Взор с небес Одним из важнейших элементов Военно-воздушных сил (ВВС) / Воздушно-космических сил (ВКС) являются самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ).
У ВКС РФ имеется критическая нехватка этого типа вооружений, особенно по сравнению с вооружёнными силами других ведущих стран мира. В первую очередь это США, но их быстро нагоняет Китай, у которого имеется множество разработок самолётов ДРЛОиУ, как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах, да и другие страны стремятся обеспечить наличие этих машин в рядах своих ВВС. Проблема в том, что в последнее время значительно увеличилась эффективная дальность применения ракет «воздух-воздух» и зенитных управляемых ракет (ЗУР), причём имеется тенденция её дальнейшего увеличения, в связи с чем возросли риски уничтожения самолётов ДРЛОиУ – ранее мы говорили об этом в материале «Вымирающий вид: неопределённое будущее самолётов ДРЛОиУ».Американская ракета «воздух-воздух» AIM-174B Gunslinger с дальностью стрельбы порядка 240 километровУчитывая сложность и стоимость самолётов ДРЛОиУ, увеличение рисков их уничтожения вынуждает вооружённые силы ведущих стран мира искать новые подходы к обеспечению ситуационной осведомлённости с воздуха. Один из них – это распределение функции самолётов ДРЛОиУ между несколькими малоразмерными пилотируемыми и/или беспилотными носителями, и сегодня мы поговорим о возможностях, которые потенциально имеются в этом направлении у ВКС России.Ограниченный выборЕсли исходить из открытых данных, то у ВКС России в части создания самолётов ДРЛОиУ проблемы имеются не только в части радиолокационного комплекса (РЛК), но и в части носителя. Ранее в материале Самолёты ДРЛОиУ для ВВС РФ: быстро, много, недорого мы рассматривали возможность создания «эрзац» самолёта ДРЛОиУ на базе перспективного самолёта Ил-114 и РЛК «Ирбис» самолёта Су-35С, отлично зарекомендовавшего себя в зоне проведения специальной военной операции (СВО). Концепт «эрзац» самолёта ДРЛОиУ-114-300 с побортным размещением нескольких РЛК «Ирбис»Однако разработка самолётов Ил-114 затягивается, а когда и в каких количествах он выйдет на серийное производство, и вовсе неизвестно. Конечно, можно рассмотреть возможность использования в качестве платформы-носителя самолётов Ту-214, но всё-таки эти машины также выпускаются достаточно малой серией, а значительные габариты и низкая маневренность делают их уязвимыми даже для маломаневренных ракет «воздух-воздух» и ЗУР большой дальности. Какие у нас ещё есть варианты? Их не так чтобы много. С малой авиацией у нас вообще имеются серьёзные проблемы, вплоть до того, что уже несколько десятилетий не можем замену «кукурузнику» создать, так что, по сути, выбирать особо-то и не из чего, как следствие, создать нечто типа американского Grumman E-2 Hawkeye мы пока не можем. Американский самолёт ДРЛОиУ E-2C Hawkeye и китайский KJ-600 – жаль, что у нас так вряд ли получится, по крайней мере в обозримой перспективе, как из-за отсутствия сопоставимого самолёта-носителя, так и из-за отсутствия РЛК для него В последнее время набирает популярность тематика применения БПЛА в качестве платформы для размещения оборудования ДРЛО, то есть только оборудования «обнаружения», тогда как «У» – «управление» выносится на сторону. В частности, в Китае разрабатывается БПЛА ДРЛО WZ-9 Divine Eagle («Божественный орел»), специально предназначенный для обнаружения малозаметных летательных аппаратов.БПЛА WZ-9 Divine EagleС беспилотной техникой у нас ситуация обратная – если малые БПЛА активно разрабатываются и производятся серийно, то со средними и тяжёлыми существуют определённые проблемы.