Як-130 с боевой нагрузкой. Фото «ОАК»С начала десятых годов в воздушно-космические силы России поступают серийные учебно-боевые самолёты Як-130. Постепенно они заменяют устаревшую технику и становятся основой системы подготовки молодых лётчиков. Як-130 обладает широкими возможностями в деле обучения, и получить их удалось за счёт разработки и внедрения ряда важных решений.
Перспективный проектРазработка нового учебно-боевого самолета (УБС) для замены имеющегося парка L-39 началась в конце восьмидесятых годов. В течение следующего десятилетия проходила конкурсная стадия программы, в ходе которой ВВС сравнивали проекты от различных авиастроительных компаний и выбирали наилучший.Одним из участников конкурса была фирма «Яковлев» со своим проектом УТС-Як, позже получившим индекс Як-130. Проект был разработан в первой половине девяностых, а в 1996 г. опытный образец впервые поднялся в воздух. В 2002-м он победил в конкурсе и получил дальнейшее развитие. Доработка конструкции и улучшение бортового оборудования продолжались практически до конца десятилетия.Серийное производство Як-130 началось в конце двухтысячных сразу на двух площадках — «Сокол» в Нижнем Новгороде и Иркутском авиазаводе. Первая серийная партия была готова в 2010 г. и вскоре поступила на службу. С тех пор производство новых УБС, их поставка в войска и ввод в эксплуатацию стали регулярным и непрерывным процессом.Строительство Як-130 на Иркутском авиазаводе, 2020 г. Фото Минобороны РФПроизводство Як-130 продолжается и по сей день. Недавно промышленность передала министерству обороны очередную партию самолётов. К настоящему времени учебные структуры Минобороны и ВКС получили не менее 160–180 единиц и поставили их в строй.По мере продолжения производства новые Як-130 заменяют оставшиеся на службе L-39. Известно, что количество новейших УБС уже превышает число устаревших машин в строю. Всё это приводит к обновлению парка, а также даёт нашим ВКС новые возможности обучения.Российский следНа этапе создания проекта Як-130 компания «Яковлев» объединила усилия с итальянской фирмой Aermacchi. Позже сотрудничество прекратилось, но по условиям договора итальянские авиастроители получили документацию на планер и некоторым техническим решениям российского проекта.Опираясь на полученную документацию, компания Aermacchi разработала свой вариант УБС — M-346. Несмотря на использование готовой концепции и части наработок, M-346 отличался от своего российского аналога конструкцией и составом оснащения. Первый прототип итальянского УБС поднялся в воздух в 2004 г.Передняя кабина самолета. Фото Airwar.ruК концу двухтысячных годов компания Aermacchi завершила испытания и доработку своего УБС, а также открыла приём заказов. M-346 вызвал интерес у ВВС Италии, и вскоре было получено 8 экспортных заказов.Любопытно, что не только Италия проявила интерес к концепции и идеям проекта Як-130. В 2001 г. китайская компания Hongdu Aviation Industry Corporation представила макет своего УБС под обозначением L-15. Внешне он напоминал уже летавший российский самолёт и проектируемый итальянский.Опытный образец L-15 был построен в 2005 г., а в 2006-м совершил свой первый полёт. Испытания и доработки продолжались до начала десятых. Новый УБС поступил на вооружение ВВС НОАК в 2013 г. Впоследствии китайская промышленность получила три заказа от иностранных государств.С середины прошлого десятилетия турецкая компания TAI разрабатывала свой проект перспективного УБС, внешне похожего на уже существующие образцы. Разработка самолёта Hürjet была завершена в 2021 г., а в апреле 2023-го опытный образец выполнил свой первый полёт. В ближайшем будущем новый самолёт планируют принять на вооружение ВВС Турции и представить на международном рынке.Модернизированный УБС Як-130М и совместимое вооружение. Фото «ОАК»Особенности конструкцииЯк-130 – самолет-высокоплан нормальной аэродинамической схемы со стреловидным крылом, двумя двигателями и двухместной тандемной кабиной. Он предназначен для обучения пилотов перед переходом на самолёты фронтовой авиации. Также этот самолёт может использоваться в качестве лёгкого истребителя или штурмовика.Як-130 имеет длину ок. 11,5 м и размах крыла 9,84 м. Сухая масса самолёта составляет 4,6 т, нормальная взлётная масса – 7,7 т, максимальная – 10,3 т. В варианте штурмовика или истребителя боевая нагрузка может достигать 3 т.Як-130 оснащён двумя турбореактивными двигателями АИ-222-25 с тягой по 2500 кгс каждый. Самолёт является дозвуковым и развивает скорость не более 1050 км/ч. Устойчивость в полёте сохраняется на скоростях до 180-150 км/ч. Практический потолок – 12500 м, а практическая дальность – 1850 км.Для Як-130 была разработана цифровая комплексная система управления КСУ-130. Она включает в себя несколько вычислительных машин разного назначения, набор датчиков, электродистанционную систему управления с исполнительными механизмами и другие компоненты.В двух кабинах пилотов установлено приборное оснащение на основе трёх крупноформатных жидкокристаллических дисплеев. Традиционные стрелочные индикаторы отсутствуют. Передняя кабина, предназначенная для обучаемого пилота, оснащена индикатором на лобовом стекле. В обеих кабинах установлены катапультные кресла класса «0-0».Серийный Як-130 для ВКС России. Фото «ОАК»Система КСУ-130 имеет режим имитации лётных характеристик, управляемости и устойчивости самолётов разных типов. В последних версиях она способна имитировать весь парк отечественных истребителей и бомбардировщиков 4 и 5 поколений.Як-130 может нести вооружение разных типов. Для воздушного боя он оснащается ракетами малой дальности Р-73. Для работы по наземным целям предлагаются неуправляемые ракеты отечественных типов и различные бомбы калибром до 500 кг, включая управляемые.Большие преимуществаУчебно-боевой самолёт Як-130 имеет ряд характерных особенностей, которые определяют его технические, эксплуатационные и рабочие характеристики. Он выгодно отличается от отечественных и иностранных УБС предыдущих поколений и предоставляет значительные преимущества в процессе обучения пилотов. Высокий потенциал российского Як-130 привёл к появлению ряда иностранных аналогов.Як-130 отличается удачной конструкцией планера. Его аэродинамика обеспечивает высокие лётные и маневренные характеристики, необходимые для моделирования других самолётов и подготовки пилотов. При этом в процессе строительства не используются излишне сложные технологии и материалы, что упрощает производство и ремонт.Для сравнения, итальянский УБС M-346 имеет схожую аэродинамику, но собирается с применением композитов. Такая конструкция не даёт ему существенных преимуществ, но увеличивает стоимость строительства и затрудняет ремонт.Як-130 перед вылетом. Фото «ОАК»Ключевым преимуществом Як-130 перед УБС предыдущего поколения является особая система управления. Электродистанционная система управления (ЭДСУ) с компьютерами не только передаёт сигналы с органов управления на приводы рулей, но и способна вносить коррективы в этот процесс. За счёт этого система КСУ-130 имитирует параметры устойчивости, управляемости и маневренности других самолётов.Режимы моделирования, используемые в системе КСУ-130, позволяют обучать пилотов управлению конкретными типами самолётов. Они помогают осваивать сложный пилотаж, ведение маневренного воздушного боя и т.д. Также возможна отработка применения вооружений «воздух-поверхность», включая ситуации с наличием ПВО условного противника.Система КСУ-130 на самолётах ВКС России имеет режимы имитации всех основных образцов отечественной фронтовой авиации. Это означает, что Як-130 может обучать будущих пилотов истребителей МиГ-29/35 и Су-27/30/35, а также бомбардировщиков Су-34. Вероятно, разработана аналогичная модель новейшего самолёта Су-57.Экспортный вариант Як-130 может получать программное обеспечение с другими режимами работы. В этом случае возможна имитация распространённых иностранных самолётов тактической авиации, таких как F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и другие.В демонстрационном полёте. Фото «ОАК»Як-130 штатно несет различные вооружения. Это позволяет расширить программу подготовки лётчика за счёт реальных стрельб, пусков или сбросов. Кроме того, при необходимости учебная машина сможет участвовать в боевых действиях, дополняя полноценные фронтовые самолёты.Новая концепцияПроект Як-130 был основан на оригинальной концепции учебно-боевого самолёта с расширенным набором функций. Впервые в отечественной и мировой практике УБС получил специальную систему управления, которая может имитировать параметры и поведение боевых самолётов.В этом отношении Як-130 и схожие с ним самолёты кардинально отличаются от предыдущих поколений УБС, которые имели ограниченный функционал. Благодаря принципиально новым системам и функциям удалось значительно повысить эффективность обучения пилотов. Кроме того, были заложены основы для дальнейшего обновления авиационного парка, без необходимости замены учебной техники.Як-130 производится достаточно большой серией и поставляется как в российские воздушно-космические силы, так и иностранным заказчикам. Кроме того, российский учебно-боевой самолёт послужил стимулом для создания нескольких зарубежных проектов. Всё это подтверждает потенциал российского самолёта, а также демонстрирует правильность выбранной концепции и применённых решений.
Источник
|