Из заявления официального представителя компании Boeing стало известно, что «усилия ВМС по интеграции ракеты дальнего действия, способной уничтожать корабли, для морского патрульного самолета P-8 Poseidon должны завершиться этим летом». «В настоящее время испытания проходят хорошо. Мы ожидаем, что это будет сделано позднее этим летом, если все пойдет по плану. И это будет еще одна возможность, которая будет в распоряжении ВМС США», – заявил Джон Споре, старший представитель Boeing по развитию бизнеса P-8, на брифинге 27 июня 2024 года с журналистами во время посещения объектов компании в Джексонвилле (Флорида).В рамках этого проекта производитель P-8А Poseidon Boeing интегрирует в самолет противокорабельную ракету дальнего действия AGM-158C Long-Range Anti-Ship Missile (LRASM), которую производит компания Lockheed Martin. Размещение этого оружия на «Посейдоне» расширит ударные возможности ВМФ США в противостоянии с растущей военно-морской мощью Китая, ранее об этом сообщали аналитики издания Breaking Defense.
Джон Споре заявил, что P-8А Poseidon сможет нести до шести ракет AGM-158C LRASM на внешних подвесках после завершения испытаний. Ракета имеет дальность полета более 200 морских миль (370 км), согласно заявлению официального представителя компании Lockheed Martin. Стартовый вес ракеты – 2 760 фунтов (1 250 кг). КВО ракеты – 9 футов 10 дюймов (3 м). На эти же узлы подвески пусковые пилоны BRU-32 могут быть подвешены не только противокорабельные AGM-158C LRASM, но и другие модификации этой ракеты – КР большой дальности, предназначенные для ударов по наземным целям AGM-158В с дальностью полёта – до 1 000 км или ещё более совершенные AGM-158D с дальностью полёта до 1 800 км. То есть, по сути, самолёт БПА P-8А Poseidon превращается в стратегический ракетоносец. Не удивлюсь, если со временем, когда мы, наконец, увидим AGM-181А LRSO компании Raytheon, выяснится, что пусковые пилоны, замки и ШР у них идентичны с AGM-158 JASSM. Очевидное нарушение Договора СНВ-3.Представитель ВМС не смог сразу ответить на вопрос, когда ожидается завершение испытаний. ВМС также привлекли компании Lockheed и RTX к разработке гиперзвуковой крылатой ракеты, следующей за LRASM, получившей наименование HALO. Ожидается, что «гиперзвуковой убийца кораблей» поступит на вооружение позднее в этом десятилетии.Помимо работы над LRASM, Boeing также разработала за собственные средства многоцелевую капсулу, установленную под Poseidon, которая, по словам Джона Споре, успешно прошла летные испытания в июле 2024 года. «Существуют разные уровни летных испытаний, но они могут занять примерно до двух лет», – сказал он, и в результате этому самолету будут присущи «неорганические» функции. Что именно будет содержать капсула, будет зависеть от желаний клиентов, сказал Споре, хотя он отметил и некоторые потенциальные системы, такие как радары и другие датчики. «Сейчас мы работаем с клиентами над определением датчиков, которые они хотели бы, чтобы мы включили. Мы также работаем с поставщиками датчиков, чтобы определить, что они могут предоставить», – сказал он.Компания Boeing продолжает работу на объектах на Cecil Field, бывшей военно-морской базе, закрытой в 1990-х годах, над капитальным ремонтом самолетов P-8А Poseidon ВМС и новой модернизации, известной как Increment 3 Block 2. По словам Марка Стивенса, менеджера программы Boeing по этим работам, первый самолет прибыл на объекты Boeing в начале этого года и должен быть готов к январю 2025 года. «Это, вероятно, первая, я бы назвал ее первой крупной модификацией – структурная и тяжелая электрическая модификация», – сообщил Стивенс, стоя перед самолетом ВМС, где велись работы. Усилия Increment 3 Block 2 также включают парк самолётов P-8А Poseidon, эксплуатируемые Австралией, хотя большая часть этой работы будет выполнена собственным подразделением Boeing Australia после того, как первая пара самолетов Canberra будет модифицирована в Джексонвилле.По словам Стивенса, в рамках модификации будут «добавлены несколько антенн, которые смогут обнаруживать сигналы, излучаемые подводными лодками, улучшатся возможности активного поиска противолодочной войны на большой территории и будут реализованы новые широкополосные спутниковые каналы связи».Комплекс базовой патрульной авиации (БПА) Р-8А Poseidon принят на вооружение ВМС США в 2013 году. Он создан в рамках программы ММА (Multimision Maritime Aircraft) для замены Р-3С Orion. Р-3С Orion эксплуатируются более 40 лет, в настоящее время из 269 имевшихся в строю ещё остается с строю 47 самолётов Р-3С. В целях сокращения сроков и снижения стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских (НИОКР) Р-8А Poseidon создавался на базе гражданского лайнера «Боинг 737», который отвечал предъявленным к летно-техническим характеристикам требованиям. Основу бортового оборудования и вооружения составили системы, усовершенствованные в рамках программы модернизации Р-3С Orion. Необходимая продолжительность (до 10 часов) и дальность полёта 4 500 морских