Средневысотные БПЛА «Орион» обладают слишком малой грузоподъёмностью – их можно использовать в комплексе с маломощной радиолокационной станцией для обнаружения БПЛА-камикадзе или безэкипажных катеров (БЭК) противника, но не для решения задач по захвату господства в воздухе. То же самое, скорее всего, будет относиться и к более тяжёлому средневысотному БПЛА «Альтиус» / «Сириус». Существует проект БПЛА «Гелиус-РЛД» – радиолокационного дозора, но, судя по всему, пока эта машина существует только в виде концепции и макета. Ничего не известно даже о создании первого прототипа – можно предположить, БПЛА «Гелиус-РЛД» появится в ВКС РФ тогда, когда машины этого типа в странах Запада уже начнут устаревать, поскольку им грядёт замена на малозаметные машины, способные выжить в условиях ведения боевых действий с высокотехнологичным противником.Макет / прототип БПЛА «Гелиус-РЛД»Например, исходя из открытых данных, в ВВС США на замену cтратегическим высотным разведчикам RQ-4 Global Hawk придут экстремально малозаметные БПЛА RQ-180 White Bat.БПЛА RQ-180 White BatОднако именно в нише малозаметных БПЛА у ВКС России имеется веский аргумент – это тяжёлый малозаметный БПЛА С-70 «Охотник», выполненный по схеме «летающее крыло». Исходя из открытых данных, этот БПЛА находится на завершающей стадии разработки, соответственно, он должен быть наиболее близок к серийному производству. Таким образом, БПЛА С-70 «Охотник» может быть весьма интересен в качестве платформы для РЛК, входящего в пространственно распределённый комплекс ДРЛОиУ. Можем ли мы рассматривать БПЛА С-70 «Охотник» как платформу для самолёта ДРЛО или эти машины будут востребованы в ВКС РФ для решения каких-либо иных приоритетных задач? БПЛА С-70 «Охотник» Программа создания беспилотного летательного аппарата компании «Сухой» С-70 «Охотник» является одной из наиболее закрытых в ВКС РФ. Исходя из тех данных, что публикуются в открытых источниках, можно рассмотреть два основных сценария применения БПЛА С-70 «Охотник». Первый – это автономное применение БПЛА С-70 «Охотник» для уничтожения каких-либо наземных целей с помощью управляемого вооружения (хотелось бы надеяться, что для работы неуправляемым «чугунием» эту боевую машину использовать не планируют). Сброс неуправляемой авиабомбы с БПЛА С-70 «Охотник» в ходе испытанийВторой — это использование БПЛА С-70 «Охотник» в связке с многофункциональным истребителем пятого поколения Су-57 в качестве «верного ведомого». Истребитель Су-57 и БПЛА С-70 «Охотник»Высокоинтенсивные вооружённые конфликты, такие как специальная военная операция (на Украине) или как война между Ираном и Израилем, требуют от боевой авиации огромного напряжения для применения тысяч – десятков тысяч единиц высокоточного оружия большой дальности. На Украине основным высокоточным боеприпасом, применяемым авиацией ВКС РФ, стали авиабомбы с унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК). Применять авиабомбы с УМПК с БПЛА С-70 «Охотник» вряд ли будет целесообразно по критерию «стоимость-эффективность». Для рутинной работы по наземным целям более перспективным решением видится применение БПЛА типа «Гром», разрабатываемого компанией «Кронштадт». Макеты/прототипы БПЛА «Гром»Более целесообразным видится применение БПЛА С-70 «Охотник» сложных и эффективных высокоточных боеприпасов для поражения особо важных целей. Однако здесь стоит сделать оговорку – даже малозаметный БПЛА С-70 «Охотник» не является невидимым и неуязвимым для ЗУР и ракет «воздух-воздух» противника, при этом сам он будет для противника весьма желанной целью. А это значит, что при проникновении в воздушное пространство противника БПЛА С-70 «Охотник» может быть обнаружен и уничтожен авиацией противника или зенитными ракетными комплексами (ЗРК), работающими в засадном режиме. Не стоит забывать и о рисках перехвата или подавления сигнала управления – эта проблема будет крайне актуальна для российской беспилотной авиации вплоть до того момента, пока у нас появится своя высокоскоростная шифрованная спутниковая связь. По неподтверждённым данным остатки потерянного на Украине БПЛА С-70 «Охотник»Что касается использования БПЛА С-70 «Охотник» в качестве «верного ведомого» для Су-57, то здесь также есть ряд вопросов.