Подлодка "Дмитрий Донской" у причала. Фото Минобороны РФВ начале восьмидесятых в боевой состав ВМФ СССР вошел новейший тяжелый атомный стратегический подводный ракетный крейсер ТК-208 (с 2002 г. носит имя «Дмитрий Донской») – головной корабль нового проекта 941 «Акула». В течение следующих десятилетий эта подлодка участвовала в стратегическом ядерном сдерживании и в развитии морской компоненты ядерных сил. Однако к настоящему времени из-за морального и физического устаревания корабль вывели из состава флота и планируют утилизировать. Такие планы предсказуемо подвергаются критике – и предлагаются другие варианты использования уникальной подлодки.
Головной корабль серииПроект 941 «Акула» был разработан в первой половине семидесятых в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин» (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Строительство подлодок поручили предприятию «Севмаш» (г. Северодвинск), располагавшему необходимыми производственными мощностями. В планах ВМФ была постройка 10 кораблей, но фактическая серия ограничилась 6 корпусами. Строительство остальных отменили на стадии подготовки.Головной корабль под обозначением ТК-208 заложили 17 июня 1976 г. Строительство на стапеле продолжалось до сентября 1980 г., когда подлодку спустили на воду. В декабре следующего года, после всех работ и испытаний, крейсер передали заказчику. Вскоре он начал полноценную службу в составе Северного флота.ТК-208 и следующие пять однотипных «Акул», построенные до конца восьмидесятых, являлись носителями межконтинентальных баллистических ракет Р-39. Как и другие РПКСН, подлодки пр. 941 должны были осуществлять патрулирование в заданных районах Мирового океана и ожидать команду на пуск ракет по целям на территории потенциального противника.Активная служба ТК-208 продолжалась до 1989 г., когда лодка отправилась на «Севмаш» для капитального ремонта и модернизации по проекту 941У. Ввиду финансовых трудностей и изменения государственной политики уже в 1991 г. работы были приостановлены. Ремонт перезапустили только в середине десятилетия, причем уже с новыми целями. Теперь РПКСН решили переделать по проекту 941УМ или «09412» и сделать опытовым носителем перспективного оружия.До недавнего времени ТК-208 использовалась для обеспечения различных учений и испытаний. Фото Минобороны РФКрейсер вернулся в состав КСФ в июле 2002 г. В октябре того же года ему присвоили имя «Дмитрий Донской». После необходимой подготовки РПКСН привлекли к проведению испытаний перспективной БРПЛ Р-30 «Булава». Первый бросковый пуск такого изделия состоялся в сентябре 2004 г. Через год выполнили запуск натурного изделия по условным целям на полигоне Кура. До 2010 г. включительно экипаж ТК-208 провел 15 испытательных пусков. Затем аналогичные испытания проводились с использованием новых РПКСН пр. 955 «Борей».В дальнейшем «Дмитрий Донской» регулярно участвовал в различных мероприятиях флота, в т.ч. в парадах. В частности, осенью 2022 г. сообщалось об участии этой подлодки в программе испытаний новых ракетных крейсеров. Кроме того, регулярно поднималась тема будущего ремонта и модернизации с переводом на новое вооружение.Конец службыОднако от всех планов дальнейшего развития отказались. В июле 2022 г. агентство ТАСС со ссылкой на свой источник в оборонно-промышленном комплексе сообщило о выводе ТК-208 из боевого состава ВМФ. Теперь корабль ожидает утилизация. При этом имя «Дмитрий Донской» передается новому РПКСН пр. 955А, заложенному на «Севмаше» в июле 2021 г.Следующие сообщения о судьбе головной «Акулы» появились лишь недавно. 6 февраля Общероссийское движение поддержки флота вновь сообщило о выводе крейсера из боевого состава ВМФ. Отмечается, что в ближайшее время он будет находиться в Северодвинске с двумя другими оставшимися РПКСН пр. 941 – ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Затем их порежут на металл.Планы по утилизации уникального корабля предсказуемо вызвали критику. Кроме того, появились альтернативные предложения. К примеру, еще летом 2022 г. общественная организация «Офицеры России» выступила с идеей превращения «Дмитрия Донского» в музей с размещением в кронштадском парке «Патриот». По следам недавней новости организация выпустила открытое письмо, в котором вновь предложила сделать из подлодки музей, а также упомянула возможность модернизации и перевооружения корабля с приданием ему новых возможностей.Вид на корму. Фото Минобороны РФКак будут развиваться события, и какая судьба ждет «Дмитрия Донского», пока неизвестно. Сообщения о выводе из боевого состава и скорой утилизации подлодки поступали из неофициальных источников, тогда как министерство обороны не раскрывает свои планы. Ситуация должна проясниться в ближайшем будущем.Причины и предпосылкиСледует отметить, что «Дмитрий Донской» и другие «Акулы», как и любые другие подлодки, рано или поздно должны были бы завершить свою службу. Такой исход предопределяется рядом общих для подводного флота факторов. Кроме того, в случае с проектом 941 имели место свои собственные причины разного рода.Прежде всего, имеет значение физический износ конструкций и механизмов, а также моральное устаревание техники. Не каждый корабль с высокой степенью износа целесообразно восстанавливать и возвращать на службу. Этот фактор усугубляется в случае с уникальными малосерийными образцами – может попросту отсутствовать возможность для проведения необходимых работ. Также может присутствовать фактор инфраструктуры, ограничивающий возможности эксплуатации подлодок определенного типа.Подлодки пр. 941 отличаются от других отечественных разработок не только уникальными размерами и водоизмещением, но и большей сложностью конструкции. Их обслуживание и ремонт представляют особо сложную задачу. При наличии проблем в экономике она становится практически нерешаемой. Кроме того, на планы по «Акулам» повлияло появление более простых «Бореев».После распада СССР подлодки типа «Акула» столкнулись с проблемами по линии боекомплекта. Производство БРПЛ Р-39 было разделено между союзными республиками, и развал страны привел к его фактической остановке. У ВМФ имелся некоторый запас готовых ракет, но его пополнение оказалось невозможным. К середине двухтысячных этот запас израсходовали в плановых мероприятиях, и корабли остались без оружия."Акулы" в базе. Фото Militaryrussia.ruТаким образом, «Дмитрий Донской» и другие остающиеся в наличии РПКСН пр. 941 на протяжении последних двух десятилетий были не самым удобным активом нашего флота. Их эксплуатация и обслуживание не отличались простотой, а боевое применение не представлялось возможным из-за отсутствия штатных ракет.Вопрос модернизацииВпрочем, от идеи сохранения «Акул» в строю в течение долгого времени не отказывались. До середины десятых годов официальные лица и неназванные источники СМИ регулярно говорили о возможности проведения модернизации кораблей и продолжения их эксплуатации. При этом предлагались разные способы сохранения боеспособности.Так, обсуждалась возможность развития идей пр. 09412 и полного перевода «Дмитрия Донского» на новые ракеты «Булава». В начале двухтысячных одна из его пусковых установок получила возможность применения такой БРПЛ, и предлагалось провести аналогичное переоснащение оставшихся 19. В таком случае ТК-208 мог бы стать удачным дополнением к строящимся РПКСН нового проекта 955. При наличии соответствующей возможности, такую же перестройку могли бы пройти две другие «Акулы» – ТК-17 и ТК-20.Высказывалась идея перевооружения подлодки или подлодок с их переводом в класс многоцелевых. Для этого в шахтах следовало разместить пусковые установки под крылатые ракеты семейства «Калибр». В габариты шахтной установки можно было вписать пять новых изделий. В таком случае бывший РПКСН мог бы нести 200 ракет для борьбы с надводными и береговыми целями.Впрочем, оба варианта перевооружения могут иметь чрезмерную сложность и стоимость. Также при их планировании необходимо учесть технические возможности самих подлодок. Вполне возможно, что Минобороны оценило имеющиеся возможности и посчитало перевооружение «Акул» нецелесообразным.Музейный экспонатПри отсутствии возможности или необходимости сохранения «Дмитрия Донского» и других подводных крейсеров в строю, хорошо смотрится идея о превращении такой подлодки в музей. Положительные последствия такого шага понятны и очевидны. Уникальное достижение отечественного судостроения будет доступно всем желающим. Это поможет сохранению наследия и гордости за наши достижения, а также поспособствует патриотическому воспитанию молодежи.ТК-17 "Архангельск" в море незадолго до перевода в резерв. Фото Wikimedia CommonsОднако перестройка боевой подлодки в музей тоже не отличается простотой. Для этого из корпусов следует удалить ядерную энергетическую установку и потенциально опасные агрегаты, убрать некоторые механизмы, сделать внутренние объемы более доступными и удобными для размещения экспозиции и работы с посетителями и т.д. Также придется найти для музейной подлодки подходящее место и решить иные задачи.Очевидно, что перестройка РПКСН для музея будет крайне дорогой. В этом контексте следует вспомнить недавний процесс «музеефикации» подлодки К-3 «Ленинский комсомол». В прошлом сообщалось, что на подготовку к ее переделке требовалось порядка 50 млн руб. Сама перестройка обошлась в 650 миллионов. При этом объем работ на К-3 был значительно меньше, чем может быть на ТК-208.Стоимость перестройки «Дмитрия Донского» может запросто перевалить через миллиард рублей. Можно ли найти или собрать такую сумму для интересного и полезного проекта, неизвестно.Неопределенное будущееОбновление корабельного состава ВМФ осуществляется как при помощи строительства новых вымпелов, так и за счет списания устаревших. Кроме того, военным свойственен прагматизм, и ненужные боевые единицы выводятся в резерв или списываются. Их место в строю занимают современные образцы с более высокими характеристиками и улучшенными боевыми качествами.После нескольких десятилетий службы из боевого состава выводится головной корабль пр. 941. Дальнейшая судьба «Дмитрия Донского» пока остается неизвестной, и поводы для оптимизма или пессимизма отсутствуют. Теперь все зависит от нашего Минобороны – его решение определит, в каком виде останется память об уникальном отечественном проекте.
Источник
|