миль (8 300 км) достигается за счёт установки в фюзеляже пяти дополнительных баков. Кроме того, машина оборудована системой дозапраки в воздухе. В нижней хвостовой части самолёта Р-8А находится внутренний отсек вооружения, в котором установлены шесть балочных держателей для подвески авиационных средств поражения (АСП) под нагрузку общей массой до 5 670 кг, роторные десятизарядные и пневматические четырёхзарядные устройства сброса РГАБ. Внешние узлы подвески вооружения размещаются на консолях крыла по два пилона на каждой и в передней нижней части фюзеляжа. Два фюзеляжных пилона BRU-32 и четыре таких же подкрыльевых рассчитаны на нагрузку до 3 000 фунтов (1 360 кг) каждый. Вооружение самолёта Р-8А Poseidon может включать: до 10 ракет AGM-84L Harpoon Block II, УР AGM-84K SLAM-ER ATA класса «воздух-поверхность» (до четырёх ракет), малогабаритные торпеды калибра 324 мм – Mk 46, Mk 50, Mk 54, глубинные бомбы и морские мины. Кроме того, в номенклатуру применяемых средств поражения входят управляемые авиабомбы JDAM и управляемые авиационные касеты JSOW.Особенностью комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолёта является его построение по принципу открытой архитектуры с объединением всех элементов мультиплексной шиной обмена данными. Это позволяет производить замену основных систем и их программного обеспечения на более совершенные без выполнения дополнительных работ по трассировке новых коммуникаций и оборудования установочных мест.Самолёт оснащен новой поисковой РЛС с АФАР Raytheon AN/APY-10, разработанной по программе AAS (Advanced Airborn Sensor), она способна обнаружить надводную цель класса фрегат (ВИ 5 000 т) на дальности до 200 морских миль (370 км) и более, перископ ПЛ – на дальности до 40 морских миль (74 км). В настоящее время проводятся модернизация оборудования для работы с мультистатическими РГАБ по программе MAC (Multi-Static Active Coherent), а также совершенствование системы вооружения для пуска торпед Mk 54 с большой высоты по программе HAAWC (High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapon Capability) и ALA (Air Launch Accessory). В отличие от устаревшего самолёта P-3С, американские P-8А не имеют детектора магнитных аномалий (MAD), но P-8I из индийского контракта оснащены MAD. Еще одним ключевым отличием P-8A от P-8I является то, что последний имеет второй радар Telephonics APS-143 OceanEye в хвостовой части фюзеляжа для обзора задней полусферы, что обеспечивает круговой обзор надводного пространства на 360°. Самолёт P-8А оснащён дополнительной миниатюрной РЛС AN/AAR-54 (JETDS) – системой предупреждения о ракетной атаке, предназначенной для предупреждения экипажей самолетов об атаке управляемыми ракетами противника. РЛС AN/AAR-54 производит американская компания Northrop Grumman. Во время работ по модернизации P-8A Increment 2 в 2016 году система радиолокационного наблюдения Littoral Surveillance Radar System (LSRS), показавшая свою ненадёжность во время опытной эксплуатации, была заменена радаром Advanced Airborne Sensor. В службе США P-8A дополняется беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) MQ-4C Triton, который обеспечивает непрерывное наблюдение. В январе 2015 года BAE Systems получила контракт на программу USN's High Altitude ASW (HAASW) Unmanned Targeting Air System (UTAS) по разработке беспилотного летательного аппарата для охоты на ПЛ, оснащенного MAD для запуска с P-8А.К началу 2024 года в ВМС США в строю было уже 123 самолёта Р-8А Poseidon из 128 заказанных.Производство остальных рассчитано до 2025 года. Общая стоимость программы разработки и закупки может составить около 40 млрд долларов, а одной единицы – 275 млн долларов. Р-8А Poseidon планируется снять с вооружения ВМС США не ранее 2050 года.В августе 2012 года компания Boeing предложила Великобритании самолёты P-8А Poseidon, после отмены в 2010 году отечественной программы Nimrod MRA4. 23 ноября 2015 года Великобритания объявила о своем намерении заказать девять P-8, что получило документальное подтверждение в «Стратегическом обзоре обороны и безопасности 2015 года». Все британские самолёты P-8А Poseidon базируются на базе ВВС Великобритании Лоссимут (Шотландия) и выполняют функции защиты ядерных сил сдерживания и авианосцев Великобритании, а также выполняют поисково-спасательные и наземные разведывательные миссии. Неясно, будет ли Великобритания иметь доступ к будущим возможностям атаки наземных целей, разработанным для американских P-8А Poseidon. В Королевских ВВС они носят наименование Poseidon MRA Mk 1. Самолёты сведены в две эскадрильи 120-ю и 201-ю. Первый Poseidon MRA Mk1 (ZP801) совершил свой первый полет 13 июля 2019 года. Великобритания приняла поставку первого самолета, названного Pride of Moray, на заводе Boeing в Сиэтле 29 октября 2019 года. Последний самолет прибыл в январе 2022 года. Помимо Великобритании, самолёты P-8А Poseidon закупили: Индия (12), Германия (8), Австралия (14), Канада (14), Новая Зеландия (4), Норвегия (5), Южная Корея – (6).
Источник
|