04:30
Политико-религиозная дуалистичность утверждений в посланиях монаха Филофея

Политико-религиозная дуалистичность утверждений в посланиях монаха ФилофеяГравюра современника с названием «Василий, герцог Московии» (по-французски) из 2-го тома книги Андре Теве «Pourtraits et vies des hommes illustres grecz, latins et payens» («Портреты и жизнеописания выдающихся греков, латинян и язычников»), изданной в Париже в 1584 г.Пожалуй, самым политизированным монахом Русской Православной Церкви был небезызвестный нам ещё по школьной программе инок Филофей, подвизавшийся в существующем до сих пор Спасо-Елеазаровском монастыре, что на Псковщине. Он стал известен благодаря двум своим посланиям, написанным примерно в одно и то же время, в 1523-1524 гг., и ставшим памятниками древнерусской литературы и политико-религиозной мысли Нового времени.



Перечитывая эти письма, дошедшие до нас под названиями «Послание о неблагоприятных днях и часах» псковскому дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину и «Послание Великому Князю Василию, в котором об исправлении крестнаго знамения и о содомском блуде», у меня появилась идея указать на дуалистичность политико-религиозных утверждений Филофея.Для наглядности приведём четыре наиболее интересных, на наш взгляд, отрывка из этих писем, по два из каждого. Текст приводится по книге: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9: Конец XV – первая половина XVI в. СПб., 2006. Необходимые для дальнейших комментариев и рассуждений места текста выделены нами.Отрывки из посланий старца Филофея, содержащие противоречия(Перевод В.В. Колесова)ПОСЛАНИЕ О НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДНЯХ И ЧАСАХ...Евангелист говорит: «Воины же прокуратора насмехались над ним, прегибая колени свои и говоря: «Радуйся, царь иудейский!». Воины прокуратора – слуги Пилата, но так как Пилат был из римлян, из города Понта в Римской державе, то также и ныне во время молитвы не склоняют своей головы, но только колени чуть прегибают католики. О таких Давид, заранее Духом святым прозрев, словно от имени Иисуса сказал: «В поношение безумному дал ты меня». И воистину люди безумные, а не мудрые, ибо хотя великого Рима стены, и башни, и трехэтажные здания и не захвачены, однако души их дьяволом захвачены были из-за опресноков. Ибо хотя внуки Агари греческое царство покорили, но веры не повредили и не заставляют греков от веры отступать, однако же романское царство неразрушимо... [...]...Скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать.ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ, В КОТОРОМ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДЕТот, кто от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, – ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, – так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. [...]И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится... [...] Пусть же Бог миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами пречистой Богоматери и святых чудотворцев и всех святых – преисполнит твое державное царствование!Замечания и комментарии к посланиям Филофея1) Опресноки – пресная, то есть бездрожжевая выпечка. Только в начале IX в. на Западе, то есть у католиков, возникает практика использования опресноков для совершения таинства причастия. К XI в. на Западе эта практика получила повсеместное распространение. 2) Внуки Агари, или агаряне – средневековое название мусульман, здесь – турок-османов. Согласно Корану, принуждать иноверцев к принятию Ислама нельзя: «Нет принуждения в вере» (Коран, 2:256).3) Действительно, аполлинарианство, учение епископа Лаодики Сирийской (нынешняя Латакия) Аполлинария, жившего в IV в., имело много последователей. Однако, не вдаваясь в богословские тонкости, отметим, что это была одна из многочисленных ересей того времени, как, например, арианство, несторианство, савелианство, македонианство, евтихианство и др., также отвергнутые Вселенскими соборами. Борьба с аполлинарианством началась уже на Александрийском соборе 362 года, том самом, на котором св. Афанасий Великий отстоял Православие, низвергнув арианство.В дальнейшем ересь Апполинария была осуждена Римскими соборами 376, 377 и 382 годов и II Вселенским собором в 381 г.Остаётся неясным, почему Филофей утверждает ни много ни мало, что падение Римской церкви произошло именно из-за аполлинарианства.4) Суть Православия – учение о Троице. В 325 г. на I Вселенском соборе учение о Троице было озвучено, в 362 г. на Александрийском соборе – утверждено, в том числе благодаря последовавшему после 325 г. развитию этого учения, а в 381 г. – подтверждено статусом II Вселенского собора и авторитетом православного императора Феодосия I Великого.Католицизм стал производной от Православия через св. Амвросия Медиоланского к св. Августину Гиппонскому, который начал формулировать догматику Католицизма.Филофей не говорит о Filioque, то есть о принципе, сформулированном в начале V в. св. Августином в сочинении «15 книг о Троице», согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Этот принцип католического богословия в то время был и до сих пор является одним из главных догматических расхождений между Православием и Католицизмом.5) Под Первым, Вторым и Третьим Римом Филофей подразумевает имперскую сущность той политической власти, которая была в них представлена. Это следует из содержания политики, проводимой этими центрами силы.Рассмотрим, что из себя представляли те три Рима, о которых говорит Филофей, с точки зрения их отношения к христианству.Первый Рим – Рим императоров-гонителей (за редким исключением), поэтому во времена Римской империи никогда не мог играть роль опоры ни христианства в целом, ни Православия в частности, тем более появившегося в результате Александрийского собора в 362 г., когда политический центр Империи в 330 г. уже был перемещён в Константинополь. Тем более что собственно столицей Рим перестал быть ещё в 286 г. в процессе становления системы тетрархии (см. ниже).Второй Рим – Константинополь – Рим императоров-покровителей (также за редким исключением) стал политическим центром православного мира до того, как Католицизм начал конфронтацию с Православием для установления гегемонии в христианском мире через подделку, известную как «Константинов дар», то есть до IX в.Третий Рим – политический центр православного мира с обретением фактической автокефалии в 1448 г. Однако до юридического оформления автокефалии – утверждения Московского патриархата в 1589 г. – было ещё более полутора веков.6) Столица Римской империи в Новый Рим, то есть Константинополь, была перенесена из Никомедии в 330 г. Политическим центром Рим перестал быть ещё в 286 г., когда по указу императора Диоклециана стала складываться система тетрархии, разделившая Империю на четыре части. (См.: Столицы Римской империи).Собственно город Рим отношение к Православию имел в том, что в 381-395 гг. входил в состав всё ещё единой, но уже православной Римской империи, а в VI–VIII в. (536-751), уже будучи католическим, входил в состав Восточно-Римской империи, разумеется, православной. При этом Католицизм не был отменён или запрещён, так как императоров интересовала политическая власть, а не религиозная.7) Константинополь после 1453 г. оставался и остаётся одним из духовных центров Православия.Резиденция патриарха Константинопольского после 1453 г. осталась в том же городе, в отличие от резиденции патриарха Антиохийского, перенесённой в Дамаск в 1342 г. после разгрома и захвата Антиохии египетскими мамлюками в 1268 г.В Константинополе продолжали собираться поместные соборы (1484, 1583, 1590, 1593, 1638, 1642-1643, 1672, 1691, 1719, 1722, 1727, 1755-1756, 1838, 1850, 1872).В диптихе РПЦ до пресловутого «томоса», выпрошенного экс-президентом Украины Порошенко у вселенского патриарха Варфоломея, Константинопольская Православная Церковь стояла на почётном первом месте.8) Мать Василия III – Софья Палеолог, племянница последнего императора Византийской империи Константина XI Палеолога. Её брак с Великим князем Московским Иваном III, заключённый в 1472 г., имел и символическое значение.Герб Византии – Двуглавый Орёл – стал гербом России после того, как Софья стала женой Ивана III, что символизировало преемственность царской власти Москвой от Константинополя.Это лишь одна из причин, по которой Филофей и называет Василия III «царём», а его государство – «царством», хотя титул «царь» был официально принят его сыном Иваном IV в 1547 г., а сам Василий III, так же как и его отец Иван III, носил титулы «Великий Князь Московский» и «Государь Всея Руси»: «В грамоте султану 1515 г. титул звучал так: «Великий государь Божией милостию един правый государь всея Руси и иным многим землям восточным и северным государь и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вяцкий, Болгарский и иных» (Филюшкин А.И. Титулы русских государей. М.-СПб., 2006, с. 68).Здесь нельзя не принять во внимание, что после присоединения Пскова московский правитель стал там чеканить монету с надписью «царь». Этот же титул Василий III употреблял в жалованных грамотах псковским монастырям, но не обителям, расположенным на других территориях (Филюшкин А.И. Василий III. M., 2010, с. 87).Европа в начале XVI в.9) По материнской линии предками Софьи Палеолог были представители знатного генуэзского рода Заккария. Возможно, это подсказало идею, которая легла в основу легенды о происхождении московских князей от римского императора Октавиана Августа через прибалтийского князя Пруса, который якобы был в родстве и с императором Августом, и с князем Рюриком.Косвенным подтверждением этому является отсутствие каких-либо сведений об этой легенде до начала XVI в., то есть легенда появилась после того, как в Москву приехала Софья Палеолог.