русско-японской войне русский флот применил 25 торпед, из них 11 — успешно. Лиха беда начало!



Источник

Просмотров: 12 | Добавил: Dmitrij | Теги: российской, самодвижущиеся, империи, мины, «Оцепенение» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Август 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх