Проектный облик будущего Phantom 3500С конца двухтысячных годов американская компания Otto Aviation ищет способы повышения эффективности и экономичности самолётов. В конце десятых она построила и испытала опытный самолёт Celera 500L, построенный с использованием ряда новых решений. Теперь накопленный опыт и новые наработки используются при создании пассажирского бизнес-джета Phantom 3500. Он должен будет подняться в воздух в 2027 г. и вновь показать высокие экономические характеристики.
Накопленный опытНапомним, что компания Otto Aviation Group LLC была основана в 2008 г. в Калифорнии группой специалистов в сфере авиации. Они планировали найти необходимые технологии и создать перспективный самолёт с повышенной топливной эффективностью и экономичностью.В течение нескольких лет компания проводила различные исследования и искала оптимальные решения. В начале десятых годов на основе полученных данных она начала разработку самолёта под названием Celera 500L. В этом названии отразили скорость (celera — лат. «быстрый») и дальность полёта в милях.В 2015 г. начали строительство опытного самолёта, а в конце 2017-го его вывели на наземные испытания. Первый полёт состоялся в январе 2018 г., и различные испытания продолжаются до сих пор. В 2021 г. на испытания вышли два дополнительных прототипа, построенных с учетом испытаний первого борта.К середине двадцатых годов планировалось завершить все испытания и вывести Celera 500L на рынок. Насколько известно, пока самолёт не готов к серийному производству и продажам. Тем не менее, ситуация может измениться в любое время.Экспериментальный самолёт Celera 500LВторой проектВ сентябре 2023 г. компания Otto Aviation рассказала о разработке нового проекта. На основе имеющихся идей и решений собирались создать более крупный пассажирский самолёт с высоким уровнем экономических и эксплуатационных характеристик. Изначально этот проект носил название Celera 800.В дальнейшем компания неоднократно сообщала о ходе работ, говорила о своих успехах и планах на будущее. Последние новости такого рода поступили в середине мая. Otto Aviation опубликовала видеорепортаж с актуальной информацией и интересными кадрами.Сообщается, что недавно проект Celera 800 получил новое название — Phantom 3500. Как и ранее, число в его обозначении указывает на расчетную дальность полёта. При этом основные идеи и цели проекта остаются прежними. График работ тоже не претерпел принципиальных изменений.К настоящему времени компания-разработчик завершила исследовательскую стадию проекта. В частности, проведены полномасштабные испытания модели самолёта в аэродинамической трубе. Она подтвердила основные расчетные характеристики, а в ряде случаев показала результат лучше ожидаемого.Данные испытаний позволили внести коррективы в имеющийся проект, и сейчас его разработка приближается к завершению. Вероятно, это дело ближайших месяцев. Затем компания-разработчик сможет приступать к строительству опытного образца.Модель Phantom 3500 в аэродинамической трубеСборка прототипа Phantom 3500 начнется не позднее 2026 г. В 2026-27 гг. самолёт должны вывести на наземные испытания, после которых его подготовят к первому полёту. В соответствии с планами, лётные испытания начнутся в 2027 г. Удастся ли уложиться в эти сроки, пока неизвестно.Новые решенияВ основе проекта Phantom 3500 лежат идеи и наработки по предыдущему самолёту Celera 500L, но предложены и новые решения, связанные с иными требованиями и задачами. В связи с этим два самолёта похожи внешне и по своей конструкции, но имеют ряд существенных различий.В рамках двух проектов была проработана концепция Virtuous Cycle («благостный цикл»). Она предусматривает сокращение сопротивления воздуха, за счёт которого можно уменьшить запас топлива, затем оптимизировать требования к двигателям, а после облегчить конструкцию и снизить расход горючего. По итогам этой последовательности можно вновь уменьшить размеры самолёта и улучшить его аэродинамику, запустив новый цикл.Новый Phantom 3500 сохранил торпедообразный или каплевидный фюзеляж с гладкой внешней поверхностью. Как и в предыдущем проекте, используется низкорасположенное стреловидное крыло большого удлинения с аэродинамическими законцовками-винглетами.В новом проекте применена турбореактивная двигательная установка, и это повлияло на конструкцию планера. Два двигателя помещены в гондолах по бокам от хвостовой части фюзеляжа. Из-за этого пришлось отказаться от оперения традиционной конструкции и использовать Т-образное.