Первый раз легенда была изложена в «Послании» церковно-публицистического писателя Спиридона-Саввы в начале 20-х годов, что примерно совпадает со временем появления посланий Филофея. На основе «Послания» Спиридона-Саввы примерно в это же время коллективом авторов было составлено «Сказание о князьях владимирских». Авторы «Сказания» задались целью создать произведение, которое могло бы быть использовано в политической полемике. В результате идеи «Сказания» использовались как аргументы в дипломатических диспутах при Василии III и Иване IV.10) Из рассмотрения политической обстановки Москвы того времени появляется ответ на вопрос, почему формула «Москва – третий Рим» не была озвучена Филофеем раньше.Во-первых, собственно Псковская земля, родина Филофея, была присоединена к Великому княжеству Московскому в 1510 г.Во-вторых, возможно, успехи Василия III (правил в 1505-1533 г.) в русско-казанских войнах 1505-1507 гг. и 1521-1524 гг. и в русско-литовских войнах 1507-1508 гг. и 1512-1522 гг., вдохновили Филофея на составление своих посланий, тем более что результатом войн с Великим княжеством Литовским стало присоединение Смоленска в 1514 г. Позднее, в 1521 г., было присоединено Великое княжество Рязанское. Последняя дата приблизительно совпадает с предполагаемой датой составления посланий.Общий выводОчевидно, Филофей не разделял политическое и религиозное начала в существовании политических центров православного мира. Для него это было неразделимо. Отсюда и его заблуждение в отношении Первого Рима, который никогда не был центром Православия. Зато память о политических достижениях Первого Рима звучала сквозь века, и если бы, по мнению Филофея, не еретические отклонения, то он бы и не перестал быть главным городом истинной веры.Краткая библиография в хронологическом порядке:- Дьяконов М.А. Власть московских государей: Очерк из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.- Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895.- Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К., 1901.- Кириллов И. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914.- Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914.- Смирнов И.И. Восточная политика Василия III // Исторические записки. Т. 27. М., 1948.- Масленникова Н.Н. Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского централизованного государства // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 8. М.–Л., 1951.- Масленникова Н.Н. Присоединение Пскова к русскому централизованному государству. Л., 1955.- Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.–Л., 1960. - Лурье Я.С. О возникновении теории «Москва – Третий Рим» // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 16. М.-Л., 1960.- Масленникова Н.Н. К истории создания теории «Москва – Третий Рим» // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 18. М.-Л., 1962.- Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.- Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея»: (опыт текстологического анализа) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 23. Л., 1974.- Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М., 1980.- Гольдберг А.Л. Идея «Москва – Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 37. Л., 1983.- Гольдберг А.Л., Дмитриева Р.П. Филофей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989.- Идея Рима в Москве XV–XVI в.: источники по истории русской общественной мысли. Roma, 1993.- Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.- Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1. Рим, Константинополь, Москва. М., 1997.- Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998.- Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. - Стремоухов Д. Москва – Третий Рим: источники доктрины // Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. М., 2002.- Аракчеев В.А. Средневековый Псков: власть, общество и повседневная жизнь в XV–XVII вв. Псков, 2004.- Филюшкин А. И. Титулы русских государей. М.–СПб., 2006.- Шишов А.В. Василий III: Последний собиратель земли Русской. М., 2007. - Флоря Б.Н. Представление о Москве как Третьем Риме и некоторые проблемы развития русской общественной мысли в XVI в. // Труды Кафедры истории России с древнейших времен до XX в. Т. 2. СПб., 2008.- Филюшкин А.И. Василий III. M., 2010. - Чеснокова Н.П. Христианский Восток и Россия: политическое и культурное взаимодействие в середине XVII в. М., 2011.- Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль России ХVI века: Филофей и «Филофеев цикл». М., 2015.- Ильин М.В. Translatio Imperii. Воспроизводство институционального наследия Рима // Политическая наука. 2022, №1.- Стефанович П.С. Инок Филофей и Российское царство // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023, №1 (91).- Бушкович П. Перворимский контекст Послания Филофея: православие и католичество в России XV–XVI веков // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2023, №2 (34).- Дмитриев М.В. Перечитывая старца Филофея: представления о России как «Ромейском царстве» в послании Филофея Мисюрю Мунехину (1523 г.) // Новое прошлое. 2023, №3.



Источник

Просмотров: 51 | Добавил: Dmitrij | Теги: утверждений, монаха, дуалистичность, посланиях, Филофея, Политико-религиозная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Май 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх