Самолёт Bombardier Global 6500, на базе которого построят опытный HADES. Фото BombardierНесколько лет назад Пентагон принял решение о модернизации парка самолётов радиотехнической и радиоэлектронной разведки, входящий в состав авиации сухопутных войск. Для этого была запущена масштабная и амбициозная программа, получившая название HADES. По её итогам армейская авиация должна получить партию новых разведывательных самолётов. К настоящему времени программа прошла несколько начальных этапов и готовится к выходу на новую стадию.
Обновление паркаВ настоящее время основным самолетом радиотехнической и радиоэлектронной разведки (РТР / РЭР) в составе армейской авиации США является RC-12 Guardrail. Этот самолёт был принят на вооружение около 40 лет назад и с тех пор неоднократно модернизировался. В настоящее время на вооружении стоят примерно 75-80 машин этого типа последних модификаций.В середине десятых годов в Пентагоне пришли к выводу о необходимости замены «Гардрейла» современным самолётом аналогичного назначения. Стартовали исследования на эту тему, итогом которых стало формирование требований к перспективной технике. Кроме того, по их результатам запустили несколько проектов разного рода.Так, в 2019 г. компания Leidos получила заказ на разработку «многоцелевой воздушной системы разведки и целеуказания» Aerial Reconnaissance and Targeting Exploitation Multi-Mission Intelligence System или ARTEMIS. Вскоре после этого компаниям Alion Science and Technology и L3Harris поручили разработку «воздушной системы разведки и радиоэлектронной борьбы» Airborne Reconnaissance and Electronic Warfare System (ARES).Один из разведывательных самолётов RC-12 армейской авиации США. Фото Минобороны СШАВ 2021 г. заказчик получил два опытных самолета ARTEMIS и ARES. После успешного завершения испытаний они были введены в опытную эксплуатацию. Самолёты регулярно перебрасываются с базы на базу в различных регионах, где выполняют разведывательные полёты для сбора разнообразной информации.Около года назад в Пентагоне сообщили, что за время опытной эксплуатации два самолёта выполнили более тысячи вылетов. Результаты разведки при этом уточнять не стали. «Артемида» и «Арес» продолжают свою работу, а в 2024-25 гг. к ним должны присоединиться два схожих, но модернизированных самолёта.На новом уровнеПо замыслу Пентагона, основной задачей самолётов ARTEMIS и ARES является демонстрация возможностей и отработка перспективного радиоэлектронного комплекса. Опыт, полученный в ходе этих испытаний, планировалось использовать в более масштабной программе под названием HADES (High Accuracy Detection and Exploitation).Ранее военное ведомство раскрыло общие планы по HADES. Цель этой программы заключается в создании нового самолёта РТР / РЭР с улучшенными характеристиками и расширенными возможностями. Его планируют построить на современной авиационной платформе и оснастить новейшим целевым оборудованием.Самолёт ARTEMIS-R. Фото L3HarrisОжидается, что новый самолёт HADES превзойдет существующие RC-12 по всем параметрам. Он сможет летать дольше и дальше, более эффективно вести разведку и т.д. Кроме того, важным фактором станет новизна проекта.Ход работВ 2021-23 гг. Пентагон провел конкурсную часть программы HADES. Несколько компаний предложили свои варианты самолёта со специальным радиоэлектронным комплексом, и заказчик выбрал наиболее удачные для дальнейшего развития.Изначально планировалось, что конкурсанты построят два опытных самолёта, а заказчик сравнит их и определит лучший. Однако в дальнейшем эти планы пересмотрели. В ноябре 2023 г. Пентагон решил, что в металле будет реализован только один проект. Контракт на выполнение этих работ получила компания Sierra Nevada.В качестве субподрядчика, ответственного за поставку воздушной платформы, была выбрана компания Bombardier. В начале января 2024 г. ей выдали заказ на строительство и поставку самолёта Global 6500. Этот борт ожидался к середине октября, и после этого компания Sierra Nevada должна была приступить к монтажу специального оборудования.Проектный облик будущего HADES. Графика Sierra NevadaСтроительство самолёта не уложилось в установленные сроки. Готовую машину выкатили из сборочного цеха завода Bombardier в г. Уичито (шт. Канзас) и передали на следующий этап только 25 ноября. Сколько времени займет установка аппаратуры, пока не сообщается. Ожидается, что опытный образец HADES от Sierra Nevada выйдет на испытания в следующем году.Потенциальная проблемаПо итогам конкурсной части программы, Пентагон доверил разработку самолёта HADES компании Sierra Nevada и её субподрядчикам. Такое решение ожидаемо не устроило проигравшую компанию L3Harris. Более того, она готова побороться за контракт.В середине октября L3Harris подала жалобу на действия военного ведомства в Счётную палату Конгресса. Контролирующий орган уже начал проверку решения Пентагона и планирует завершить её к концу декабря. Каким будет решение Счётной палаты, пока неизвестно. Однако уже сейчас ясно, что все эти действия могут негативно повлиять на сроки выполнения работ по теме HADES.В L3Harris надеются на положительное решение в свою пользу. Руководство компании утверждает, что в таком случае армейская авиация сможет получить относительно недорогой, но эффективный самолёт РЭР / РТР с минимальными техническими рисками. Компания Sierra Nevada не разделяет такой оптимизм. Её руководство считает, что жалоба конкурентов связана исключительно с бюрократическими вопросами и не имеет отношения к техническим аспектам.Применение РЛС и ведение РТР в графическом представлении. Графика Sierra NevadaСамолёт разведкиЗаказчик и разработчик к настоящему времени раскрыли часть технической информации о проекте HADES в его нынешнем виде. Известны цели и задачи программы, а также основные способы их достижения. При этом все подробности, по понятным причинам, пока не раскрываются.Программа HADES направлена на создание самолёта РТР / РЭР с высокими лётными характеристиками, способного оставаться в воздухе на протяжении длительного времени. На протяжении всего полёта этот самолёт должен использовать разнообразные средства разведки и собирать данные о текущей обстановке, о противнике и его действиях.В качестве платформы для HADES был выбран пассажирский самолет Bombardier Global 6500. Этот самолет имеет длину около 30 м и размах крыла 28,7 м. Максимальная взлётная масса превышает 45 т. Два турбовинтовых двигателя обеспечивают высокую дозвуковую скорость. Дальность полёта с нормальной нагрузкой превышает 12 тысяч км. Продолжительность полёта — не менее 10-12 часов.Точный состав специальной аппаратуры будущего HADES пока остается неизвестным. В различных источниках упоминается использование радиолокатора бокового обзора с синтезированной апертурой, оптико-электронных и других средств наблюдения. В этих областях будут применяться новейшие разработки, обладающие улучшенными характеристиками и расширенными возможностями.Самолёт HADES в зоне выполнения задачи. Графика Sierra NevadaКроме того, «Гадес» получит средства радиотехнической разведки. С их помощью самолет будет перехватывать и принимать, а также анализировать различные радиосигналы и электромагнитное излучение. Электроника сможет выявлять их источники и получать другую ценную информацию.Самолёты HADES планируется включить в современные и перспективные контуры связи и управления сухопутных войск. Они будут передавать данные разведки на командные пункты в режиме реального времени, обеспечивая поддержку деятельности войск на земле или армейской авиации. Помимо самолетов РТР / РЭР, в такую систему войдут и другие средства разведки.Планы на будущееРанее Пентагон раскрыл планы на будущее производство самолетов разведки нового типа. При отсутствии затруднений и переносов сроков, до 2030 г. хотят построить 14 таких машин. Если возникнет соответствующая необходимость, закажут и получат ещё пару. Общая стоимость производства приблизится к 1 млрд долларов.При помощи серийных HADES проведут переоснащение нескольких разведывательных эскадрилий, которые сейчас используют старые самолеты RC-12. При этом выпуск новой техники не позволит полностью заменить имеющуюся. Как будут решать эту проблему, пока не сообщается.Впрочем, пока перед программой HADES стоят другие задачи и иные проблемы. Так, на данный момент её перспективы зависят не только от успеха конструкторов, но и от решения Счётной палаты. Нельзя исключать, что по результатам проверки ход программы радикально изменится.
Источник
|