Например, истребитель Су-57 способен перемещаться на сверхзвуковой крейсерской скорости без использования форсажа, тогда как БПЛА С-70 «Охотник» – это по всем признакам чисто дозвуковая машина, то есть при работе в связке скорость группы будет ограничена возможностями более медленной машины.Также вопрос в бортовом радиоэлектронном оборудовании (БРЭО) БПЛА С-70 «Охотник», в первую очередь РЛК. Конечно, если на указанном БПЛА установлен современный высокоэффективный РЛК, например, выполненный на базе РЛК «Белка» истребителя Су-57 с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), то спектр задач, решаемых БПЛА С-70 «Охотник», значительно возрастёт, но и стоимость такой машины будет велика – стоимость современного РЛК/БРЭО может составлять треть, а то и половину стоимости всей боевой машины. Таким образом, можно предположить, что совместное применение Су-57 и БПЛА С-70 «Охотник» будет оптимально и эффективно для миссий по уничтожению особо важных целей на большом удалении от мест базирования, когда Су-57 в группе с БПЛА С-70 «Охотник» будут перемещаться на дозвуковых скоростях, и повышенный риск потери дорогостоящих БПЛА С-70 «Охотник» будет оправдан. В прочих случаях, например, для постановки помех или доставки дополнительного боекомплекта в районе ЛБС, практичнее применять более дешёвые и простые БПЛА «Гром». Не стоит забывать и про то, что Су-57 – это одноместный боевой самолёт, сможет ли пилот одновременно управлять своей машиной и контролировать БПЛА С-70? Для двухместной версии Су-57 такая связка смотрится гораздо логичнее, но пока достоверные сведения о создании двухместной версии Су-57 и заказе таких машин для ВКС РФ отсутствуют. Ранее мы рассматривали эти вопросы в материале «Охотник» приближается: перспективы применения тяжелого малозаметного БПЛА-невидимки С-70 на Украине.Выводы Исходя из вышеизложенного, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что тяжёлый БПЛА С-70 «Охотник» в ближайшей перспективе может поступить в серийное производство.Работа БПЛА С-70 «Охотник» над территорией противника будет ограничена из-за высокого риска потери этих машин как от огня ЗРК и истребительной авиации противника, так и от возможности перехвата или глушения каналов управления.На линии боевого соприкосновения для выполнения рутинных задач типа сброса авиабомб с УМПК более перспективным решением видится применение недорогих БПЛА «Гром» с простым БРЭО, которые должны выпускаться в больших количествах. В качестве «верного ведомого» задействование БПЛА С-70 «Охотник» будет целесообразно только для ограниченного количества миссий по уничтожению особо важных целей на большом удалении от точки базирования с учётом высоких рисков потери новейших боевых машин и попадания их в руки противника.В качестве «верного ведомого» — носителя средств РЭБ, противорадиолокационных ракет (ПРР) или ракет «воздух-воздух» оптимальным решением, скорее всего, станут те же БПЛА «Гром», особенно в той малозаметной конфигурации, в которой этот БПЛА планировалось создавать изначально. Таким образом, потенциально мы можем рассмотреть возможность задействования БПЛА С-70 «Охотник» в качестве авиационной платформы для создания перспективного пространственно и функционально распределённого комплекса ДРЛОиУ. О перспективах и преимуществах данного решения мы поговорим в следующем материале.
Источник
|