«Благостный цикл» аэродинамики и эффективностиАэродинамический облик планера рассчитан на максимальное снижение сопротивления воздуха. Фюзеляж не вызывает существенных возмущений потока, а крыло показывает максимальную эффективность. Утверждается, что сопротивление упало, как минимум, на 35% в сравнении с самолётами традиционной конструкции.Кроме того, конструкция планера имеет оптимальное сочетание прочности и массы. Самолёт, построенный с применением распространённых решений и материалов, имел бы примерно вдвое большую сухую массу.При этом габариты и масса самолёта Phantom 3500 пока не раскрываются. Известно, что он будет крупнее и тяжелее предыдущего Celera 500L. Утверждается, что рост размеров не повлияет на аэродинамические и иные характеристики.Новый проект предусматривает использование двух турбовентиляторных двигателей Williams FJ44 с тягой до 1600 кгс каждый. Облегчённый планер с улучшенной аэродинамикой позволил снизить требования к двигательной установке. Кроме того, сокращается расход топлива — на 60% в сравнении с другими самолётами аналогичного класса.Phantom 3500 сможет развивать скорость не менее 650-700 км/ч. Потолок превысит 15000 м. Максимальная дальность полёта, получаемая с грузом ограниченной массы, достигнет 3500 миль — ок. 6500 км. С полезной нагрузкой на борту этот параметр будет заметно сокращаться.В дальнейшем предполагается оснастить самолёт дополнительным внутренним топливным баком. С его помощью максимальную дальность доведут до 4300 морских миль (почти 8 тыс. км).Новый самолёт будет исключительно пассажирским. Внутри фюзеляжа организуют кабину максимально возможного объёма. Утверждается, что её удастся сделать более просторной, чем на существующих бизнес-джетах. Количество мест и оснащение кабины будет зависеть от пожеланий конкретного заказчика.Остекление пассажирской кабины не предусматривается — за счёт этого хотят убрать возможный источник возмущения потока снаружи фюзеляжа. Тем не менее, самолёт может получить систему Natural Vision. На стенках кабины предлагается установить широкоформатные дисплеи, выводящие видеосигнал с наружных камер. Это создаст впечатление большого и беспереплётного остекления.Коммерческие планыOtto Aviation пока занимается разработкой нового проекта и готовится к строительству первого опытного Phantom 3500. Лётные испытания этой машины начнутся в 2027 г., а сертификация и выход на рынок ожидаются не ранее конца десятилетия. Тем не менее, компания-разработчик уже прорабатывает планы выхода на рынок, а также рекламирует свой новый самолёт.Предполагается, что Phantom 3500 будет интересен компаниям-перевозчикам разных размеров, а также частным заказчикам, которые желают иметь собственный бизнес-джет. Обе категории покупателей будут привлекать характерным сочетанием лётных и экономических характеристик.Вариант интерьера пассажирской кабины с системой Natural VisionКроме того, в рекламных материалах упоминается возможность эксплуатации самолёта в военно-воздушных силах. В этом случае он должен стать эффективным и быстрым транспортом для переброски личного состава на большие расстояния. Экономические характеристики отходят на второй план, но остаются важным фактором.Основной упор в рекламе делают на теме экономичности и сокращении расходов. В этом контексте фигурирует и другая актуальная тема — уменьшение негативного влияния на экологию.Конкурентным преимуществом самолёта должны стать скорость и дальность полета. Phantom 3500 без посадки сможет пересекать Атлантический океан, совершать рейсы по всей Европе или США, а также работать на линиях между Северной Америкой и Гавайскими островами. Гипотетический модернизированный вариант с повышенной дальностью полёта сможет решать и более сложные транспортные задачи.В ожидании успеховТаким образом, компания Otto Aviation продолжает разработку многообещающих проектов и не забывает рассказывать о своих планах и успехах. Сейчас она хвастается разработкой нового самолёта, который в будущем выведут на рынок. За счёт особого соотношения различных характеристик будущий Phantom 3500 должен будет привлечь внимание заказчиков и занять свое место на рынке.Тем не менее, пока речь идёт только о проведенных исследованиях и продолжающемся проектировании. Реальные результаты нового проекта появятся только в 2027 г. или позже. Справилась ли компания-разработчик с поставленными задачами, станет ясно по результатам испытаний и после появления первых заказов.
Источник
|