Современная реконструкция потаённого судна Е. Никонова в г. Сестрорецк. Фото Wikimedia CommonsБудущей осенью исполняется 300 лет со дня начала испытаний первой российской подводной лодки – «потаённого судна» конструкции плотника Ефима Прокопьевича Никонова. В свое время этот проект не дал реальных результатов и остался в категории технических курьезов. Тем не менее, он занял свое место в истории отечественного судостроения, а также показал принципиальную возможность решения сложных инженерных задач при ограниченных технологических возможностях.
Инициатива снизуИстория первой отечественной подлодки началась в 1718 г., когда плотник крестьянского происхождения Е.П. Никонов из подмосковной деревни отправил царю Петру I челобитную с оригинальной идеей. Никонов предлагал построить особое судно, способное двигаться под водой и скрытно наносить урон вражеским кораблям. Более того, он был готов сам взяться за строительство.Первое письмо осталось без ответа, но в 1719-м Никонов вновь обратился к царю. На этот раз Петр Великий заинтересовался новой идеей и вызвал изобретателя в столицу. После подробного ознакомления с предложением, царь дал добро на его реализацию. При этом он потребовал начать с масштабной модели-демонстратора технологии.В январе 1720 г. плотника Никонова назначили мастером потаённых судов и отправили на Обер-Сарваерскую верфь в Санкт-Петербурге для выполнения строительства. Была собрана команда судостроителей и выделены необходимые материалы. Разработка и строительство модели подводного судна началась в феврале того же года и завершилась в марте 1721-го."Бочкообразный" вариант судна в подводном положении. Графика Wikimedia CommonsЛетом на одной из акваторий вблизи столицы провели демонстрационные испытания модели потаённого судна. Изделие показало способность к погружению, всплытию и передвижению. При этом были выявлены некоторые недостатки конструкции. Царь Петр в целом одобрил проект и распорядился начинать строительство полноразмерного судна.Первая подлодкаПолноценное потаённое судно, управляемое экипажем и пригодное для решения боевых задач, решили строить на Галерном дворе Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Строительство началось в августе 1721 г. и велось тайно. В частности, специально для сборки секретной конструкции возвели своего рода цех. Были выделены необходимые ресурсы – доски, металлическое сырье, полотно и т.д.Параллельно со строительством судна Е. Никонов и коллеги занимались изготовлением особых костюмов для его экипажа. С определенного времени проект потаённого судна предусматривал возможность выхода моряков за пределы корпуса для проведения атак и диверсий. Для этого им требовалось соответствующее снаряжение.Строительство опытного потаённого судна заняло чуть больше трех лет. Только в начале осени 1724 г. его разрешили спустить на воду для проведения испытаний. Практически сразу после спуска экипаж под командованием самого мастера Никонова приступил к погружениям. По разным данным, испытания проводились на р. Нева либо на р. Сестра или на оз. Сестрорецкий разлив.Опытное судно показало способность к погружению и всплытию. Согласно некоторым источникам, успели продемонстрировать и движение под водой. Однако во время одного из первых погружений судно ударилось о дно и получило повреждения. Его удалось вовремя поднять на поверхность и спасти экипаж. Несмотря на аварию, Петр I распорядился провести ремонт и продолжить испытания.Другой вариант реконструкции облика. Фото Deepstorm.ruВесной 1725 г. судно повторно спустили на воду, но обнаружилась течь, и перспективы испытаний вновь оказались под вопросом. Кроме того, несколькими неделями ранее ушел из жизни царь Петр, и проект фактически остался без поддержки. Из-за этого новые доработки растянулись на несколько лет. Последняя попытка провести испытания состоялась в 1727 г., и тоже не дала никаких результатов.В следующем году Адмиралтейство распорядилось остановить работы. За 10 лет не удалось построить не только полноценное работоспособное судно, но и нормальную действующую модель. При этом на проект ушли ценные ресурсы. Дальнейшие усилия в этом направлении посчитали бесполезными. Е. Никонова разжаловали в рядовые плотники и отправили на верфь в Астрахани. На этом его следы теряются. Построенное, но толком не испытанное потаённое судно спрятали в сарае. Там оно стояло несколько лет, пока не сгнило.Технические загадкиВ исторических документах сохранились основные сведения о строительстве и проведенных испытаниях, о затраченных ресурсах и т.д. Однако полноценное описание потаённого судна или его модели, а также их достоверные изображения отсутствуют. По всей видимости, строительство осуществлялось без должной конструкторской документации, а готовое изделие не зарисовали ввиду секретности. Кроме того, чертежи или рисунки, если они и существовали, могли потеряться за прошедшее время.Впрочем, неоднократно предпринимались попытки восстановить возможный облик судна Никонова. В основе таких реконструкций лежат списки использованных ресурсов, разные моменты и нюансы сохранившихся отчетов и т.д. В ряде музеев имеются макеты подлодки, выполненные по таким реконструкциям.Для строительства мастеру Никонову выделили значительные количества сосновых досок, металлические полосы, медную проволоку, канаты, холст, смолу и т.д. В дальнейшем, по мере развития проекта, его автор требовал предоставить дополнительные материалы и изделия иного рода. В работах участвовали плотники, а также, по некоторым данным, бондари.Судно в разрезе. Графика Triptonkosti.ruСогласно распространенной версии, основанной на информации о привлечении бондарей, корпус потаённого судна был выполнен в виде большой бочки. Его собрали из отдельных досок, стянули металлическими полосами и зафиксировали канатами. Носовую и кормовую оконечности образовывали две круглые крышки. Существует версия о похожей, но более сложной конструкции. Так, основную часть корпуса могли сделали в виде цилиндра, стянутого обручами, а нос имел более сложную «корабельную» форму.Е. Никонов придумал оригинальную систему балласта. Известно, что главным ее элементом был т.н. водяной ящик. Для приема забортной воды судно использовало устройство в виде нескольких оловянных пластин с большим количеством мелких отверстий. Точная конструкция и принцип действия балластной системы неизвестны. Вероятно, ящик-цистерна имел трубопроводы для подачи воды и выпуска воздуха. При этом пластины с отверстиями ограничивали скорость поступления воды и служили фильтром. Для сброса балласта мог использоваться ручной насос. Продувка современного типа вряд ли была возможной.В качестве движителя могли использоваться весла, выведенные наружу при помощи гибких герметичных соединений. При этом не приходилось рассчитывать на высокие ходовые характеристики, и выход к цели мог занимать много времени.По мере разработки и строительства, несколько раз пересматривался состав вооружений потаённого судна и способы решения боевых задач. Сначала Никонов предлагал оснастить судно малогабаритной и малокалиберной артиллерией. Затем он сделал акцент на скрытность и предложил проводить диверсии. В этом случае экипаж судна в особых костюмах через шлюзовую камеру должен был покидать судно и при помощи различных инструментов наносить повреждения надводной части вражеского корабля.Последний вариант проекта предлагал использовать огнеметно-зажигательное вооружение в виде медных труб с пиротехническим составом. В таком случае потаённое судно могло бы скрытно подходить к кораблю-цели и поджигать его.Сохранилось самое общее описание водолазного костюма для «боевых пловцов». Основная его часть шилась из юхотной кожи (юфть), а шлем выполнялся в виде деревянного бочонка соответствующего размера с небольшими окулярами. Отверстия заделывались свинцовыми пробками. Также предусматривался балласт в виде свинца или песка на спине.Доступные технологииВ целом проект потаённого судна Ефима Никонова нельзя назвать однозначным. С одной стороны, это была одна из первых в истории подлодок, способных к передвижению под водой и к решению боевых задач. С другой, судно не справилось с испытаниями – из-за просчетов в конструкции или по иным причинам. Возможно, при более глубокой проработке проекта и дальнейшем совершенствовании конструкции, Никонову или другим отечественным судостроителям удалось бы сделать полноценную боеспособную подлодку.Впрочем, следует помнить, что потаённое судно создавалось три столетия назад. Тогда подводного судостроения попросту не существовало, и никто не имел необходимых знаний и опыта. Кроме того, имелись известные ограничения в сфере материалов и технологий изготовления. Если учесть все эти факторы, то проект Е.П. Никонова, несмотря на общую неудачу, выглядит более интересным в техническом и историческом отношении.
Источник
|